Напоминание

Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования


Автор: Выскребенцева Валерия Павловна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ 10 х.Октябрь
Населённый пункт: Грачевский муниципальный округ Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования
Раздел: начальное образование





Назад




Активизация учебной деятельности учащихся через использование

интерактивного оборудования

Активизация учебной деятельности учащихся – одна из актуальных

проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого

подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то

направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный

процесс. Поиски путей активизации учебной деятельности у младших

школьников – одна из задач, которую призваны решать многие педагоги,

методисты, учителя.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит

дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на

учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но

и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества,

обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в

наш быстро меняющийся мир, мир переполненной информацией. Научить

ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

Высказывание академика Семёнова А.П. "Научить человека жить в

информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно

стать определяющим в работе каждого учителя.

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными

цифровыми инструментами. Приходя в первый класс, ученики с гордостью

говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе

выясняется, что вся "работа” заключается в лучшем случае в освоении

отдельных развивающих игр.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое

он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без

помощи новых информационных технологий. С каждым годом все

настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и

информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и

коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и

производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения,

обработки и распространения информации», главным в практической

деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в

учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную

возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и

расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает

учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные

технологии.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя.

Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более

наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

• усилить образовательные эффекты;

• повысить качество усвоения материала;

• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем

готовности к обучению;

• организовать одновременно детей, обладающих различными

способностями и возможностями.

Использование интерактивных технологий становится привычным

явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как

интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к

получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем

самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной

доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно

вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение

занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у

доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся

равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной

доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает

мотивацию. У преподавателя появилась возможность моделировать свой

урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать

учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на

экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с

учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на

интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на

магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.

Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут

самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на

интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся,

быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается

успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень

современного образования.

Преимущества для учащихся:

• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе,

развития личных и социальных навыков;

• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате

более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут

обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным

потребностям;

• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в

себе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

• Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе

доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение

проблемы.

• Временные затраты на подготовку урока очень велики.

• Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской

на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые

технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

ИКТ помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к

исследованию; развивает деятельностные навыки.

Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.

Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:

• делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

• использование групповых форм работы;

• совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

• управление компьютером без использования самого компьютера

(управление через интерактивную доску)

• использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью

сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

• изменение текста в выводимых на экране документах, используя

виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении

доски;

• изменение любых документов или изображений на экране, использование

любых пометок;

• сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые

учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других

уроках;

• сохраненные во время урока записи учитель может передать любому

ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать

соответствующие записи в своей тетради;

• демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

• демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

• создание рисунков на интерактивной доске без использования

компьютерной мыши;

• создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно

использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

Уже имеющийся небольшой опыт показал, что работа с ИКТ улучшает

восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов. Учащиеся

считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или

печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный

подход помогает принимать активное участие в уроке.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно

воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от

предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к

возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и

целесообразность такой работы очевидна и дает результат.

К результативности данного опыта можно отнести:

• Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

• Повышение уровня использования наглядности на уроке;

• Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-

воспитательного процесса;

• Рост качества знаний.

Использование ИКТ невозможно без специального технического

оснащения. Интерактивная доска- это находка для школ готовых работать с

компьютерными технологиями. Её использование позволяет реализовать

творческий потенциал детей, повысить качество образования,

соответствовать реалиям сегодняшнего дня.

Поэтому перед школой сейчас стоит задача по оснащению кабинетов

интерактивными досками.

Литература:

1)Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный

процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

2)Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления

младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных

классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.

3)Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии/

М.сентябрь,1996-112с.



В раздел образования