Напоминание

Концертмейстерское искусство.История и теория.


Автор: Горожанцева Татьяна Юрьевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа 2"
Населённый пункт: г.Балахна Нижегородская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Концертмейстерское искусство.История и теория.
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа 2» г. Балахна

Тема: Концертмейстерское искусство.

История и теория.

Работа концертмейстера

Горожанцевой Т. Ю.

2024 год

2

Содержание:

Введение

3 – 4 стр.

1. Профессия КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

4 – 6 стр.

2. Основные черты концертмейстерской деятельности

6 стр.

3. Этапы развития и формирования слухового внимания

концертмейстера

7 стр.

4. Работа концертмейстера в детской музыкальной

школе

7 - 8 стр.

5. Методика чтения с листа

8 – 9 стр.

6. Деятельность концертмейстера

9 – 10 стр.

7. Требования к концертмейстеру

10 – 11 стр.

8. Заключение

11 стр.

Список используемой литературы

12 стр.

3

Введение.

Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во

второй половине XIXвека.

Развитию инструментального аккомпанемента способствовало

искусство странствующих актеров - комедиантов, получившее

распространение в период Средневековья. С ним тесно соприкасалась

художественная деятельность музыкантов рыцарского происхождения –

труверов, трубадуров, миннезингеров, чьё пение сопровождала

инструментальная игра менестрелей. Именно они в XIII веке стали первыми

профессиональными аккомпаниаторами, положившими начало

концертмейстерскому искусству.

Во времена Возрождения развитие аккомпаниаторского искусства

активизировалось в связи с расширением сферы бытового музицирования,

важнейшую область которого составило пение под гитару, лютню или виолу.

Позднее большое значение в качестве аккомпанирующих инструментов

приобрели клавесин и орган. В сфере клавирного и органного

исполнительства зарождалась профессия концертмейстера.

Понятие «Концертмейстер» возникает в конце XVI века в связи

укреплением позиций гомофонно- гармонического склада, прежде всего, в

ранних формах оперы.

В эпоху барокко представления о музыканте - концертмейстере прочно

связаны с практикой инструментального музицирования.

Концертмейстерами называют музыкантов, руководящих процессом

концертного исполнения и совместной игры с солистом. Заметную роль в

развитии концертмейстерства сыграло широкое распространение камерной

вокальной и инструментальной музыки, начавшееся с середины XVIII

столетия. В это время родственную концертмейстерской деятельности

репетиторскую работу капельмейстеров осуществляют музыканты-

4

капельмейстеры, работающие с хорами, оркестрами инструментальными

ансамблями. Последующее развитие аккомпанемента, углубление его

содержания, усложнение технической стороны связаны с интенсивным

развитием жанра романса, в котором партия аккомпанемента по своей

значимости постепенно становится равноправной партии певца.

В дальнейшем концертмейстерами стали называть пианистов,

помогающих разучивать партии певцам, участникам хора; музыкантов -

инструменталистов, аккомпанирующих артистам балета во время репетиций

и концертных выступлении; первого скрипача оркестра музыкантов,

возглавляющего каждую из групп струнных инструментов.

История концертмейстерской деятельности в России начинается в

XVIII веке, когда зарождается профессиональное светское музыкальное

образование. Во второй половине XVIII столетия активное развитие

концертмейстерства обусловливается тенденцией целенаправленного

обучения музыкальному искусству и домашнему музицированию,

осуществляемому в специальных учебных заведениях по подготовке

профессиональных музыкальных кадров.

В 1867 г. в Московской консерватории открываются специальные классы для

совершенствования ансамблевых навыков пианистов. Россия становится

первой страной, где искусство аккомпанемента закрепляется включением в

учебные планы музыкальных образовательных заведений предметов данного

профиля.

1

Концертмейстер – самая распространенная и востребованная профессия

среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем

специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом

коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском

поприще в классе концертного мастерства.

5

Без

концертмейстера не

обойдутся музыкальные и

общеобразовательные

школы,

дворцы

творчества,

эстетические

центры,

музыкальные

и педагогические колледжи и ВУЗы.

Великие советские пианисты К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г.

Нейгауз, С. Т. Рихтер, Л. Г. Гинзбург и многие другие считали полезным

периодически появляться на концертной эстраде в качестве концертмейстера.

Со временем исторически объективные процессы обусловили тенденцию

узкой

специализации:

в

средних

и

высших

музыкальных

заведениях

открылись классы концертмейстерского мастерства, что во многом сказалось

на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов. Появилась

возможность

достичь

впечатляющих

результатов

не

только

в сольном, но и в ансамблевом, в частности, концертмейстерском искусстве.

Об этом свидетельствует творческая практика таких выдающихся пианистов -

концертмейстеров,

как

М.

Карандашовой,

М.

Бихтера,

А.

Ерохина,

С.

Давыдовой, Е. Шендеровича, В. Ямпольского, В. Чачавы и др.

В

настоящее

время

в

России

стали

проводиться

конкурсы-фестивали

концертмейстеров. На них, помимо состязаний музыкантов, обсуждаются

такие проблемы, как «несоответствие» сложнейших задач, стоящих перед

концертмейстером ,его роли в ансамблевой работе с солистом, его значения в

развитии музыканта и его вкладе в конечный художественный результат.

Плюс та функция, которая по большей части отводится концертмейстерам.

Термин «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя часто

принимаются

как

синонимы.

Аккомпаниатор

(от

франц.

слова

«accompagnateur»

-

сопровождать)

музыкант,

играющий

партию

сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Сопровождение подразумевает

мелодическую, ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая

нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора для достижения художественного

единения всех компонентов исполняемого произведения.

6

Концертмейстер

«пианист,

помогающий

вокалистам,

инструменталистам, хореографам разучивать партии и аккомпанирующий им

на

репетициях

и

концертах».

Деятельность

аккомпаниатора

пианиста

подразумевает

обычно

лишь

концертную

работу,

тогда

как

понятие

«концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистом их

партий,

умение

контролировать

качество

их

исполнения,

знание

их

исполнительской

специфики

и

причин

возникновения

трудностей

в

исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных

недостатков.

Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие,

педагогические и психологические функции, и их трудно отделить друг от

друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. От мастерства и

вдохновения концертмейстера почти всегда зависит творческое состояние

солиста.

2

Главной

отличительной

чертой

концертмейстерской

деятельности

является необходимость развития навыков и умений слушать не только себя,

но и солиста. В двойной концентрации и активности слухового внимания

скрыта главная черта концертмейстерской деятельности.

Профессия

концертмейстера

предъявляет

пианисту

ряд

серьезных

требований.

К

профессиональным

требованиям

относятся

виртуозное

владение

инструментом,

развитый

слух

(звуковысотный

и

тембровый),

чувство формы, быстрота реакции, беглое чтение с листа и транспонирование,

основательное знакомство со специфическими особенностями вокального

и

инструментального

искусства,

обще

музыкальная

эрудиция,

богатое

воображение и, конечно же, артистизм. Кроме того, очень важны человеческие

качества – гибкость в общении, коммуникабельность, чуткость к партнеру,

сочетание волевых качеств, инициативность и уступчивость.

7

Полная самоотдача и самоотверженность – вот важнейшие предпосылки для

успешного овладения указанной профессией.

3

В процессе аккомпанирования слуховое внимание пианиста проходит

ряд этапов развития и формирования.

Первый

-

этап

непосредственно

связан

с

вслушиванием

и

осознанием

собственной партии, которую пианисту необходимо свободно и уверенно

исполнять.

Второй

это

восприятие

партии

солиста,

которую

пианист

также

внимательно разучивает, подпевая себе во время исполнения.

Третий

самый

сложный,

в

нем

происходит

слуховая

адаптация,

постепенное слияние обеих партий в ансамбль.

И, наконец, четвертый этап – заключительный, кульминационный, когда в

слуховом сознании пианиста обе партии соединяются в единый звуковой

поток, в котором уже не воспринимаются две партии, а слышится единый

ансамбль.

Все

перечисленные

этапы

очень

значимы

и

взаимосвязаны,

т.к.

нарушение их последовательности или недостаточная работа над тем или

иным этапом может стать причиной отсутствия исполнительского ансамбля и

неудачного исполнения. И, наоборот, достижение такого исполнительского

ансамбля является ярким свидетельством концертмейстерского

мастерства.

4

Работа пианиста-концертмейстера в ДМШ позволяет широко

использовать возможности концертмейстерской деятельности. Совместная

работа педагога с концертмейстером – очень важная задача в приобщении

ребенка к миру музыки, помощи ему выработать навыки работы в коллективе

8

(ребенок-педагог-концертмейстер), развитии его общей музыкальности.

Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером. Но и не

любой хороший пианист сможет достичь больших результатов в

аккомпанементе. Концертмейстер должен владеть всем арсеналом мастерства

пианиста плюс другие дополнительные умения: навык «организации»

партитуры, выстраивания вертикали, обеспечение живой пульсации

музыкального произведения, умения давать дирижерскую сетку, и мн. др.

5

Навык чтения с листа. У концертмейстера не всегда есть время и

возможность ознакомиться с нотным текстом. Приходится читать с листа,

быстро ориентироваться в своем тексте и тексте солиста, чутко чувствовать

фразировку исполнителя, уметь сразу понять характер и настроение

произведения. Для всего этого нужно мысленно охватить весь нотный текст

(если произведение вокальное, то и литературный текст), тональность, темп,

изменения темпа и тональности, динамику. Е. Шендерович, много лет

работая в концертмейстерском классе, предлагает поэтапную методику

овладения навыком чтения с листа.

Такой навык формируется из нескольких стадий постепенного охвата

3-х строчной партитуры. Сначала играются сольная и басовая партии, что

приучает пианиста следить за партией солиста. Дальше исполняется

фактура, но не буквально, а путем приспособления фортепианной партии к

возможностям своих рук, иногда меняя, упрощая последовательность звуков.

При этом сохраняется звуковой состав и гармоническое развитие в целом.

Затем пианист внимательно читает поэтический текст и играет одну лишь

вокальную строчку. При этом надо запомнить, где располагаются цезуры

(для дыхания певца), где возникнут замедления, ускорения, кульминация.

Затем пианист полностью сосредотачивается на фортепианной партии. Игра

с листа нотного текста- это одна самых сложных форм чтения вообще: здесь

и напряженная деятельность зрения, слуха, которые контролируют логику

9

музыкального развития, создают мыслительное представление о ближайшем

продолжении музыкального материала. Задействуются слуховые,

зрительные, двигательные, мыслительные и психологические процессы. При

чтении аккомпанемента в первоначальном варианте можно опустить часть

украшений, брать неполные аккорды и не играть октавные удвоения. Однако

нельзя допускать пропуски ритмически и гармонически необходимых

басовых нот. По мере развития навыков чтения с листа и роста

профессионализма, фактурные упрощения сводятся к минимуму.

6

Мастерство

концертмейстера

глубоко

специфично. Оно

требует

от

пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально -

исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ

певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах. У

пианиста должны быть многосторонние знания и умения по курсам гармонии,

сольфеджио,

полифонии,

истории

музыки,

анализа

музыкальных

произведений, педагогики в их взаимосвязях. Для педагога специального

класса концертмейстер - правая рука и первый помощник. Для солиста он

помощник, друг, наставник педагог. Право на такую роль имеет не каждый

концертмейстер. Оно (право) завоёвывается авторитетом солидных знаний,

постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в

достижении нужных художественных результатов при совместной работе с

солистами и в собственном совершенствовании.

Деятельность

концертмейстера

очень

многогранна.

Это

не

только

концертная работа, которая является итогом, но и то, что предшествует этому:

разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их

исполнения, знание особенностей возникновения трудностей при исполнении,

умение подсказать путь их преодоления. Деятельность концертмейстера –

это целое искусство создания ансамбля с исполнителем, в котором фортепиано

10

принадлежит очень веская роль, не ограничивающаяся лишь функциями

гармонической и ритмической поддержки партнера.

Чтобы почувствовать музыку разных стилей, концертмейстеру необходимо

накопить большой музыкальный репертуар. Хороший концертмейстер всегда

проявляет большой интерес к познанию новой музыки, знакомству с нотами

тех или иных произведений, слушанию в записи и на концертах. Одним из

немаловажных

качеств

концертмейстера

являются

быстрота

реакции,

мобильность, сиюминутное реагирование. В концертной практике нередки

случаи, когда ученик-инструменталист от волнения меняет темп, динамику и

т.д. Основная задача концертмейстера не растеряться, подхватить, поддержать

ученика, помочь ему довести исполнения до финала. В подобных ситуациях

концертмейстер фактически спасает выступление ученика. В моей практике

бывали такие случаи, когда даже не все педагоги понимали, что же произошло

на самом деле. В этом проявляется умение чувствовать и предчувствовать

намерения ученика. Здесь уже концертмейстер выступает в роли психолога.

7

Широкий

спектр

ансамблевого

исполнительства,

открывающийся

в

музыкальной

практике

перед

профессиональными

пианистами

-

исполнителями,

предъявляет

к

ним

как

концертмейстерам

определенные

требования. Наиболее полно они сформулированы Е.М. Шендеровичем и

нашли

отражение

в

предложенном

им

понятии

концертмейстерского

комплекса,

включающего

универсальный

(базовый)

и

специальный

компоненты.

Наиболее

важными

составляющими

универсального

компонента

являются

владение

основами

теории

и

практики

фортепианной

игры

и

навыками аккомпанирования; знание произведений разных стилей и жанров,

их художественного содержания; игра в ансамбле; владение техникой чтения

с листа, умение транспонировать.

11

Специальный компонент - это навыки инструментальной импровизации и

свободной ориентации в полной фактуре произведения; знание специфики

инструмента

своего

партнера.

Помимо

исполнительского

аспекта,

деятельность

концертмейстера

включает

в

себя

психологический

и

педагогический аспекты.

8

В современных учебных материалах и исследованиях нет таких, которые

бы подробно рассматривали проблему формирования концертмейстерской

компетенции. Имеются лишь отдельные исполнительские и педагогические

версии.

В

некоторых

исследованиях

освещаются

отдельные

аспекты,

например, умение читать нотный текст с листа (А. Д. Алексеев, А. Баренбойм,

Р. А. Верхолаз, К. А. Цатурян и др.); умение музыкального редактирования

(А.

Б.

Гольденвейзер,

М.

Д.

Корноухов

и

др.);

специфика

работы

аккомпаниатора с солистом (К.Л Виноградов, М. Живов, Е.М. Шендерович и

др.) и т.д.

В заключение хочется привести слова французского композитора и

клавесиниста Франсуа Куперена (XVII – XVIII вв) из его работы «Искусство

игры на клавесине»: «Если бы меня спросили, в чем я хотел бы

совершенствоваться – в исполнении пьес или в аккомпанементе, я чувствую,

что самолюбие заставило бы меня предпочесть пьесы аккомпанементу.

Согласен, что нет ничего приятнее, чем быть хорошим аккомпаниатором, что

ничто не сближает нас так с другими музыкантами. Но какая

несправедливость! Аккомпаниатора хвалят в концерте последним.

Сопровождение … рассматривается в таких случаях только как фундамент

сооружения. О нем почти никогда не говорят, хотя на нем лежит вся тяжесть

здания, а все внимание, все аплодисменты аудитории принадлежат всецело

исполнителю пьес».

12

Литература:

1.

Шендерович

Е.М.

«В

концертмейстерском

классе.

Размышления

педагога» Изд. М. «Музыка» 1996г.

2.

Шендерович Е.М. «О преодолении пианистических трудностей в

клавирах.Советы аккомпаниатора » Изд. М. «Музыка» 1987г.

3.

Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» Изд.

М «Музгиз» 1961г.



В раздел образования