Напоминание

«История одной туфельки. Эволюция женской балетной обуви»


Автор: Лапшова Евгения Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Вдохновение"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «История одной туфельки. Эволюция женской балетной обуви»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Вдохновение»

городского округа Самара

Методическая разработка

«История одной туфельки.

Эволюция женской балетной обуви»

Работу выполнила:

Педагог дополнительного образования

Лапшова Евгения Александровна

Самара, 2024

Само слова пуанты происходит от французского pointe-острие. Когда

еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для

придания воздушности поднимались на высокие полу-пальцы, как бы

отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют

sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Прототипом первых пуантов

многие считают атласные туфли с прямоугольным носом, которые носили

знатные дамы в Европе на рубеже XVIII-XIX веков.

До сих пор историки балета ведут споры. Кто же она, та самая

балерина, которая первая встала на пуанты? Можно назвать несколько имен.

Это итальянка Фортуната Анджолини, а также француженки Женевьев

Гослен и Фанни Биас. Еще есть упоминания о танцах на пуантах в балете

Шарля Дидло «Зефир и Флора». Считается, что первая балерина встала на

пуанты в этом балете.

Но, конечно, туфли этих танцовщиц были еще далеки от современных

пуантов. Они были мягкие. В них просто добавлялось больше ткани, чтобы

избежать сильного травмирования пальцев.

Следующий шаг в эволюции пуантов совершили Филиппо и Мария

Тальони. В 1830 году Мария Тальони, как и ее предшественницы, вставала

на пуанты в балетах «Зефир и Флора» и «Бог и Баядерка». А 12 марта 1832

года произошло важнейшее событие. Впервые балерина весь спектакль

полностью танцевала на пуантах, иногда задерживалась на одной ноге,

создавая абсолютное ощущение воздушности и невесомости. Это был балет

Филиппо Тальони «Сильфида». Для создания волшебного образа туфли

Марии

сделали

более

жесткими,

добавив

внутрь

жесткий

каркас,

называемый сейчас «стаканом».

Юрий Бахрушин писал; «Женский классический танец в этот период

достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было

появление «положения на пальцах» Эту позу ввел Дидло». А французский

критик Кастиль - Блаз в одной из своих статей сообщал: «Мы узнаем из

газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких мгновений

стояла на пальцах - вещь доселе невиданная».

К середине XIX века пуанты стали очень популярны. Когда балерина

вставала на кончики пальцев вытянутой стопы, ее танец приобретал

воздушность и грациозность. Новый эффект прием сначала использовался

исключительно для романтических возвышенных партий: на пуанты

вставали феи, богини, нимфы. Балерины, исполнявшие партии обычных

девушек, танцевали на полу-пальцах или в туфлях на небольших каблуках.

Во второй половине XIX века «пальцевая», как говорят в балетном

мире, техника совершенствовалась и усложнялась. И пуанты не отставали в

2

развитии. Теперь у них изменилось очертание, и появилась такая важная

деталь, как «пятачок» - немного овальное и плоское завершение туфельки

для большей устойчивости. В XIX

веке «пятачок» был деревянный,

округлой формы, покрытый тканью из овечьей шерсти. К началу XX

столетия пуанты стали привычного сейчас для нас розовато-телесного цвета,

что визуально в сочетании с трико еще больше удлиняет ноги балерин.

Первой русской балериной, вставшей «на пальцы», была Авдотья

Истомина - танцовщица, о которой Александр Пушкин писал в «Евгении

Онегине». Она была ученицей Дидло, когда знаменитый хореограф работал

в Петербурге.

Мариус Петипа оставил будущим поколениям огромное наследие из

классических вариаций и дуэтов, исполняемых на пуантах. Именно он ввел

в спектакль элемент, ставшим впоследствии обязательным для всех ведущих

балерин -32 фуэте на пуантах.

Техника возрастала, и от пуантов требовалось усовершенствование. В

начале XX

столетия мастер обуви Сальваторе Капецио открыл свою

мастерскую на Бродвее. В основном он шил обувь для артистов мюзиклов и

ветеранов. Но однажды в поисках танцевальной обуви в магазин к

Сальваторе зашла балерина Анжелина Пэссоун. Тогда пуанты для себя она

не нашла. Но стала любовью и музой мастера. Так Капецио совершил еще

один прорыв в развитии пуантов. Он стал создавать каждую пару туфель с

учетом индивидуальных особенностей стопы балерины. Колодка, которую

делали из дерева, позже, если нужно было, немного корректировалась. Затем

выкраивали несколько слоев мешковины и бязи, пропитывали розовато-

телесным атласом. Подошву и стельку делали из 3 слоев кожи или картона,

сшитых между собой. «Пятачок» стал более плоским. По форме пуанты от

Капецио были изящнее, чем у других мастеров. И все же самое важное, что

в производстве пуантов началось время индивидуального подхода к стопам

танцовщиц.

Сейчас все большую популярность набирают пуанты, сделанные

совершенно по другой технологии - из полипропиленовых материалов. Они

более долговечны, быстрее разнашиваются и даже немного «помогают»

балерине, как бы поддерживают ее стопу. Но многие академические школы

и театры выступают против таких пуантов, так как считают, что они не

способствуют правильному формированию стопы и мышечного аппарата

танцовщиц в целом.

В XXI веке процесс изготовления пуантов - это отдельное искусство,

сродни ювелирному мастерству и немного алхимии. В Росси на данный

момент в производстве пуантов сочетаются традиции прошлого с новыми

3

тенденциями.

Очень важно правильно подобрать балетные туфли. На что нужно

обращать особое внимание:

1. Мерить необходимо с вкладышами.

2. Пуанты ни в коем случае не берутся «на вырост». Они должны быть

точно «размер в размер».

3. Соответствие размеру проверяют в положении плоской стопы на

полу. Пуанты должны плотно облегать стопу, но нигде не сдавливать ее.

4. Важно учитывать: полноту стопы. У каждого размера есть

несколько вариантов полноты стопы.

5. Высота подъема танцовщицы влияет на модель пуантов. Чем

больше и ярче выражен подъем, тем:

- выше должен быть стакан и вскок пуантов;

- жестче должна быть подошва и стелька пуанта.

6. Аксессуары:

- кожаные накладки на пятак, для уменьшения скольжения;

- резинка, которая пришивается к пятке для дополнительной фиксации

стопы.

- ленты, которые пришивает сама каждая танцовщица.

Не только правильный подбор пуантов, но и компетентность педагога

определяют успех или неуспех занятий на пальцах в коллективе.

4



В раздел образования