Автор: Шунина Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №7 "Чебурашка"
Населённый пункт: г.Мирный Архангельской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «Школа безопасности»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Чебурашка» г. Мирный Архангельской области
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет
«Школа безопасности»
А
втор: воспитатель первой
квалификационной категории
Шунина Надежда Викторовна
г. Мирный 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
I Пояснительная записка
Актуальность
Новизна
II Цель программы
III Задачи программы
IV Принципы построения программы
V Создание условий для реализации программы
VI Методы, используемые для реализации работы кружка
VII Работа с родителями
VIII Ожидаемый результат взаимодействия с детьми
IX Формы подведения итогов реализации программы
X Срок реализации программы
XI Основная форма реализации программы
XII Учебно-тематический план
Расписание кружка
Тематическое планирование в средней группе
XII Программно-методическое обеспечение
XIII Материально-технические условия
XIV Список литературы
Приложение
Диагностическая карта по ОБЖ для детей 4-5 лет
2
2
3
3
3-4
4
5
5-6
6
7
7
7
7
7
7
8-13
13
13
14
15
2
I Пояснительная записка
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько
неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша
беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую
приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь
себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными
знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение
детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной
педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не
только педагоги, но и родители, общественность.
Основы знаний по
безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте.
Программа
кружка
по
основам
безопасности
жизнедеятельности
воспитанников
МКДОУ№7
«Чебурашка»
представляет
собой
краткое
тематическое изложение содержания кружка, включающего сведения об
основах безопасной жизнедеятельности человека (пожарная безопасность,
обучение правилам дорожного движения, личная безопасность), об опасных
и вредных факторах различного происхождения, о способах, методах и
приемах защиты человека от их воздействия, о мерах безопасности в
чрезвычайных ситуациях.
Актуальность
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто мы
забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на
жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему
здоровью
зачастую
приводят
к
трагедии.
А
ведь
человек
может
предотвратить беду, если будет владеть элементарными знаниями основ
безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе
воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их
жизнедеятельности является
актуальной
педагогической
задачей.
2
Новизна Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной
активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших
заданий, решений которых требует самостоятельной активности.
Данная программа разработана для детей 4-5 лет и рассчитана на 2022-2023
учебный год. В данной программе затронуты основные сферы жизни
ребёнка:
«Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности», «Знакомство с правилами безопасного дорожного
движения», «Знакомство детей с правилами пожарной безопасности»,
«Формирование предпосылок экологического сознания».
Всё вышеперечисленное убеждает в педагогической целесообразности
данной программы.
II Цель
Сформировать у ребенка навыки разумного, адекватного поведения,
научить вести себя в опасных ситуациях, способствовать становлению основ
безопасного поведения, приобщению к здоровому образу жизни.
III Задачи:
Учить детей оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно»,
принимать решение и соответственно реагировать.
Обсуждать ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные
моменты при встрече с различными животными и растениями), а также –
вопросы экологии и загрязнения окружающей среды.
Формировать умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка
предметами в домашней обстановке.
Воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их
видеть моменты неоправданного риска в повседневности
.
Формировать представление об организме человека, ценности здорового
образа жизни.
Напомнить о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики,
закаливания, прогулок на свежем воздухе. Развивать умение правильно
взаимодействовать с людьми и комфортно общаться.
3
Обучить основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов,
научить,
что делать, если ребёнок потерялся.
Обучить воспитанников умению распознавать и оценивать опасности
окружающей среды;
Раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения,
мерах
по
их
предотвращению,
ликвидации
их
последствий;
Сплотить детский коллектив через совместное творчество
.
IV
Принципы построения программы
Принцип единства переживания, познания, действия в процессе
обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание
ребенком 5-6 лет конкретных ситуаций, дает ее возможность ставить
себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне
понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.
Принцип содружества, сотрудничества.
Принцип развивающего обучения, реализуется путем создания
проблемных ситуаций, поощряющих детей к творческому познанию и
преобразованию явлений окружающей действительности и своего «я».
Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач
- основан на гармоничном переплетении всех видов детской
деятельности – игры, обучения, труда, общения.
Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей,
адаптированность материала к возрасту.
Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача
материала от простого к сложному. Частое повторение усвоенных
правил и норм.
Принцип наглядности – учет особенностей мышления.
Принцип дифференциации.
V Создание условий для реализации программы:
4
Необходимым условием для накопления опыта безопасного поведения
являются:
мотивация детей,
методическая готовность воспитателя такой работе,
активная поддержка со стороны члена семьи,
совпадение позиций и единство требований в семье и в детском саду,
тесное сотрудничество педагога и родителей по передаче ребёнку
способов безопасного поведения.
привитие детям навыков защиты и самозащиты, в ситуациях, опасных
для их здоровья и жизни.
VI Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
загадывание загадок;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
5
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,
дидактических, игр - драматизаций и др.);
проведение дидактических игр;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий
VII Работа с родителями:
проведение родительских собраний данной направленности
папки передвижки
выходы с детьми на целевые прогулки;
участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках;
тематические выставки поделок, рисунков, плакатов сделанных
совместно родителями с детьми,
консультации
фотовыставки
памятки, буклеты
VIII Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
6
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную
и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.
IX Формы подведения итогов реализации программы
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые
конкурсы,
викторины,
выставки,
музыкально-игровой
досуг,
целевые
прогулки…
X Срок реализации программы
1 год
XI Основная форма реализации программы
кружок, подгрупповая форма обучения.
XII Учебно-тематический план
Расписание кружка:
Группа
Продолжительность
Периодичност
ь
Кол-во в
месяц
Кол-во в
год
средняя
20 мин.
1р. в неделю
4
32
7
Тематическое планирование в средней группе
Месяц
№
п/п
Тема
Задачи
Октябрь
1
1
Формирование основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
Объяснить детям, что приятная
внешность незнакомого человека
не
всегда
означает
добрые
намерения.
2
Знакомство с
правилами безопасного
дорожного движения
Целевая прогулка к перекрестку,
на
котором
работают
два
светофора
(пешеходный
и
транспортный).
Наблюдение:
за
ремонтными
работами,
знакомство
с
предупреждающим
знаком
«Ремонт дороги»
3
Знакомство детей с
правилами пожарной
безопасности
Выявить знания детей о правилах
противопожарной безопасности.
Продолжать знакомить детей с
работой пожарных, воспитывать
уважительное отношение к их
нелегкому труду.
4
Формирование
предпосылок
экологического
сознания
Развивать
у
детей
понимание
того, что планета Земля – наш
общий дом, в котором живут
звери, птицы, рыбы, насекомые, а
человек – часть природы; что на
жизнь и здоровье человека и
животных
влияет
чистота
водоемов, почвы и воздушной
среды.
Ноябрь
1
1
Формирование основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
Рассмотреть и обсудить с детьми
типичные
опасные
ситуации
возможных
контактов
с
незнакомыми людьми на улице,
научить детей правильно себя
вести в таких ситуациях.
2
2
Знакомство с правилами
безопасного дорожного
движения
Прогулка по улице: закрепить
знания культуры поведения при
ходьбе по тротуару.
8
3
3
Знакомство детей с
правилами пожарной
безопасности
Закрепить
знания
детей
об
электроприборах и правилах их
использования
для
избежания
несчастных случаев.
Закрепить
знания
о
пожароопасных предметах.
4
4
Формирование
предпосылок
экологического
сознания
Научить детей различать грибы,
познакомить.
Расширять представления о том,
что в природе все взаимосвязано
(например, одно и то же растение
может
быть
ядовитым
для
человека и лекарственными для
животного)
Декабрь
1
1
Формирование основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
Рассмотреть и обсудить с детьми
типичные
опасные
ситуации
возможных
контактов
с
незнакомыми
людьми
дома,
научить детей правильно себя
вести в таких ситуациях.
2
Знакомство с правилами
безопасного дорожного
движения
Целевая прогулка к остановке:
наблюдение
за
посадкой
в
транспорт и выходом пассажиров.
Прогулка
в
музей:
закрепить
знания культуры поведения при
ходьбе
по
тротуару,
правила
поведения
пассажиров
в
транспорте.
3
3
Знакомство детей с
правилами пожарной
безопасности
Познакомить детей с тем, как
огонь используется человеком в
добрых целях.
Закрепи знания о возникновении
пожара, о том, чем он опасен для
жизни.
Закрепить знания детей о пользе и
вреде огня.
4
4
Формирование
предпосылок
экологического
сознания
Познакомить
детей
со
съедобными
ягодами
и
ядовитыми растениями, научить
различать
их
и
правильно
называть.
9
Январь
1
1
Формирование основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
Рассмотреть и обсудить с детьми
ситуации
насильственных
действий со стороны взрослого на
улице,
научить
их
соответствующим
правилам
поведения.
2
2
Знакомство с правилами
безопасного дорожного
движения.
Сюжетно
–
ролевая
игра:
«Улица» (объединена с играми
«Школа», «Семья»).
Целевая прогулка:
по улицам
микрорайона «Дорожная азбука»
с
рассматриванием
дорожных
знаков и местом их установки
Дидактическая игра:
«Узнай по описанию»
«Закончи предложение»
«Объясни»
«Какой это знак»
«Четвертый лишний»
3
3
Знакомство детей с
правилами пожарной
безопасности
Активизировать
знания
о
пожароопасных
предметах
и
орудиях,
с
помощью
которых
нужно тушить пожар.
4
4
Формирование
предпосылок
экологического
сознания
Познакомить детей с правилами
поведения на улице зимой.
Формировать
ответственное
отношение к вопросам личной
безопасности.
Знакомить
с
мерами
по
предотвращению травматизма.
Февраль
1
1
Формирование основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
Рассмотреть и обсудить с детьми
типичные
опасные
ситуации
возможных
контактов
с
его
старшими
приятелями,
научить
говорить
«нет»,
если
старший
приятель попытается вовлечь его
в опасную ситуацию.
2
2
Знакомство с правилами
безопасного дорожного
движения.
Сюжетно
–
ролевая
игра:
«Улица» (объединена с играми
«Школа», «Семья»).
Целевая прогулка:
ходьба по
тротуару, придерживаясь правой
стороны, на узком расстоянии
10
пропустить вперед девочку.
Дидактическая игра:
«Узнай по описанию»
«Закончи предложение»
«Объясни»
«Какой это знак»
3
3
Знакомство детей с
правилами пожарной
безопасности
Расширять знания детей о работе
пожарных, воспитывать
уважение
к
людям
этой
профессии.
4
4
Формирование
предпосылок
экологического
сознания
Познакомить
детей
со
средствами, необходимыми для
оказания
первой
медицинской
помощи
Продолжать знакомить с таким
специальным
транспортом,
как
«машина
скорой
медицинской
помощи», его назначением.
Формировать
понимание
важности
быстрого
оказания
врачом первой помощи.
Воспитывать уважение к труду
медиков, работающих на «скорой
помощи».
Март
1
1
Формирование основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
Рассмотреть и обсудить с детьми
типичные
опасные
ситуации
возможных
контактов
с
незнакомыми
людьми,
к
кому
можно обратиться за помощью.
Несоответствие
приятной
внешности и добрых намерений.
2
2
Знакомство с правилами
безопасного дорожного
движения
Целевая
прогулка:
выбор
безопасного места для игры
3
3
Знакомство детей с
правилами пожарной
безопасности.
Расширять знания о пожарной
безопасности, о том, как избежать
пожароопасных ситуаций.
Учить вызывать пожарных.
11
4
4
Формирование
предпосылок
экологического
сознания
Формировать
представление
о
том, кто такие спасатели, что они
должны
уметь
делать,
какими
качествами должны обладать.
Воспитывать уважение к труду
спасателей.
Апрель
1
1
Формирование основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
Закрепить
знания
детей
о
предметах
быта,
правилах
пользования ими.
Продолжать учить детей убирать
все предметы в строго отведенные
места.
2
2
Знакомство с правилами
безопасного дорожного
движения.
Целевая
прогулка
к
школе:
закрепить знания о школе, знаке
«Дети»
Игровая ситуация:
«Вежливые
дети»
3
3
Знакомство детей с
правилами пожарной
безопасности
Познакомить детей с историей
электрической лампочки.
Закреплять навыки безопасного
обращения с электроприборами
4
4
Формирование
предпосылок
экологического
сознания
Познакомить детей с правилами
поведения на улице
в период
таяния
снега
на
крышах
и
образования сосулек»
Формировать
ответственное
отношение к вопросам личной
безопасности.
Знакомить
с
мерами
по
предотвращению травматизма.
Май
1
1
Формирование основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности
Закрепить с детьми типичные
опасные
ситуации
возможных
контактов с незнакомыми людьми
дома и на улице, продолжать
учить детей правильно себя вести
в таких ситуациях.
2
2
Знакомство с правилами
безопасного дорожного
движения
Сюжетно
–
ролевая
игра:
«Улица»
Закрепить
выполнение
правил
дорожного движения при езде на
велосипеде
12
3
3
Знакомство детей с
правилами пожарной
безопасности
Закреплять правила пожарной
безопасности при обращении с
электроприборами.
Закрепить представления о труде
пожарных.
Совершенствовать
знания
о
правилах пожарной безопасности.
Выявить знания детей о правилах
противопожарной безопасности.
4
4
Формирование
предпосылок
экологического
сознания
Познакомить детей с правилами
поведения во время грозы.
XII Программно-методическое обеспечение
Авторские программы:
Н.С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников»
Т.Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на
улице», «Воспитание безопасного поведения в быту»
XIII Материально-технические условия
1.Для эффективности и проведения кружковой работы в ДОУ имеются зоны
ОБЖ, где созданы условия для практической работы с наглядными
пособиями:
- пожарная безопасность
- набор плакатов по правилам безопасного поведения на дорогах.
-дорожные знаки
2.Демонстрационный материал для фронтальных занятий
3.Игровой дидактический материал («На воде и в природе»; «Во дворе и на
улице»)
4. Обучающие карточки («Безопасность дома и на улице»; «Что такое
хорошо и что такое плохо»).
5.Машины для игр по ПДД
6.Для просмотра DVD обучающие компакт диски Азбука безопасности на
дороге из цикла «Уроки тётушки Совы».
7.
Настольно-дидактические игры.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности
их использования
.
13
XIV Список литературы:
1.
Т.Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту» учебное
пособие. Москва 2005г.
2.
Т.Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на
улице», учебное пособие Москва 2007г.
3.
Т.В. Иванова «Пожарная безопасность» разработка занятий старшая
группа. Волгоград 2005г.
4.
Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду» конспекты
занятий Санкт – Петербург 2010г.
5.
Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 –
8 лет» Москва 2010 г.
6.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности
детей дошкольного возраста», «Безопасность» воспитатель №2 2009 г.
7.
И.А. Бойчук «Организация безопасности жизнедеятельности детей
дошкольного возраста» дошкольная педагогика ноябрь 2008г.
8.
Н.А. Горохова, Н.И. Колесник, Е.А. Кузнецова «Берегись огня!»
сборник
методических
разработок
к
занятиям
по
пожарной
безопасности
дошкольных
образовательных
учреждениях.
Екатеринбург 2006г.
9.
Елисеева,Л.Н. Хрестоматия для маленьких/ М. : Просвещение,1982
10.Дзюба, П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада./
Ростов- на – Дону. 2009
11.Н.С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников».
Москва «Издательство Скрипторий».2012
14
Приложение
Диагностическая карта по ОБЖ для детей 4-5 лет на 2022-2023 учебный год
№ Ф. И. ребёнка
Ребёнок на улицах
города
Пожарная
безопасность
Ребёнок
дома
Ребёнок
и другие
люди
Ребёнок и природа
Итого
О профессии
регулировщика
Поведение в
транспорте
Поведение на дороге
Об устройстве улицы
О профессии
пожарного
Опасные игры и
электроприборы
Поведение во время
пожара
Безопасность в доме
Служба скорой
помощи
Безопасность на
улице
Общение с
незнакомцами
Поведение на воде
Безопасность на
природе
Встреча с
насекомыми и
бездомными
животными
Лекарственные
растения
грибы
Сентябрь
Май
1
2
3
4
5
6
7
8
Высокий уровень – «1»
Средний уровень – «2»
Низкий уровень – «3»
15
Уровень
На начало учебного
года(%)
На конец учебного
года(%)
Высокий
Средний
Низкий