Напоминание

Экспериментальная деятельность в ДОУ


Автор: Александрова Виктория Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №16
Населённый пункт: г. Долгопрудный
Наименование материала: статья Экспериментирование
Тема: Экспериментальная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Аннотация:

Настоящая

статья

освещает

вопрос

детского

экспериментирования как важного метода всестороннего развития ребенка –

дошкольника.

Ключевые слова: ФГОС, исследователь, экспериментирование.

Воспитательно – образовательный процесс в ДОО сегодня направлен на

личностное развитие подрастающего поколения. А качестве эффективного

метода

в

достижении

этой

цели

зарекомендовала

себя

опытно

-

экспериментальная деятельность.

С ее помощью у детей вырабатывается умение самостоятельно добывать и

обрабатывать

интересную

информацию;

формируются

исследовательские

умения; развивается логическое мышление. Кроме того, экспериментирование

создает прекрасную почву для развития у детей творческих способностей.

Возраст 4-5 лет - сенситивный период для приобщения дошкольников к

исследованию. В этом возрасте дети довольно быстро усваивают новые знания,

что создает определенную базу для дальнейшего обучения в школе.

Особенностью экспериментальной деятельности в ДОО является игровая

форма организации, поскольку так детьми гораздо легче усваиваются даже

сложные понятия. Игра порождает интерес, а интересная деятельность – залог

успешного обучения.

Опытно – экспериментальная деятельность в ДОО тесно связана и с

другими видами деятельности, что способствует всестороннему развитию

дошкольников, что соответствует требованиям ФГОС. Наравне с игрой детское

экспериментирование является самым продуктивным условием для личностного

становления ребенка.

Значение

экспериментирования

сложно

переоценить.

В

процессе

элементарного

экспериментирования

у

ребенка

развиваются

все

виды

мышления, свойства внимания, тренируется память, расширяется кругозор,

обогащаются знания об окружающем мире. В этой деятельности дети

приобретают навыки исследовательской деятельности, умение вычленить

проблему, собрать и обработать информацию, а затем проанализировать

результаты собственной деятельности.

С чего же начать обучение экспериментированию?

Следует

отметить,

что

изначально

это

должен

быть

специально

организованный педагогом процесс. Совместная с педагогом деятельность

значительно

повышает

познавательную

и

творческую

активность

воспитанников.

Основными этапами детского экспериментирования являются:

1.

Постановка проблемы.

2.

Высказывание

предположений

(непосредственно

организация

опыта).

3.

Выводы.

Роль взрослого сводится к содействию и сотворчеству. Он помогает

организовывать опыты, дополняя деятельность познавательными беседами и

рассказами.

Важно создать условия и для самостоятельного экспериментирования.

Целесообразно в группе выделить место под лабораторию, а также оборудовать

центр природы, где воспитанники могут осуществлять самостоятельную

экспериментальную деятельность. Здесь имеют место быть дидактические игры

и пособия, непосредственно материал для проведения опытов (отвечающий

требованиям СанПин), альбомы для отображения результатов опытно –

экспериментальной деятельности и др.

Подводя итоги, отметим, что ребенок по своей натуре - исследователь. А

когда это врожденное качество находит подкрепление еще хоть и небольшим,

но определенным багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим

миром и природой становится более эффективным. Именно таков принцип

детского

экспериментирования

-

возможность

почувствовать

себя

исследователем, и даже первооткрывателем.

Список информационных ресурсов

1.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера,

2005.

2.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду - М.: Сфера, 2004.

3.

Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково - познавательная работа в

детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.



В раздел образования