Автор: Комарова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Центр детского творчества" Центрального района
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Критерии отбора одарённых детей в хореографии
Раздел: дополнительное образование
Критерии отбора одарённых детей в хореографии
Рассматривая вопрос одарённости в хореографическом искусстве,
необходимо отметить, что действующие в настоящий момент методики
отбора и диагностики построены исключительно на анатомических задатках,
таких как телосложение, физические данные (шаг, выворотность, гибкость),
координация, чувство ритма, актёрские способности и т.д.
Однако необходимо понимать, что задатки к хореографическому
творчеству разделяются на анатомические (природные) и психологические
(связанные с особым типом характера, темперамента, мышления).
Можно выстроить логическую взаимосвязь следующих определений –
«одарённость», «задатки и способности», «творческий потенциал».
Взаимосвязь этих определений достаточно сложная, поскольку одарённость –
это качество личности, природные способности и задатки зависят от
генетической программы развития ребёнка, а творческий потенциал – это
перспектива развития личности в творческой сфере.
Данная взаимосвязь не имеет линейной зависимости. Дети,
обладающие блестящими природными задатками, к сожалению, в силу
объективных (отсутствие образовательных учреждений) и субъективных
причин (мнение родителей, гендерные пристрастия), часто не могут
реализовать природные задатки в профессиональной сфере. Таким образом,
скрытая детская одарённость не всегда реализуется в творческой
профессиональной деятельности.
Поведенческий аспект ребёнка с хореографической одарённостью
может быть описан следующими признаками:
быстрое освоение нового вида деятельности и высокая успешность её
выполнения;
использование и изобретение новых способов выполнения заданий;
выдвижение новых целей за счёт более глубокого овладения примерами,
ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление
неожиданных идей и решений.
Важную роль в психологическом портрете личности с ярко
выраженной хореографической одарённостью, безусловно, играют
мотивации к творческой деятельности. Эти мотивации у ребёнка с
хореографической одарённостью могут быть выражены как:
чувство удовлетворения от достижений в процессе освоения танца,
упорство и трудолюбие, увлечённость;
неуёмная любознательность, стремление выходить за пределы исходных
требований;
неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем;
высокая требовательность к результатам собственных успехов,
самокритичность;
склонность к постановке целей и настойчивость в их достижении,
стремление к совершенству.
Все эти качества можно с уверенностью назвать наиболее
благоприятными в отборе одарённых детей для занятий хореографическим
искусством с точки зрения психологических особенностей личности.