Автор: Мурлатов Валерий Евгеньевич
Должность: Тренер - преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «СШ "ФСО "Стрела"»
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие координационных способностей юных хоккеистов 8 - 9 лет
Раздел: дополнительное образование
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ
ХОККЕИСТОВ 8-9 ЛЕТ
Актуальность.
В современном спорте хоккей с шайбой является одним
из самых сложно - координационных видов спорта, где для достижения
успеха необходимо иметь высокий уровень развития координационных
способностей [2]. Для этого с ранних лет у спортсменов формируется
правильная двигательная активность, включающая в себя, в том числе
координационные способности. Умение точно выполнять движения,
ориентироваться в сложной игровой ситуации, быстро принимать
правильные решения – основы успешного результата в хоккее [6]. При
планировании тренировочного процесса, физическая нагрузка должна быть
организованной и дозированной. Это будет способствовать правильному
развитию технического и тактического мастерства юного хоккеиста [4].
Цель исследования: проверить эффективность методики развития
координационных способностей юных хоккеистов 8-9 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследования
проводились в течении 10 месяцев. В исследовании принимали участие 20
хоккеистов 8 – 9 лет, которые были разделены на контрольную (10 человек) и
экспериментальную (10 человек) группы. Обе группы занимались по
стандартной программе муниципальной школы, но в экспериментальную
группу мы внедрили выбранные нами комплексы упражнений.
Микроцикл юных спортсменов состоял из 4 тренировочных и 3
выходных дней. В третий день микроцикла в экспериментальной группе во
время учебно – тренировочного занятия, направленного на развитие
координационных способностей, мы применяли наши комплексы
упражнений.
В начале исследования было проведено тестирование для выявления
исходных показателей координационных способностей хоккеистов 8 – 9 лет.
В качестве контрольных испытаний для определения координационных
способностей хоккеистов 8 – 9 лет мы использовали следующие упражнения:
1. Бег на коньках 30 м спиной вперед (сек).
2. Слаломный бег на коньках без шайбы (сек).
3. Слаломный бег на коньках без шайбы спиной вперед (сек).
Результаты
исходных
показателей
развития
координационных
способностей в начале педагогического эксперимента представлены в
таблице 1.
Таблица 1
Исходные показатели развития координационных способностей
хоккеистов экспериментальной и контрольной группы
Показатели
Группы
Статистические показатели
Xср
σ
m
t-факт
t-кр
р
Бег на коньках
30 м спиной
вперед, сек
Экспериментальная
7,1
2
0,32
0,1
0
0,15
2,1
>0,05
Контрольная
7,1
0
0,25
0,0
8
Слаломный
бег на коньках
без шайбы,
сек
Экспериментальная
26,
3
0,69
0,2
2
1,6
2,1
>0,05
Контрольная
25,
8
0,70
0,2
2
Слаломный
бег на коньках
без шайбы
спиной
вперед, сек
Экспериментальная
27,
0
0,54
0,1
7
1,13
2,1
>0,05
Контрольная
27,
3
0,64
0,2
0
В начале эксперимента после проведения тестирования результат
развития координационных способностей хоккеистов 8 – 9 лет ЭГ в тесте
«Бег на коньках 30 м спиной вперед (сек)» был 7,12 ± 0,10 сек, в КГ 7,10 ±
0,08 сек, в тесте «Слаломный бег на коньках без шайбы (сек)» в ЭГ составил
26,3 ± 0,22 сек, в КГ 25,8 ± 0,22 сек, в тесте «Слаломный бег на коньках без
шайбы спиной вперед (сек)» составил в ЭГ 27,0 ± 0,17, в КГ 27,3 ± 0,20 сек.
Как видно из таблицы 1 в начале педагогического эксперимента
показатели координационных способностей хоккеистов 8-9 лет примерно
одинаковы
и
не
имели
существенных
различий
физической
подготовленности.
По истечению 10 месяцев было проведено повторное тестирование
координационных способностей юных хоккеистов 8-9 лет.
Результаты
повторных
показателей
развития
координационных
способностей в конце педагогического эксперимента представлены в таблице
2.
Таблица 2
Повторные показатели развития координационных способностей
хоккеистов экспериментальной и контрольной группы
Показатели
Группы
Статистические показатели
Xср
σ
m
t-факт
t-кр
р
Бег на коньках
30 м спиной
вперед, сек
Экспериментальная
7,0
5
0,23
0,0
6
0,13
2,1
>0,05
Контрольная
7,0
8
0,24
0,0
7
Слаломный
бег на коньках
без шайбы,
сек
Экспериментальная
25,
7
0,63
0,2
0
1,2
2,1
>0,05
Контрольная
25,
8
0,67
0,2
2
Слаломный
бег на коньках
без шайбы
спиной
вперед, сек
Экспериментальная
27,
0
0,53
0,1
6
0,8
2,1
>0,05
Контрольная
27,
2
0,61
0,1
9
В конце эксперимента после проведения тестирования результат
развития координационных способностей хоккеистов 8 – 9 лет ЭГ в тесте
«Бег на коньках 30 м спиной вперед (сек)» был 7,05 ± 0,10 сек, в КГ 7,08 ±
0,08 сек, в тесте «Слаломный бег на коньках без шайбы (сек)» в ЭГ составил
25,7 ± 0,22 сек, в КГ 25,8 ± 0,22 сек, в тесте «Слаломный бег на коньках без
шайбы спиной вперед (сек)» составил в ЭГ 27,0 ± 0,17, в КГ 27,2 ± 0,20 сек.
Как видно из таблицы 2 и в конце педагогического эксперимента
показатели координационных способностей хоккеистов 8-9 лет изменились
незначительно, имеют различия физической подготовленности.
Выводы. Таким образом, полученные статистические данные дают нам
информацию
о
том,
что
внедрение
нами
комплексов
развития
координационных способностей у юных хоккеистов 8 – 9 лет имеют
положительную динамику, хоть и незначительную. В связи с этим мы
считаем, что в дальнейшем применение наших комплексов имеет место быть.
Список литературы.
1. Никонов, В. А. Физическая подготовка хоккеистов: методическое
пособие / Ю. В. Никонов. – Минск: Витпостер, 2014 – 476 с.
2. Учимся играть в хоккей. Ступень B. Практическое руководство для
тренеров. — М.: Человек, 2012. — 70 с.
3. Учимся играть в хоккей. Ступень C. Практическое руководство для
тренеров. — М.: Человек, 2012. — 64 с.
4. Учимся играть в хоккей. Ступень А. Практическое руководство для
тренеров. — М.: Человек, 2012. — 76 с.
5. Учимся играть в хоккей. Ступень D. Практическое руководство для
тренеров. — М.: Человек, 2012. — 54 с.
6. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник.
— М.: 43 Советский спорт, 2010. — 352 с.
7. Столяров, В. И. Современные проблемы наук о физической культуре
и спорте. Философия спорта: учебник. / В. И. Столяров, А. А. Передельский,
М. М. Башаева. — М.: Советский спорт, 2015. — 264 с.