Напоминание

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА В САМБО


Автор: Молостов Борис Вячеславович
Должность: Инструктор-методист
Учебное заведение: ГАУ ДО РСШОР "Батыр"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА В САМБО
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное автономное учреждение дополнительного образования

"Республиканская спортивная школа олимпийского резерва "Батыр"

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ СПОРТИВНО-

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА В САМБО

Методические рекомендации

Разработал: инструктор-методист

Молостов Борис Вячеславович

Казань-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона или рекордсмена

целесообразно

рассматривать

как

единый

процесс,

подчиняющийся

определённым закономерностям, как сложную специфическую систему со

свойственными ей особенностями, с учетом возрастных особенностей юных

спортсменов. Весь процесс многолетних занятий избранным видом спорта

включает практически необозримое множество переменных. Каждый этап

многолетней

тренировки

отражает

своеобразие

общих

условий

жизни

и

деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей

нагрузки в периоды обучения в школе, трудовой деятельности, службы в

армии и т.д.) (А.О. Акопян, В.В. Кащавцев, Т.П. Клименко, 2008).

Учитывая, что процесс многолетней спортивной подготовки начинается

с

спортивно-оздоровительного

этапа,

на

котором

преимущественно

осуществляется

физкультурно-оздоровительная

и

воспитательная

работа,

направленная

на

разностороннюю

физическую

подготовку

и

овладение

основами техники самбо и других видов спорта, необходимо развивать новые

исследовательские

направления,

и

внедрять

в

практику

современные

технологии (С.В. Ерегина, 2003; А.Г. Левицкий, 2003; И.Д. Свищев, 2005).

Учитывая тот факт, что обучение на спортивно-оздоровительном этапе

многолетней

подготовки

осуществляется

на

основе

общих

методических

принципов,

необходима

разработка

и

внедрение

новых

технологий

(программ). При разработке программы целесообразно использовать научные

работы,

посвященные

проблемам

повышения

качества

обучения

юных

самбистов и дзюдоистов (Я.К. Коблев, 1990; А.В. Еганов, 1999; С.В. Ерегина,

2003;

А.Г.

Левицкий,

2003;

И.Д.

Свищёв,

2005).

Анализ

научно-

педагогической литературы, а также практический опыт показывают, что

юные самбисты имеют низкий уровень развития физических качеств. Вместе

с

тем,

воспитание отдельных двигательных

качеств (быстрота, гибкость,

ловкость), необходимых для занятий скоростно-силовым видом спорта, таким

как самбо, более эффективно до 10-летнего возраста (А.А. Гужаловский, 1978;

В.П. Филин, 1987; В.И. Лях, 1991 и др.).

ПРАКТИЧЕСКИЕ

РЕКОМАНДАЦИИ

ПО

РАЗРАБОТКЕ

ПРОГРАММЫ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА

1.

В

спортивно-оздоровительных

группах

ДЮСШ

с

детьми

5-6

летнего возраста с целью качественного улучшения учебно-тренировочного

процесса необходимо использовать индивидуальный подход, основанный на

учете

типа

центральной

нервной

системы,

типа

темперамента,

уровня

физической

подготовленности,

а

также

учитывая

факторы

здоровье

сберегающей педагогической среды. При этом перед разработкой программы

необходимо:

антропометрическое обследование и педагогическое тестирование

уровня физической и функциональной подготовленности;

опрос детей, беседы с родителями;

определение типа центральной нервной системы, темперамента;

разработка тренировочных программ с учетом индивидуальных

особенностей;

корректировка

педагогического

процесса

на

основе

внесения

изменений в тренировочные программы.

Основными

структурными

составляющими

разрабатываемой

программы

являются:

а)

методологическая

часть

(это

научная

база

технологии,

те

психолого-педагогические

идеи,

которые

заложены

в

ее

фундамент; б) содержательная часть (цель обучения; содержание учебного

материала) в) процессуальная часть (технологический процесс: организация

учебного процесса; методы и формы учебной деятельности занимающихся;

методы

и

формы

работы

тренера-преподавателя;

деятельность

тренера-

преподавателя по управлению процессом усвоения материала; диагностика

учебного процесса).

При

разработке

структуры

и

содержания

программы

целесообразнее исходить из следующих принципов:

-организация личностно ориентированных спортивно-оздоровительных

занятий детей с учетом их индивидуальных психофизических возможностей

организма;

-организация различных форм рекреационных мероприятий;

-выбор

оптимальных

физических

упражнений,

способствующих

укреплению

здоровья

и

поддержанию

физической

и

умственной

работоспособности детей;

-обучение методам самодиагностики, самооценки и самоконтроля в

учебно-тренировочной деятельности.

При определении цели и основных задач программы, необходимо

учитывать:

Общая

физическая

подготовка

(воспитание

скоростных,

координационных способностей, гибкости;

Сохранность контингента занимающихся не менее 90%-95%

2.

При

построении

учебно-тренировочного

процесса

основное

внимание

необходимо

направить

на

воспитание

физических

качеств

(ловкость, быстрота, сила, гибкость, общая выносливость), на воспитание

положительных

черт

характера,

нравственных

и

волевых

качеств

(настойчивость,

самостоятельность,

смелость,

честность,

взаимопомощь,

трудолюбие). Первый блок ОФП.

Основными видами упражнений могут быть:

- ходьба в колонне, на носках на пятках, приставным шагом, в разных

направлениях,

змейкой,

на

внешнем

крае

стопы,

ходьба

с

различным

положением рук, с высоким подниманием бедра;

-

равновесие

ходьба

по

прямой

ограниченными

линиями,

перешагивание через препятствие, упражнения «ласточка», кружиться на

месте;

- бег в разных направлениях, бег змейкой, бег с высоким подниманием

бедра, бег в чередовании с ходьбой, бег с захлестыванием голени, медленный

бег (ЧСС – 120-130 уд/мин). Объем равномерного бега для детей 5-6 лет

составляет 1000-1500 м, которые они успешно могут преодолеть за 8,5-9 минут

без

особого

напряжения.

В

паузах

отдыха

использовать

упражнения

статического

растягивания

мышц

и

динамического

растягивания

мышц,

участвующих в выполнении основного упражнения.

- лазанье, пролезание в обруч, лазанье по канату;

-

подскоки

на

месте

на

двух

ногах,

с

продвижением

вперед,

подпрыгивание на месте, прыжки через препятствие, в длину с места, на одной

ноге, прыжки влево вправо;

- ориентирование в пространстве и строевые упражнения (в шеренгу,

колонну

по

одному,

круг)

и

перестроений

(по

звеньям,

по

заранее

установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной

шеренги в две и тд.);

- имитационные упражнения, движения спортсменов, объектов живой и

не живой природы, природных явлений;

- бросание, ловля мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля, метание

мяча;

-

общеразвивающие

упражнения,

комплекс

упражнений

с

гимнастической

палкой,

с

малыми

мячами,

комплексы

упражнений,

направленные

на

укрепление

мышц

и

связок

голеностопного

сустава;

увеличение подвижности в голеностопном суставе; увеличение свода стопы,

упражнение для мышечного «корсета», формирование правильной осанки,

ОРУ

с

элементами

стретчинга,

направленные

на

воспитание

основных

физических качеств.

- подвижные игры для развития скоростно-силовых, координационных

способностей. Подвижные игры значительно усиливают эмоциональный фон

занятия. Применение подвижных игр обусловлено тем, что данный возраст

детей

5-6

лет

характеризуется

неустойчивым

вниманием,

усилением

потребности в общении со сверстниками. Время, отводимое на подвижные

игры 2-3 минуты. Активная двигательная деятельность игрового характера и

вызываемые

ею

положительные

эмоции

усиливали

все

физиологические

процессы в организме, улучшали работу всех органов и систем. Возникающие

в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать

приобретенные двигательные навыки.

В

подвижных

играх

дети

должны

сами

принимать

решения,

как

действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена

условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих

задач.

При проведении занятий, тренеру необходимо включать упражнения на

месте, в движении, с дополнительными заданиями, сочетание различных

действий с мячом. При закреплении навыков действий с мячом тренер должен

усложнять выполнение их

в

игре и видоизменять

условия двигательной

деятельности детей. Смена упражнений и игр обеспечивает многообразие и

эмоциональность их проведения. Так, например, для развития ловкости можно

использовать игры, побуждающие быстро переходить от одних действий к

другим в

соответственно изменяющейся обстановке. Развитию быстроты

могут содействовать игры, требующие мгновенных ответов на звуковые,

зрительные

сигналы,

игры

с

внезапными

остановками,

задержками

и

возобновлением

действий,

с

преодолением

небольших

расстояний

в

кратчайшие сроки. Для совершенствования силы целесообразно использовать

игры,

требующие

проявления

кратковременных

скоростно-силовых

напряжений, умеренных по нагрузке. Развитию выносливости способствуют

игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной

деятельностью,

связанные

со

значительной

затратой

сил

и

энергии.

Двигательные действия в подвижных играх могут быть очень разнообразны:

например,

подражательными,

образно-творческими,

ритмическими;

выполнять в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости,

быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия

необходимо выполнять в самых различных комбинациях и сочетаниях.

- сюжетно-ролевые игры, время, отводимое на проведение игры 10-15

минут. Сюжетно-ролевые игры целесообразно проводить с детьми 5-6 летнего

возраста, так как именно в этом возрасте усиливается стремление играть

вместе

со

сверстниками,

каждый

из

детей

стремится

воплотить

свой

достаточно сложный замысел.

Для

организации и

проведения сюжетно-ролевой игры

необходимо

использовать сюжеты известных сказок. Остается общая смысловая канва

событий, меняются лишь конкретные условия действий персонажей.

При

проведении

сюжетно-ролевой

игры

важным

является

заинтересованность детей. Детям 5-6 летнего возраста не очень интересно, как

отразятся его сегодняшние упражнения на его самочувствии и состоянии

здоровья завтра. Для них важно получить сиюминутное удовлетворение своих

потребностей.

Тренеру

необходимо

проводить

сюжетно-ролевую

игру

с

познавательной, подражательной и оздоровительной направленностью. Такие

игры помогают решать параллельно несколько задач. Мало того, что каждый

раз для детей это маленький праздник, кроме того, они, легко вживаясь в

разные

роли,

учатся

дружбе,

взаимопомощи,

развивают

смекалку,

находчивость. Игра позволяет не только проявить свои способности, но и

изменить

некоторые

черты

характера.

Неоценима

роль

игр

в

развитии

коллективизма.

При

подготовке

к

игре

тренер

подбирает

такой

сюжет,

который бы наилучшим образом способствовал достижению основной цели

занятия.

Каждая игра должна проводиться неожиданно для детей. Помощниками

могут выступать различные театральные детали: «дедушка с клюкой и в

шапке-ушанке», «бабушка в платочке в фартуке». Часто по ходу дети сами

дополняли свои реплики. Задача тренера заключается в том, чтобы не упускать

бразды

правления,

сохранять

ход

игры,

т.е.

выполнение

определенных

упражнений.

Иногда

в

сюжет

органично

можно

вплести

известную

подвижную игру или знакомую эстафету. Имитационных движений может

быть множество: «косили сено», «рубили дрова», ловили рыбу, доили корову,

купались, играли и т.д. Все упражнения должны быть тесно связаны с целью

и задачами занятия. Чтобы игры были задорнее и разнообразнее, в играх

необходимо использовать мелкий и легкий инвентарь: новогодние маски,

надувные шары, скакалки, мячи, флажки, кегли.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития

игрового

конфликта.

Он

может

быть

заимствован

из

окружающей

действительности и образно отражать ее действия (например, охотничьи,

трудовые,

военные,

бытовые)

или

создать

специально,

исходя

из

задач

физического

воспитания,

в

виде

схемы

противоборства

при

различных

взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные

действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам

тактики целеустремленность, делая игру увлекательной.

Немаловажную роль в проведении занятий имеют средства спортивных

игр.

Так,

например, можно применять приемы баскетбола:

перемещения

правым, левым боком, спиной; ведение мяча, удары по мячу одной рукой –

ловля двумя (на месте, в движении), ведение правой, левой поочередно на

месте и с продвижением вперед.

Содержание второго блока является предварительной подготовкой к

специальной физической подготовке (СФП). В то же время, он должен быть

направлен

на

совершенствование

физических

способностей

на

основе

двигательных умений и навыков, освоенных в первом блоке. В качестве

основных средств ОФП второго блока можно использовать:

- ходьба (частично повторяя элементы первого блока), а также ходьба по

кругу, парами, с перешагиванием через предметы, ходьба в чередовании с

бегом с высоким поднимаем бедра;

- равновесие – ходьба с закрытыми глазами; стойка на носках, на одной

ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба при кружении в обе

стороны, ходьба по линиям, между линиями;

-

бег

с

остановкой

по

сигналу,

с

переноской

предметов

(мячей),

коротким (50-55 см), средним (70-80 см), длинным (90-100 см) шагом;

- лазание на четвереньках между предметами, вокруг предметов, вверх-

вниз по гимнастической стенке, по наклонной скамейке, перелезание через

горку матов;

- прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов, в длину с места,

прыжки из круга в круг, вокруг предметов;

- имитационные упражнения, движения спортсменов, объектов живой и

не живой природы, природных явлений;

- бросание, ловля мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля, метание

мяча;

- общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными

предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем,

набивным мячом)

- элементы акробатики – группировка из положения сидя, стоя, лежа;

перекаты в группировке назад (из положения сидя), перекаты влево, вправо из

исходного положения лежа на спине, перекаты назад из упора присев, из

исходного положения лежа на животе, перекаты вперед, назад;

- ориентирование в пространстве и строевые упражнения – построение

по

определенному

сигналу,

повороты

прыжком,

переступанием,

знать

направление лежащего предмета;

- висы – вис на перекладине, вис спиной на гимнастической стенке,

передвижение в висе, вис различным хватом;

- упоры – упор стоя на коленях, перемещение в упоре руками вперед,

упор сзади на полу, перемещение в упоре сзади ног вперед;

-

упражнения

на

растягивание,

развитие

координационных

способностей;

- специальная физическая подготовка, включающая начальные формы

упражнений самбо.

3.

Рекомендуемая структура тренировочного занятия состоит из трех

взаимосвязанных

частей:

подготовительной,

основной,

заключительной.

Занятия носят комплексный характер, основу которых составляют различные

игры (подвижные, спортивные, сюжетно-ролевые) и игровые задания.

Неотъемлемой

частью

разрабатываемой

программы

должны

быть

педагогические условия.

К педагогическим условиям подготовки можно отнести:

- внешние (соответствие материальной базы спортивных сооружений

школы; наличие квалифицированных тренеров)

-

внутренние

(мотивация

занимающихся

к

самостоятельному

выполнению физических упражнений).

Выделяя общие педагогические условия подготовки юных самбистов 5-

6 летнего возраста, первоначально можно разделить их: на объективные и

субъективные. Так, к субъективным условиям относится:

наличие

у

юных

самбистов

выраженной

потребности

и

устойчивых мотивов в освоении избранного вида спорта, принятие ими цели

и программы обучения;

организация и осуществление учебно-тренировочного процесса с

учетом возрастных особенностей детей 5-6 летнего возраста и соблюдением

дидактических условий;

соответствие

содержания

и

характера

программы

подготовки

индивидуальным особенностям занимающихся;

эмоционально-психологическое и

физическое

состояние юных

самбистов 5-6 лет.

К объективным условиям относятся:

а) организационные и средовые:

рациональное планирование, организация контроля, объективная

оценка;

благоприятный нравственно-психологический климат в группе;

соответствующие

принятым

нормам

санитарно-гигиенические

условия деятельности;

б) ресурсные условия:

материально-техническое обеспечение деятельности (спортивный

зал, оборудование, инвентарь и пр.);

информационное обеспечение деятельности;

кадровое

обеспечение

деятельности:

компетентные

тренеры-

преподаватели.

нормативно-правовое обеспечение.

Рассматривая мастерство тренера в педагогическом процессе, можно

предусмотреть ему роль режиссера совместной деятельности, реализующий

следующие функции:

- прогнозирование;

- проектирование и конструирование педагогического процесса;

- осуществление преемственных связей между наукой и практикой;

-создания вокруг себя атмосферы радости, оптимизма, веры;

- объективной диагностики его результата;

-

выстраивание

перспективы

развития

каждого

занимающегося

на

основе диагностики его достижений.

Список рекомендуемой литературы:

1.

Абольянина,

С.Г.

Дифференцированные технологии физического

воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности: дис. ...

канд. пед. наук / С.Г. Абольянина. – Хабаровск, 2009. - 24 с.

2. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду:

Кн. для воспитателя дет. сада / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992.

– 157 с.

3.

Акопян,

А.О.

Дзюдо:

программа

для

системы

дополнительного

образования детей / А.О. Акопян, В.В. Кащавцев, Т.П. Клименко. – М.:

Советский спорт, 2003. – 96 с.

4. Акопян, А.О. О распределении тренировочных средств на начальном

и тренировочном этапах спортивной подготовки в спортивных единоборствах

/ А.О. Акопян, В.А. Панков // Вестник спортивной науки. – 2012. - №6. – С. 32-

34.

5. Аккуин, Д.Ю. Направленность интереса юных борцов в учебно-

тренировочном процессе

/

Д.Ю.

Аккуин,

Е.Д.

Аккуина,

А.Д.

Аккуин

//

Современное образование, физическая культура и спорт: сб. материалов науч.-

практ. конф. / под ред.М.В. Габова, Ю.Г. Мартемьянова; Уральский гос. ун-т

физ. культуры. – Челябинск,2008. – С. 26-28.

6. Аккуин, Д.Ю. Причины отсева на этапах многолетней подготовки в

детско-юношеских спортивных школах по дзюдо /Д.Ю. Аккуин //Ученые

записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – №5 (75). – С. 11-15.

7. Аккуин, Д.Ю. Модель построения тренировки юных дзюдоистов на

начальных этапах подготовки /Д.Ю. Аккуин //Ученые записки университета

им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – №1 (83). – С. 11-15.

8. Вавилова, Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет / Е.Н.

Вавилова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003». – 20 с.

9.

Вавилова,

Е.Н.

Развивайте

у

дошкольников

ловкость,

силу,

выносливость: пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. – М.:

Просвещение, 1981. – 96 с.

10. Люлина, Н.В., Захарова, Л.В., Ветрова, И.В. Влияние комплекса

акробатических

элементов

на

развитие

физических

качеств

детей

дошкольного возраста// Физическое воспитание студентов. -2013. - 4. - с 59-62

11. Лях, В.И., Мейксон, Г.Б., Кофман, Л.Б. Концепция физического

воспитания и оздоровления детей и подростков. М., 1992. — 24 с.



В раздел образования