Напоминание

Спортивный бальный танец. Развитие и классификация бальных танцев.


Автор: Ренжин Виктор Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья :Спортивный бальный танец. Развитие и классификация бальных танцев.
Тема: Спортивный бальный танец. Развитие и классификация бальных танцев.
Раздел: высшее образование





Назад




Спортивный бальный танец. Развитие и классификация

бальных танцев.

В сентябре 2015 года Международный олимпийский комитет

(МОК) объявил о признании Международной федерации

танцевального спорта(IDSF) в качестве полноправного члена МОК.

Это решение считается большим достижением для IDSF и

спортивного танца в целом, оно является долгой историей развития

спортивного танцевального движения. Оно является результатом

хотя бальные танцы считаются спортом, некоторые люди

утверждают, что это скорее вид искусства. Единого мнения на этот

счет не существует. Сегодня различные танцевальные организации

и сами танцоры определяют свою деятельность по-разному.

Некоторые склонны считать соревновательные бальные танцы"

особым видом спорта". Это связано с тем, что соревновательные

бальные танцы требуют качеств(выносливость, сила, гибкость,

координация и т.д.), которые необходимы для большинства"

традиционных видов спорта", например, для прыжков в воду или

легкой атлетики. С другой стороны, бальные танцы нельзя

сравнивать с другими видами спорта. Это объясняется тем, что

танец подразумевает красоту и грацию, а также тем, что

танцевальные номера исполняются под музыку величайших

композиторов всех времен-Людвига Ван Бетховена, Иоганна

Себастьяна Баха, Балакирева Милия Алексеевича Др.

Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным

светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы

очень сильно видоизменялись — любая эпоха европейской истории

— Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм —

порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении

всего европейского культурного развития на бальный танец влияли

самые разнообразные этнические источники, а также

профессиональный танец.

Бальные танцы ХХ века сложились на основе европейского танца, в

который на рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь

африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная

культура. Громадное большинство современных бальных танцев

имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные

технической обработкой европейской танцевальной школы.

В 1920-е годы в Англии при Императорским обществе учителей

танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские

специалисты стандартизировали все известные к тому времени

танцы — вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так

возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец

подразделяется на два направления — спортивный и soсial dance. В

1930—1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось

за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев

(в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).

Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования.

Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская

и так называемая «десятка», куда входят все десять танцев.

Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой IDSF, а

профессиональные — под покровительством английских

танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире

продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK

Open.

В Соединенных Штатах Америки сохраняется своеобразный

национальный вариант как некоторых бальных танцев, так и

проведения соревнований по ним. — «American Smooth» «American

Rhythm»

Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит

от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Из

огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и

народных танцев в группу бальных попали танцы,

характеризующиеся следующими признаками.

Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и

дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской

программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение

всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более

свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и

иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет

натяжения при исполнении фигур.

Спортивные бальные танцы делятся на 2 программы: европейскую

и латиноамериканскую. В европейскую программу входят:

медленный вальс,

танго,

венский вальс,

медленный фокстрот

квикстеп (быстрый фокстрот)

В латиноамериканскую:

самба,

ча-ча-ча,

румба,

пасодобль

джайв

Бальные танцы пользуются огромной популярностью, по ним

проводятся турниры по всему миру.

Европейские стандарты бального танца

В Европейскую программу (стандарт) входят 5 танцев: медленный

вальс (темп — 28-30 тактов в минуту), танго (темп — 31-33 тактов в

минуту), венский вальс (темп — 58-60 тактов в минуту), медленный

фокстрот (темп — 28-30 тактов в минуту) и квикстеп (быстрый

фокстрот) (темп — 50-52 тактов в минуту). Все танцы Европейской

программы танцуются с продвижением по линии танца (по кругу

против часовой стрелки). Дамы должны быть одеты в специальные,

соответствующие требованиям, бальные платья. Кавалеры должны

быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить

галстук-бабочку.

Медленный вальс — бальный танец европейской программы.

Танцуется на 3/4. Как правило, на каждый такт приходится три

шага. При движении вперёд первый шаг в наибольшей степени

определяет длину перемещения за данный такт, второй — угол

поворота, третий — вспомогательный, смена свободной ноги, то

есть перенос центра тяжести тела.

Танго (исп. tango) — 1. Старинный испанский народный танец.

Парный бальный танец свободной композиции, отличающийся

энергичным и четким ритмом.

Изначально получил развитие и распространение в Аргентине и

Уругвае, затем стал популярен во всем мире.

Ранее танго был известен как танго criollo, или просто танго.

Сегодня существует много танцевальных стилей танго, в том числе

аргентинское танго, уругвайское танго, бальное танго

(американского и международного стиля), финское танго и

старинное танго. Аргентинское танго зачастую рассматривается как

«аутентичное» танго, поскольку оно ближе к изначально

танцевавшемуся в Аргентине и Уругвае.

Музыка и танцевальные элементы танго популярны в деятельности,

связанной с танцами, гимнастикой, фигурным катанием на коньках,

синхронным плаванием и др.

Венский вальс — бальный танец европейской программы.

Аналогичен медленному вальсу, отличается количеством тактов в

минуту, то есть темпом исполнения.

Положение в паре: такое же, как в медленном вальсе.

Шаги венского вальса

Венский вальс исполняется аналогично медленному, но с большей

скоростью.

Медленный фокстрот (Slow Foxtrot)— танец Европейской

программы, исполняется на соревнованиях, начиная с С класса.

Фокстрот дал самый существенный толчок для всего бального

танца. Комбинация быстрых и медленных шагов создает огромное

количество вариаций и приносит намного больше удовольствия,

чем танцевание всех шагов в одном ритме, на каждый счет (а до

этого абсолютно все танцы танцевались в одном ритме). Имеется

большое количество разнообразных ритмических сочетаний шагов

в фокстроте, он является самым трудным танцем для изучения из-за

сложного ритмического характера движения.

Музыкальный размер этого танца — 4/4, темп 30-32 такта в минуту,

истинно медленный по естественной спокойности. Счет: «1», «2»,

«3», «4». Движения формируются из счетов «Медленно» и

«Быстро» ("Slow"/"Quick"). Акценты: очень мягко, почти

незаметно, акцентируються как «1», «3», доли такта, так и

подъемы / снижения.

Квикстеп (англ. Quickstep - быстрый фокстрот. Если термин

"фокстрот" образный и в буквальном переводе означает "шаг

лисицы", то термин "квикстеп" более точный, то есть "быстрый

шаг". Действительно, речь идёт о танце, который в соответствии с

его живым ритмом требует от исполнителя лёгкости, подвижности.

Богатый вариациями, квикстеп принято считать "малой

грамматикой" стандартных танцев.

Движение быстрое, лёгкое, воздушное, стремительное, скоростное.

Музыкальный размер: 4/4. Тактов в минуту: 50. Акцент: на 1 и 3

удары. Соревнование: 1,5 - 2 минуты. Подъём и Снижение:

начинается подъём в конце 1, продолжается в течение 2 и 3,

верх/низ в конце 4.

В Латиноамериканскую программу входят танцы: самба (темп —

50-52 тактов в минуту), ча-ча-ча (темп — 30-32 тактов в минуту),

румба (темп — 25-27 тактов в минуту), пасодобль (темп — 60-62

тактов в минуту) и джайв (темп — 42-44 тактов в минуту). Из

Латиноамериканских танцев только самба и пасодобль

танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах

танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих

танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной

площадке с возвратом к исходной точке или без. Платья дам, как

правило, короткие, очень открытые и облегающие (в

соответствии с теми же требованиями). Костюмы кавалеров тоже

очень облегающие, часто (но не всегда) черного цвета. Смысл

таких костюмов — показать работу мышц спортсменов[8].

Са

+

мба — бразильский танец, один из пяти танцев

латиноамериканской программы бальных танцев.

Музыка самбы имеет характерный ритм, создаваемый барабанами и

мараками, обычно имеет 50-52 такта в минуту (размер 2/4).

Ча-ча-ча (исп. cha cha cha) — музыкальный стиль и танец Кубы,

получивший также широкое распространение в

латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из

латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из

этих стран.

Ча-ча-ча возник в процессе эволюции и экспериментов кубинского

композитора Энрике Хоррина (Enrique Jorrin, 1926-1987) с

Дансоном, в 50-х годах 20 века.

Исполняется на соревнованиях, начиная с Hobby класса.

Музыкальный размер 4/4, темп – 30 тактов в минуту.

Ча-ча-ча - это также один из пяти танцев латиноамериканской

программы бальных танцев.

Румба — парный кубинский танец африканского происхождения.

Отличительной особенностью румбы являются эротические

плавные движения, соединенные с широкими шагами. Наиболее

известной во всем мире мелодией румбы нужно считать

знаменитую «Guantanamera», написанную Жозеито Фернандесом и

быстро ставшую классикой румбы.

Пасодобль (исп. Paso Doble — «два шага») — испанский танец,

имитирующий корриду.

Первое название танца — «один испанский шаг» («Spanish One

Step»), поскольку шаги делаются на каждый счет. Пасодобль был

одним из многих испанских народных танцев, связанных с

различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль

основан на бое быков. Партнер изображает тореро, а партнерша —

его плащ (мулета), иногда — второго тореро, и совсем редко —

быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер

музыки соответствует процессии перед корридой.

Особенности

Основное отличие пасодобля от других танцев — это позиция

корпуса с высоко поднятой грудью, широкие и опущенные

плечи, жестко фиксированная головой, в некоторых движениях

наклоненная вперед и вниз. Такая постановка корпуса

соответсвует характеру движений матадор. Движения можно

интерпретировать как битву матадора с быком. Вес корпуса

впереди, но большинство шагов делается с каблука. Это

единственный танец, в котором для придания дополнительного

акцентирования используются удары каблуками по паркету[9].

Джайв

Джайв (англ. jive) — танец афро-американского происхождения,

появившийся в США в начале 1940-х. Джайв является

разновидностью свинга с быстрыми и свободными движениями.

Современный джайв сильно отличается от свинга по манере, хотя в

нем часто используют те же фигуры и движения.

В бальных танцах джайв — один из пяти танцев

латиноамериканской программы.

Музыкальный размер 4/4, темп — 44 такта в минуту.

Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на

танцевальной площадке, в спортивных бальных танцах введена

система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и

система возрастных категорий, распределяющая танцоров по

возрастным группам. Для выхода на первое соревнование им

присваивается один из самых низших классов (Hobby или Е),

который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв

на соревнованиях определенные места и заработав определенные

очки. В низших классах разрешено танцевать не все танцы и не все

элементы. Высший класс мастерства у любителей М класс.

Классификация танцоров по уровню подготовки

Hobby класс, H класс или ШБТ-школа бального танца

Hobby-4 — стартовый класс в котором исполняются только 4 танца:

медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв. Набор элементов

ограничен самыми основными движениями. В Hobby-5 добавляется

самба, в Hobby-6 — те же танцы, что и в E классе.

Тот же термин может быть использован в несколько более широком

значении. В таком случае он применяется к начинающим взрослым

спортсменам, которые желали бы танцевать большее количество

танцев и с большим набором движений. Часто в этом случае

организаторы соревнований вообще не вводят ограничений по

костюмам и исполняемым элементам. Такой Hobby класс имеет

полуофициальный статус.

E класс

Следующий класс, который тоже может быть стартовым. В нем

исполняются медленный вальс, венский вальс и квикстеп в

Европейской программе и ча-ча-ча, самба и джайв — в

Латиноамериканской.

D класс

Включает в себя восемь танцев. Медленный вальс, танго, венский

вальс и квикстеп — Европейская программа. Самба, ча-ча-ча,

румба, джайв — Латиноамериканская.

С класс

Включает в себя все десять танцев. Медленный вальс, танго,

венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп — Европейская

программа. Самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв —

Латиноамериканская. С этого класса обычно начинается серьезная

карьера танцоров

Более высокие классы

Далее идут классы B, A, S и M. До B класса танцевальные пары по

правилам региональных федераций танцевального спорта

обязательно исполняют программу 10 танцев в C классе, а с класса

B соревнования проводятся раздельно, поэтому танцоры могут

выступать как раздельно только в европейской программе или

только в латиноамериканской программе, так и исполнять все

десять танцев[Поморский 2008:470].

Классификация танцоров по возрастным группам

Дети 0 — старшему в текущем году исполняется 6 лет и

младше

Дети 1 — старшему в текущем году исполняется 7-9 лет

Дети 2 — старшему в текущем году исполняется 10 — 11 лет

Юниоры 1 — старшему в текущем году исполняется 12 — 13

лет

Юниоры 2 — старшему в текущем году исполняется 14 — 15

лет

Молодёжь — старшему в текущем году исполняется 16 — 18

лет

Взрослые — старшему в текущем году исполняется 19 лет и

старше

Сеньоры — младшему в текущем году исполняется 35 лет и

старше

Второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной

границы своей возрастной категории: в Дети 2, Юниоры 1, Юниоры

2, Молодёжь максимум на четыре года, в категории взрослые —

максимум на пять лет.

Оба партнера в категории сеньоры должны быть не моложе 35 лет.

В категории сеньоры могут также выделяться категории сеньоры 1

и сеньоры 2, гранд-сеньоры и т. д.

В итоге, выделяют две программы в спортивных бальных танцах:

европейская и латиноамериканская. Танцоры классифицируются по

возрасту и по достижениям в этом виде спорта.



В раздел образования