Напоминание

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере работы мастерской


Автор: Швецова Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1 г. Нерюнгри им. С.С.Каримовой"
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН, НЕРЮНГРИ
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг сформированности универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере работы мастерской
Раздел: начальное образование





Назад




Мониторинг сформированности универсальных учебных

действий во внеурочной деятельности на примере работы

мастерской «Инфознайка»

Швецова Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри»

Диагностическое сопровождение внеурочной деятельности ребёнка предполагает

изучение результативности формирования универсальных учебных действий. Программу

сопровождения могут составить следующие методики. Отслеживание ведётся психологом.

Результаты диагностики фиксируются в «Индивидуальной карточке» учащегося,

образец которой я представляю:

Интерпретация результатов следующая:

3 балла – ученик достиг уровня повышенной подготовки;

2 балла – ученик достиг уровня базовой и/или повышенной подготовки;

1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Отслеживание проводится следующими методами: наблюдение, анкетирование,

тестирование и др.

Выявление уровня сформированности

действий по передаче информации и

отображению предметного содержания

и условий деятельности

Дорога к дому

Выявление уровня сформированности

действий по согласованию усилий в

процессе организации и

осуществления сотрудничества

Рукавички (Г.А.

Цукерман)

Выявление сформированности

действий, направленных на учет

позиции собеседника

Кто прав? (Г.А.

Цукерман)

Выявление уровня сформированности

действий, направленных на учет

позиции собеседника

Левая и правая

стороны (Ж. Пиаже)

Цель

Методика

Коммуникативные УУД

Выявления уровня упорства в

преодолении препятствий

Не решаемая

задача

(Н.В. Витт)

Оценка устойчивости внимания

Корректурная

проба

Выявление уровня

сформированности внимания и

самоконтроля

Проба на

внимание

(П.Я. Гальперин)

Выявление развития умения принимать

и сохранять задачу воспроизведения

образца, планировать свое действие в

соответствии с особенностями

образца, осуществлять контроль по

результату и по процессу

Выкладывание

узора из кубиков

Цель

Методика

Регулятивные УУД

Выявление развития способности

к обобщению и выделению

существенных признаков

Оценка вербально-

логического мышления

Выявление уровня развития аналитической

операции, способности действовать в уме, в

целом – уровень развития теоретического

способа решения проблем

Решение задач

(А.З. Зак)

Определение умения выделять

тип задачи и способ ее решения

Нахождение схем к

задачам (А.Н.

Рябинкина)

Выявление сформированности

общего приема решения задач

Диагностика

универсального

действия общего приема

решения задач (по А.Р.

Лурия)

Цель

Методика

Познавательные УУД

Выявление развития

познавательных интересов и

инициативы, действия

смыслообразования

Незавершенная

сказка

Выявление уровня усвоения

нормы взаимопомощи в условиях

моральной дилеммы

Моральная

дилемма

(норма

взаимопомощи в

конфликте с личными

интересами)

Выявление уровня усвоения

нормы взаимопомощи

Задание на оценку

усвоения нормы

взаимопомощи

Выявление сформированности Я-

концепции и самоотношения

Кто я?

(модификация

методики М. Куна)

Цель

Методика

Личностные УУД

2

1

1

– моделирование;

3

1

1

– осуществление

информационного

поиска, в том числе с

помощью

компьютерных средств;

2

2

2

– поиск и выделение

необходимой

информации;

1

1

1

– самостоятельное

формулирование

образовательной цели;

1,7

1,3

1,3

Познавательные УУД

Коне

ц

года

Нача

ло

уч.го

да

Коне

ц

года

Нача

ло

уч.го

да

Коне

ц

года

Нач

ало

уч.г

ода

Ко

нец

год

а

Начало

уч.года

Показатели

4 год

обучения

3 год

обучения

2 год

обучения

1 год

обучения

Сроки диагностики

1,3

1,3

1,7

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1,3

1,7

2,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1,8

2,0

2,4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1,4

1,6

2,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

Начало

уч.года

Конец

года

Начало

уч.года

Конец

года

Начало

уч.года

Конец

года

Начало

уч.года

Конец

года

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

Регулятивные УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные УУД

Познавательные

УУД

ученика 1 Б класса Молодцова Тамерлана

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе "Инфознайка"

Индивидуальная карточка

По окончании начальной школы у детей должны быть сформированы личностные,

регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Наша разработка, вкладыш в школьный дневник, поможет формированию таких

УУД, как личностные и регулятивные.

Целью было научить детей адекватной самооценке и самоконтролю. Это был

всего лишь один лист под названием « Хочу всё знать! Хочу всё уметь!».

Договорились,

в

какой

форме

будем

записывать

полученные

результаты.

Рефлексия деятельности по заданным критериям проходит в конце каждого занятия

мастерской. Оценивание происходит в цветовой системе: зелёный цвет – «У меня всё

получилось», жёлтый цвет – «У меня почти всё получилось», красный цвет – «У меня

совсем ничего не получилось»

В течение недели дети стараются контролировать свои успехи или поражения по

всем критериям самовоспитания. В конце недели происходит анализ и реальное

оценивание себя по заданным критериям.

По результатам оценок проводится рефлексия. Дети по желанию делятся своими

успехами или трудностями в той или иной области самовоспитания. Примерными

фразами-помощниками в рефлексивной беседе могут быть:

было легко …

лучше, чем на той неделе …

мне помогли …

самое трудное …

самое интересное …

я не ожидал …

пришлось себя заставлять …

на следующей неделе я …

я постараюсь…

и другие.

Работа ведется в течение всего модуля. По окончании работы по модулю дети

обобщают свои результаты и самостоятельно или при помощи родителей делают выводы

и рекомендации в виде собственных советов на новый этап самовоспитания – новый

модуль.

Такой вид самовоспитания, на мой взгляд, необходим младшему школьнику.

Постоянные поучения взрослых иногда воспринимаются не всеми детьми или

выполняются без особого желания. Работая с листом «Хочу всё знать! Хочу всё уметь!»,

видя свой успех в той или иной области, наблюдая за ростом успехов, планируя свою

деятельность, дети невольно, как бы играя, воспитываются естественно и непринужденно.

Они

привыкают

к

внимательному

и

культурному

общению,

ответственности.

Если посмотрим в стандарты нового поколения, мы увидим, что в сфере личностных

универсальных учебных действий должны быть сформированы:

1.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной

деятельности.

2.

Установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и

поступков.

3.

Адекватное

понимание

причин

успешности/неуспешности

учебной

деятельности.

4.

Внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к

школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия

образца «хорошего ученика».

5.

Ориентация в нравственном содержании и смысле

как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей.

6.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники получат

возможность научиться:

1.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации, в том числе во внеурочном плане.

2.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

на уровне

адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной

задачи.

3.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе

его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

В сфере познавательных универсальных учебных

действий выпускники

получат возможность научиться:

1.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет.

2.

Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью

инструментов ИКТ.

Развивать и контролировать уровень развития этих универсальных действий

помогает работа с листом «Хочу всё знать! Хочу всё уметь!». С этим листом дети

работают по полугодию.

Это дневник, в который не учитель ставит отметки, а ребёнок сам оценивает себя,

следит за своими успехами, планирует дела.

Учитель также ведёт наблюдения по формированию УУД на своей мастерской. В

этом помогают листы «Отслеживание деятельности в мастерской»

Мастерские работают по модульно-проектной технологии, которая способствует

формированию всех видов универсальных учебных действий. Разработаны уровни

отслеживания.

1.

Характеристика уровней отслеживания

Мотивация

1 уровень – Ребёнка привели в мастерскую родители и контролируют его

посещение.

2 уровень - Ребёнка привели в мастерскую родители, но затем он стал посещать с

удовольствием.

3 уровень – Ребёнок сам пришёл в мастерскую.

Освоение теоретических знаний

1 уровень – Ребёнок воспринимал деятельность как необходимость.

2 уровень - Ребёнок воспринимал деятельность как необходимость, но затем стал

работать активно.

3 уровень – Ребёнок сразу активно включился в работу мастерской.

Выбор темы проекта

1 уровень – Ребёнок не смог самостоятельно определить тему проекта, не

отреагировал на помощь.

2 уровень - Ребёнок самостоятельно не смог определить тему проекта, а с помощью

руководителя или обучающихся.

3 уровень – Ребёнок самостоятельно смог определить тему проекта.

Ход работы над проектом

1 уровень – Ребёнок собирает информацию для проекта только с помощью

взрослых или обучающихся, нуждается в помощи при оформлении проекта.

2 уровень - Ребёнок собирает информацию для проекта с помощью взрослых и

самостоятельно, частично нуждается в помощи при оформлении проекта.

3 уровень - Ребёнок собирает информацию для проекта самостоятельно.

Предзащита проекта

1 уровень – Ребёнок не реагирует на замечания по проекту, не может провести

самооценку работы.

2 уровень - Ребёнок реагирует на замечания по проекту, но не может провести

самооценку работы.

3 уровень - Ребёнок реагирует на замечания по проекту и качественно проводит

самооценку работы.

Защита проекта

1 уровень – Ребёнок представляет проект с помощью взрослого, не может ответить

на вопросы по работе.

2 уровень - Ребёнок представляет проект самостоятельно, не может ответить на

вопросы по работе.

3 уровень – Ребёнок представляет проект самостоятельно, толково отвечает на

вопросы по работе.

Коммуникативные отношения

1 уровень – Ребёнок необщителен, трудно идёт на взаимодействие, работать в

группе не желает.

2 уровень – Ребёнок общителен, идёт на взаимодействие, но работает в группе

пассивно.

3 уровень – Ребёнок общителен, идёт на взаимодействие, работает в группе

активно.

Оценка работы по модулю

Что не знал и чему научился? Над чем ещё надо поработать? Что мешало получить

результат лучше? Что дальше надо исследовать?

1 уровень – Ребёнок не смог сформулировать оценку работы, недостаточно чётко

смог выделить задачу следующего этапа (своего незнания).

2 уровень – Ребёнок частично смог сформулировать оценку, не смог выделить

задачу следующего этапа (своего незнания).

3 уровень – Ребёнок

полно сформулировал оценку, смог выделить задачу

следующего этапа (своего незнания).

Учитель ведёт его по желанию в бумажной форме или в электронной.

Итак, МОТИВАЦИЯ. Отслеживаются личностные УУД, а именно:

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

сформированность социальных мотивов – стремление выполнять социально-

значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу,

-сформированность учебных мотивов - стремление к самоизменению –

приобретению новых знаний и умений ит.д.

Следующее.

ОСВОЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ,

ВЫБОР

ТЕМЫ

ПРОЕКТА. Отслеживаются регулятивные УУД, а именно: целеполагание, планирование,

прогнозирование.

При РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ преобладает формирование познавательных УУД,

а именно: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, информационный

поиск, знаково-символические действия, структурирование знаний, произвольное и

осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно), формулирование

проблемы,

самостоятельное

создание

способов

решения

проблем

творческого

и

поискового характера и др.

При ПРЕДЗАЩИТЕ и ЗАЩИТЕ опять формируются все виду УУД, так как

ребёнок представляет свою работу, осознает её ценность и значимость, адекватно

контролирует и оценивает свою работу.

По результатам положительной деятельности по модулю ребёнок получает

сертификат.

На рисунке показан результат работы по модулю «Множество» в целом по группе

детей, посещающих мастерскую «Инфознайка».

На следующем рисунке даётся сравнительный результат по ребёнку, который

занимается в мастерской второй год.

Предложения:

создать

методические

рекомендации по

отслеживанию

сформированности УУД во внеурочной деятельности.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Мотивация

Освоение

теоретических

знаний

Выбор темы

проекта

Ход работы над

проектом

Предзащита

проекта

Защита проекта

Коммуник

Оценка работы

по модулю

Модуль "Множество"

0

1

2

3

4

5

6

7

ния

кативные

Мотивация Освоение

Выбор

Ход

Предзащита

Защита

Коммуни

Оценка

Шумейко 2 кл.

Шумейко А. 1кл



В раздел образования