Автор: Молостов Борис Вячеславович
Должность: Инструктор-методист
Учебное заведение: ГАУ ДО РСШОР "Батыр"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА В САМБО
Раздел: дополнительное образование
Государственное автономное учреждение дополнительного образования
"Республиканская спортивная школа олимпийского резерва "Батыр"
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ СПОРТИВНО-
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА В САМБО
Методические рекомендации
Разработал: инструктор-методист
Молостов Борис Вячеславович
Казань-2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона или рекордсмена
целесообразно
рассматривать
как
единый
процесс,
подчиняющийся
определённым закономерностям, как сложную специфическую систему со
свойственными ей особенностями, с учетом возрастных особенностей юных
спортсменов. Весь процесс многолетних занятий избранным видом спорта
включает практически необозримое множество переменных. Каждый этап
многолетней
тренировки
отражает
своеобразие
общих
условий
жизни
и
деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей
нагрузки в периоды обучения в школе, трудовой деятельности, службы в
армии и т.д.) (А.О. Акопян, В.В. Кащавцев, Т.П. Клименко, 2008).
Учитывая, что процесс многолетней спортивной подготовки начинается
с
спортивно-оздоровительного
этапа,
на
котором
преимущественно
осуществляется
физкультурно-оздоровительная
и
воспитательная
работа,
направленная
на
разностороннюю
физическую
подготовку
и
овладение
основами техники самбо и других видов спорта, необходимо развивать новые
исследовательские
направления,
и
внедрять
в
практику
современные
технологии (С.В. Ерегина, 2003; А.Г. Левицкий, 2003; И.Д. Свищев, 2005).
Учитывая тот факт, что обучение на спортивно-оздоровительном этапе
многолетней
подготовки
осуществляется
на
основе
общих
методических
принципов,
необходима
разработка
и
внедрение
новых
технологий
(программ). При разработке программы целесообразно использовать научные
работы,
посвященные
проблемам
повышения
качества
обучения
юных
самбистов и дзюдоистов (Я.К. Коблев, 1990; А.В. Еганов, 1999; С.В. Ерегина,
2003;
А.Г.
Левицкий,
2003;
И.Д.
Свищёв,
2005).
Анализ
научно-
педагогической литературы, а также практический опыт показывают, что
юные самбисты имеют низкий уровень развития физических качеств. Вместе
с
тем,
воспитание отдельных двигательных
качеств (быстрота, гибкость,
ловкость), необходимых для занятий скоростно-силовым видом спорта, таким
как самбо, более эффективно до 10-летнего возраста (А.А. Гужаловский, 1978;
В.П. Филин, 1987; В.И. Лях, 1991 и др.).
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМАНДАЦИИ
ПО
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
1.
В
спортивно-оздоровительных
группах
ДЮСШ
с
детьми
5-6
летнего возраста с целью качественного улучшения учебно-тренировочного
процесса необходимо использовать индивидуальный подход, основанный на
учете
типа
центральной
нервной
системы,
типа
темперамента,
уровня
физической
подготовленности,
а
также
учитывая
факторы
здоровье
сберегающей педагогической среды. При этом перед разработкой программы
необходимо:
антропометрическое обследование и педагогическое тестирование
уровня физической и функциональной подготовленности;
опрос детей, беседы с родителями;
определение типа центральной нервной системы, темперамента;
разработка тренировочных программ с учетом индивидуальных
особенностей;
корректировка
педагогического
процесса
на
основе
внесения
изменений в тренировочные программы.
Основными
структурными
составляющими
разрабатываемой
программы
являются:
а)
методологическая
часть
(это
научная
база
технологии,
те
психолого-педагогические
идеи,
которые
заложены
в
ее
фундамент; б) содержательная часть (цель обучения; содержание учебного
материала) в) процессуальная часть (технологический процесс: организация
учебного процесса; методы и формы учебной деятельности занимающихся;
методы
и
формы
работы
тренера-преподавателя;
деятельность
тренера-
преподавателя по управлению процессом усвоения материала; диагностика
учебного процесса).
При
разработке
структуры
и
содержания
программы
целесообразнее исходить из следующих принципов:
-организация личностно ориентированных спортивно-оздоровительных
занятий детей с учетом их индивидуальных психофизических возможностей
организма;
-организация различных форм рекреационных мероприятий;
-выбор
оптимальных
физических
упражнений,
способствующих
укреплению
здоровья
и
поддержанию
физической
и
умственной
работоспособности детей;
-обучение методам самодиагностики, самооценки и самоконтроля в
учебно-тренировочной деятельности.
При определении цели и основных задач программы, необходимо
учитывать:
Общая
физическая
подготовка
(воспитание
скоростных,
координационных способностей, гибкости;
Сохранность контингента занимающихся не менее 90%-95%
2.
При
построении
учебно-тренировочного
процесса
основное
внимание
необходимо
направить
на
воспитание
физических
качеств
(ловкость, быстрота, сила, гибкость, общая выносливость), на воспитание
положительных
черт
характера,
нравственных
и
волевых
качеств
(настойчивость,
самостоятельность,
смелость,
честность,
взаимопомощь,
трудолюбие). Первый блок ОФП.
Основными видами упражнений могут быть:
- ходьба в колонне, на носках на пятках, приставным шагом, в разных
направлениях,
змейкой,
на
внешнем
крае
стопы,
ходьба
с
различным
положением рук, с высоким подниманием бедра;
-
равновесие
–
ходьба
по
прямой
ограниченными
линиями,
перешагивание через препятствие, упражнения «ласточка», кружиться на
месте;
- бег в разных направлениях, бег змейкой, бег с высоким подниманием
бедра, бег в чередовании с ходьбой, бег с захлестыванием голени, медленный
бег (ЧСС – 120-130 уд/мин). Объем равномерного бега для детей 5-6 лет
составляет 1000-1500 м, которые они успешно могут преодолеть за 8,5-9 минут
без
особого
напряжения.
В
паузах
отдыха
использовать
упражнения
статического
растягивания
мышц
и
динамического
растягивания
мышц,
участвующих в выполнении основного упражнения.
- лазанье, пролезание в обруч, лазанье по канату;
-
подскоки
на
месте
на
двух
ногах,
с
продвижением
вперед,
подпрыгивание на месте, прыжки через препятствие, в длину с места, на одной
ноге, прыжки влево вправо;
- ориентирование в пространстве и строевые упражнения (в шеренгу,
колонну
по
одному,
круг)
и
перестроений
(по
звеньям,
по
заранее
установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной
шеренги в две и тд.);
- имитационные упражнения, движения спортсменов, объектов живой и
не живой природы, природных явлений;
- бросание, ловля мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля, метание
мяча;
-
общеразвивающие
упражнения,
комплекс
упражнений
с
гимнастической
палкой,
с
малыми
мячами,
комплексы
упражнений,
направленные
на
укрепление
мышц
и
связок
голеностопного
сустава;
увеличение подвижности в голеностопном суставе; увеличение свода стопы,
упражнение для мышечного «корсета», формирование правильной осанки,
ОРУ
с
элементами
стретчинга,
направленные
на
воспитание
основных
физических качеств.
- подвижные игры для развития скоростно-силовых, координационных
способностей. Подвижные игры значительно усиливают эмоциональный фон
занятия. Применение подвижных игр обусловлено тем, что данный возраст
детей
5-6
лет
характеризуется
неустойчивым
вниманием,
усилением
потребности в общении со сверстниками. Время, отводимое на подвижные
игры 2-3 минуты. Активная двигательная деятельность игрового характера и
вызываемые
ею
положительные
эмоции
усиливали
все
физиологические
процессы в организме, улучшали работу всех органов и систем. Возникающие
в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать
приобретенные двигательные навыки.
В
подвижных
играх
дети
должны
сами
принимать
решения,
как
действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена
условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих
задач.
При проведении занятий, тренеру необходимо включать упражнения на
месте, в движении, с дополнительными заданиями, сочетание различных
действий с мячом. При закреплении навыков действий с мячом тренер должен
усложнять выполнение их
в
игре и видоизменять
условия двигательной
деятельности детей. Смена упражнений и игр обеспечивает многообразие и
эмоциональность их проведения. Так, например, для развития ловкости можно
использовать игры, побуждающие быстро переходить от одних действий к
другим в
соответственно изменяющейся обстановке. Развитию быстроты
могут содействовать игры, требующие мгновенных ответов на звуковые,
зрительные
сигналы,
игры
с
внезапными
остановками,
задержками
и
возобновлением
действий,
с
преодолением
небольших
расстояний
в
кратчайшие сроки. Для совершенствования силы целесообразно использовать
игры,
требующие
проявления
кратковременных
скоростно-силовых
напряжений, умеренных по нагрузке. Развитию выносливости способствуют
игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной
деятельностью,
связанные
со
значительной
затратой
сил
и
энергии.
Двигательные действия в подвижных играх могут быть очень разнообразны:
например,
подражательными,
образно-творческими,
ритмическими;
выполнять в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости,
быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия
необходимо выполнять в самых различных комбинациях и сочетаниях.
- сюжетно-ролевые игры, время, отводимое на проведение игры 10-15
минут. Сюжетно-ролевые игры целесообразно проводить с детьми 5-6 летнего
возраста, так как именно в этом возрасте усиливается стремление играть
вместе
со
сверстниками,
каждый
из
детей
стремится
воплотить
свой
достаточно сложный замысел.
Для
организации и
проведения сюжетно-ролевой игры
необходимо
использовать сюжеты известных сказок. Остается общая смысловая канва
событий, меняются лишь конкретные условия действий персонажей.
При
проведении
сюжетно-ролевой
игры
важным
является
заинтересованность детей. Детям 5-6 летнего возраста не очень интересно, как
отразятся его сегодняшние упражнения на его самочувствии и состоянии
здоровья завтра. Для них важно получить сиюминутное удовлетворение своих
потребностей.
Тренеру
необходимо
проводить
сюжетно-ролевую
игру
с
познавательной, подражательной и оздоровительной направленностью. Такие
игры помогают решать параллельно несколько задач. Мало того, что каждый
раз для детей это маленький праздник, кроме того, они, легко вживаясь в
разные
роли,
учатся
дружбе,
взаимопомощи,
развивают
смекалку,
находчивость. Игра позволяет не только проявить свои способности, но и
изменить
некоторые
черты
характера.
Неоценима
роль
игр
в
развитии
коллективизма.
При
подготовке
к
игре
тренер
подбирает
такой
сюжет,
который бы наилучшим образом способствовал достижению основной цели
занятия.
Каждая игра должна проводиться неожиданно для детей. Помощниками
могут выступать различные театральные детали: «дедушка с клюкой и в
шапке-ушанке», «бабушка в платочке в фартуке». Часто по ходу дети сами
дополняли свои реплики. Задача тренера заключается в том, чтобы не упускать
бразды
правления,
сохранять
ход
игры,
т.е.
выполнение
определенных
упражнений.
Иногда
в
сюжет
органично
можно
вплести
известную
подвижную игру или знакомую эстафету. Имитационных движений может
быть множество: «косили сено», «рубили дрова», ловили рыбу, доили корову,
купались, играли и т.д. Все упражнения должны быть тесно связаны с целью
и задачами занятия. Чтобы игры были задорнее и разнообразнее, в играх
необходимо использовать мелкий и легкий инвентарь: новогодние маски,
надувные шары, скакалки, мячи, флажки, кегли.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития
игрового
конфликта.
Он
может
быть
заимствован
из
окружающей
действительности и образно отражать ее действия (например, охотничьи,
трудовые,
военные,
бытовые)
или
создать
специально,
исходя
из
задач
физического
воспитания,
в
виде
схемы
противоборства
при
различных
взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные
действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам
тактики целеустремленность, делая игру увлекательной.
Немаловажную роль в проведении занятий имеют средства спортивных
игр.
Так,
например, можно применять приемы баскетбола:
перемещения
правым, левым боком, спиной; ведение мяча, удары по мячу одной рукой –
ловля двумя (на месте, в движении), ведение правой, левой поочередно на
месте и с продвижением вперед.
Содержание второго блока является предварительной подготовкой к
специальной физической подготовке (СФП). В то же время, он должен быть
направлен
на
совершенствование
физических
способностей
на
основе
двигательных умений и навыков, освоенных в первом блоке. В качестве
основных средств ОФП второго блока можно использовать:
- ходьба (частично повторяя элементы первого блока), а также ходьба по
кругу, парами, с перешагиванием через предметы, ходьба в чередовании с
бегом с высоким поднимаем бедра;
- равновесие – ходьба с закрытыми глазами; стойка на носках, на одной
ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба при кружении в обе
стороны, ходьба по линиям, между линиями;
-
бег
с
остановкой
по
сигналу,
с
переноской
предметов
(мячей),
коротким (50-55 см), средним (70-80 см), длинным (90-100 см) шагом;
- лазание на четвереньках между предметами, вокруг предметов, вверх-
вниз по гимнастической стенке, по наклонной скамейке, перелезание через
горку матов;
- прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов, в длину с места,
прыжки из круга в круг, вокруг предметов;
- имитационные упражнения, движения спортсменов, объектов живой и
не живой природы, природных явлений;
- бросание, ловля мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля, метание
мяча;
- общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными
предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем,
набивным мячом)
- элементы акробатики – группировка из положения сидя, стоя, лежа;
перекаты в группировке назад (из положения сидя), перекаты влево, вправо из
исходного положения лежа на спине, перекаты назад из упора присев, из
исходного положения лежа на животе, перекаты вперед, назад;
- ориентирование в пространстве и строевые упражнения – построение
по
определенному
сигналу,
повороты
прыжком,
переступанием,
знать
направление лежащего предмета;
- висы – вис на перекладине, вис спиной на гимнастической стенке,
передвижение в висе, вис различным хватом;
- упоры – упор стоя на коленях, перемещение в упоре руками вперед,
упор сзади на полу, перемещение в упоре сзади ног вперед;
-
упражнения
на
растягивание,
развитие
координационных
способностей;
- специальная физическая подготовка, включающая начальные формы
упражнений самбо.
3.
Рекомендуемая структура тренировочного занятия состоит из трех
взаимосвязанных
частей:
подготовительной,
основной,
заключительной.
Занятия носят комплексный характер, основу которых составляют различные
игры (подвижные, спортивные, сюжетно-ролевые) и игровые задания.
Неотъемлемой
частью
разрабатываемой
программы
должны
быть
педагогические условия.
К педагогическим условиям подготовки можно отнести:
- внешние (соответствие материальной базы спортивных сооружений
школы; наличие квалифицированных тренеров)
-
внутренние
(мотивация
занимающихся
к
самостоятельному
выполнению физических упражнений).
Выделяя общие педагогические условия подготовки юных самбистов 5-
6 летнего возраста, первоначально можно разделить их: на объективные и
субъективные. Так, к субъективным условиям относится:
наличие
у
юных
самбистов
выраженной
потребности
и
устойчивых мотивов в освоении избранного вида спорта, принятие ими цели
и программы обучения;
организация и осуществление учебно-тренировочного процесса с
учетом возрастных особенностей детей 5-6 летнего возраста и соблюдением
дидактических условий;
соответствие
содержания
и
характера
программы
подготовки
индивидуальным особенностям занимающихся;
эмоционально-психологическое и
физическое
состояние юных
самбистов 5-6 лет.
К объективным условиям относятся:
а) организационные и средовые:
рациональное планирование, организация контроля, объективная
оценка;
благоприятный нравственно-психологический климат в группе;
соответствующие
принятым
нормам
санитарно-гигиенические
условия деятельности;
б) ресурсные условия:
материально-техническое обеспечение деятельности (спортивный
зал, оборудование, инвентарь и пр.);
информационное обеспечение деятельности;
кадровое
обеспечение
деятельности:
компетентные
тренеры-
преподаватели.
нормативно-правовое обеспечение.
Рассматривая мастерство тренера в педагогическом процессе, можно
предусмотреть ему роль режиссера совместной деятельности, реализующий
следующие функции:
- прогнозирование;
- проектирование и конструирование педагогического процесса;
- осуществление преемственных связей между наукой и практикой;
-создания вокруг себя атмосферы радости, оптимизма, веры;
- объективной диагностики его результата;
-
выстраивание
перспективы
развития
каждого
занимающегося
на
основе диагностики его достижений.
Список рекомендуемой литературы:
1.
Абольянина,
С.Г.
Дифференцированные технологии физического
воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности: дис. ...
канд. пед. наук / С.Г. Абольянина. – Хабаровск, 2009. - 24 с.
2. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду:
Кн. для воспитателя дет. сада / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992.
– 157 с.
3.
Акопян,
А.О.
Дзюдо:
программа
для
системы
дополнительного
образования детей / А.О. Акопян, В.В. Кащавцев, Т.П. Клименко. – М.:
Советский спорт, 2003. – 96 с.
4. Акопян, А.О. О распределении тренировочных средств на начальном
и тренировочном этапах спортивной подготовки в спортивных единоборствах
/ А.О. Акопян, В.А. Панков // Вестник спортивной науки. – 2012. - №6. – С. 32-
34.
5. Аккуин, Д.Ю. Направленность интереса юных борцов в учебно-
тренировочном процессе
/
Д.Ю.
Аккуин,
Е.Д.
Аккуина,
А.Д.
Аккуин
//
Современное образование, физическая культура и спорт: сб. материалов науч.-
практ. конф. / под ред.М.В. Габова, Ю.Г. Мартемьянова; Уральский гос. ун-т
физ. культуры. – Челябинск,2008. – С. 26-28.
6. Аккуин, Д.Ю. Причины отсева на этапах многолетней подготовки в
детско-юношеских спортивных школах по дзюдо /Д.Ю. Аккуин //Ученые
записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – №5 (75). – С. 11-15.
7. Аккуин, Д.Ю. Модель построения тренировки юных дзюдоистов на
начальных этапах подготовки /Д.Ю. Аккуин //Ученые записки университета
им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – №1 (83). – С. 11-15.
8. Вавилова, Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет / Е.Н.
Вавилова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003». – 20 с.
9.
Вавилова,
Е.Н.
Развивайте
у
дошкольников
ловкость,
силу,
выносливость: пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. – М.:
Просвещение, 1981. – 96 с.
10. Люлина, Н.В., Захарова, Л.В., Ветрова, И.В. Влияние комплекса
акробатических
элементов
на
развитие
физических
качеств
детей
дошкольного возраста// Физическое воспитание студентов. -2013. - 4. - с 59-62
11. Лях, В.И., Мейксон, Г.Б., Кофман, Л.Б. Концепция физического
воспитания и оздоровления детей и подростков. М., 1992. — 24 с.