Автор: Выскребенцева Валерия Павловна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ 10 х.Октябрь
Населённый пункт: Грачевский муниципальный округ Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования
Раздел: начальное образование
Активизация учебной деятельности учащихся через использование
интерактивного оборудования
Активизация учебной деятельности учащихся – одна из актуальных
проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого
подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то
направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный
процесс. Поиски путей активизации учебной деятельности у младших
школьников – одна из задач, которую призваны решать многие педагоги,
методисты, учителя.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит
дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на
учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но
и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества,
обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в
наш быстро меняющийся мир, мир переполненной информацией. Научить
ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?
Высказывание академика Семёнова А.П. "Научить человека жить в
информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно
стать определяющим в работе каждого учителя.
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными
цифровыми инструментами. Приходя в первый класс, ученики с гордостью
говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе
выясняется, что вся "работа” заключается в лучшем случае в освоении
отдельных развивающих игр.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое
он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без
помощи новых информационных технологий. С каждым годом все
настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и
информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и
коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и
производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения,
обработки и распространения информации», главным в практической
деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в
учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную
возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и
расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает
учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные
технологии.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя.
Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более
наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем
готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными
способностями и возможностями.
Использование интерактивных технологий становится привычным
явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как
интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к
получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем
самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной
доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно
вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение
занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у
доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся
равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной
доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает
мотивацию. У преподавателя появилась возможность моделировать свой
урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать
учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на
экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с
учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на
интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на
магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.
Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут
самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на
интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся,
быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается
успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень
современного образования.
Преимущества для учащихся:
• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе,
развития личных и социальных навыков;
• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате
более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут
обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным
потребностям;
• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в
себе.
При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
• Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе
доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение
проблемы.
• Временные затраты на подготовку урока очень велики.
• Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской
на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые
технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
ИКТ помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к
исследованию; развивает деятельностные навыки.
Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.
Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:
• делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
• использование групповых форм работы;
• совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
• управление компьютером без использования самого компьютера
(управление через интерактивную доску)
• использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью
сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
• изменение текста в выводимых на экране документах, используя
виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении
доски;
• изменение любых документов или изображений на экране, использование
любых пометок;
• сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые
учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других
уроках;
• сохраненные во время урока записи учитель может передать любому
ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать
соответствующие записи в своей тетради;
• демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
• демонстрация картин, видеороликов, фильмов;
• создание рисунков на интерактивной доске без использования
компьютерной мыши;
• создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно
использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.
Уже имеющийся небольшой опыт показал, что работа с ИКТ улучшает
восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов. Учащиеся
считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или
печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный
подход помогает принимать активное участие в уроке.
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно
воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от
предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к
возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и
целесообразность такой работы очевидна и дает результат.
К результативности данного опыта можно отнести:
• Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
• Повышение уровня использования наглядности на уроке;
• Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-
воспитательного процесса;
• Рост качества знаний.
Использование ИКТ невозможно без специального технического
оснащения. Интерактивная доска- это находка для школ готовых работать с
компьютерными технологиями. Её использование позволяет реализовать
творческий потенциал детей, повысить качество образования,
соответствовать реалиям сегодняшнего дня.
Поэтому перед школой сейчас стоит задача по оснащению кабинетов
интерактивными досками.
Литература:
1)Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный
процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
2)Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления
младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных
классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.
3)Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии/
М.сентябрь,1996-112с.