Автор: Романова Наталья Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ВО «Муромская государственная инженерно-техническая академия»
Населённый пункт: г. Муром
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Современные педагогические технологии в преподавании истории и обществознания"
Раздел: среднее профессиональное
Обобщение опыта работы преподавателя истории и обществознания
ГАПОУ ВО «Муромская государственная инженерно-техническая академия»
Романовой Н.Г. на тему:
"Современные педагогические технологии в преподавании истории и
обществознания"
I. Актуальность и условия возникновения опыта
Современное российское общество переживает период
становления
новой
системы
образования,
которая
характеризуется
существенными
изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного
процесса.
Современная
стратегия
развития
российского
образования
предусматривает формирование высоконравственной, образованной, успешно
социализирующейся личности. В связи с этим на первый план выходят задачи:
- вооружение обучающихся не только прочными знаниями, но и
эффективными приёмами, способами, средствами их получения;
- формирование мировоззрения учащихся;
- переход от учения как функции запоминания к учению как процессу
умственного развития.
Содержание, характер перемен, происходящих в образовании, во многом
определяется социальным заказом. Общество делает ставку на личность,
готовую занять активную социальную позицию.
Содержание, перемены, наметившиеся в российской образовательной системе
во многом определяются социальными законами. В свете этих тенденций
современное российское общество делает ставку, на личность, готовую занять
активную социальную позицию.
Мой педагогический опыт подтверждает, что без использования
современных педагогических технологий и методов обучения, нельзя развить
познавательные способности учащихся, активизировать их мыслительную
1
деятельность на уроках истории и обществознания. Изучая и активно внедряя
современные
технологии,
я
смогла
повысить
эффективность
и
результативность учебных занятий и достигнуть положительных результатов в
моей работе.
На своих уроках я применяю следующие технологии :
Технология проблемного обучения
Групповые технологии и коллективное творческое дело
Технология использования игровых методов и приёмов обучения
Информационно-коммуникационные технологии
О роли этих технологий в активизации мыслительной деятельности
обучающихся я хочу рассказать своим коллегам.
II. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что предпринята попытка создания
системы использования современных технологий в процессе преподавания
истории и обществознания в нашем колледже. Я стараюсь стимулировать
интересыобучающихся, развивать у них желание практически использовать
знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в
овладении предметом. Процесс обучения строю с учётом достигнутого. В
каждой группе есть свои приёмы работы и формы её организации. При
подготовке к уроку тщательно продумываю, чем сегодняшнее занятие будет
отличаться от вчерашнего, меняю в зависимости от профессии и
психологических особенностейобучающихся, приёмы и виды работ,
направленные на развитие интереса и потребности в знаниях. Анализируя
полученные результаты, я намечаю необходимые способы оказания помощи
отдельным детям.
III. Теоретическая база и технология опыта
Технология проблемного обучения.
2
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по
их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и
развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на
создании проблемной ситуации.
Эффективность использования технологии проблемного обучения во многом
зависит от соблюдения этапов её реализации:
1) Постановка проблемы
2) Выдвижение гипотез
3) Подтверждение гипотез фактами , документами, примерами
4) Выводы по решению проблемы
Формируется проблемный вопрос : "Почти 250 лет Русь платила дань Орде.
Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских
войск в 1380г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих
сторон?" Затем даётся характеристика Д. Донского и предлагается серия
проблемно-поисковых вопросов:
1)Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать
смогла выиграть?
2)Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?
3)Почему местом сражения князь Д.Донской выбрал именно Куликово поле?
4)Почему Д.Донской принял решение переправиться через Дон?
5)Какую тактику использовал Д.Донской?
6)Чем вы объясните успех русских?
3
7)Каково значение Куликовской битвы?
Теперь обучающиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут
готовы ответить на главный проблемный вопрос.
Также при изучении темы "Восстание декабристов" предлагаю ответить на
проблемный вопрос: "Почему восстание декабристов потерпело поражение и
каковы причины этого поражения?"
Обучающимся даётся задание выписать в тетрадь причины поражения
восстания, а в конце урока подводятся итоги работы.
Примерные ответы учащихся:
1)срыв первоначального плана восстания;
2)оторванность от народа;
3)поведение Трубецкого и Якубовича;
4)численное превосходство и лучшее вооружение царских войск;
5)недостатки в подготовке восстания;
6)нерешительность восставших.
Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик,
преподаватель может и должен направлять учащихся в нужное русло.
При изучении темы "Октябрьская революция 1917г." Я предлагаю
учащимся самостоятельно сформулировать проблемный вопрос, на который
они должны ответить в течение урока. Было предложено выяснить, была ли
Октябрьская революция неизбежна? Для того чтобы получить ответ на вопрос,
учащиеся по ходу изучения темы должны были определить причины, задачи,
характер, движущие силы революции 1917 г. Выполнив задание, обучающиеся
ответили на поставленный в начале урока вопрос.
4
При изучения темы "Гражданская война в России" я создавала проблемный
вопрос: "К весне 1919 г. армии генералов Юденича, Деникина, адмирала
Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более
500 тыс. солдат и офицеров против 380 тыс. красноармейцев), в военном
мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не
менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему?
Работая со схемой, материалом учебника, таблицей обучающиеся в конце
урока решают проблемный вопрос.
Определённый потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в
обозначении темы уроков:
Иван IV -тиран или реформатор?
"Дней Александровых прекрасное начало."(А.С. Пушкин)
"Распад" или "развал" СССР?
Технологию проблемного обучения на уроках обществознания
использую как правило при изучении таких разделов как "Закон и право",
"Политическая жизнь общества".
Так, при изучении темы "Частное право", вопроса Трудовые права
российских граждан, предлагаю следующую проблемную ситуацию, которая
могла произойти и в реальной жизни: Кузнецов Н. заключил контракт с
директором фирмы "N" сроком на 1 год . Но через месяц нашёл себе новое место
работы . Подав заявление об уходе за 2 недели , он был удивлён тем, что
директор не отпускает его. Разгорелся конфликт.
Сначала я выслушиваю мнения учащихся. Затем работая с материалом
учебника и выдержками из ТК РФ мы приходим к решению данной проблемы.
5
При изучении темы "Нравственные чувства и моральное поведение"
ставится проблемный вопрос: "Устарели ли в наши дни категории
нравственности?"
Для того, чтобы посмотреть , стали ли учащиеся после всех проведённых
занятий с использованием технологий проблемного обучения более
самостоятельными в принятии в принятии решений, увеличилась ли
заинтересованность в изучении предметов им следует задать следующие
вопросы:
Закончите предложение:
Самым интересным для меня было..., потому что ...
На уроке я узнал(а)...
Мне понравилось..., потому что...
Мне не понравилось...
Опыт показал, что данная технология довольно интересна для
обучающихся. Ведь они получают не только готовые знания, но и развивают
определённые умения.
Групповые технологии и коллективное творческое дело.
Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько
групп для совместного решения определённой задачи .Обучающимся
предлагается обсудить задачу , наметить пути её решения и представить
найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учёт
индивидуальных особенностей и открывает больше возможностей для
коллективной познавательной деятельности.
Технологический процесс групповой работы может состоять из
следующих элементов:
6
1. Подготовка к выполнению группового задания
Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация).
Инструктаж о последовательности работы.
Раздача дидактического материала по группам.
2.Групповая работа.
- Индивидуальное выполнение заданий.
- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
- Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнение. обобщение).
- Подведение итогов группового задания.
2. Заключительная часть.
-Сообщение о результатах работы в группах.
-Анализ познавательной задачи, рефлексия.
- Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Составляющие технологического процесса варьируются в зависимости от типа,
целей и задач урока.
В своей работе я использую групповые технологии на уроках
обществознания по следующим темам:
Познание окружающего мира
Происхождение права, его формы и структура
Частное право
Нравственные категории и добродетели
Например на уроке "Познание окружающего мира" обучающиеся делятся на
несколько групп, каждой из которых сообщается определённое задание.
7
1 группа - исследовать роль шпаргалок в учебном процессе.
2 группа - исследовать роль оценок в учебной деятельности.
3 группа - исследовать проблему того как люди выбирают профессию.
4 группа - изучить тему "Взрослые и дети."Почему возникает конфликт
поколений.
Представители каждой группы докладывают о результатах своей работы,
объясняя её этапы. Выполненное задание анализируется.
Например тема "Нравственные категории и добродетели". При рассмотрении
видов нравственных категорий обучающиеся делятся на группы.
1 группа - разъясняет сущность понятий добро и зло . Приводят конкретные
примеры .
2 группа - разъясняет сущность добродетели и порока.
3 группа- сущность стыда и совести.
4 группа- сущность милосердия.
На подготовку ответов группам отводится 10 минут. Затем представители групп
выступают, докладывают о результатах своей работы. Выступающему могут
быть заданы вопросы. Затем подводятся итоги.
На уроках истории применяю такую форму групповой познавательной
деятельности как общественный смотр знаний. Провожу следующим образом:
на последних партах - консультанты. Обучающиеся выполняют задания по
вариантам (исторические диктанты). Как правило беру 10 дат. Выполнив работу,
передаём на последнюю парту консультантам для проверки.
Плюс данной технологии в том, что открываются больше возможностей для
коллективной познавательной деятельности. У обучающихся развивается
логическое мышление , творческая активность, речевые способности.
8
Технология использования игровых методов и приёмов обучения.
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности
человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое
применение игра находит и в педагогике. А.М. Горький писал: "Игра- путь к
познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить." В своей
работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
1) В качестве части урока ( при работе с хронологией и терминами)
Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с
элементами соревнования по группам).
Словарное лото : на доске написаны с одной стороны слова, на другой -
значения. Соединить стрелками слова и значения. Какая команда сделает
быстрее?
Словарный аукцион: обучающимся предлагается назвать слова: термины,
имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше
знает.
2) Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого
урока.
Например, деловая игра "Встать! Суд идёт!", "Предпринимательство и бизнес".
игры" Выборы в Государственную Думу", "Один день из жизни Петра I",
"Дорогами войны".
Таким образом, игра находит широкое применение в учебном процессе.
Информационно-коммуникационные технологии
9
Информационно-коммуникационные технологии получают всё большее
распространение на уроках гуманитарного цикла. Сегодня не возникает
сомнений в необходимости и эффективности их использования.
На уроках истории и обществознания я применяю следующую форму работы с
информационно-коммуникационными технологиями - это метод слайдов,
который облегчает мне подачу материала, делает урок более ярким и наглядным.
Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к
предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных
становится не такой рутинной.
Требования к оформлению презентации в целом:
1. Презентация должна быть разумно объёмной. (В среднем содержать около
12 слайдов).
2. Слайды
презентации
должны
содержать
не
только
текстовую
информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме.
3. Слайды должны быть разумно яркими (предпочтительные цвета –
красный, зелёный, белый).
4. При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные
линии (желательны плавные линии, отсутствие прямых углов).
5. Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким.
На своих уроках я применяю такие презентации как:
"Социальное взаимодействие"
«Юридическая ответственность и её виды»
«Социальная мобильность»
10
«Россия в революционном вихре 1917 г»
« Гражданская война в России»
«Повседневная жизнь населения в 1930-е гг»
«Блокадный Ленинград»
«Сталинградская битва»
Итак, «современная педагогическая технология» - понятие комплексное,
включающее в себя множество элементов. Прежде всего, это организация
системного подхода создания, применения и определения всего процесса
преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов
и их взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования.
Современные педагогические технологии своими корнями уходят в опыт
педагогов прошлых лет, дополняют и модернизируют уже имеющийся опыт.
Главной отличительной чертой любой современной педагогической технологии
является её адекватность окружающей действительности, направленность на
получения результата, ориентированность на всестороннее развитие личности
учащегося.
Использование современных образовательных технологий и приемов, а также
информационных технологий на уроках истории и обществознания, позволяют
сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к
современной динамичной жизнедеятельности. А уроки сделать интересными и
разнообразными.
11
12