Напоминание

«Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования»


Автор: Марина Александровна Ивашко
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Супоневская школа-интернат"
Населённый пункт: Брянская область,с.Супонево
Наименование материала: доклад
Тема: «Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования»
Раздел: среднее образование





Назад




ГБОУ «Супоневская школа-интернат»

Доклад на тему

«Непрерывное

совершенствование

уровня

профессиональной

компетенции

педагога

как условие и средство обеспечения нового

качества образования»

Подготовила учитель русского

языка и литературы Ивашко М.А.

«Во все времена в основе качественного школьного образования лежала

работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно

возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их

постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации

сегодня становятся

ключевым

фактором

развития

всей

системы

общего образования».

В. В. Путин

Система Российского образования на современном этапе развития общества

претерпевает

существенные

изменения.

Но

какие

бы

реформы

не

проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются

на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является

основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И

для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации

в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать

необходимым

уровнем

профессиональной

компетентности

и

профессионализма.

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ– это творческая индивидуальность,

обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим

мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на

передовой мировой опыт и новые технологии обучения.

Современного учителя должны отличать высокая креативность,

направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность,

технологическая подготовленность.

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки

педагогов. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «В деле

обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,

минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при

внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в

новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать

необходимым уровнем профессиональной компетентности.

«Под

профессиональной

компетентностью

учителя

понимается

совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для

успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным

можно

назвать

учителя,

который

на

достаточно

высоком

уровне

осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение,

достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании

учащихся». (А. К.Маркова)

Современный педагог должен быть, готов к включению в деятельность,

которая

поможет

практически

решать

встающие

перед

ним

профессиональные проблемы. Это зависит от дополнительных качеств, для

обозначения

которых

и

употребляется

понятие

«компетентность»,

соответствующая пониманию современных целей образования.

А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных

качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности),

задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов,

необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению

к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей

компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету

деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в

данной ситуации полученные знания и опыт.

Идеологию ФГОС характеризует ориентация на результаты образования, на

реализацию системно- деятельностного подхода в образовании, на развитие

личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В

связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и

квалификационные характеристики учителей.

Центральное место в них занимают профессиональные педагогические

компетенции.

Из всех компетенций, необходимых учителю в

профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью

решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

- Профессионально-коммуникативная

компетенция,

определяющая

степень

успешности

педагогического

общения

и

взаимодействия

с

субъектами образовательного процесса.

- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в

себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию

индивидуальной деятельности.

- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в

области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический

анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат

собственной педагогической деятельности,умение обобщать свою работу

- Информационно-коммуникативная

компетенция,

связанная

с

владением ИКТ и интернет-технологиями.

- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая

учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на

творческий, исследовательский уровень.

Какими умениями должен владеть компетентный педагог?

- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу,

самостоятельность и ответственность;

- ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются

ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях;

- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих

учеников;

- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами

учащихся;

- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия

форм и методов учебной работы;

- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с

учащимися;

- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

- привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних

временных затрат;

- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в

которых сам недостаточно компетентен;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и

содержательной характеристикой;

- оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных

качеств;

- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Что должен принимать педагог :

- нужно быть готовым к постоянным переменам;

- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних

знаний и вчерашнего опыта невозможно;

- главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в

будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники

учителя;

- любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это

представление передать ученикам.

Итак, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная,

методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество

отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств,

приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю

жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от

различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и

субъективный

опыт.

Профессиональная

компетентность

характеризуется

постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых

знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой

компетентности является готовность к постоянному повышению своей

квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную

личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма

педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического

процесса, так и качества профессионального образования в целом.

«Будущее страны создается руками и талантами учителей»

В.В.Путин

Разряды местоимений

Разряд

Значение

Примеры

Личные

Возвратное

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные

Сердце матери чует беду:

Ты сейчас в кромешном аду…

Вот удар прямо в сердце… «Сынок!

Разве ты уберечься не смог?

Отклониться от пули шальной,

Той, что стала меж мной и тобой?..

Дорогой мой!

Родной!

Проснись!

Не смотри в безграничную высь

Взором немым и слепым…

Встань!

Под дождиком мокнешь грибным…

Встань!

Пойдем же к родному двору,

Где играли в снежки поутру…

Встань!

Сыра и холодна земля…

Встань!

Тебя ждут родные поля!

Встань!

Услышь меня, милый сынок!

Что лежать?..

Ну какой же от этого прок?..

Встань!

Я буду, как прежде, встречать…

На губах твоих вражья стальная печать…

И не скажешь ты “мама” и не позовешь…

Омывает святою водой тебя дождь…

Ты останешься там… на чужой стороне…

И придешь ты ко мне только в утреннем сне…

Я ж прийти не смогу… и поплакать навзрыд…

Будешь ты на далекой сторонке зарыт…

И для всех будешь ты — неизвестный солдат…

И таким же солдатам — товарищ и брат.

Только мне твое имя вовек не забыть…

Я тебя буду вечно под сердцем носить…

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат.

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте

У незнакомого поселка

На безымянной высоте!

Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда.

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Над нами «Мессеры» кружили,

И было видно, словно днем.

Но только крепче мы дружили

Под перекрестным арт-огнем.

И как бы трудно ни бывало,

Ты верен был своей мечте

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята,

Друзья моих военных дней,

Землянка наша в три наката,

Сосна, сгоревшая над ней.

Как будто вновь я вместе с ними

Стою на огненной черте

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Мы так давно, мы так давно

Не отдыхали,

Нам было просто

Не до отдыха с тобой

Мы пол-Европы

По-пластунски пропахали,

А завтра, завтра, наконец,

В последний бой

Припев

Ещё немного, ещё чуть-чуть,

Последний бой, он трудный самый

А я в Россию домой хочу,

Я так давно не видел маму

А я в Россию домой хочу,

Я так давно не видел маму

Четвёртый год нам нет житья

От этих фрицев,

Четвёртый год солёный пот

И кровь рекой

А мне б в девчоночку

Хорошую влюбиться,

А мне б до Родины

Дотронуться рукой

Припев

Ещё немного, ещё чуть-чуть,

Последний бой, он трудный самый

А я в Россию домой хочу,

Я так давно не видел маму

А я в Россию домой хочу,

Я так давно не видел маму

В последний раз сойдёмся завтра

В рукопашной,

В Последний раз России

Сможем послужить

А за неё и помереть

Совсем не страшно,

Хоть каждый всё-таки

Надеется дожить

Припев



В раздел образования