Автор: Лапшова Евгения Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Вдохновение"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «История одной туфельки. Эволюция женской балетной обуви»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Вдохновение»
городского округа Самара
Методическая разработка
«История одной туфельки.
Эволюция женской балетной обуви»
Работу выполнила:
Педагог дополнительного образования
Лапшова Евгения Александровна
Самара, 2024
Само слова пуанты происходит от французского pointe-острие. Когда
еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для
придания воздушности поднимались на высокие полу-пальцы, как бы
отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют
sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Прототипом первых пуантов
многие считают атласные туфли с прямоугольным носом, которые носили
знатные дамы в Европе на рубеже XVIII-XIX веков.
До сих пор историки балета ведут споры. Кто же она, та самая
балерина, которая первая встала на пуанты? Можно назвать несколько имен.
Это итальянка Фортуната Анджолини, а также француженки Женевьев
Гослен и Фанни Биас. Еще есть упоминания о танцах на пуантах в балете
Шарля Дидло «Зефир и Флора». Считается, что первая балерина встала на
пуанты в этом балете.
Но, конечно, туфли этих танцовщиц были еще далеки от современных
пуантов. Они были мягкие. В них просто добавлялось больше ткани, чтобы
избежать сильного травмирования пальцев.
Следующий шаг в эволюции пуантов совершили Филиппо и Мария
Тальони. В 1830 году Мария Тальони, как и ее предшественницы, вставала
на пуанты в балетах «Зефир и Флора» и «Бог и Баядерка». А 12 марта 1832
года произошло важнейшее событие. Впервые балерина весь спектакль
полностью танцевала на пуантах, иногда задерживалась на одной ноге,
создавая абсолютное ощущение воздушности и невесомости. Это был балет
Филиппо Тальони «Сильфида». Для создания волшебного образа туфли
Марии
сделали
более
жесткими,
добавив
внутрь
жесткий
каркас,
называемый сейчас «стаканом».
Юрий Бахрушин писал; «Женский классический танец в этот период
достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было
появление «положения на пальцах» Эту позу ввел Дидло». А французский
критик Кастиль - Блаз в одной из своих статей сообщал: «Мы узнаем из
газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких мгновений
стояла на пальцах - вещь доселе невиданная».
К середине XIX века пуанты стали очень популярны. Когда балерина
вставала на кончики пальцев вытянутой стопы, ее танец приобретал
воздушность и грациозность. Новый эффект прием сначала использовался
исключительно для романтических возвышенных партий: на пуанты
вставали феи, богини, нимфы. Балерины, исполнявшие партии обычных
девушек, танцевали на полу-пальцах или в туфлях на небольших каблуках.
Во второй половине XIX века «пальцевая», как говорят в балетном
мире, техника совершенствовалась и усложнялась. И пуанты не отставали в
2
развитии. Теперь у них изменилось очертание, и появилась такая важная
деталь, как «пятачок» - немного овальное и плоское завершение туфельки
для большей устойчивости. В XIX
веке «пятачок» был деревянный,
округлой формы, покрытый тканью из овечьей шерсти. К началу XX
столетия пуанты стали привычного сейчас для нас розовато-телесного цвета,
что визуально в сочетании с трико еще больше удлиняет ноги балерин.
Первой русской балериной, вставшей «на пальцы», была Авдотья
Истомина - танцовщица, о которой Александр Пушкин писал в «Евгении
Онегине». Она была ученицей Дидло, когда знаменитый хореограф работал
в Петербурге.
Мариус Петипа оставил будущим поколениям огромное наследие из
классических вариаций и дуэтов, исполняемых на пуантах. Именно он ввел
в спектакль элемент, ставшим впоследствии обязательным для всех ведущих
балерин -32 фуэте на пуантах.
Техника возрастала, и от пуантов требовалось усовершенствование. В
начале XX
столетия мастер обуви Сальваторе Капецио открыл свою
мастерскую на Бродвее. В основном он шил обувь для артистов мюзиклов и
ветеранов. Но однажды в поисках танцевальной обуви в магазин к
Сальваторе зашла балерина Анжелина Пэссоун. Тогда пуанты для себя она
не нашла. Но стала любовью и музой мастера. Так Капецио совершил еще
один прорыв в развитии пуантов. Он стал создавать каждую пару туфель с
учетом индивидуальных особенностей стопы балерины. Колодка, которую
делали из дерева, позже, если нужно было, немного корректировалась. Затем
выкраивали несколько слоев мешковины и бязи, пропитывали розовато-
телесным атласом. Подошву и стельку делали из 3 слоев кожи или картона,
сшитых между собой. «Пятачок» стал более плоским. По форме пуанты от
Капецио были изящнее, чем у других мастеров. И все же самое важное, что
в производстве пуантов началось время индивидуального подхода к стопам
танцовщиц.
Сейчас все большую популярность набирают пуанты, сделанные
совершенно по другой технологии - из полипропиленовых материалов. Они
более долговечны, быстрее разнашиваются и даже немного «помогают»
балерине, как бы поддерживают ее стопу. Но многие академические школы
и театры выступают против таких пуантов, так как считают, что они не
способствуют правильному формированию стопы и мышечного аппарата
танцовщиц в целом.
В XXI веке процесс изготовления пуантов - это отдельное искусство,
сродни ювелирному мастерству и немного алхимии. В Росси на данный
момент в производстве пуантов сочетаются традиции прошлого с новыми
3
тенденциями.
Очень важно правильно подобрать балетные туфли. На что нужно
обращать особое внимание:
1. Мерить необходимо с вкладышами.
2. Пуанты ни в коем случае не берутся «на вырост». Они должны быть
точно «размер в размер».
3. Соответствие размеру проверяют в положении плоской стопы на
полу. Пуанты должны плотно облегать стопу, но нигде не сдавливать ее.
4. Важно учитывать: полноту стопы. У каждого размера есть
несколько вариантов полноты стопы.
5. Высота подъема танцовщицы влияет на модель пуантов. Чем
больше и ярче выражен подъем, тем:
- выше должен быть стакан и вскок пуантов;
- жестче должна быть подошва и стелька пуанта.
6. Аксессуары:
- кожаные накладки на пятак, для уменьшения скольжения;
- резинка, которая пришивается к пятке для дополнительной фиксации
стопы.
- ленты, которые пришивает сама каждая танцовщица.
Не только правильный подбор пуантов, но и компетентность педагога
определяют успех или неуспех занятий на пальцах в коллективе.
4