Напоминание

«Единица площади – квадратный метр»


Автор: Гафурзянова Зухра Габдулахатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Субашская ООШ
Населённый пункт: РТ,Балтасинский район,село Верхний Субаш
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Единица площади – квадратный метр»
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока в 3 классе на тему «Единица площади – квадратный метр»

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов

выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решений учебных задач.

Тема

Единица площади – квадратный метр

Цель

Создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метром.

Задачи

Образовательные:

ввести понятие «квадратный метр», дать представление о применении новой единицы измерения

площади, ее связи с квадратным дециметром. Актуализировать знания о способах вычисления площади прямоугольника.

Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.

Развивающие: способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на

основе полученной информации).

Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре, группе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом

учебника; работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие

после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии

с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в

группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Планируемый

результат

Предметные: знать названия единиц измерения площади, уметь находить площадь прямоугольника

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность

действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его

завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные

УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах

поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые

знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

(Познавательные УУД).

Основные

понятия

Единицы площади – квадратный метр; условное обозначение (м

2

),прямоугольник, длина, ширина, площадь, квадратный

дециметр, , квадратный сантиметр

Ресурсы:

- основные

- дополни-тельные

А.Л. Чекин Математика. Учебник для 3-го класса. Часть 2. Стр. 69 -71

1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

1.

Презентация Microsoft Power Point

2.

Карточки с числами, с названиями единиц длины и площади

3.

Модели квадратных см, дм, м

4.

Конверты с наборами геометрических фигур для парной работы

5.

Макеты класса

Методы и формы

обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, , работа в группах и парах.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, нетбуки

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной

деятельности

Создает условия для возникновения

у учащихся внутренней потребности

включения в учебную деятельность.

Эмоциональный отклик на

приветствие и настрой на

урок.

Коммуникативные,

личностные

2.

Актуализация знаний и

фиксация затруднения в

пробном учебном действии

Использует задания для проведения

интеллектуальной разминки, работу

в парах для повторения пройденного

материала

Выполняют индивидуальные

задания с взаимопроверкой,

затем работают в парах и

фронтально, повторяя

пройденный материал

Познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

3.

Выявление места и причины

затруднений

Создает проблемную ситуацию,

которая определяет цели урока.

Учитель в позиции консультанта

побуждает учащихся к выдвижению

гипотез по принятию учебных задач.

Принимают проблемную

ситуацию, конструируют

учебные задачи урока.

Регулятивные,

познавательные

4.

Построение проекта

выхода из затруднения

Организует работу для решения

проблемной ситуации через

проблемный диалог.

Побуждает учащихся к выдвижению

гипотез, формулированию темы и

целей урока.

Предлагают решения

проблемы, становятся

участниками проблемного

диалога. Обмениваются

мнениями, вносят дополнения

и поправки. Формулируют

тему и цель урока.

Познавательные,

регулятивные

5.

Реализация построенного

проекта

Организует реализацию

построенного проекта в

соответствии с планом.

Знакомятся с новым

материалом, практически

находят площадь класса.

Познавательные,

коммуникативные

6.

Первичное закрепление во

внешней речи

Организует усвоение детьми нового

способа действий при решении

задачи с проговариванием во

внешней речи.

Решают задачу с

проговариванием во внешней

речи

Познавательные,

регулятивные

7.

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное

выполнение учащимися типовых

заданий на новый способ действий

по вариантам и в группах с

последующей проверкой.

Работают по вариантам, в

группах, проверяют работу,

составляют пазл - картинку

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

8

Включение в систему знаний

и повторение

Предлагает задание – расшифровать

слово, опираясь на знание таблицы

умножения

Расшифровывают слово,

повторяют таблицу

умножения.

Регулятивные

9

Рефлексия учебной

деятельности

Организует фиксацию нового

материала, изученного на уроке,

рефлексивный анализ учебной

деятельности, оценивание

учащимися собственной

деятельности на уроке. Проводит

инструктаж по домашнему заданию.

Повторяют пройденный

материал по вопросам учителя.

Оценивают свою учебную

деятельность на уроке,

продолжая высказывания. При

помощи значков оценивают

собственную работу на уроке.

Познавательные,

коммуникативные,

регулятивные

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА МАТЕМАТИКИ в 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«Квадратный метр. Соотношение с другими единицами измерения площади»

Этапы

урока

Обучающие

и

развивающие

компоненты,

задания

и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

умения

(универсальные

учебные действия)

I. Мотивация

к

учебной

деятельности

Эмоциональная,

психологическая

и

мотивационная

под-

готовка

к

усвоению

изучаемого

материала

Приветствует

учащихся,

проверяет

готовность

класса

и

оборудования;

эмоционально

настраивает

на

учебную

деятельность.(Слайд 1-2)

Улыбнемся мы друг другу

И возьмемся мы за ручки.

Уходи с дороги лень,

Не мешай- ка нам трудиться!

На каждом уроке мы стараемся сделать для

себя открытия, получить новые знания. Вот и

сегодня

постараемся

углубить

математические знания. Ребята, вам нравится

наша школа? Авы хотите что – нибудь

изменить в ней, добавить, перестроить? .Во

сегодня мы сделаем первые шаги в этом

направлении.

Послушайте,

пожалуйста,

загадку.

Чтобы дом жилой построить

Или школу, или сад.

На бумаге он рисует план дома и фасад

Все начертит , подсчитает

И покажет, что и как

Сколько комнат, где какая?

Слушают

учителя.

Демонстрируют

готовность

к

уроку,

организуют рабочее место

К

планируют

учебное

сотрудничество с учителем и

сверстниками.

Л –

понимают

значение

знаний для чело-века; имеют

желание учиться; проявляют

интерес

к

изучаемому

предмету

Где подвал, а где чердак?

Ничего не подзабудет, все продумает, решит,

Чтобы

всем

удобно

было,

Чтобы

дом

удобный был.

- О ком идет речь?

Чтобы легче было работать проведем с вами

разминку.

- О мастере, архитекторе,

стротеле.

II.

Актуализация

знаний

и

фиксация

затруднения в

пробном

учебном

действии

Разминка.

Задания для проведения интеллектуальной

разминки( слайд 4,5,6)

1. Вырази в мм: 12 см, 10 см, 99 см, 1 см

Вырази в см: 130 мм, 1400 мм, 10 мм

Вырази в дм: 10 см, 400 см, 1200 см

2. Найдите ошибки и исправьте их:

В таблице указаны неверные ответы.

3. .– У вас на столах лежат прямоугольники.

Что вы можете определить у данной фигуры?

- 2 вариант вычисляет площадь, а 1 вариант -

периметр данной фигуры.

-

Какой

формулой

воспользовались

для

определения

площади

и

периметра.

Напишите на доске.

-

Как

можно

из

этого

прямоугольника

получить два одинаковые треугольники?

- Возьмите один из треугольников. Сможете

ли вы найти его площадь?

-

Устные

ответы

по

цепочке.

Выполняют

задания

в

парах:

1

вариант

вычисляет периметр, 2

вариант – площадь.

- Записывают примеры на

прямоугольник

Ответы

одного

представителя пары:

На доске прописываются

Формулы и выражения.

-

Нужно

провести

диагональ

и

разрезать

пополам.

-

Коллективное

обсуждение, вывод:

S:2=

площадь треугольника.

Дети решают тесты.

П

осуществляют

обобщение,классификацию,

извлечение

необходимой информации из

текстов;

используют

знаково-символические

средства;

осознанно

и

произвольно строят речевые

высказывания; подводят под

понятие.

Р – планируют свои действия

в

соответствии

с

поставленной

учебной

задачей.

К

применяют изученные

правила общения; осваивают

навыки

сотрудничества

в учебной деятельности.

Л

осознают

свои

возможности

в

учении;

способны

адекватно

рассуждать

о причинах своего успеха

или

неуспеха

в учении, связывая успехи с

4. Работа с нетбуками. Выполнение теста.

усилиями,

трудолюбием

III. Выявление

места

и

причины

затруднений

Создается

проблемная

ситуация,

определяется

цель

и

задачи

урока

– Вот и мы сегодня займемся на уроке

ремонтом и станем мастерами по ремонту

учебных

классов.

Нашим

девочкам

не

нравится цвет обоев в нашем классе. Мы с

мальчиками решили переклеить обои.

- Что нам нужно для решения этой задачи?

( купить обои).(слайд7,8)

-Сколько обоев нужно купить?

- Как найдем площадь? С какими единицами

площади вы уже знакомы?

Показывает

еще

раз

модели

этих

единиц площади.

- Они нам помогут найди площадь стен?

- Почему неудобно с ними вычислять?

- Чтобы решить эту проблему смотрим на

экран. Из предложенных групп выделяем

лишние выражения.

С

какими

единицами

площади

вы

уже

знакомы?

-Значить

какова

цель

нашего

урока?

( (СЛАЙД 10)

- Чтобы достичь этой цели, что мы должны

знать?

Определяют цель и задачи

решения вопроса.

-Нам нужно купить обои

- Нужно найти площадь

обклеиваемой

части

комнаты, стены.

- Пока не знаем.

– Квадрат со стороной 1

см – это единица площади

– квадратный сантиметр, а

квадрат со стороной 1 дм

– это бо

_

льшая единица

площади

квадратный

дециметр.

- Они маленькие.

Из

первой

группы

выделяют

слово-

квадратный,

из второй

группы – слово метр

-Познакомиться с новой

единицей

измерения

площади

и

уметь

пользоваться ей в жизни.

- Должны хорошо знать и

пользоваться

другие

единицы

измерения

площади: кв.см, кв.дм.

Р – планируют свои действия

в

соответствии

с

поставленной

учебной

задачей.

К

применяют изученные

правила общения; осваивают

навыки

сотрудничества

в учебной деятельности.

Л

осознают

свои

возможности

в

учении;

способны

адекватно

рассуждать

о причинах своего успеха

или

неуспеха

в учении, связывая успехи с

усилиями,

трудолюбием

Физкульминутка.

IV.

Построение

проекта

выхода

из

затруднения

Организация

работы

для

решения

проблемной

ситуации через

проблемный

диалог

№ 1 (под руководством учителя).

- С каждой группы выходят по два человека,

1 группа- измеряют ширину и длину, стен,

данные записывают на доске, 2 группа

измеряют данные окна, 3 группа – измеряют

дверь. Все данные записывают на доске.

(слайд16)

Измеряют

длину

и

ширину

стен, после чего

вычисляют площадь всех

стен в квадратных метрах.

Находят площадь окон и

двери.

Находят сумму площадей

всех

стен

и

из

него

вычитают

сумму

площадей окон и двери

П

осуществляют

логические

действия;

используют

знаково-

символические

средства;

моделируют и преобразуют

модели разных типов (схемы,

знаки и т. д.).

Р

осуществляют

контроль,

коррекцию,

волевую саморегуляцию при

возникновении затруднений.

К – выражают свои мысли с

достаточной

полнотой

и

точностью;

используют

критерии

для

обоснования

своего суждения

V.Реализация

построенного

проекта

Реализация

построенного

проекта

Работа

в

группах

(под руководством учителя).

Вычисляем S всех окон,

S двери.

Находим сумму площадей окон и двери.

S одного окна= 2м*2м= 4

кв.м

S двери = 2м*1 м=2 кв.м.

4кв.м*3 +2 кв.м=14кв м ---

необклееваемая площадь

S

всех

стен=3м*10м*2+

3м*5м*2=90 кв.м

90 кв.м-14 кв.м= 76 кв.м

S 1 рулона обоя= 10 кв.м

S:

10=

76:10=

7,6

РУЛОНОВ.

П

осуществляют

логические

действия;

используют

знаково-

символические

средства;

моделируют и преобразуют

модели разных типов (схемы,

знаки и т. д.).

Р

осуществляют

контроль,

коррекцию,

волевую саморегуляцию при

Ответ: необходимо купить

8 рулонов обоев

возникновении затруднений.

К – выражают свои мысли с

достаточной

полнотой

и

точностью;

используют

критерии

для

обоснования

своего суждения

VII.

Рефлексия

учебной

деятель-

ности

Организация

фиксации

нового

материала,

изученного

на

уроке,

рефлексивный

анализ учебной

деятельности,

оценивание

детьми

собственной

деятельности на

уроке

Инструктаж

по

выполнению

домашнего

задания

– Был ли понятен материал урока?

Остались

ли

вы

довольны

своей

работой? Почему?

Какие

задания

показались

легкими?

Сложными?

Смотрим на экран и делаем итоги урока и

поднимаем соответствующие карточки.

- Кто уверен, что хорошо понял урок,

отлично поработал, был внимательным и

старательным, встаньте. Я думаю, что вы в

будущем будете великолепными мастерами

своего дела

1.п.т. стр. 48 №112, 113

2. Определить: сколько линолеума нужно

купить для вашей комнаты? ( слайд 17-18)

Отвечают на вопросы

Задают

уточняющие

вопросы

П – ориентируются

в

своей

системе

знаний.

Р – оценивают собственную

деятельность

на уроке.

Л

– проявляют интерес к

предмету

Р – принимают и сохраняют

цели

и

задачи

учебной

деятельности



В раздел образования