Автор: Наталья Леонидовна Рохина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 6" г. Северодвинска
Населённый пункт: Северодвинск
Наименование материала: методическая разработка урока по истории в 5 классе
Тема: "Природа и люди Древней Индии"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по истории
5 класс. Тема: «Природа и люди Древней Индии»
Требования к содержанию учебного занятия:
1) Цели и задачи учебного занятия.
Цель: формирование у обучающихся представления о Древней Индии.
Задачи:
а) развивать способности учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию (учебник, историческая карта, исторический документ);
б) овладевать знаниями о природных условиях Древней Индии, занятиях и религиозных
верованиях её населения;
в) приобщать обучающихся к достижениям древнеиндийской цивилизации; воспитывать
уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов.
2) Планируемые результаты обучения.
Личностные:
а) уважение к историческому и природному наследию других народов;
б) представление о культурном многообразии мира; уважение к культуре других народов.
Метапредметные:
Познавательные:
- владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблицы); выявлять характерные признаки исторических
явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события,
ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
- владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу,
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение);
- работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и др.); извлекать информацию из источника; различать виды
источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и
значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
Коммуникативные:
- общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного задания; осваивать и применять
правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- осуществление совместной деятельности: планировать и осуществлять совместную
работу; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами.
Регулятивные:
- владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа
решения);
- владение приемами самоконтроля - осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
- регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
Предметные результаты:
а) умение характеризовать условия жизни людей в Древней Индии;
б) умение находить и показывать на исторической карте природные и исторические
объекты, используя легенду карты;
в) умение устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями
среды обитания людей и их занятиями;
г) умение давать краткое описание древнейших городов Индии;
д) умение рассказывать об исторических личностях (царь Ашока);
е) овладение понятиями и их использование для решения учебных и практических задач:
Индийский океан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли, сахарный тростник, хлопчатник, рис,
Ганеша, Рамаяна, переселение душ;
ж) умение извлекать из письменного источника исторические факты; раскрывать смысл
(главную идею) высказывания, изображения («древнейшие города Индии», «Сказание о
Раме»).
3) Краткое учебное содержание.
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города -
государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов.
Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания.
4) Виды организации учебной деятельности.
Виды: урок изучения нового материала.
Формы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная (эвристическая беседа)
5) Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
а) Мотивационно-целевой этап
- По предложенным фотографиям
определить, какую страну будем изучать
на уроке? (Древняя Индия)
- Попробуйте сформулировать тему
урока.
(Природа и люди Древней Индии)
- По теме и плану урока определите
цель.
План: 1. Страна между Гималаями и океанам.
2. Джунгли на берегах Ганга.
3. Деревни среди джунглей.
4. Животные и боги.
5. Вера в переселение душ
(цель – сформировать представление о Древней Индии)
- Используя глаголы-подсказки, определите задачи, с помощью которых достигнем цели
урока (познакомиться, выявить особенности, узнать, охарактеризовать)
Варианты ответов:
1. Охарактеризовать географическое положение Древней Индии
2. Выявить особенности природных условий, растительного и животного мира.
3. Узнать о занятиях жителей Индии.
4. Познакомиться с религиозными верованиями индийцев
Этап актуализации знаний
Создание учебно-проблемной ситуации:
Укажите, в чем проявилось влияние природы и климата на образ жизни индийцев?
Этап изучения нового знания
1- 2 пункты плана урока: «Страна между Гималаями и океаном»; «Джунгли на
берегах Ганга».
а) Работа с картой. Найдите и определите местоположение Индии, её главных рек.
высочайших в мире гор.
б) Систематизация информации (продолжаем заполнять таблицу, начатую на
предыдущих уроках):
Страна
местоположение
ландшафт
реки
природа
климат
Египет
Месопотамия
Персия
Индия
Сделать вывод.
3 пункт плана урока: «Деревни среди джунглей»
В ходе изучения и обсуждения материала данного пункта организуется с обучающимися:
а) работа с текстом параграфа (работа по группам – 1, 2, 3 колонки:
1 группа -
Задание: составьте устный рассказ о жизни индийской деревни по плану:
занятия и промыслы
орудия труда
технические культуры.
2 группа –
Задание: составьте примерное меню индийцев.
3 группа –
Задание: сравните образ жизни индийцев, египтян и жителей Месопотамии
б) работа с картой. Найдите и определите:
места раскопок древнейших городов Индии
территорию державы царя Ашоки, её столицу. Какая часть Индии не входила в
состав державы.
в) заслушиваются подготовленные сообщения:
«Древнейшие города Индии»;
«Сказание о Раме». Кто в этом сказании олицетворяет «добро и кто – зло? Какие
человеческие качества героя сказания привлекли вас?
4 пункт плана урока: «Животные и боги»
Задание:
Школьникам предлагается самостоятельно изучить данный пункт, используя технику
«пометки на полях» (технология развития критического мышления). Затем учитель
объединяет детей в группы по шесть человек. Дети выясняют и обсуждают неизвестную и
противоречивую информацию (2-3 мин). Если всё же по завершении совместной работы
что-то остаётся непонятым, это выносится на обсуждение всего класса. Если ученики не
могут найти ответ, его сообщает учитель.
Техника «пометки на полях»:
«V» - знаю;
« - » - противоречит моим первоначальным представлениям;
«?» - хочу знать;
«+» - это для меня новое
5 пункт плана урока: «Вера в переселение душ»
Задание:
Прочитать текст пункта параграфа и обсудить в парах:
в чем особенность веры в переселение душ;
причины появления веры в переселение душ.
Этап самоконтроля
Учащиеся в тетрадях рисуют круг:
«красный» - ничего не понял, нужна помощь;
«желтый» - понял почти все, но немного ошибаюсь;
«зеленый» - все понял
Домашнее задание:
параграф №20, рубрика «Проверьте себя» (с.100);
Опережающее задание (по выбору): подготовить доклад о Будде и буддизме.
Этап рефлексии учебной деятельности
Учащиеся по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно (можно
несколько):
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
6) Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Тест по теме: «Природа и люди Древней Индии»
1 вариант
1. Правитель, объединивший почти все
индийские царства под своей властью, —
это
1) Цинь Шихуан
2) Рама
3) Ашока
2. Какие реки протекают по территории
Индии?
1) Арагва и Кура
2) Инд и Ганг
3) Хуанхэ и Янцзы
3. По представлениям индийцев, боги,
которым они поклонялись, жили на
вершинах самых высоких в мире гор
1) Гималаев
2) Альп
3) Апеннин
4. Какое из животных индийцы считали
священным?
1) козу
2) корову
3) лошадь
5. В индийской мифологии бог с головой
слона
1) Вишну
2) Ганеша
3) Брахма
6. Какие три из названных явлений
характерны для Древней Индии? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) примерно за тысячу лет до н.э. в Индии
началась обработка железа
2) среди песков пустыни изредка
встречались оазисы
2 вариант
1. Густые, труднопроходимые леса в Индии
называются
1) джунглями
2) тропиками
3) оазисами
2. Какое растение связано с производством
тканей в Древней Индии?
1) бамбук
2) хлопчатник
3) тростник
3. Памятники древнеиндийской
религиозной литературы — это
1) Ветхий Завет и Новый Завет
2) Веды
3) «Махабхарата» и «Рамаяна»
4. Кто из героев лишний в Сказании о Раме?
1) Сита
2) Хануман
3) Гильгамеш
5. Почему некоторые индийцы вынуждены
были подметать дорогу, по которой шли,
специальной метёлкой?
1) они заботились о чистоте своих
поселений
2) чтобы не раздавить на дороге насекомых
или червяков
3) считали, что таким образом дорога
становится шире
6. Какие три положения характеризуют
религиозные взгляды индийцев? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Все индийцы должны поклоняться
только одному Богу.
2) Поступки человека не влияют на его
3) жаркий и сухой климат не позволял
заниматься земледелием
4) два месяца в году в Индии идут
проливные дожди
5) жители Индии строили свои деревни
среди джунглей
дальнейшую судьбу.
3) Кем станет человек в жизни после
смерти, зависит от его поведения.
4) Человек, искупивший свою вину, при
новом рождении может опять стать
человеком.
5) За дурные дела человек может в
следующий раз родиться животным или
насекомым.
Критерии оценивания:
За верное выполнение каждого из заданий № 1–5 выставляется 1 балл.
За полный правильный ответ на задание № 6 ставится 2 балла. Если допущена одна
ошибка, то ответ оценивается в 1 балл.
№
1 вариант
2 вариант
1
3
1
2
2
2
3
1
2
4
2
3
5
2
2
6
145
345
Итог
7 баллов
7 баллов
«5» - 7 баллов
«4» - 5-6 баллов
«3» - 3-4 баллов
меньше 3 баллов – оценка «2»