Автор: Носикова Юлия Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: г. Новотроицк. Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тропинками родного края"
Раздел: дополнительное образование
Игра-путешествие «По тропинкам родного края»
Цель:
развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и
культуру,
развивать любознательность, творческие способности, закрепить знания об
окружающей среде,
сформировать ценностное отношение к природе,
воспитать желание охранять природу и помогать ей,
систематизировать и углубить знания учащихся по темам “Растения” и
“Животные”;
Оборудование:
наборы карточек с заданиями по каждому конкурсу;
подбор загадок
жетоны четырёх(синие, жёлтые, зелёные, красные, белые) цветов с
заданиями.
Ход мероприятия
Ведущий :
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы надеемся, что в этом зале собрались дети,
очарованные природой и неравнодушные к ее судьбе! Сегодня мы поговорим о
зверях, птицах и растительном мире нашей Родины. Наша игра будет путешествием
в мир природы.
Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете растительный и животный
мир нашего района. В игре победит та команда, участники которой действительно
хорошо знают природу, умеют правильно вести себя, готовы ее оберегать.
Конкурс №1 «Край оренбургский» (белые жетоны)
На доске поле из 10 цифр. Под каждой цифрой скрыт вопрос. Команды по очереди
выбирают задание. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.
В каких частях света находится Оренбург? ( Европа, Азия)
2.
Какой год считают годом рождения Новотроицка? (1945)
3.
Как называются горы, отроги которых лежат в нашей области? (Уральские)
4.
В какое море можно попасть, если плыть вниз по течению реки Урал?
(Каспийское)
5.
Где находится знаменитое озеро, в котором невозможно утонуть. (Соль -
Илецк, озеро Развал)
6.
Где находится начало реки Урал? (В Уральских горах).
7.
Как называется безлесное пространство, покрытое травой (Степь)
8.
С каким государством граничит Оренбургская область на юге? (Казахстан)
9.
Первый космонавт Земли, который учился в Оренбургском лётном училище
(Юрий Гагарин)
10. Вязаное изделие, прославившее нашу область на всю Россию и даже за
рубежом (Оренбургский пуховый платок).
Конкурс №2 «Выбери правильный ответ» (жёлтые жетоны)
( По сигналу ведущего одновременно дети поднимают номер ответа, варианты
ответов на экране)
I..Какой год считается годом образования Оренбургской области?
1. 1743
2.1934
3.1945
II. .Какое название имела река Урал в старину?
1. Волга
2. Яик
3. Сакмара
III..Какое животное прославило нашу область?
1.Верблюд
2..Осёл
3.Коза
4 .Назовите главный город твоей области
1) Москва
2) Бузулук
3) Оренбург
5. Потомки – это:
1) твои одноклассники
2) твои будущие дети и внуки
3) твои родители
Конкурс №3 "Про наших птиц" (синие жетоны) за прав. ответ 2 балла
Птицы обитают рядом с нами, а все же как мало мы их знаем! Давайте попробуем
познакомиться с ними поближе.
Вопросы:
1.Какая птица летает дальше всех и выше всех? (Орел.)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)
3. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова.)
4. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)
5. Птица с абсолютно черным оперением? (Ворон.)
6. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
Конкурс № 4. «Человек- дерево» (красный жетон)
Очень часто людей сравнивают с деревьями. Про девушку могут сказать: «гибкая,
как осинка», а про юношу —«стройный, как тополек». Женщину могут сравнить с
березкой, а мужчину в полном расцвете сил -с ясенем. Еще говорят: «крепок, как
дуб»,«колючий, словно елка», «толстый, как баобаб», «крепкий, как кедр».
Раз у людей и деревьев так много общего, человек должен уметь перевоплощаться в
деревья. Тоесть он должен уметь всем своим видом, походкой, жестами, мимикой
изображать деревья.
*плакучую иву;
*красивую ель;
*могучий дуб;
*стройную березку
*тополь
Конкурс №5 «Загадки о растениях» (Зелёные жетоны, выбирают конверты,
пазл)
1. Головка голубая
И длинный стебелек.
Ну кто его не знает?
Это... ( Василек)
2.
Посадили зёрнышко-
Вырастили солнышко
Это солнышко сорвём-
Много зёрен соберём. (Подсолнух)
3.
Меня называют царицей цветов.
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов
Но кто ж не простит мне колючих шипов? (Роза)
Конкурс №7 «Животный мир»
1.Какой зверь строит себе хатки из камыша? (Бобер)
2.Очень сильный и высокий. По колено снег глубокий. Не олень, но он рогатый. Все
зовут его сохатый.(Лось)
3.Крупные степные грызуны, живут семьями в норах. Имеют рыжеватый мех. В
жаркие дни стоят рядом с норами и охраняют их как солдаты. (Сурки- байбак)
4.Обитательница и лесной и степной зон, хищница, охотится на грызунов, имеет
красивый, ценный мех. (Лиса)
5.Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Степная гадюка)
6.Я запасливее всех, У меня, друзья, щека Вроде сумки для орехов Или, скажем,
вещмешка. (Хомяк)
Конкурс№ 7 «Тайны природы»
Дорогие ребята, давайте вместе побываем в гостях у чудесницы-природы,
попытаемся разгадать ее тайны.
Вопросы:
1.Кто на себе свой домик носит?
( Улитка, черепаха)
2. Кто ногами слышит?
( Кузнечик)
3. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)
4. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы? (Заяц.)
5. Мастер шубу себе сшил, а иглу вынуть забыл. Кто это?
(Ерш, еж)
6. У кого впереди шильце, сзади вильце, а на груди белое полотенце?
(У ласточки)
7. Не птица, а летает. С хоботом, а не слон. Никто не приручал, а на нос садится. Про
кого так говорят?
(Про муху)
Конкурс №8 «Вставь нужные слова» Задание: вставить в тексте пропущенные
слова.
Наша страна – ( ). Мы живём в городе ( ). Он очень
красивый. У нас есть кинотеатр, ( ). В
нашей области живёт много людей. Они трудолюбивые, ( ). Мы любим
свой край.
Подведение итогов игры
Вот и закончилось наше путешествие в мир природы. Надеюсь, что вам захочется
вспомнить прочитанное, понаблюдать еще раз за поведением птиц и зверей. И очень
может быть, что сегодня вы открыли для себя что-то необыкновенное.
Давайте, ребята, любить свой край, беречь природу, учиться понимать окружающий
нас мир, потому что это путь к свету и добру!