Автор: Подмарькова Елена Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Порецкая СОШ"
Населённый пункт: с.Порецкое Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: ""Начальное образование-опыт, проблемы,перспективы развития."
Раздел: начальное образование
Начальное образование –опыт, проблемы и перспективы развития .
Задача современной школы – подготовить человека думающего и
чувствующего, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней
культурой, а также способного не просто получать знания, но и использовать
их в жизни. Образование становится ключом к успешному развитию
общества.
Цель учителя: научить учеников стремиться к созданию нового,
нестереотипного, делать выбор, принимать решения за себя и за других
людей, сформировать у них принципиальную установку на творчество. Для
этого необходимы условия для активизации самостоятельной деятельности
обучающихся (поиск и обработка информации). «Образование – это один из
социальных институтов общества, и оно отражает цели общественного
развития...
Школа – это лестница, путь восхождения к одухотворенному разуму
человека. Языка науки недостаточно, чтобы сформировать целостное
представление о мире. Надо использовать и другие языки: искусства,
чувственного восприятия природы, религии». Необходимы радикальные
изменения в системе общего среднего образования. Обучающемуся должен
предъявляться не сухой текстовый материал из книжек, а наглядный образ.
Но главное – это его собственная деятельность руками, эксперимент,
постижение
окружающего
мира
через
собственный
опыт,
а
также
использование
современных
информационных
технологий
в
учебном
процессе. Школа должна учить учиться. Одной из проблем начального
образования является и социальная адаптация ребёнка в новом для него
коллективе. Попадая в начальную школу, испытывает психологический
дискомфорт от того, что он вынужден подчиняться определённым нормам и
правилам, принятым в учебном заведении.
В
последние
годы
образовательное
пространство
стремительно
завоевывает
личностно-ориентированное
развивающее
обучение.
Его
популярность
обусловлена
рядом
объективных
обстоятельств:
1)
формирование
в
человеке
не
столько
типичного,
сколько
ярко
индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в
быстро изменяющемся социуме; 2) применение новых подходов и методов во
взаимодействии с обучающимися; 3) гуманизация в отношениях детей и
взрослых.
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, младший
школьник
–
индивидуальность,
активно
действующий
субъект
образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями,
отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях
личностно-ориентированного подхода школьник для учителя предстает как
уникальное явление.
Учитель помогает реализовать свой потенциал, достичь своих учебных
целей и развить личностные смыслы обучения. При умелом руководстве
ученики демонстрируют активную деятельность тогда, когда: он становится
равноправным участником процесса обучения; его самостоятельная работа
приобретает вариативный, разноуровневый характер; монолог учителя все
больше превращается в учебный диалог, дискуссию, значительно меньше
используются репродуктивные методы обучения; деловое сотрудничество
вытесняет учебно-дисциплинарный стиль общения; достойное место на
уроке занимает парная, групповая и коллективные формы работы.
Таким образом, система личностно-ориентированного обучения в
полной мере реализует сущность образования: обучающиеся осваивают
содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических
навыков, и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают
опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.
В соответствии с новыми стандартами нужно усилить мотивацию
ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что
школьные занятия — это не получение отвлечённых от жизни знаний, а
подготовка к ней, поиск полезной информации и навыки её применения в
реальной жизни.