Напоминание

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САМБИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД


Автор: Салахиева Резеда Равилевна
Должность: Старший инструктор-методист
Учебное заведение: ГАУ ДО РСШОР "Батыр"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САМБИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное автономное учреждение дополнительного образования "Республиканская

спортивная школа олимпийского резерва "Батыр"

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САМБИСТОВ

В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Методические рекомендации

Разработала: инструктор-методист

Салахиева Резеда Равилевна

Казань-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире значение психологической подготовки не только выросло, но и стало

основным показателем достижения положительных результатов спортсменов. Анализ научно-

методической литературы показал, что в теории и практике спортивной подготовки самбистов

основное внимание уделяется достижению высокого уровня спортивного мастерства путем

совершенствования

технической

и

скоростно-силовой

подготовленности.

При

этом

мало

внимания уделяется проблеме формирования состояния психической готовности самбистов в

период соревнований и во время проведения соревновательных встреч [2]. Поэтому тренерам

необходимо целенаправленно готовить психику борцов к высоким нагрузкам. Необходимость

психологической подготовки возникает, прежде всего, на пути к достижению спортсменом

высоких результатов и показателей в своей деятельности. Спортсменам приходится выдерживать

экстремальные физические и эмоциональные нагрузки, как в тренировочной деятельности, так и

во время соревнований. Зачастую спортсмен из-за ощущения напряжения и скованности не в

полной мере раскрывает уровень своей подготовки. Психологическая подготовка спортсмена

помогает ему создавать такое внутреннее состояние, которое вселяет уверенность в своих силах,

помогает противостоять различным сбивающим факторам, такие как волнение, страх поражения,

страх больших физических нагрузок в тренировке и т.д. [4]. Так, анализируя научную литературу,

можно

выделить

следующий

факт.

Правильно

подготовленные,

в

первую

очередь,

с

психологической точки зрения, самбисты отличаются умением эффективно вести схватку с

успешным применением контратакующих приемов как в борьбе стоя, так и в борьбе лежа. В

защите они чаще и успешнее используют контрприемы на опережение и обманные комбинации.

Значительно выше у таких самбистов эффективность и разнообразие приемов, особенно в

условиях интенсивной схватки. Таким образом, стоит говорить о совершенствовании таких

качеств спортсмена, как быстрота сенсомоторных реакций, точность решения оперативных

задач, вероятностное прогнозирование в процессе оценки тактической ситуации и т.д. [5].

ПРАКТИЧЕСКИЕ

РЕКОМАНДАЦИИ

ТРЕНЕРУ

(СПОРТСМЕНУ)

ПО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К НАЧАЛУ СОРЕВНОВАНИЙ

Для того чтобы самбист подошёл к началу соревнований в состоянии психической

готовности

и

сохранил

его

до

окончания

соревнований,

ему

необходимо

сформировать

конкретную установку:

1)

Объективно

оценить

уровень

своей

физической

подготовки

с

учетом

ранее

полученных травм;

2)

Изучить пo возможности

сильные и

слабые стороны

соперника, спортивной

команды и разработать тактический план соревновательной деятельности с учетом собранной

информации;

3)

Сформировать

твердую

уверенность

в

своих

силах

и

возможностях

для

достижения победы или высокого спортивного результата;

4)

Поддерживать

бодрое

эмоциональное состояние личности

через преодоление

отрицательных эмоций, вызванных ожиданием предстоящего соревнования;

5)

Развить и усовершенствовать приемы саморегуляции и самодиагностики и создать

состояние эмоциональной устойчивости;

6)

Необходимо

разобрать

предсоревновательные

стресс-факторы:

предшествующие

плохие

тренировочные

и

соревновательные

результаты

положение

фаворита

перед

соревнованием;

предыдущие

неудачи;

завышенные

требования;

постоянные мысли о необходимости выполнить поставленную задачу; — предшествующие

поражения от данного соперника [6].

Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на

формирование

свойств

и

качеств

личности

и

психических

состояний,

которыми

всегда

обусловлена

успешность

и

стабильность

соревновательной

деятельности.

Целью

психологической

подготовки

спортсмена

к

соревнованию

является

формирование

у

него

психического

состояния,

при

котором

он

может

в

полной

мере

использовать

свою

функциональную и специальную готовность для достижения в соревновании максимального

результата,

противостоять

многим

предсоревновательным

и

соревновательным

ситуациям,

оказывающим отрицательное влияние и вызывающим рассогласование функций. Для того чтобы

спортсмен подошёл к началу соревнований в состоянии психической готовности и сохранил его

до

окончания

соревнований,

ему

необходимо

сформировать

конкретную

установку

на

определённый соревновательный результат, на преодоление разнообразных, в том числе и

неожиданно возникающих в ходе соревнования препятствий [7]. Психологическая подготовка

самбистов подразумевает развитие работы высших отделов нервной системы и головного мозга.

Психологическая

подготовка

напрямую

связана

с

тактической

подготовкой,

они

имеют

одинаковые

базовые

свойства

и

механизмы

повышения

функциональной

готовности.

Психологическую подготовку борцов самбистов можно разделить на 3 вида:

1) Общая — представляет собой оптимизацию психической адаптации спортсмена к

нагрузкам

тренировочной

деятельности.

Психологическая

подготовка

спортсмена

к

продолжительному тренировочному процессу осуществляется за счёт непрерывного развития и

совершенствования

процесса

спортивной

тренировки;

положительного

отношения

к

тренировочному процессу.

2) Целевая психологическая подготовка — это программа, направленная на формирование

спортивного

характера.

Воспитание

спортивного

характера

необходимо

для

успешного

выступления

на

соревнованиях,

но

при

этом

спортивный

характер

формируется

на

всём

протяжении

тренировочного

процесса.

Основными

критериями

спортивного

характера

являются: стабильность выступлений на соревнованиях; улучшение результатов от соревнований

к

соревнованиям;

более

высокие

результаты

в

период

соревнований

по

сравнению

с

тренировочным; лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

3) Специальная психологическая подготовка — программа, направленная, прежде всего,

на формирование готовности спортсмена к старту, на подведение его к тому состоянию, когда

надо

что-то

сделать

«здесь

и

сейчас»

[8].

Следовательно,

психологическая

подготовка

спортсмена

к

соревнованиям

является

важным

и

обязательным

элементом

обучения

и

тренировки.

Организация

психологической

подготовки

к

соревнованиям

должна

быть

направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми

всегда

обусловлена

успешность и

стабильность соревновательной

деятельности. Ее

целью

необходимо

считать

адаптацию

к

соревновательным

ситуациям,

совершенствование

и

оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные

условия деятельности.

При этом стоит обратить внимание на разработанную экспериментальную

методику

психологической подготовки борцов на основе учета типов темперамента, которая включает в

себя

определение

типов

темперамента,

характеристику

психологического

статуса,

методы

психорегуляции, этапы формирования и оценку состояния психической готовности с учетом

индивидуальных

свойств

психики,

педагогические

приемы,

используемые

для

реализации

методов психорегуляции и саморегуляции.

Рисунок 1 Определение типа темперамента

Для

коррекции

психического

состояний

борцов

с

типом

темперамента

«сангвино-

холерики» целесообразно использовать мероприятия психорегуляции, которые способствуют

снижению уровня эмоционального возбуждения, особенно перед соревнованием или за день до

соревнований, такие как еженедельная психоэмоциональная релаксация; культурно-массовые

мероприятия с использованием современных музыкальных и развлекательных программ (шоу,

викторины, конкурсы, игры, просмотр видео- и кинофильмов с природной тематикой); просмотр

любимых программ и видеофильмов; беседы с психологом. Перед стартом повышать уровень

индивидуальной мотивации и личной ответственности, регулировать психические состояния

борцов с использованием идеомоторной тренировки с элементами самовнушения, использовать

формулы аутотренинга с концентрацией внимания на пространственных, временных и силовых

параметрах соревновательного упражнения; контролировать психическое состояние в период

соревнований. Для коррекции психических состояний борцов с типом темперамента «флегмато-

холерик»

после

успешных

подходов

обращать

внимание

спортсменов

на

особенности

выполнения основных

компонентов приема,

давать

установку на

запоминание ощущений;

изменять скорость выполнения

приемов, выполнять борцовские

приемы в медленном

или

максимальном темпе. В период соревнований и между схватками применять активизирующие

средства психологического воздействия. Перед соревнованиями проводить мероприятия по

повышению эмоционального состояния, использовать психоэмоциональную разрядку (музыку,

литературу,

видео-

и

кинофильмы),

проводить

аутотренинг

с

установкой

на

целостное

воспроизведение наиболее сложных технических действий и приемов. Для флегмато-холериков

характерна склонность, глубоко не задумываясь, изменять тактический план соревнований в

зависимости от оценок ближайших противников. С целью концентрации внимания на действия

противника чаще выдвигать требование - выполнять все упражнения без единого нарушения и

до конца. Для борцов, относящихся к типу темперамента «сангвино-меланхолик», использовать

успокаивающие средства разностороннего воздействия. В условиях соревнований для снижения

уровня личностной тревожности корректно акцентировать внимание спортсмена на повышение

индивидуальной

мотивации

и

личностной

ответственности

за

предстоящий

спортивный

результат, включать мероприятия психологической разгрузки (развлекательные программы,

посещение клубов, компьютерные игры); использовать методы самовнушения. После схватки

требовать само оценить качество выполнения выделенного компонента. При проведении учебно-

тренировочных схваток во время неудачного выполнения приемов обязывать анализировать

причины неудачи. Не торопится с положительной оценкой их деятельности; требовать отличного

выполнения

приемов; максимально ответственного отношения

к каждому тренировочному

занятию;

отрабатывать

слабо

усвоенные

элементы.

Для

борцов

с

типом

темперамента

«меланхолик»

применять

следующие

мероприятия

по

психорегуляции:

отвлекающие

и

успокаивающие

средства

психологического

воздействия,

способствующие

снижению

ситуативной тревожности. Использовать различные задания, отвлекающие от соревнований.

Включать

аутотренинг

с

концентраций

внимания

на

многократном

дифференцированном

повторении отстающих элементов техники. Перед предстоящим соревнованием включать в

работу вид аутотренинга, способствующий повышению помехоустойчивости. Для регуляции

психического состояния использовать методы самовнушения. В процессе занятий и проведения

учебно-тренировочных

и

учебных

схваток

для

всех

типологических

групп

борцов

строго

регламентировать

количество

разминочных

подходов.

Регламентировать

разминку

на

соревнованиях и во время «опробования места» накануне соревнований, добиваясь качественной

проработки основных мышечных групп. При обнаружении признаков предстартовой лихорадки

вводить

в

комплекс

разминки

отвлекающие

приемы.

Использовать

организационно-

методические

приемы

положительного

отношения

к

выступлениям

в

соревновательных

условиях. Стремится укреплять положительное отношение к соревнованиям. С каждым борцом

должна быть условная договорённость о том, что он не будет по собственной инициативе

принимать решения (выступать ради выступлений, для выигрыша или достижения высоких

результатов) без предварительного согласования с тренером. В процессе предсоревновательной

подготовки у борцов наблюдается накопление психического перенапряжения, связанного с

предстоящими соревнованиями. В разработанной методике подготовки самбистов используются

средства

и

методы,

предупреждающие

психическое

перенапряжение.

Для

достижения

мгновенного расслабления и преодоления нервозности перед стартами борцам типа «флегмато-

холерик»,

«сангвино-холерик»

предлагается

выполнение

следующих асан

йоги:

шавасаны,

пашимотганасаны, парипурны, навасаны, ардханавасаны, сарвангасаны и её цикл, халасаны,

сиршасаны. С целью улучшения эмоционального состояния самбистов перед соревнованиями и

между схватками использовать медитацию и технику дыхания. При использовании техники

дыхания

самбисты

должны

уделять

внимание

психическому

состоянию

организма.

При

снижении тонуса организма и сонливости использовать сочетание различных техник дыхания.

При

перевозбуждении,

бессоннице

удлинять

выдох

и

паузу

после

него.

Ритм

изменять

постепенно и естественно до тех пор, пока выдох не станет вдвое длиннее вдоха [8].

Список рекомендуемой литературы:

1.

Алаторцев,

В.А.

Готовность

спортсмена

к

соревнованиям:

опыт

психологического

исследования / В.А. Алаторцев. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – С 12.

2.

Бэрон, Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. СПб.:

«Питер», 2003. – С. 132.

3.

Гожин,

В.В.

Теоретические

основы

тактики

в

спортивных

единоборствах:

учебное

пособие / В.В. Гожин, О.Б. Малков. - М.: физическая культура и спорт, 2008. – С 57.

4.

Горанов, Б. Пути повышения объективности определения командного первенства в лично-

командных соревнованиях по греко-римской и вольной борьбе / Б. Горанов, Р.Н. Апойко, Н.Ю.

Неробеев, Б.И. Тараканов //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - Т. 76. - №

6. – С. 29.

5.

Дворкин,

Л.C.

Структура

специальной

силовой

подготовленности

высококвалифицированных

борцов

в

период

базовой

подготовки

/

JI.C.

Дворкин,

В.Б.

Уруймагов,

И.И.

Иванов // Современные

аспекты подготовки кадров для Олимпийских и

Параолимпийских

игр:

Ванкувер-Лондон-Сочи:

материалы

Международной

практической

конференции. - Краснодар, 2010. - С. 105.

6.

Дементьев,

B.

Л.

Методология

профессиональной

тактико-технической

подготовки

тренерских кадров по спортивной борьбе в физкультурных высших учебных заведениях: дис. д-

ра пед. наук: 13.00.04/ В. JI. Дементьев. М.: РГУФКСиТ, 2004. – С. 89.

7.

Ерохин, А.Н. Антистрессовая релаксация в системе подготовки борцов греко-римского

стиля / А.Н. Ерохин, Л.В. Шарапов, А.Н. Кадочкин // Теория и практика физ. культуры. - 2011. -

№ 1. – С. 98.

8.

Закиров, Д.Р. Обоснование учета личностных особенностей борцов греко-римского стиля

/ Д.Р. Закиров // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической

кулыуры и спорта; материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень,

2012. - С. 385- 388.

9.

Иванов, И.И. Некоторые вопросы становления высшего спортивного мастерства борцов /

И.И. Иванов, C.B. Новаковский, А.Н. Загитов // Актуальные вопросы физической культуры и

спорта: труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта. —

Краснодар: КГУФКСТ, 2009. – С. 29.

10.

Сорокин,

И.

А.

Психологические

аспекты

подготовки

борцов-самбистов

в

предсоревновательный период / И. А. Сорокин. // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С.

210-212.



В раздел образования