Автор: Александрова Виктория Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №16
Населённый пункт: г. Долгопрудный
Наименование материала: статья Экспериментирование
Тема: Экспериментальная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Экспериментальная деятельность в ДОУ»
Аннотация:
Настоящая
статья
освещает
вопрос
детского
экспериментирования как важного метода всестороннего развития ребенка –
дошкольника.
Ключевые слова: ФГОС, исследователь, экспериментирование.
Воспитательно – образовательный процесс в ДОО сегодня направлен на
личностное развитие подрастающего поколения. А качестве эффективного
метода
в
достижении
этой
цели
зарекомендовала
себя
опытно
-
экспериментальная деятельность.
С ее помощью у детей вырабатывается умение самостоятельно добывать и
обрабатывать
интересную
информацию;
формируются
исследовательские
умения; развивается логическое мышление. Кроме того, экспериментирование
создает прекрасную почву для развития у детей творческих способностей.
Возраст 4-5 лет - сенситивный период для приобщения дошкольников к
исследованию. В этом возрасте дети довольно быстро усваивают новые знания,
что создает определенную базу для дальнейшего обучения в школе.
Особенностью экспериментальной деятельности в ДОО является игровая
форма организации, поскольку так детьми гораздо легче усваиваются даже
сложные понятия. Игра порождает интерес, а интересная деятельность – залог
успешного обучения.
Опытно – экспериментальная деятельность в ДОО тесно связана и с
другими видами деятельности, что способствует всестороннему развитию
дошкольников, что соответствует требованиям ФГОС. Наравне с игрой детское
экспериментирование является самым продуктивным условием для личностного
становления ребенка.
Значение
экспериментирования
сложно
переоценить.
В
процессе
элементарного
экспериментирования
у
ребенка
развиваются
все
виды
мышления, свойства внимания, тренируется память, расширяется кругозор,
обогащаются знания об окружающем мире. В этой деятельности дети
приобретают навыки исследовательской деятельности, умение вычленить
проблему, собрать и обработать информацию, а затем проанализировать
результаты собственной деятельности.
С чего же начать обучение экспериментированию?
Следует
отметить,
что
изначально
это
должен
быть
специально
организованный педагогом процесс. Совместная с педагогом деятельность
значительно
повышает
познавательную
и
творческую
активность
воспитанников.
Основными этапами детского экспериментирования являются:
1.
Постановка проблемы.
2.
Высказывание
предположений
(непосредственно
организация
опыта).
3.
Выводы.
Роль взрослого сводится к содействию и сотворчеству. Он помогает
организовывать опыты, дополняя деятельность познавательными беседами и
рассказами.
Важно создать условия и для самостоятельного экспериментирования.
Целесообразно в группе выделить место под лабораторию, а также оборудовать
центр природы, где воспитанники могут осуществлять самостоятельную
экспериментальную деятельность. Здесь имеют место быть дидактические игры
и пособия, непосредственно материал для проведения опытов (отвечающий
требованиям СанПин), альбомы для отображения результатов опытно –
экспериментальной деятельности и др.
Подводя итоги, отметим, что ребенок по своей натуре - исследователь. А
когда это врожденное качество находит подкрепление еще хоть и небольшим,
но определенным багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим
миром и природой становится более эффективным. Именно таков принцип
детского
экспериментирования
-
возможность
почувствовать
себя
исследователем, и даже первооткрывателем.
Список информационных ресурсов
1.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера,
2005.
2.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду - М.: Сфера, 2004.
3.
Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково - познавательная работа в
детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.