Автор: Бакланова Оксана Александровна
Должность: Доцент
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: История возникновения и развития техники floor work
Раздел: высшее образование
История возникновения и развития техники floor work
Историю возникновения техники floor work следует рассматривать в контексте
истории возникновения и развития танца модерн. Это направление - целиком детище XX
века. Эта система танца связана с именами великих исполнителей и хореографов, В
отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе
творчества того или иного конкретного лица.
Использование floor work - одно из основных отличий современного танца от
классического балета. Айседора Дункан еще в 1911 году включила партер в свою
хореографию. Но основная заслуга в использование партерной техники принадлежит
Марте Грэм. Она широко использовала партер в своей технике. Техника Грэм
характеризуется двумя базовыми понятиями: контракшэн (contraction) — сжатие и релиз
(release) удлинение, расширение. Ей также присущи импульсный характер движения и
использование пространства за счет перемещения по полу. Лексика Грэм вырабатывалась
постепенно, по мере того как расширялся диапазон тем и образов в ее постановках.
Главным источником движения в технике Грэм является центр сил, она открыла
его новые возможности.
Эта новая техника являлась очень смелой и не была ограничена общепринятыми
традициями и стереотипами. Это совершенно новый подход к физике движения,
подчиненного дыханию и анатомическим изменениям при дыхательном процессе. Это
стало важнейшими элементами ее техники, ее концепцией движения, базирующегося на
«сжатии — высвобождении».
Одной из фундаментальных концепций техники Грэм является «ударная» техника
падения, так называемые «водопады». Марта Грэм в этой технике падения использует
сокращения и манипуляции телом, как центром гравитации, чтобы контролировать время
и направление падения. Есть широкий спектр таких строго систематизированных
«водопадов» Грэм, включая так называемые «сидячие» и «дорожные водопады»; падения
с высоты; и падения с места, которые могут быть направлены вперед, назад, в сторону или
в шпагат. Почти во всех падениях танцор прилагает сильную восходящую силу, чтобы
противодействовать силе тяжести и как бы зависнуть в пространстве для художественного
эффекта.
Падение в технике Грэм до сих пор используют в современной хореографии для
драматического эффекта в хореографическом контексте, манипулируя балансом между
активным зависанием тела в пространстве и подчинением его гравитации.
Марта Грэм разработала ежедневные занятия для своей компании, которая все еще
используется (с некоторыми вариациями) для обучения ее технике. Класс организован
следующим образом:
-Работа в технике floor work:
Учащиеся встают, приветствуя учителя, когда он входит в класс, затем работают
на полу от 30 до 40 минут. Студенты начинают с «подпрыгивания» туловища в трех
положениях сидя и выполняют упражнения на сокращение и комбинации на коленях.
Такие упражнения в партере подчеркивают силу и стабильность корпуса, исследуют
суставы позвоночника и туловища и начинают координировать руки, ноги и голову.
-Упражнения стоя:
Упражнения на полу переходят к комбинациям стоя, которые прорабатывают
ноги, ступни и туловище, а также тренируют равновесие и контроль.
-В партере:
Эти комбинации начинаются с простых упражнений на ходьбу и усложняются,
включая различные прыжки с перекатами по полу. Студенты традиционно рассматривают
эти комбинации, как возможность для «настоящих» танцев, в отличие от должным
образом выполненных технических тренировок в других частях класса.
-Падения:
Каждое падение состоит из сокращения и одновременного движения ног или
коленей назад. Падения призваны продемонстрировать контроль над телом на каждом из
ранее практиковавшихся вертикальных уровней.
Таким образом Марта Грэм была первым педагогом, хореографом и
исполнителем
из
всех
основоположников
модерна,
которая
своих
постановках
использовала технику floor work, а также внедрила ее в систему подготовки своих
танцовщиков.
Еще одним новатором в области современного танца, которую также можно
назвать одним из лидеров в разработке и внедрении техники floor work, является
американская танцовщица, педагог и хореограф, современница Марты Грэм, Дорис
Хамфри. Хамфри и Грэм по отдельности разработали новые идеи об основной динамике
танцевального движения, которые в конечном итоге сформировались в собственные,
абсолютно разные техники современного танца, в которых доминирующей была
партерная техника.
Теория Хамфри исследовала нюансы реакции человеческого тела на гравитацию,
воплощенную в ее принципе «падения и вставания». Она назвала это «дугой между двумя
смертями». Одна крайность - индивидуум подчиняется природе гравитации, а другая -
пытается достичь баланса. Причем эта идея заключалась в изменении центра тяжести,
равновесии и подъеме. Хамфри предположила, что перемещение от центра должно
сопровождаться равной корректировкой, чтобы снова вернуться в центр и предотвратить
падение.
Чем
драматичнее
движение,
тем
более
драматичным
должно
быть
восстановление. Принцип «падения и вставания» Хамфри может проиллюстрировать
эмоциональную и физическую кульминацию борьбы за стабильность и подчинения
законам гравитации. Эту теорию падения и восстановления все еще используют многие
хореографы, которые используют в своей работе технику floor work.
Также одним по значимости в ряду хореографов и педагогов, которые в своей
работе активно использовали floor work является Эрик Хоукинс. Он был первым
мужчиной, который станцевал с труппой Марты Грэм, какое-то время даже был ее мужем,
но покинул ее труппу, чтобы основать свою.
В личном поиске безопасности танцев, Хоукинс намеревался интегрировать
анатомические принципы в танец. Он разработал новаторский подход к технике танца,
основанный на принципах движения кинезиологии и анатомических исследованиях
человеческого тела, тем самым создавая мост к более позднему введению соматический
практики. Он выступал за знакомство с идеокинезом (а также другими соматическими
подходами к обучению) и приобретением того, что он назвал «чувственным ощущением»,
сенсорным опознаванием своего тела и его движений.
В отличие от интенсивных сокращений и фигурных положений, типичных для
техники Грэм, Хоукинс предпочитал расслабление мышц и плавные модели движений в
погоне за легкими движениями и плавными переходами. Он заявил: «Тело - чистое
место», а работа в партере помогает понять принципы выстраивания тела, которые потом
можно перенести на положение стоя. Являясь мощным инструментом укрепления тазовой
мускулатуры и мускулатуры корпуса, работа в партере помогает осознанию тазового дна
и связей между тазом и реберной клеткой. Эрик Хоукинс считал, что типы используемых
образов зависят от целей хореографа и определенной техники. В целом, в его
танцевальной технике сочетаются кинезиология, современный танец (включая технику
Грэм), работа в партере и идея красоты.
Одним из тех, кто продолжил традиции своих предшественников в танце модерн
и который также использовал floor work в своей хореографии, был Хосе Лимон. Его
техника также является одной из ведущих техник в танце модерн, при этом являясь
полной противоположностью технике Марты Грэм. Большое влияние на формирование
его взглядов оказала теория «падения и вставания» Дорис Хамфри. Эти принципы
движения и стали основой его техники. Это постоянная «игра» с гравитацией, «разрыв»
между верхом и низом. Ощущение неба и земли, рая и ада. Всегда в двух направлениях.
Стиль его танца в наименьшей степени связан с фиксированием точки окончательного
движения, и конечные точки в технике Лимона являются продолжением движения.
Далее творили хореографы, объединившие свое искусство термином
«постмодерн»: Пол Тэйлор, Элвин Николай, Пина Бауш и многие-многие другие. Их
творчество-это синтез разных школ и течений, в котором использование floor work было
абсолютно гармоничным, логичным и последовательным явлением.
Однако в контексте исследования floor work, следует выделить Джоан Скинер и
ее
технику
Релиз
(Skinner
Releasing
Technique).
Эта
техника
«освобождения»
основывается на естественных движениях и положениях тела и опирается на принципы
уменьшения напряжения, используя дыхание и инерцию для облегчения движения. Эта
техника современного танца основана на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с
целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в
процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что
даёт большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В
процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная
структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Эти темы подробно разбираются в
начале урока, затем следует их практическая разработка в определенных упражнениях и
танцевальных комбинациях. Основное внимание уделяется трем базовым программам,
являющимся обязательными в современном танце (баланс, артикуляция (импульс,
инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом)). Но особо важным аспектом
техники релиз является обучение именно технике floor work (работы с полом), технике
падения и смещения баланса.
Одной из самых известных техник современного танца, в основе которой лежит
партерная техника, является техника «Низкого полета» – именно так назвал свою
танцевальную технику изобретатель flying low Дэвид Замбрано. Технику, родившуюся в
результате тяжелой травмы и долгих месяцев усердной работы над собой, а в результате –
ставшую одной из самых популярных партерных техник, изучаемых танцорами по всему
миру. Партерная техника flying low – это упражнения на полу, с помощью которых
изучаются и отрабатываются основные принципы contemporary (сжатие и расслабление,
изоляция, спиральность, перетекание, инерционность, падение). Занятия построены на
освобождении зажимов тела, которое, урок за уроком, теряет свою закостенелость и
приобретает
эластичность,
а
также
способствуют
улучшению
пространственного
восприятия танцора. В конечном итоге, занятия flying low способствуют налаживанию
связей между центром тела и конечностями, развитию общей динамики тела, скорости,
качества скольжения и падения
Контактная
импровизация,
еще
одна
техника
современного
танца,
распространившаяся в США и Европе в конце XX века, которую следует рассмотреть в
контексте исследования floor work. Основой этой техники является физический контакт
(контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования своего тела.
Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный
баланс, вращение, падение, задержание, подъем и т.д. Контактная импровизация
предполагает взаимодействие с партнером, так вот пол в этой технике зачастую выступает
партнером. Использование floor work в контактной импровизации является повсеместным
явлением и одним из инструментов владения этой техникой.
В настоящее время в мире современной хореографии есть очень много молодых
педагогов-хореографов,
которые
посредством
синтеза
разных
практик
и
техник,
развивают свои методы работы с техникой floor work. Нельзя сказать, что они являются
авторами собственных техник современного танца, в основном они последователи, но
сейчас развитие техники floor work выходит на новый уровень, иногда даже синтезируя с
цирковым искусством.
Одним из ярких представителей молодых педагогов-хореографов, которые с
огромным энтузиазмом развивают технику floor work является Том Векслер (Tom
Weksler). Том окончил в 2009 году «Мастерскую для танцоров и хореографов» в Хайфе и
является действующим танцором Inbal Pinto and Avshalom Pollak Dance Company, при
этом проводит свои классы по технике floor work по всему миру, на которых обучает всех
желающих овладению этой техникой собственным методом.
Техника работы на полу Тома Векслера служит механизмом «управления
рисками», что в конечном итоге приводит к свободе в гораздо большем масштабе,
которую обычно испытывают исполнители этой техники. Том на своих классах вводит
динамику падения, перекатывания, коллапса и переворота, чтобы уменьшить, и в
конечном итоге исключить действия, которые все обычно называют «неудачами» в
танцах. Его метод обучения технике floor work состоит как из простых, почти
повседневных действий, таки сложных акробатических трюков, без различия между ними
и оценки сложного и не сложного, важного и не важного.
Франциско Кордова (Francisko Cordova)-еще один яркий представитель нового
поколения исполнителей, хореографов и педагогов современного танца, который
развивает, исследует и продвигает технику floor work в современном танце. В настоящее
время в Европе он считается одним из самых представительных педагогов и исполнителей
новой сцены современного танца, а также директором компании Physical Momentum, где в
настоящее время отмечает десятилетие творческой карьеры, параллельно является
директором Международного фестиваля ATLAS и директором Программы обучения
технике движения (TDM) в Мексике и Барселоне.
С 2006 года он разработал свое методологическое предложение «Body Action
Movement Relation» (Тело-действие Движение-отношение ) и физическое действие как
сценическое построение», с помощью которого он провел множество семинаров, классов
и лабораторий в различных компаниях, фестивалях и международных арт-центрах в
Европе, Азии, Латинской Америке а также в России. Body Action <> Movement Relation —
это тренировочная программа, основанная на построении физических действий. Он
побуждает танцоров отойти от общего языка танца, и не формировать танцевальные
клише. Он ломает и расшифровывает устоявшиеся и предопределенные танцевальные
языки. Семинар представляет собой представление контроля и физической интуиции. Его
цель — вызывать состояния: физические, ментальные и даже эмоциональные — все через
все физическое. Он помогает участнику найти истину в своем теле и соприкоснуться со
своим собственным способом движения, принимая информацию через волю интуиции.
Класс посвящен опытным знаниям. Он выводит тело на максимальные возможности с
абсолютно контролируемым риском.
Тони Везич (Tony Vezich)- следующий представитель европейских хореографов,
который вносит свой вклад в развитие техники floor work. Тони изучал современный
танец в Новозеландской школе танца, а затем провел следующие полтора десятилетия,
работая
танцором
и
хореографом
в
Германии.
Тони
является
основателем,
художественным руководителем и хореографом Temper-Temper Dance Company. В его
репертуаре более пятидесяти хореографических постановок. Далее он стал главным
преподавателем современного танца в Исландской академии искусств и смог изобрести и
развить свою технику под названием «Release-the- beast» (освобождение зверя), которую
он преподает по всей Европе и Скандинавии. Вдохновленная предотвращением травм,
техника Тони «освобождение зверя» представляет собой систему, как серьезное
последствие интенсивной физической траектории Тони как танцора и исполнителя. В
этом заключается сильный упор на работу floor work и определенный последовательный
порядок работы тела по отношению к источнику, из которого инициируется движение.
Одним из определяющих факторов является зависимость от повторного обнаружения
мощного центра и обучения тому, как использовать и укреплять его, чтобы перемещаться
на большие расстояния по отношению к полу и нижним пространственным планам и
сочетать это с различными техниками работы на полу и акробатикой.
В данный период времени в мире есть еще много педагогов и практикующих
танцовщиков, которые развивают свой собственный метод работы с движением в
современной хореографии с помощью техники floor work. Кроме перечисленных мной
выше хочется также обратить внимание на таких современных молодых хореографов и
исполнителей как Laja Martin, Samuel Minguillon, Lanan Dinkelmann, Peter Jasko, Diego
A.Alvares Sanon, Adrian Arriaga, Frey Faust, German Jauregui, Raul Martinez, Tina Halford,
Marion Sparber, Guy Nader, Viktir Rottier.
В России также есть очень много молодых педагогов и практикующих
исполнителей, которые используют и продвигают технику floor work в своем творчестве.
Это Дмитрий Акименко, Васко Насонов, Артем Волосов, Александр Могилев, Валентин
Исаков,
Денис
Чернышев,
Ольга
Лабовкина,
Niko
(Николоай
Марунов),
Аслан
Мухамеджанов и др.
Весь современный танец, в первую очередь, строится именно на взаимоотношении
танцовщика с полом, поэтому использование техники floor work в этом танце диктует
необходимость
создания
современной
методической
концепции
изучения
и
использования этой техники при обучении современному танцу. Популяризация интереса
к технике Floor Work, дает дальнейшее развитие методик и систем обучения этой технике.
Можно с уверенностью сказать, что партерная техника floor work – работа в
партере, — современная танцевальная практика, являющаяся основным компонентом
contemporary dance, содействующая налаживанию взаимосвязей между центром тела и
конечностями, и привносящая в современный танец многогранность и универсальность.