Автор: Ренжина София Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: Город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Применение информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе при изучении спортивных бальных танцев.
Тема: Применение информационных и коммуникационных технологий
Раздел: высшее образование
Применение информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе при изучении спортивных бальных танцев.
Модернизация
в
системе
образования
является
необходимым
процессом,
который
чаще
включает
в
себя
такие
понятия,
как
«информатизация
образовательного
процесса»,
«сетевые
технологии»,
«интернет-сообщества». Большое внимание уделяется поискам нового
содержания учебного процесса в связи с изменениями в информационном
пространстве. Вследствие этого, современному обществу и образованию
необходимо искать новые методы работы, непосредственно связанные с
внедрением
информационных
и
коммуникативных
технологий.
Стоит
отметить,
что
на
сегодняшний
день,
когда
мы
вступили
на
путь
информационной эры невозможно представить модернизацию без внедрения
в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.
Для
проведения
качественных
занятий,
первым
требованием
к
современному педагогу является уверенное пользование персональным
компьютером,
умение
творчески
пользоваться
мультимедийными
программами, быть активным участником сетевых интернет-сообществ.
Поэтому информационное просвещение в целом касается всех субъектов
образовательного процесса.
С
внедрением
новых
стандартов
представлена
«концепция
компетентностного подхода в образовании» . Речь идет о возникновении
информационного
общества,
о
развитии
компетентности
в
вопросах
оперирования информацией, информационной открытости образовательных
организаций. В связи с этим задача педагога научить обучающихся в рамках
ситуаций реальной жизни работать с информацией через осмысление, анализ
и креативность; упорядочить самоорганизацию процессов переработки
информации;
стимулировать
инициативность
в
принятие
решений,
самообразовываться,
перестраиваться,
научиться
делать
выбор,
брать
ответственность.
Сегодня нормой универсальных учебных действий в освоении новых
знаний,
стало
формирование
самостоятельной
работы
студентов
с
информацией:
научить
её
находить
и
анализировать.
В сфере художественного творчества использование информационных
технологий предусматривает их применение во всех видах деятельности, а
именно:
обучении,
управлении,
методической
работе.
Современный
преподаватель
должен
не
только
обладать
знаниями
в
области
информационных и коммуникационных технологий, но и быть специалистом
по их применению в своей профессиональной деятельности. Реальная работа
в этом направлении зависит от оснащения материально-технической базы
организаций.
Отличительной
особенностью
использования
информационных
коммуникационных технологий на специальных предметах по спортивным
бальным танцам является их вспомогательное назначение в условиях
организации художественно-эстетической деятельности, которая позволяет
расширить кругозор обучающихся, осовременивает занятие, способствует
реализации креативного потенциала личности. Данная сфера нуждается в
специалистах с развитым и ярко выраженным творческим, инициативным
мышлением, со способностями и навыками, которые развивает именно
художественное
образование,
хотя,
на
сегодняшний
день,
внедрение
информационных технологий в учебные заведения, в большинстве случаев,
остается
чужеродной
инкрустацией
в
сложившейся
годами
системе
традиционного образования.
Сегодня
специальной
литературы
по
данному
вопросу
нет.
Опубликовано
большое
количество
статей,
докладов
и
рефератов
о
внедрении,
влияние
и
развитие
информационных
коммуникационных
технологий в образовании. В связи с чем возникает вопрос, каким образом
использовать данные технологии в образовательном процессе для решения
учебных и производственных задач, как обучающимися, так и педагогами на
специальных дисциплинах, на примере дисциплины по спортивным бальным
танцам.
Спортивные бальные танцы — это вид искусства, связанный с
кинетическим
восприятием
мира,
то
есть
организация
получения
эстетических
впечатлений
от
окружающей
действительности,
которая
происходит через образно-двигательную сферу действий. В специфику
обучения входит получение физического опыта танцевальных действий,
комплекса
развития
и
совершенствования
рефлекторно-двигательного
аппарата человеческого тела. Сочетание традиционных методов обучения,
таких как наглядный (практический показ) и словесный (объяснение, беседа),
наряду с развитием общефизических, артистических и исполнительских
возможностей,
использование
информационных
и
коммуникационных
технологий расширяет возможности творческой реализации обучаемых,
способствует комплексно подготовить будущего специалиста в течение всего
времени обучения.
Роль информационного пространства в образовательной системе в
основном связана с познавательными функциями обучения. Направленность
обмена информацией ведется в комплексе действий, направленных на поиск,
сбор, обмен прикладной информатизации. В образовательном процессе
информационно-коммуникативные технологии могут использоваться как во
время аудиторных занятий, так и самостоятельно во внеурочное время, с
целью:
• ознакомления с видео материалами по спортивным бальным танцам;
• знакомства с танцевальным наследием и творчеством выдающихся
балетмейстеров и танцовщиков своего времени;
• получения информации о конкурсах, фестивалях и анализ своих
действий при участии в этих конкурсах;
• показа и распространения видео и фото продукции с концертов, и
конкурсов.
В образовательном процессе применяются в основном инструменты
коммуникации, как: компьютер, ноутбук. Все виды информационного потока
преподаватели и студенты получают с электронных носителей: флеш-карт,
CD, DVD, жестких дисков. Все эти технические средства позволяют
развивать информационно-коммуникативную среду по обмену необходимой
информацией.
С внедрением изучаемых технологий у педагогов появляется больше
возможностей творческого подхода в процессе подготовки к занятиям и
мероприятиям с помощью:
• создания компьютерных презентаций по спортивным бальным
танцам;
• поиска необходимой информации в Интернете.
С помощью сетей Интернет педагоги и студенты могут повысить
профессиональный уровень, принимая участие в Интернет – конференциях,
Интернет – конкурсах.
Использование студентами информационных и коммуникационных
технологий при самостоятельной работе способствует:
• усвоению полученных знаний по спортивным бальным танцам на
более высоком уровне;
• активизации познавательной деятельности;
• самообразованию;
• расширению навыка использования информационных технологий в
образовательном процессе;
• развитию самоорганизации.
Сегодня, коммуникационной площадкой для обмена информацией
среди педагогов и студентов становятся различные сообщества и группы в
социальных
сетях
(в
контакте,
Facebook,
одноклассники),
где
предоставляются следующие возможности:
•
делится
новостями
и
отзывами,
своими
достижениями
на
мероприятиях, конкурсах, фестивалях;
• проводить дискуссии на профессиональные темы;
• поделится фото и видео материалами с мастер-классов, семинаров.
Современный урок по спортивным бальным танцам – это урок, в ходе
которого
применяются
современные
педагогические
образовательные
технологии, компьютерные технологии. Урок по дисциплине «Спортивные
бальные танцы» характеризуется созданием творческой обстановки, так как
содержание занятий составляют эмоции и их субъективное переживание.
Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных
методик, видов работы и новых мультимедийных средств .
Компьютер
предоставляет
широкие
возможности
в
творческом
процессе обучения спортивным бальным танцам, как на профессиональном
уровне,
так
и
на
уровне
любительского
творчества.
Компьютерные
технологии
открыли
принципиально
новый
этап
технического
воспроизводства музыкальной и хореографической продукции: в жанрах
прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях
звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в
звуковом дизайне и трансляции музыки и хореографии (в том числе
трансляции по Интернету).
Освоение информационных и компьютерных технологий объективно
необходимо:
во-первых, для профессиональной подготовки сочинителей и
исполнителей,
во-вторых, для использования как источника вспомогательного
учебного
материала
(справочного,
обучающего,
редактирующего,
звукозаписывающего, звуковоспроизводящего).
Компьютерные
программы
также
используются
в
проведении
прослушивания
музыкальных
произведений,
в
подборе
мелодий,
в
аранжировке и компоновке, осматривании и выборе хореографических
зарисовок. Широко распространенные проектные задания с компьютерными
презентациями,
которые
позволяют
более
наглядно
представить
иллюстративный материал.
Кроме
традиционных
форм
и
методов
проведения
занятия
по
спортивным бальным танцам, могут быть использованы при обучении такие
методы, как:
методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по
сети
Интернет,
посещение
танцевальных
сайтов,
поиск
специальной
литературы и необходимой информации по спортивным бальным танцам);
методика
использования
метода
проектов
на
занятиях
по
спортивным бальным танцам с применением средств Microsoft Office
(создание банка данных, электронных таблиц);
методика
использования
творческих
заданий
на
занятиях
спортивными бальными танцами с применением средств Microsoft Office
(создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.);
методика организации компьютерного практикума на занятиях
спортивными
бальными
танцами
(интерактивные
игры,
составление
кроссвордов, тестовые задания);
методика использования обучающих видео - программ [14, c.82].
При
условии
систематического
использования
информационных
технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами
обучения можно значительно повысить эффективность обучения спортивным
бальным танцам.
Занятия спортивными бальными танцами полны творческих заданий,
приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Здесь
доминирует проектная технология. Инновационная проектная деятельность –
актуальный технологический компонент специального обучения будущего
педагога-хореографа. Профессиональная деятельность которого по своей
сути имеет проектный характер, так как создание хореографического
произведения
включает
в
себя
такие
компоненты
как:
авторская
интерпретация и выдвижение хореографических идей, их экспериментальная
проверка и получение конкретного практического творческого продукта –
готовой
композиции
танца.
Метод
проекта
ориентирован
на
профессионально-познавательную
индивидуальную
или
групповую
самостоятельность. Особый акцент в процессе подготовки творческих
проектов делается на формирование таких профессиональных компетенций
как: развитие системно-образного мышления, способности к импровизации,
выработки способов исследовательской деятельности, сбора информации с
применением ИКТ, решения профессиональных дидактических проблем [2].
Таким образом, информационные и коммуникационные технологии
являются хорошим инструментом в проведении занятий по дисциплине
«Спортивные бальные танцы», особое предпочтение во внедрении данных
технологий отдается проектной деятельности, что помогает реализовывать
междисциплинарные проекты и добиваться больших успехов в творчестве.
Также
информационные
и
коммуникационные
технологии
позволяют
систематизировать знания и умения в области рассматриваемой дисциплины.
Студенты получают возможность обучаться разным методам работы, в том
числе в освоении художественных технологий, интерпретации культурного
опыта. Стоит отметить, что использование изучаемых технологий позволяют
не только улучшить результат образовательной деятельности студента, но и
посодействовать в формирование активной жизненной и гражданской
позиций. Несомненно, если соединить традиционные средства обучения и
современные технологии образования, то комплексное взаимодействие этих
компонентов позволит подготовить будущего специалиста, способного
работать
с
использованием
информационных
и
коммуникационных
технологий.