Напоминание

Психолого-педагогические особенности кадетов школы МЧС


Авторы: Глебова Яна Борисовна, Каширский Дмитрий Валерьевич
Должность: Доктор психологических наук,профессор
Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогические особенности кадетов школы МЧС
Раздел: высшее образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАДЕТОВ

ШКОЛЫ МЧС

Я.Б. Глебова

Алтайский государственный педагогический университет

Научный руководитель — д. псх. н, профессор Д.В. Каширский

Одной из замечательных традиций российского образования на

протяжении

почти

200-летней

истории

была

деятельность

кадетских

корпусов, воспитанники которых являлись цветом нации, выразителями

национального

самосознания,

составляли

профессиональную

славу

и

гордость русского народа. И сегодня, в начале третьего тысячелетия, при

формировании новой доктрины национального образования и воспитания, в

России вновь востребован данный тип образовательных учреждений, в

частности, кадетские корпуса спасателей, осуществляющие начальную

профессиональную

подготовку

учащихся

старших

классов

по

специальностям

Министерства

РФ

по

делам

гражданской

обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

(МЧС России).

Поскольку в современной системе образования и образе жизни

молодежи недостаточно внимания уделяется формированию культуры

укрепления

и

сбережения

ресурсов

психологического

и

физического

здоровья, поэтому необходимо максимально учитывать исторический опыт

Российского кадетского образования и создать условия для формирования

личности будущего сотрудника МЧС.

Поскольку в кадетские классы приходят подростки из разных

социальных слоев общества, в различной степени подготовленные к

самостоятельной жизни, или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а

период обучения совпадает у них с переходом от отрочества к юности,

поэтому в процессе социализации возникают сложности в формировании

личности воспитанников и укреплении морально-нравственного климата.

Условия обучения в кадетском классе существенно отличаются от прежнего

образа жизни подростка, приводят к значительным изменениям его бытовых

стереотипов, социального статуса, сложившейся системы взаимоотношений

с окружением, и требуют напряжения физиологических и психологических

адаптационных

механизмов,

пересмотра

установок,

ценностей

и

представлений о себе. При этом к вчерашнему школьнику предъявляются

новые повышенные требования: за короткий срок он должен адаптироваться

к жесткой дисциплине, строгому соблюдения распорядка дня, необходимости

беспрекословно подчиняться служебной иерархии и уставным нормам

поведения, ограничением личной свободы, дефицитом свободного времени,

проживанием в мужском коллективе, казарменным бытом, необходимостью

подчинять свои желания и потребности коллективным целям на фоне

высокой информационной нагрузки по общеобразовательной и служебной

подготовке.

Остановимся на некоторых физиологических и психологических

особенностях подросткового возраста (11–15 лет) и периода юности (16–19

лет),

которые

следует

учитывать

при

создании

необходимых

психологических

и

организационно-педагогических

условий

для

эффективного формирования и развития профессионально-важных качеств

личности обучающихся кадетского корпуса спасателей.

Особенностью

данного

возрастного

периода

является

развитие

абстрактно-логического мышления, которое заключается в способности

анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия

в абстрактных суждениях, заниматься теоретическими рассуждениями и

самоанализом. У них происходит становление мировоззрения, которое тесно

связано с интеллектуальным развитием [3]. В подростковом и юношеском

возрасте продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и

одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного

запоминания.

В

подростковый

период

начинается

активное

развитие

логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в

процессе запоминания учебного материала. При этом замедляется развитие

механической памяти. Стиль мышления в данном возрасте в значительной

степени определяется типом нервной системы Однако недостатки типа

нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Так, лица

с инертными нервными процессами компенсируют несвоевременность

реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности

[3]. Кроме этого, поскольку в пубертатный период скорость образования

условных рефлексов на непосредственные раздражители возрастает, а на

словесные сигналы – затрудняется (т.е. наблюдается ослабление значения

второй сигнальной системы), поэтому речь в подростковом возрасте

замедляется, ответы на вопросы, как правило, становятся очень лаконичными

и стереотипными, словарь подростка как бы обедняется. Вместе с тем

претерпевает изменения и внимание подростков, которое становится более

избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов.

Поэтому подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность

сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку.

При этом, однако, следует иметь в виду, что существует широкий диапазон

индивидуальных различий: одни люди обладают гипотетико-дедуктивным

мышлением уже в 10–11 лет, другие не способны к нему и во взрослом

состоянии. Одна из особенностей юношеского возраста заключается в том,

что широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с

разбросанностью, отсутствием систематизированности взглядов и подходов,

а также адекватной оценки своих возможностей.

Усиление деятельности желез внутренней секреции, интенсивный рост,

структурные

и

физиологические

изменения

в

организме

подростка

повышают возбудимость центральной нервной системы и лежат в основе

изменений

эмоционально-волевой

регуляции.

Для

данного

возраста

характерна повышенная возбудимость и «подростковый комплекс» – резкие

и немотивированные колебания настроения, противоречивость чувств:

сочетание

повышенной

чувствительности,

ранимости

в

отношении

собственных переживаний и холодности к другим, застенчивости и

подчеркнутой

развязности,

самоуверенности,

чрезмерной

критики

и

нетерпимости к родительской опеке. Примерно в середине пубертатного

периода

у

подростков

наблюдаются

снижение

работоспособности,

психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного состояния

в другое – от эйфории к депрессии и, наоборот, негативизм, аффективные

состояния, чрезвычайная

обидчивость.

Во фрустрирующей ситуации жизнедеятельности кадетского корпуса

(низкая оценка, выговор за плохое поведение) подросток может скрывать под

маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. От тяжело переживаемой

обиды подросток способен на такие поступки, как побег или попытка

самоубийства.

Важным

моментом,

вызывающим

появление

обиды,

озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной

эмоциональной

реакции,

является

пренебрежение

взрослых,

их

недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей

личности в целом [5].

Однако в большинстве случаев, общий рост личности подростка,

расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт

общения со сверстниками и педагогами, ведут к интенсивному росту

социально ценных побуждений и переживаний.

Вместе с тем в этом возрасте появляется немалое число безразличных,

скучающих юношей, которым учеба кажется совершенно неинтересной по

сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью.

В

психике

подростков

отчетливо

выступает

противоречивость,

связанная с неравномерностью психического и физического созревания.

Стремление быть взрослым может проявляться в подражании привычкам

взрослых, в ниспровержении всех авторитетов, активном сопротивлении

любым мерам принуждения.

В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление к

самоутверждению,

достижению

самостоятельности.

Нередки

и

так

называемые реакции компенсации, когда подростки на глазах у окружающих

стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки.

В этот период у молодых людей активно формируется самосознание,

вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания

и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой

внутренний мир. Подросток начинает осознавать свою особенность и

неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с

внешних оценок на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка

формируется

своя

Я-концепция,

которая

способствует

дальнейшему,

осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

[3]. Несмотря на выраженные индивидуальные различия в психомоторной

активности подростков имеются и общие для них особенности: повышенная

эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный

рациональный контроль над проявлением эмоций и импульсов, а также более

высокая, чем у взрослых, физическая активность.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере

связывается с явлением акселерации. При этом дело не только и ускорении

темпов физического развития и полового созревания, но и в диспропорции

между физическим и социальным созреванием подростка. В результате

подростки, зрелые и в физическом и в половом отношении, в течение

некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психической

инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняемость

постороннему влиянию и т. д.). Эта диспропорция нередко способствует

нарушению поведения у подростков, а отсутствие необходимых условий

воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования

личности.

При неблагоприятных условиях формирования личности подростка

(тяжелая

обстановка

в

семье,

конфликты

с

родителями,

неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка,

недостатки учебно- воспитательного процесса в кадетском корпусе и т. д.) в

этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. В исследовании

Реана А. А. было показано, что уровень физической агрессии подростков 14–

17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была

самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению

физической агрессии. Из полученных результатов следует также четкая и

сильная связь между возбудимой акцентуацией и различными проявлениями

агрессии. «Возбудимость» и демонстративность поведения положительно

коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной

агрессией, а также с косвенной агрессией. Как известно, центральной

особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения.

Вся манера общения и поведения у них в значительной мере обусловлена не

логикой, не рациональным оцениванием своих поступков, а импульсом,

влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области

социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая

терпимость.

К

особенностям

демонстративной

личности

относятся

потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к

себе внимание, быть в центре событий, тщеславное поведение.

Другой особенностью мотивационной сферы подростков является

возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные

поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное

поведение.

Многие исследователи в качестве причины противоправного поведения

подростков указывают на фрустрированность потребности в уважении,

признании, которая считается одной из базовых потребностей человека. И

одним из распространенных путей разрешения этой конфликтной ситуации

является переход подростка в группу, где его самооценка находит

адекватную оценку. Однако зачастую такими группами оказываются группы

с контрнормативной направленностью [4].

Н.Ю. Милованова предлагает использовать следующие критерии,

позволяющие

определить

уровень

адаптированности

обучающихся

к

жизнедеятельности кадетского корпуса:

1. функциональное освоение среды жизнедеятельности кадетского

корпуса (критерий социально-бытовой адаптации), показателями которого

являются навыки самообслуживания в условиях общежития, соблюдение

распорядка дня, включенность в жизнь кадетского коллектива;

2. успешность в учебной деятельности (критерий учебной адаптации), в

качестве показателей которой выступают качество обучения, отношение к

учебной деятельности, владение навыками самостоятельной учебной работы;

3. соответствие профессионально-служебным требованиям (критерий

профессионально-служебной адаптации), к показателям которого относятся

освоение роли кадета, приспособление к новым психофизиологическим

нагрузкам, выполнение профессионально-служебных обязанностей;

4. отношения в коллективе кадетского корпуса (критерий социально-

психологической

адаптации),

показателями

которых

являются

социометрический статус в группе, характер оценки кадета командно-

преподавательским составом, эмоциональная устойчивость [1].

Психолого-педагогическими

условиями,

способствующими

эффективной адаптации и формированию личности кадетов, являются:

1.

проведение

с

абитуриентами

кадетского

корпуса

профориентационно- разъяснительной работы, способствующей уяснению

требований к личностным качествам кадета и объективной самооценке;

2.

использование

возможностей

военно-полевых

сборов

для

интенсивного

освоения

первокурсниками

особенностей

отношений

в

военном социуме и сплочения группы;

3.

формирование

у

первокурсников

служебно-профессиональной

мотивации, предполагающей стремление к успешному обучению в кадетском

корпусе и продолжению профессионального образования;

4.

обучение

кадетов

приемам

рациональной

организации

самоподготовки и навыкам самостоятельной учебной работы в рамках

спецкурса «Учимся учиться самостоятельно»;

5. организация шефства старших кадетов над младшими;

6. включение первокурсников в систему кадетского самоуправления

[1];

7. оказание индивидуальной психологической помощи воспитанникам,

испытывающим особые трудности в адаптации.

Таким образом, особенности процесса формирования личности и

нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса вытекают из

взаимосвязи:

изменений,

происходящих

в

личности

(интериоризация

нравственных

ценностей,

освоение

социально-нравственных

форм

поведения, усвоение моральных норм, обретение личностных смыслов

нравственного

поведения);

влияние

и

взаимовлияние

внутренних

(возрастных,

гендерных,

психологических

особенностей)

и

внешних

факторов (свойств группы, где значимы нравственные ценности; специфики

кадетского корпуса как воспитательной организации) на изменения личности

[2].

Литература

1.

Милованова

Н.Ю.

Социально-педагогические

условия

адаптации

учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса: Автореферат дисс…

канд. пед. наук. – Тамбов, 2006. – 25 с.

2.

Пашканова Н. А. Формирование опыта нравственного поведения

воспитанников кадетского корпуса: Автореферат дисс… канд. пед. наук. –

Кострома, 2006. – 23 с.

3.

Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии

развития. Под редакцией А.А. Реана – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2005. – 416

с.

4.

Реан А. А., Коломинский

Я.

Л. Социальная педагогическая

психология. СПб.: Питер, 1999.

5.

Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.



В раздел образования