Напоминание

Применение информационных и коммуникационных технологий


Автор: Ренжина София Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: Город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Применение информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе при изучении спортивных бальных танцев.
Тема: Применение информационных и коммуникационных технологий
Раздел: высшее образование





Назад




Применение информационных и коммуникационных технологий в

учебном процессе при изучении спортивных бальных танцев.

Модернизация

в

системе

образования

является

необходимым

процессом,

который

чаще

включает

в

себя

такие

понятия,

как

«информатизация

образовательного

процесса»,

«сетевые

технологии»,

«интернет-сообщества». Большое внимание уделяется поискам нового

содержания учебного процесса в связи с изменениями в информационном

пространстве. Вследствие этого, современному обществу и образованию

необходимо искать новые методы работы, непосредственно связанные с

внедрением

информационных

и

коммуникативных

технологий.

Стоит

отметить,

что

на

сегодняшний

день,

когда

мы

вступили

на

путь

информационной эры невозможно представить модернизацию без внедрения

в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Для

проведения

качественных

занятий,

первым

требованием

к

современному педагогу является уверенное пользование персональным

компьютером,

умение

творчески

пользоваться

мультимедийными

программами, быть активным участником сетевых интернет-сообществ.

Поэтому информационное просвещение в целом касается всех субъектов

образовательного процесса.

С

внедрением

новых

стандартов

представлена

«концепция

компетентностного подхода в образовании» . Речь идет о возникновении

информационного

общества,

о

развитии

компетентности

в

вопросах

оперирования информацией, информационной открытости образовательных

организаций. В связи с этим задача педагога научить обучающихся в рамках

ситуаций реальной жизни работать с информацией через осмысление, анализ

и креативность; упорядочить самоорганизацию процессов переработки

информации;

стимулировать

инициативность

в

принятие

решений,

самообразовываться,

перестраиваться,

научиться

делать

выбор,

брать

ответственность.

Сегодня нормой универсальных учебных действий в освоении новых

знаний,

стало

формирование

самостоятельной

работы

студентов

с

информацией:

научить

её

находить

и

анализировать.

В сфере художественного творчества использование информационных

технологий предусматривает их применение во всех видах деятельности, а

именно:

обучении,

управлении,

методической

работе.

Современный

преподаватель

должен

не

только

обладать

знаниями

в

области

информационных и коммуникационных технологий, но и быть специалистом

по их применению в своей профессиональной деятельности. Реальная работа

в этом направлении зависит от оснащения материально-технической базы

организаций.

Отличительной

особенностью

использования

информационных

коммуникационных технологий на специальных предметах по спортивным

бальным танцам является их вспомогательное назначение в условиях

организации художественно-эстетической деятельности, которая позволяет

расширить кругозор обучающихся, осовременивает занятие, способствует

реализации креативного потенциала личности. Данная сфера нуждается в

специалистах с развитым и ярко выраженным творческим, инициативным

мышлением, со способностями и навыками, которые развивает именно

художественное

образование,

хотя,

на

сегодняшний

день,

внедрение

информационных технологий в учебные заведения, в большинстве случаев,

остается

чужеродной

инкрустацией

в

сложившейся

годами

системе

традиционного образования.

Сегодня

специальной

литературы

по

данному

вопросу

нет.

Опубликовано

большое

количество

статей,

докладов

и

рефератов

о

внедрении,

влияние

и

развитие

информационных

коммуникационных

технологий в образовании. В связи с чем возникает вопрос, каким образом

использовать данные технологии в образовательном процессе для решения

учебных и производственных задач, как обучающимися, так и педагогами на

специальных дисциплинах, на примере дисциплины по спортивным бальным

танцам.

Спортивные бальные танцы — это вид искусства, связанный с

кинетическим

восприятием

мира,

то

есть

организация

получения

эстетических

впечатлений

от

окружающей

действительности,

которая

происходит через образно-двигательную сферу действий. В специфику

обучения входит получение физического опыта танцевальных действий,

комплекса

развития

и

совершенствования

рефлекторно-двигательного

аппарата человеческого тела. Сочетание традиционных методов обучения,

таких как наглядный (практический показ) и словесный (объяснение, беседа),

наряду с развитием общефизических, артистических и исполнительских

возможностей,

использование

информационных

и

коммуникационных

технологий расширяет возможности творческой реализации обучаемых,

способствует комплексно подготовить будущего специалиста в течение всего

времени обучения.

Роль информационного пространства в образовательной системе в

основном связана с познавательными функциями обучения. Направленность

обмена информацией ведется в комплексе действий, направленных на поиск,

сбор, обмен прикладной информатизации. В образовательном процессе

информационно-коммуникативные технологии могут использоваться как во

время аудиторных занятий, так и самостоятельно во внеурочное время, с

целью:

• ознакомления с видео материалами по спортивным бальным танцам;

• знакомства с танцевальным наследием и творчеством выдающихся

балетмейстеров и танцовщиков своего времени;

• получения информации о конкурсах, фестивалях и анализ своих

действий при участии в этих конкурсах;

• показа и распространения видео и фото продукции с концертов, и

конкурсов.

В образовательном процессе применяются в основном инструменты

коммуникации, как: компьютер, ноутбук. Все виды информационного потока

преподаватели и студенты получают с электронных носителей: флеш-карт,

CD, DVD, жестких дисков. Все эти технические средства позволяют

развивать информационно-коммуникативную среду по обмену необходимой

информацией.

С внедрением изучаемых технологий у педагогов появляется больше

возможностей творческого подхода в процессе подготовки к занятиям и

мероприятиям с помощью:

• создания компьютерных презентаций по спортивным бальным

танцам;

• поиска необходимой информации в Интернете.

С помощью сетей Интернет педагоги и студенты могут повысить

профессиональный уровень, принимая участие в Интернет – конференциях,

Интернет – конкурсах.

Использование студентами информационных и коммуникационных

технологий при самостоятельной работе способствует:

• усвоению полученных знаний по спортивным бальным танцам на

более высоком уровне;

• активизации познавательной деятельности;

• самообразованию;

• расширению навыка использования информационных технологий в

образовательном процессе;

• развитию самоорганизации.

Сегодня, коммуникационной площадкой для обмена информацией

среди педагогов и студентов становятся различные сообщества и группы в

социальных

сетях

контакте,

Facebook,

одноклассники),

где

предоставляются следующие возможности:

делится

новостями

и

отзывами,

своими

достижениями

на

мероприятиях, конкурсах, фестивалях;

• проводить дискуссии на профессиональные темы;

• поделится фото и видео материалами с мастер-классов, семинаров.

Современный урок по спортивным бальным танцам – это урок, в ходе

которого

применяются

современные

педагогические

образовательные

технологии, компьютерные технологии. Урок по дисциплине «Спортивные

бальные танцы» характеризуется созданием творческой обстановки, так как

содержание занятий составляют эмоции и их субъективное переживание.

Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных

методик, видов работы и новых мультимедийных средств .

Компьютер

предоставляет

широкие

возможности

в

творческом

процессе обучения спортивным бальным танцам, как на профессиональном

уровне,

так

и

на

уровне

любительского

творчества.

Компьютерные

технологии

открыли

принципиально

новый

этап

технического

воспроизводства музыкальной и хореографической продукции: в жанрах

прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях

звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в

звуковом дизайне и трансляции музыки и хореографии (в том числе

трансляции по Интернету).

Освоение информационных и компьютерных технологий объективно

необходимо:

во-первых, для профессиональной подготовки сочинителей и

исполнителей,

во-вторых, для использования как источника вспомогательного

учебного

материала

(справочного,

обучающего,

редактирующего,

звукозаписывающего, звуковоспроизводящего).

Компьютерные

программы

также

используются

в

проведении

прослушивания

музыкальных

произведений,

в

подборе

мелодий,

в

аранжировке и компоновке, осматривании и выборе хореографических

зарисовок. Широко распространенные проектные задания с компьютерными

презентациями,

которые

позволяют

более

наглядно

представить

иллюстративный материал.

Кроме

традиционных

форм

и

методов

проведения

занятия

по

спортивным бальным танцам, могут быть использованы при обучении такие

методы, как:

методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по

сети

Интернет,

посещение

танцевальных

сайтов,

поиск

специальной

литературы и необходимой информации по спортивным бальным танцам);

методика

использования

метода

проектов

на

занятиях

по

спортивным бальным танцам с применением средств Microsoft Office

(создание банка данных, электронных таблиц);

методика

использования

творческих

заданий

на

занятиях

спортивными бальными танцами с применением средств Microsoft Office

(создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.);

методика организации компьютерного практикума на занятиях

спортивными

бальными

танцами

(интерактивные

игры,

составление

кроссвордов, тестовые задания);

методика использования обучающих видео - программ [14, c.82].

При

условии

систематического

использования

информационных

технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами

обучения можно значительно повысить эффективность обучения спортивным

бальным танцам.

Занятия спортивными бальными танцами полны творческих заданий,

приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Здесь

доминирует проектная технология. Инновационная проектная деятельность –

актуальный технологический компонент специального обучения будущего

педагога-хореографа. Профессиональная деятельность которого по своей

сути имеет проектный характер, так как создание хореографического

произведения

включает

в

себя

такие

компоненты

как:

авторская

интерпретация и выдвижение хореографических идей, их экспериментальная

проверка и получение конкретного практического творческого продукта –

готовой

композиции

танца.

Метод

проекта

ориентирован

на

профессионально-познавательную

индивидуальную

или

групповую

самостоятельность. Особый акцент в процессе подготовки творческих

проектов делается на формирование таких профессиональных компетенций

как: развитие системно-образного мышления, способности к импровизации,

выработки способов исследовательской деятельности, сбора информации с

применением ИКТ, решения профессиональных дидактических проблем [2].

Таким образом, информационные и коммуникационные технологии

являются хорошим инструментом в проведении занятий по дисциплине

«Спортивные бальные танцы», особое предпочтение во внедрении данных

технологий отдается проектной деятельности, что помогает реализовывать

междисциплинарные проекты и добиваться больших успехов в творчестве.

Также

информационные

и

коммуникационные

технологии

позволяют

систематизировать знания и умения в области рассматриваемой дисциплины.

Студенты получают возможность обучаться разным методам работы, в том

числе в освоении художественных технологий, интерпретации культурного

опыта. Стоит отметить, что использование изучаемых технологий позволяют

не только улучшить результат образовательной деятельности студента, но и

посодействовать в формирование активной жизненной и гражданской

позиций. Несомненно, если соединить традиционные средства обучения и

современные технологии образования, то комплексное взаимодействие этих

компонентов позволит подготовить будущего специалиста, способного

работать

с

использованием

информационных

и

коммуникационных

технологий.



В раздел образования