Автор: Горожанцева Татьяна Юрьевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа 2"
Населённый пункт: г.Балахна Нижегородская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Концертмейстерское искусство.История и теория.
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа 2» г. Балахна
Тема: Концертмейстерское искусство.
История и теория.
Работа концертмейстера
Горожанцевой Т. Ю.
2024 год
2
Содержание:
Введение
3 – 4 стр.
1. Профессия КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
4 – 6 стр.
2. Основные черты концертмейстерской деятельности
6 стр.
3. Этапы развития и формирования слухового внимания
концертмейстера
7 стр.
4. Работа концертмейстера в детской музыкальной
школе
7 - 8 стр.
5. Методика чтения с листа
8 – 9 стр.
6. Деятельность концертмейстера
9 – 10 стр.
7. Требования к концертмейстеру
10 – 11 стр.
8. Заключение
11 стр.
Список используемой литературы
12 стр.
3
Введение.
Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во
второй половине XIXвека.
Развитию инструментального аккомпанемента способствовало
искусство странствующих актеров - комедиантов, получившее
распространение в период Средневековья. С ним тесно соприкасалась
художественная деятельность музыкантов рыцарского происхождения –
труверов, трубадуров, миннезингеров, чьё пение сопровождала
инструментальная игра менестрелей. Именно они в XIII веке стали первыми
профессиональными аккомпаниаторами, положившими начало
концертмейстерскому искусству.
Во времена Возрождения развитие аккомпаниаторского искусства
активизировалось в связи с расширением сферы бытового музицирования,
важнейшую область которого составило пение под гитару, лютню или виолу.
Позднее большое значение в качестве аккомпанирующих инструментов
приобрели клавесин и орган. В сфере клавирного и органного
исполнительства зарождалась профессия концертмейстера.
Понятие «Концертмейстер» возникает в конце XVI века в связи
укреплением позиций гомофонно- гармонического склада, прежде всего, в
ранних формах оперы.
В эпоху барокко представления о музыканте - концертмейстере прочно
связаны с практикой инструментального музицирования.
Концертмейстерами называют музыкантов, руководящих процессом
концертного исполнения и совместной игры с солистом. Заметную роль в
развитии концертмейстерства сыграло широкое распространение камерной
вокальной и инструментальной музыки, начавшееся с середины XVIII
столетия. В это время родственную концертмейстерской деятельности
репетиторскую работу капельмейстеров осуществляют музыканты-
4
капельмейстеры, работающие с хорами, оркестрами инструментальными
ансамблями. Последующее развитие аккомпанемента, углубление его
содержания, усложнение технической стороны связаны с интенсивным
развитием жанра романса, в котором партия аккомпанемента по своей
значимости постепенно становится равноправной партии певца.
В дальнейшем концертмейстерами стали называть пианистов,
помогающих разучивать партии певцам, участникам хора; музыкантов -
инструменталистов, аккомпанирующих артистам балета во время репетиций
и концертных выступлении; первого скрипача оркестра музыкантов,
возглавляющего каждую из групп струнных инструментов.
История концертмейстерской деятельности в России начинается в
XVIII веке, когда зарождается профессиональное светское музыкальное
образование. Во второй половине XVIII столетия активное развитие
концертмейстерства обусловливается тенденцией целенаправленного
обучения музыкальному искусству и домашнему музицированию,
осуществляемому в специальных учебных заведениях по подготовке
профессиональных музыкальных кадров.
В 1867 г. в Московской консерватории открываются специальные классы для
совершенствования ансамблевых навыков пианистов. Россия становится
первой страной, где искусство аккомпанемента закрепляется включением в
учебные планы музыкальных образовательных заведений предметов данного
профиля.
1
Концертмейстер – самая распространенная и востребованная профессия
среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем
специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом
коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском
поприще в классе концертного мастерства.
5
Без
концертмейстера не
обойдутся музыкальные и
общеобразовательные
школы,
дворцы
творчества,
эстетические
центры,
музыкальные
и педагогические колледжи и ВУЗы.
Великие советские пианисты К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г.
Нейгауз, С. Т. Рихтер, Л. Г. Гинзбург и многие другие считали полезным
периодически появляться на концертной эстраде в качестве концертмейстера.
Со временем исторически объективные процессы обусловили тенденцию
узкой
специализации:
в
средних
и
высших
музыкальных
заведениях
открылись классы концертмейстерского мастерства, что во многом сказалось
на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов. Появилась
возможность
достичь
впечатляющих
результатов
не
только
в сольном, но и в ансамблевом, в частности, концертмейстерском искусстве.
Об этом свидетельствует творческая практика таких выдающихся пианистов -
концертмейстеров,
как
М.
Карандашовой,
М.
Бихтера,
А.
Ерохина,
С.
Давыдовой, Е. Шендеровича, В. Ямпольского, В. Чачавы и др.
В
настоящее
время
в
России
стали
проводиться
конкурсы-фестивали
концертмейстеров. На них, помимо состязаний музыкантов, обсуждаются
такие проблемы, как «несоответствие» сложнейших задач, стоящих перед
концертмейстером ,его роли в ансамблевой работе с солистом, его значения в
развитии музыканта и его вкладе в конечный художественный результат.
Плюс та функция, которая по большей части отводится концертмейстерам.
Термин «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя часто
принимаются
как
синонимы.
Аккомпаниатор
(от
франц.
слова
«accompagnateur»
-
сопровождать)
–
музыкант,
играющий
партию
сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Сопровождение подразумевает
мелодическую, ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая
нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора для достижения художественного
единения всех компонентов исполняемого произведения.
6
Концертмейстер
–
«пианист,
помогающий
вокалистам,
инструменталистам, хореографам разучивать партии и аккомпанирующий им
на
репетициях
и
концертах».
Деятельность
аккомпаниатора
–
пианиста
подразумевает
обычно
лишь
концертную
работу,
тогда
как
понятие
«концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистом их
партий,
умение
контролировать
качество
их
исполнения,
знание
их
исполнительской
специфики
и
причин
возникновения
трудностей
в
исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных
недостатков.
Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие,
педагогические и психологические функции, и их трудно отделить друг от
друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. От мастерства и
вдохновения концертмейстера почти всегда зависит творческое состояние
солиста.
2
Главной
отличительной
чертой
концертмейстерской
деятельности
является необходимость развития навыков и умений слушать не только себя,
но и солиста. В двойной концентрации и активности слухового внимания
скрыта главная черта концертмейстерской деятельности.
Профессия
концертмейстера
предъявляет
пианисту
ряд
серьезных
требований.
К
профессиональным
требованиям
относятся
виртуозное
владение
инструментом,
развитый
слух
(звуковысотный
и
тембровый),
чувство формы, быстрота реакции, беглое чтение с листа и транспонирование,
основательное знакомство со специфическими особенностями вокального
и
инструментального
искусства,
обще
музыкальная
эрудиция,
богатое
воображение и, конечно же, артистизм. Кроме того, очень важны человеческие
качества – гибкость в общении, коммуникабельность, чуткость к партнеру,
сочетание волевых качеств, инициативность и уступчивость.
7
Полная самоотдача и самоотверженность – вот важнейшие предпосылки для
успешного овладения указанной профессией.
3
В процессе аккомпанирования слуховое внимание пианиста проходит
ряд этапов развития и формирования.
Первый
-
этап
непосредственно
связан
с
вслушиванием
и
осознанием
собственной партии, которую пианисту необходимо свободно и уверенно
исполнять.
Второй
–
это
восприятие
партии
солиста,
которую
пианист
также
внимательно разучивает, подпевая себе во время исполнения.
Третий
–
самый
сложный,
в
нем
происходит
слуховая
адаптация,
постепенное слияние обеих партий в ансамбль.
И, наконец, четвертый этап – заключительный, кульминационный, когда в
слуховом сознании пианиста обе партии соединяются в единый звуковой
поток, в котором уже не воспринимаются две партии, а слышится единый
ансамбль.
Все
перечисленные
этапы
очень
значимы
и
взаимосвязаны,
т.к.
нарушение их последовательности или недостаточная работа над тем или
иным этапом может стать причиной отсутствия исполнительского ансамбля и
неудачного исполнения. И, наоборот, достижение такого исполнительского
ансамбля является ярким свидетельством концертмейстерского
мастерства.
4
Работа пианиста-концертмейстера в ДМШ позволяет широко
использовать возможности концертмейстерской деятельности. Совместная
работа педагога с концертмейстером – очень важная задача в приобщении
ребенка к миру музыки, помощи ему выработать навыки работы в коллективе
8
(ребенок-педагог-концертмейстер), развитии его общей музыкальности.
Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером. Но и не
любой хороший пианист сможет достичь больших результатов в
аккомпанементе. Концертмейстер должен владеть всем арсеналом мастерства
пианиста плюс другие дополнительные умения: навык «организации»
партитуры, выстраивания вертикали, обеспечение живой пульсации
музыкального произведения, умения давать дирижерскую сетку, и мн. др.
5
Навык чтения с листа. У концертмейстера не всегда есть время и
возможность ознакомиться с нотным текстом. Приходится читать с листа,
быстро ориентироваться в своем тексте и тексте солиста, чутко чувствовать
фразировку исполнителя, уметь сразу понять характер и настроение
произведения. Для всего этого нужно мысленно охватить весь нотный текст
(если произведение вокальное, то и литературный текст), тональность, темп,
изменения темпа и тональности, динамику. Е. Шендерович, много лет
работая в концертмейстерском классе, предлагает поэтапную методику
овладения навыком чтения с листа.
Такой навык формируется из нескольких стадий постепенного охвата
3-х строчной партитуры. Сначала играются сольная и басовая партии, что
приучает пианиста следить за партией солиста. Дальше исполняется
фактура, но не буквально, а путем приспособления фортепианной партии к
возможностям своих рук, иногда меняя, упрощая последовательность звуков.
При этом сохраняется звуковой состав и гармоническое развитие в целом.
Затем пианист внимательно читает поэтический текст и играет одну лишь
вокальную строчку. При этом надо запомнить, где располагаются цезуры
(для дыхания певца), где возникнут замедления, ускорения, кульминация.
Затем пианист полностью сосредотачивается на фортепианной партии. Игра
с листа нотного текста- это одна самых сложных форм чтения вообще: здесь
и напряженная деятельность зрения, слуха, которые контролируют логику
9
музыкального развития, создают мыслительное представление о ближайшем
продолжении музыкального материала. Задействуются слуховые,
зрительные, двигательные, мыслительные и психологические процессы. При
чтении аккомпанемента в первоначальном варианте можно опустить часть
украшений, брать неполные аккорды и не играть октавные удвоения. Однако
нельзя допускать пропуски ритмически и гармонически необходимых
басовых нот. По мере развития навыков чтения с листа и роста
профессионализма, фактурные упрощения сводятся к минимуму.
6
Мастерство
концертмейстера
глубоко
специфично. Оно
требует
от
пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально -
исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ
певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах. У
пианиста должны быть многосторонние знания и умения по курсам гармонии,
сольфеджио,
полифонии,
истории
музыки,
анализа
музыкальных
произведений, педагогики в их взаимосвязях. Для педагога специального
класса концертмейстер - правая рука и первый помощник. Для солиста он
помощник, друг, наставник педагог. Право на такую роль имеет не каждый
концертмейстер. Оно (право) завоёвывается авторитетом солидных знаний,
постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в
достижении нужных художественных результатов при совместной работе с
солистами и в собственном совершенствовании.
Деятельность
концертмейстера
очень
многогранна.
Это
не
только
концертная работа, которая является итогом, но и то, что предшествует этому:
разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их
исполнения, знание особенностей возникновения трудностей при исполнении,
умение подсказать путь их преодоления. Деятельность концертмейстера –
это целое искусство создания ансамбля с исполнителем, в котором фортепиано
10
принадлежит очень веская роль, не ограничивающаяся лишь функциями
гармонической и ритмической поддержки партнера.
Чтобы почувствовать музыку разных стилей, концертмейстеру необходимо
накопить большой музыкальный репертуар. Хороший концертмейстер всегда
проявляет большой интерес к познанию новой музыки, знакомству с нотами
тех или иных произведений, слушанию в записи и на концертах. Одним из
немаловажных
качеств
концертмейстера
являются
быстрота
реакции,
мобильность, сиюминутное реагирование. В концертной практике нередки
случаи, когда ученик-инструменталист от волнения меняет темп, динамику и
т.д. Основная задача концертмейстера не растеряться, подхватить, поддержать
ученика, помочь ему довести исполнения до финала. В подобных ситуациях
концертмейстер фактически спасает выступление ученика. В моей практике
бывали такие случаи, когда даже не все педагоги понимали, что же произошло
на самом деле. В этом проявляется умение чувствовать и предчувствовать
намерения ученика. Здесь уже концертмейстер выступает в роли психолога.
7
Широкий
спектр
ансамблевого
исполнительства,
открывающийся
в
музыкальной
практике
перед
профессиональными
пианистами
-
исполнителями,
предъявляет
к
ним
как
концертмейстерам
определенные
требования. Наиболее полно они сформулированы Е.М. Шендеровичем и
нашли
отражение
в
предложенном
им
понятии
концертмейстерского
комплекса,
включающего
универсальный
(базовый)
и
специальный
компоненты.
Наиболее
важными
составляющими
универсального
компонента
являются
владение
основами
теории
и
практики
фортепианной
игры
и
навыками аккомпанирования; знание произведений разных стилей и жанров,
их художественного содержания; игра в ансамбле; владение техникой чтения
с листа, умение транспонировать.
11
Специальный компонент - это навыки инструментальной импровизации и
свободной ориентации в полной фактуре произведения; знание специфики
инструмента
своего
партнера.
Помимо
исполнительского
аспекта,
деятельность
концертмейстера
включает
в
себя
психологический
и
педагогический аспекты.
8
В современных учебных материалах и исследованиях нет таких, которые
бы подробно рассматривали проблему формирования концертмейстерской
компетенции. Имеются лишь отдельные исполнительские и педагогические
версии.
В
некоторых
исследованиях
освещаются
отдельные
аспекты,
например, умение читать нотный текст с листа (А. Д. Алексеев, А. Баренбойм,
Р. А. Верхолаз, К. А. Цатурян и др.); умение музыкального редактирования
(А.
Б.
Гольденвейзер,
М.
Д.
Корноухов
и
др.);
специфика
работы
аккомпаниатора с солистом (К.Л Виноградов, М. Живов, Е.М. Шендерович и
др.) и т.д.
В заключение хочется привести слова французского композитора и
клавесиниста Франсуа Куперена (XVII – XVIII вв) из его работы «Искусство
игры на клавесине»: «Если бы меня спросили, в чем я хотел бы
совершенствоваться – в исполнении пьес или в аккомпанементе, я чувствую,
что самолюбие заставило бы меня предпочесть пьесы аккомпанементу.
Согласен, что нет ничего приятнее, чем быть хорошим аккомпаниатором, что
ничто не сближает нас так с другими музыкантами. Но какая
несправедливость! Аккомпаниатора хвалят в концерте последним.
Сопровождение … рассматривается в таких случаях только как фундамент
сооружения. О нем почти никогда не говорят, хотя на нем лежит вся тяжесть
здания, а все внимание, все аплодисменты аудитории принадлежат всецело
исполнителю пьес».
12
Литература:
1.
Шендерович
Е.М.
«В
концертмейстерском
классе.
Размышления
педагога» Изд. М. «Музыка» 1996г.
2.
Шендерович Е.М. «О преодолении пианистических трудностей в
клавирах.Советы аккомпаниатора » Изд. М. «Музыка» 1987г.
3.
Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» Изд.
М «Музгиз» 1961г.