Автор: Бигвава Елеонора Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №88 "Слонёнок"
Населённый пункт: г.Симферополь,Республика Крым
Наименование материала: Конспект занятия по нравственному врспитанию
Тема: "Твори добро"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 88 «Слонёнок»
муниципального образования городской округ Симферополь Республика
Крым
295044, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Аральская, д.69а, тел: 49-62-30
Конспект НОД
«Твори Добро»
для детей старшей логопедической группы
«Твори
добро»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ № 88
Бигвава Е.Г.
Цель: создание условий для пробуждения инициативы к волонтерской
деятельности у детей дошкольного возраст: формировать представления о
доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
познакомить детей с понятием «инвалидность»;
научить детей видеть в людях не только внешние недостатки, но и природное
обаяние;
формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни
человека;
формировать у детей позитивные установки на волонтерскую деятельность.
Развивающие задачи:
развивать речь, воображение детей;
развивать нравственные качества детей;
развивать у детей логическое мышление.
Воспитательные задачи:
воспитывать
желание
совершать
добрые
поступки,
получать
от
этого
удовольствие;
воспитывать чувство ответственности за здоровье окружающих и готовность
воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Образовательные
технологии:
элементы
волонтерского
движения
дошкольников, ИКТ-технология (работа с мультимедийной презентацией),
элементы здоровьесберегающей технологии, инновационная технология –
дидактический синквейн.
Предварительная работа:
чтение сказки В.П. Катаева «Цветик –
семицветик», беседы на тему «Радуга», «Исполнение желаний», показ
презентации «Разные люди – равные возможности».
Словарная работа: инвалид, люди с ограниченными возможностями
здоровья.
Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный экран, проектор,
цветочная поляна, картинки с изображением хороших и плохих поступков,
макеты особенных цветов, Ангел добрых дел, бумажные сердца.
Структура и методические приемы НОД
I. Вводная часть – 3 мин.
Организационный момент (песня «Всё зависит от нас самих»).
Создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности
(путешествие во времени, чтобы помочь мальчику).
II. Основная часть – 25 мин.
Путешествие на «цветочную поляну».
Рассматривание цветов с «дефектами».
Беседа об уходе за растениями.
Логоритмическое упражнение под музыку «Цветы».
Знакомство с понятиями «инвалид», беседа о людях с ограниченными
возможностями здоровья.
Рассматривание
слайдов
талантливых
людей
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Слушание фрагмента произведения Л.Бетховина «Симфония 5».
Дидактическая игра «Выбираем хорошие поступки».
Физминутка «Что для жизни нужно?»
Дидактический синквейн слова «Добро»
III. Заключительная часть – 2 мин.
Обобщение воспитателя, подведение итогов занятия.
Рефлексия: Ангел добрых дел дарит сердца детям.
Психогимнастика «Ладошки».
I. Вводная часть
Дети входят в зал под песню « Все зависит от нас самих»
Воспитатель: Рано утром я встаю, утро я благодарю
Солнце, ветру, улыбаясь, и при этом не стесняясь
Слово здравствуй говорю, с кем встречаюсь по утрам
Всем здоровья я желаю, никого не обижаю,
Хватит места на земле, людям всем, животным, мне
Чтоб земля наша цвела мы желаем всем добра.
Воспитатель: Ребята, человек , который желает всем добра, он какой?
Дети: Добрый, порядочный, вежливый, отзывчивый, щедрый
Воспитатель: А добрый человек совершает какие поступки?
Дети: Хорошие поступки
Воспитатель: А если человек не добрый, значит он какой?
Дети: Злой, грубый, жадный
Воспитатель: А злые люди какие поступки совершают?
Дети: Плохие поступки.
Воспитатель: Доброта – вещь удивительная, это свойство души оставаться
неравнодушным к бедам других, оказываться рядом, когда это необходимо
человеку.
Воспитатель: Ярослав, я сегодня наблюдаю за тобой, то ты улыбаешься и лицо
твое веселое, а то вдруг становится грустное, даже сердитое. Что с тобой?
Расскажи нам.
Ярослав :
Я по городу прошел,
Видел, что хорошо,
Я по городу ходил,
Плохо тоже находил.
Вот и стал я такой,
Не веселый, грустный, злой.
Если встречу я добро,
Улыбается лицо!
Ну, а если зло увижу,
Я сердит,
И на всех готов кричать,
Я запутался совсем,
И совсем стал никакой,
Рассудите, помогите,
Добро от зла мне отделите.
Воспитатель: Дети, поможем Ярославу разобраться в том, что такое хорошо
и что такое плохо? (ответы детей)
Воспитатель: Но для этого нам нужно совершим путешествие во времени! Мы
с вами перенесемся из зимы в лето! Хотите? (да!). (слайд 2)
Закрывайте глаза, мы отправляемся
Порядок свой имеет все на свете
День за днем идет, идет
Время движется в перед,
За зимой бежит весна,
А за нею лето.
Следом осень к нам идет
В золото одета.
День за днем, из года в год время движется вперед.
II. Основная часть ( слайд 3)
Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте! Смотрите какая красота, сколько
здесь цветов, сейчас лето и мы оказались на цветочной поляне! Давайте
посмотрим, какие цветы здесь растут?
(Дети рассматривают цветы)
Ребёнок: Посмотрите на этот цветок! С ним что – то не так? (у него не все
лепестки).
Воспитатель: И, правда, но посмотрите, насколько красивы его листья и
изящен стебелёк!
Ребёнок: Ой, посмотрите на этот цветок, что-то случилось с его лепестками и
листочками, но он так мило улыбается нам, что хочется улыбнуться в ответ!
Ребёнок: Посмотрите, у это цветка всего лишь один глаз, но до чего красив
цвет его лепестков!
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, такие цветы нуждаются в уходе?
(да)Какие добрые поступки мы можем совершить, чтобы спасти эти цветы?
Дети: (их нужно чаще поливать, защищать от вредных насекомых, выпалывать
сорняки и т.д.)
Воспитатель:
Правильно! Ребята, давайте сами превратимся в цветочки
(садятся на корточки)
Логоритмическое упражнение под музыку
«Цветы»
Раз-два-три выросли цветы (дети сидят на корточках, встают)
К солнцу потянулись высоко: (тянуться на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебельки качал (раскачивают руками влево-вправо над
головой)
Влево качнулись – низко прогнулись (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись (наклоняются вправо)
Ветерок убегай (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают
пальчики).
Воспитатель: Ребята, я вам уже говорила, это особенная полянка, здесь растут
особые цветы! У каждого из них есть какой – то недостаток…. Но при этом
много достоинств!
Воспитатель: Все мы живем на нашей планете Земля для счастья, радости,
любви! Но есть дети, которым не хватает радости, любви и счастья! Это
инвалиды или по-другому их называют дети с ограниченными возможностями
здоровья!( Слайд 4) Это дети, которые по состоянию своего здоровья не всегда
могут себя обслужить – то есть им тяжело самим одеться, принимать пищу,
играть, говорить, читать, петь, а некоторым, даже передвигаться! Они не видят
или не слышат, они испытывают постоянную боль и недомогание!
Воспитатель:
Кто же они, дети с ограниченными возможностями, и чем
отличаются от всех остальных?
Ребенок:
Не секрет, что болеют детишки,
И диагноз у каждого свой,
Что они верят в чудо из книжки
Той, что мама читает порой.
Они верят и ждут с нетерпеньем,
Что волшебник однажды придёт
И коробочку ко дню рожденья
Со здоровьем с собой принесёт
Ребенок:
С плохим, ребята, зрением
Жить без очков — мучение!
Ты по улице родной
Ходишь робко, как чужой.
Не поймешь – плакат? Афиша?
Кто идет – Илюша? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Плохо даже в мяч играть…
Воспитатель: Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Давайте
встанем в круг. Я буду давать вам задание, а вы будете выполнять.
1 задание: Спрячьте за спину обе руки. Сомкните их в замок. А теперь
попытайтесь поправить прическу, расстегнуть себе пуговицу. В – ль:
Получилось? Почему?
2 задание: Закройте глаза. Скажите, какой предмет у меня в руках? В – ль:
Удалось назвать предмет? Почему?
3 задание: Подогните правую ногу. Попрыгайте на месте. А можете вы также,
на одной ноге, добраться до своего дома? Почему нет?
Воспитатель: Молодцы. Легко ли было выполнять задания? Почему?
Дети: Нам не хватало части тела или органа.
Воспитатель: Люди-инвалиды ограничены в своих возможностях.
Воспитатель:, На самом деле это уникальные люди, столько в них силы, любви
к жизни, а сколько среди них поистине талантливых людей: художников,
музыкантов (слайд 5,6) (стоит вспомнить Людвига Бетховена, который, будучи
почти глухим, писал свою лучшую музыку, он ее слышал внутри себя
(прослушивание фрагмента «Симфонии №5»
Много среди инвалидов и
настоящих спортсменов! (слайд 7) Да-да, именно спортсменов! Они участвуют
даже в Олимпийских играх, (слайд8 ) завоевывают награды, такие игры носят
название – параолимпийские. Это еще раз доказывает, что для человека нет
ничего
невозможного,
даже
сидя
в
инвалидном
кресле (слайд9) можно
добиваться поставленных целей, результатов, успехов!
А вот как вы можете помочь таким людям, я хочу услышать от вас.
Ответы детей: спросить не нужна ли ему помощь, помочь перейти дорогу,
подать костыль или трость, просто уделить внимание.
Воспитатель: Я рада, что у вас доброе и отзывчивое сердце.
Нам, взрослым очень хотелось бы, чтоб ваш жизненный путь был усеян только
добрыми поступками
Дидактическая игра «Выбираем хорошие поступки» (слайд 10)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на картинки, которые лежат на столе.
Давайте очень внимательно рассмотрим картинки и решим, где хорошие
поступки, а где плохие. Все ответы аргументируются.
Воспитатель: Ребята, когда человек совершает хорошие поступки, то на душе
становится тепло и светло, а когда плохие поступки то грустно, поэтому
давайте все картинки с хорошими, добрыми поступками разложим за веселым
солнышком, с плохими поступками разложим за грустной тучкой.
( Дети берут картинки и называют поступки)
1.Девочка кормит кошку.
Аргумент: Какая хорошая девочка она заботиться о своей кошечке, хороший
поступок.
2. Девочка сорвала букет подснежников в лесу.
А: Это очень плохо! Цветы растут, чтобы было красиво всем, а сорванные
цветы уже не порадуют никого своей красотой. И подснежники занесены в
красную книгу.
3. Мальчик читает книжку маленькому братишке.
А: Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читать не умеет.
4.Дети играют в мяч с мальчиком в инвалидной коляске.
А: Очень хороший поступок! Дети получают удовольствие от игры!
5. Мальчик хватает кошку за хвост.
А: Это плохой поступок, животных обижать нельзя.
6. Девочки залезли в лужу и топают ногами.
А: Это очень плохо, ведь они испачкались и маме придется их отмывать и все
стирать, а еще они могут простудиться и заболеть!
7. Большая девочка отобрала игрушки у малышей.
А: Как стыдно обижать маленьких.
8. Девочка в парке насыпает семечки в кормушку.
А: Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и
голодно!
Воспитатель: Дети, а теперь давайте предложим Ярославу выбрать тропинку,
дорогу. ( Мальчик выбирает ту, где обозначены добрые поступки. )
Ребята, приглашаю вас немного отдохнуть.
Физкультминутка:
(дети поют и показывают движения)
Что для жизни нужно? (шагают на месте)
Солнце! ( резко вытягивают руки вверх)
Что для дружбы нужно? ( шагают на месте)
Сердце! (прикладывают руки к сердцу)
Что для сердца нужно? ( хлопают руками)
Счастье! (руки разводят в стороны)
Что для счастья нужно?( хлопают в ладоши)
Мир! (проводят руками круг)
(речетивом)
Настроение упало, дело валиться из рук, (приседают, наклоняют голову)
Но еще не все пропало, если есть хороший друг. (обнимаются с соседом)
С делом справимся вдвоем, с облегчением вздохнем.( пожимают друг другу
руки, весело вздыхают.)
Воспитатель: Мы сегодня говорили много о добре , я предлагаю вам составить
синквейн к слову добро.
Дидактический синквейн слова «Добро»(слайд 11)
1.Искренее, нравственное ( чистое, отзывчивое)Какое?
2.Помогает, воодушевляет, сострадает ( жалеет)Что делает?
3.Добро всегда побеждает ( Неси добро на радость людям)
(составить предложение из 3 слов)
4.Польза ( милосердие)
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали?
- Что узнали?( ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Вы заметили, что у нас в появился ангел. Ангел добрых
дел (показать ангела). Он увидел, какое доброе у вас сердце, сколько добрых
дел вы можете совершить. И всем, кто готов помочь другим людям ангел дарит
сердечко. (Слайд 12) У каждого человека своя душа, а чем мы наполним эту
душу, зависит от нас самих.
Воспитатель: Ярослав, легче ли тебе стало узнавать и понимать где хорошо, а
где плохо. (ответ ребенка)
Мы сегодня помогли одному человеку, который нуждался в нас. Вы согласны
со мной? (ответы детей)
Психогимнастика. (слайд 13)
Воспитатель: А теперь давайте возьмемся за руки и встанем в хоровод. Наши
ладошки тёплые и ласковые. Чувствуете, как мы передаем тепло друг другу?
Для того чтобы хорошего и доброго становилось на земле все больше и больше
необходимо совершать добрые поступки.
Ребята, я очень благодарна вам за вашу помощь, вы очень много знаете
о хорошем и плохом. Только где же живут такие дети, которые всегда приходят
на помощь?
Дети: В городе Симферополе, в детском саду «Слонёнок».