Напоминание

" Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через бумагопластику"


Автор: Гучкова Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Перспектива» детский сад "Гармония"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: статья
Тема: " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через бумагопластику"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование творческой личности одно из важнейших задач современной

педагогики. Проблема человеческих способностей всегда вызывала

огромный интерес во все времена.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в

этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького

исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя

незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская

деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,

реализуются его потенциальные возможности и первые

проявления творчества. Одним из наиболее доступных и интересных видов

деятельности в детском саду является изобразительная, художественно -

продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в

собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое,

необычное.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной

педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда

получили развитие современные технологии, общество, как никогда

нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.

Одним из видов деятельности, где можно проявить творчество является

конструирование. Под детским конструированием понимается создание

ребенком конструкций, моделей из разных материалов.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников,

по мысли ученых, является применение нетрадиционных техник работы с

бумагой в работе с дошкольниками.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить,

создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего

детства. Бумага – материал универсальный. Она легко режется, рвется,

скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее

долго не теряют форму и качество. Устойчивый интерес детей к творчеству из

бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой

простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя

художником, дизайнером, конструктором, а самое главное —

безгранично творческим человеком.

Бумажное конструирование ,по сути это художественное конструирование, в

которых художественные образы создаются из пластичного

материала бумаги.

Занятия по бумагопластике подтвердили гипотезу исследования о

высоко развивающемся потенциале этого вида деятельности для развития

творчества детей дошкольного возраста.

Большое внимание художественному конструированию отдала Г. Н.

Давыдова. Она определила этапы работы по художественному

конструированию. Раскрыла технологии работы с бумагой в разных техниках.

Дала последовательность изготовления поделок из бумаги. Раскрыла формы

и методы обучения художественному конструированию

Бумагопластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности:

аппликации, рисованию, конструированию из бумаги.

Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные

композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные,

сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как

настоящие произведения искусства.

В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей

актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается

инструментом творчества, который доступен каждому.

Работа с бумагой приносит много радости дошкольникам.

При традиционных формах обучения на занятиях ребенок, получая

информацию, способен быстро ее воспроизвести. Применение

нетрадиционных техник выполнения работ развивает детскую фантазию,

воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий

процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность

нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких

занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы,

внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям

новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Дети узнают о новых материалах, их свойствах, различных способах работы с

бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности. Это

дает толчок к развитию воображения, творчества. Способов нетрадиционных

техник работы с бумагой много. Например: изделия из мятой бумаги,

изделия из полосок, изделия на основе конуса, цилиндра, коробок, изделия

в технике оригами, квиллинга, торцевания, изготовление макетов и т. д.

Приёмы должны стать для ребят новым и интересным средством познания

окружающего мира .Все это необходимо современному человеку, чтобы

осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир

из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Актуальность работы заключается в том, что он способствует подготовке

детей к успешному обучению в школе; отражает потребность детей творить,

создавать, созидать своими руками в стремлении здесь и сейчас стать

успешными, а, значит, счастливыми.

Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка. Важно не

пропустить этот период, когда формируются основные навыки и

умения, среди которых центральное место отводится воображению,

фантазии, интересу к новому. Ребенок в этом возрасте достигает разные

цели, он сам выбирает занятие по душе. Чем разнообразнее детская

деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,

реализуются его потенциальные возможности и первые

проявления творчества. Он сам выбирает материал, способы действия с

ним. Это и составляет основу творчества и служит фундаментом развития

ребенка, успешного его обучения в целом.

Многочисленные педагоги и психологи такие как О. В. Дыбина, Т. С.

Комарова, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, и

другие подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия

человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и

следует учить, оно не является врожденным качеством личности

и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же

время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического

воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными

участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается

неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой

того или иного явления.

В условиях детского сада развитие творчества происходит через разные

виды деятельности. Одним из наиболее доступных и интересных видов

деятельности в детском саду является художественно - продуктивная

деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в

собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое,

необычное.

Любая работа с бумагой развивает конструктивное

мышление, творческое воображение, художественный вкус, стимулирует

память. При этом происходит обогащение словаря специальными терминами,

активизирует мыслительный процесс.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной

педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда

получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается

в творческих, смелых, инициативных личностях.

Творческие способности могут развиваться только в творческой

деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование

происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И

чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития

творческого начала.

Многочисленные педагоги и психологи (О. В. Дыбина, Т. С. Комарова,В. С. Кузин, Я.

А. Пономарев, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я.

Шпикалова и другие) подчеркивают, что творчество-это процесс взаимодействия

человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует

учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно

под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника

это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются

субъектами творчества, активными участниками процесса развития.

Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью

переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по

мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности

художественный труд.

Приоритетное направление работы нашего детского сада – художественно –

эстетическое, поэтому проанализировав авторские разработки, различные

материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном

этапе отечественными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью

применения нетрадиционных техник работы с бумагой в работе с дошкольниками

для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Бумагопластика.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить,

создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумага

материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается,

склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество.

Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что

данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает

ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное —

безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с

древних времён, бумага в современном обществе представлена большим

многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она

доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить

головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое,

многое другое, что интересует ребенка.

Педагогическая целесообразность.

Ведущая педагогическая идея опыта - преемственность обучения между детским

садом и школой.

Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в

школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а

если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе

со своими проблемами и страхами. Одним из видов

деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения,

настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено,

что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством

сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония,

покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это

всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят

занятия по художественному труду.

«Волшебная бумага» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в

самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-

эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Актуальность.

Инновационный характер.

Новизна.

Новизна заключается в том, что она нацелена не столько на обучение детей

способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для

самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я

умею, я могу», настрою на позитивный лад, снятию эмоционального и мышечного

напряжения.

Отличительные особенности.

Отличительной особенностью опыта работы является применение широкого

комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.

Данный опыт работы отличается тем, что

- позволяет расширить возможности образовательной области по художественно-

эстетическому развитию детей;

- он ориентирован на развитие творческого потенциала и

художественных способностей дошкольников соразмерно личной

индивидуальности.



В раздел образования