Напоминание

"Коммуникативная компетентность и ценностное отношение к сверстникам: результаты эмпирического исследования среди младших школьников"


Автор: Деткова Алена Игоревна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Коммуникативная компетентность и ценностное отношение к сверстникам: результаты эмпирического исследования среди младших школьников"
Раздел: высшее образование





Назад




"Коммуникативная компетентность и ценностное отношение к

сверстникам: результаты эмпирического исследования среди младших

школьников"

Актуальность

темы

исследования

взаимосвязи

коммуникативной

компетентности и ценностного отношения к сверстникам у детей младшего

школьного

возраста

обусловлена

современными

требованиями

к

образовательному процессу и социальной адаптации детей. В условиях

быстро меняющегося мира, где коммуникация играет ключевую роль в

различных сферах жизни, развитие коммуникативной компетентности

становится

необходимым

условием

успешной

интеграции

ребенка

в

общество.

Коммуникативная компетентность включает в себя не только умение

эффективно общаться, но и способность устанавливать и поддерживать

социальные связи, что является важным аспектом для формирования

здоровых отношений со сверстниками. В младшем школьном возрасте, когда

дети активно взаимодействуют друг с другом, развитие этих навыков имеет

особое

значение.

Наличие

высокоразвитой

коммуникативной

компетентности способствует не только успешной адаптации в учебной

среде, но и формированию положительного самоощущения, что, в свою

очередь, влияет на ценностное отношение к окружающим.

Изучение взаимосвязи между коммуникативной компетентностью и

ценностным отношением к сверстникам позволяет выявить, как уровень

развития коммуникативных навыков влияет на формирование социальных

установок и ценностей у детей. Это знание может быть использовано для

разработки эффективных программ и методик, направленных на улучшение

социального взаимодействия и эмоционального благополучия младших

школьников. Таким образом, исследование данной темы не только актуально,

но и необходимо для создания условий, способствующих гармоничному

развитию личности ребенка в современном обществе.

Цель - исследовать уровень коммуникативной компетентности и

состояние ценностного отношения к сверстникам у детей младшего

школьного возраста и определить связь между ними.

Задачи исследования включают:

1.

Проанализировать

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме исследования и определить сущность и структуру понятий:

«коммуникативная компетентность» и «ценностное отношение».

2. Исследовать уровень коммуникативной компетентности и состояние

ценностного отношения к сверстникам у детей младшего школьного

возраста.

3.

Проанализировать

наличие

и

качество

взаимосвязи

между

коммуникативной

компетентностью

и

ценностным

отношением

к

сверстникам у детей младшего школьного возраста.

4.

Разработать

рекомендации

для

педагогов

по

повышению

коммуникативной компетентности и развитию ценностного отношения к

сверстникам у детей младшего школьного возраста.

В исследовании использовались несколько методов для сбора данных,

направленных на изучение взаимосвязи коммуникативной компетентности и

ценностного отношения к сверстникам у детей младшего школьного

возраста. Основные методики, примененные в ходе исследования, включают:

1. Методика «Неоконченные предложения» (модификация варианта

Saks–Sidney) – эта методика позволяет выявить особенности мышления и

эмоционального состояния детей, а также их отношение к окружающим.

2. Методика «Сформированность коммуникативной компетентности»

С. Г. Батыревой – основанная на методике, предложенной В. П. Беспалько,

она помогает оценить уровень развития коммуникативных умений у детей.

3. Тест Л. Михельсона – адаптированный Ю. З. Гильбухом, этот тест

используется для определения уровня коммуникативной компетентности.

Для

качественной

и

количественной

обработки

результатов

применялись

математические

методы,

включая

графические

и

статистические методы.

Исследование

проведено

в

Муниципальном

автономном

общеобразовательном

учреждении

города

Новосибирска

«Средняя

общеобразовательная школа № 213 «Открытие»., в исследовании приняли

участие младшие школьники 4х классов.

Основной

этап

исследования

включал

анализ

психолого-

педагогической литературы для сбора теоретических данных, а также сбор

эмпирических

данных

с

использованием

указанных

методик.

Заключительный этап работы включал обработку данных с помощью

методов

математической

статистики

и

интерпретацию

полученных

результатов.

В ходе исследования были получены следующие основные результаты,

касающиеся уровней коммуникативной компетентности у детей младшего

школьного возраста и их отношения к сверстникам.

1. Уровни коммуникативной компетентности: В процессе исследования

было выявлено, что уровень коммуникативной компетентности у детей

варьировался

от

низкого

до

высокого.

Дети

с

высоким

уровнем

коммуникативной компетентности продемонстрировали умение активно

слушать,

адекватно

реагировать

на

критику,

а

также

эффективно

взаимодействовать с сверстниками. В то же время, дети с низким уровнем

коммуникативной компетентности испытывали трудности в общении, что

часто проявлялось в заниженной самооценке и избегании социальных

взаимодействий.

2. Корреляция с отношением к сверстникам: Результаты показали

положительную

корреляцию

между

уровнем

коммуникативной

компетентности и ценностным отношением к сверстникам. Чем выше

уровень

коммуникативной

компетентности,

тем

более

положительное

отношение к сверстникам демонстрировали дети. Это подтверждает гипотезу

о том, что развитие коммуникативных навыков способствует формированию

положительных социальных отношений.

3.

Анализ

результатов:

Полученные

результаты

могут

быть

интерпретированы в контексте существующих теорий, подчеркивающих

важность социального взаимодействия для развития личности ребенка.

Например, теории социального обучения указывают на то, что дети учатся

через

взаимодействие

с

окружающими,

что

подтверждается

нашими

данными о взаимосвязи между коммуникативной компетентностью и

отношением к сверстникам.

4. Причины выявленных закономерностей: Возможные причины таких

закономерностей могут включать в себя влияние семейного окружения,

уровень поддержки со стороны родителей и учителей, а также наличие

возможностей для общения и взаимодействия в образовательной среде. Дети,

которые получают положительное подкрепление за свои коммуникативные

навыки, скорее всего, будут развивать более высокую самооценку и

уверенность в себе.

5. Практическое значение: Результаты исследования подчеркивают

необходимость

внедрения

программ,

направленных

на

развитие

коммуникативной компетентности у младших школьников. Это может

включать в себя как учебные занятия, так и внеурочную деятельность,

способствующую

социализации

и

формированию

положительных

отношений между детьми. Развитие этих навыков не только улучшает

качество общения, но и способствует общему психологическому здоровью

детей, что является важным аспектом их успешной адаптации в обществе.

В

ходе

проведенного

исследования

была

выявлена

значимая

взаимосвязь между коммуникативной компетентностью и ценностным

отношением

к

сверстникам

у

детей

младшего

школьного

возраста.

Результаты

показали,

что

высокий

уровень

коммуникативной

компетентности способствует более успешной адаптации детей в социальной

среде, а также положительно влияет на их отношения со сверстниками. Это

подчеркивает важность формирования коммуникативных навыков в раннем

возрасте, что является необходимым условием для успешного развития

личности ребенка.

Значимость данного исследования заключается в том, что оно не

только

обосновывает

теоретические

аспекты

формирования

коммуникативной

компетентности,

но

и

предлагает

практические

рекомендации для педагогов и родителей. Важно, чтобы образовательные

учреждения

внедряли

программы,

направленные

на

развитие

коммуникативных навыков, включая игровые и интерактивные методы

обучения, которые способствуют активному взаимодействию детей.

Возможные

направления

для

дальнейших

исследований

могут

включать изучение влияния различных факторов, таких как семейное

окружение, социальные условия и культурные особенности, на развитие

коммуникативной компетентности. Также стоит рассмотреть возможность

разработки специализированных программ для детей с низкой самооценкой,

чтобы помочь им преодолеть трудности в общении.

Рекомендации для педагогов и родителей включают:

1. Создание условий для активного общения детей как в учебной, так и

в внеучебной деятельности.

2. Использование ролевых игр и групповых заданий для развития

навыков взаимодействия.

3. Поддержка и поощрение детей в их попытках общаться и выражать

свои мысли.

4. Обучение детей основам эффективного общения, включая умение

слушать и выражать свои чувства.

Таким образом, развитие коммуникативной компетентности у детей

младшего

школьного

возраста

является

важной

задачей,

требующей

совместных усилий педагогов и родителей для формирования гармоничной и

социально адаптированной личности.

Список литературы

1. Арушанова, А. Г.

Речь

и

речевое

общение

детей

младшего

школьного возраста / А. Г. Арушанова. – Москва: Изд-во Мозаика-Синтез,

2014. – С. 58-65.

2. Батырева, С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших

школьников / С. Г. Батырева // Начальная школа. – 2018. – № 11. – С. 32–35.

3. Бубнова С.С., Крылов В.Ю. Ценностные ориентации личности как

система с многомерной структурой // Тезисы докладов научной конференции

института психологии. Психологическая наука: традиции, современное

состояние и перспективы. М.: Парма, 2019. – 328 с.

4. Будачева, О. А. Как мы развиваем коммуникативную компетентность

на

уроках

литературы

/

О. А. Будачева

//

Управление

школой. – 2016. – № 10. – С. 34–35.

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.

С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. - №6. - С. 6 - 9.

6. Гамзатова, Д. А.

Особенности

формирования

коммуникативной

компетентности в младшем школьном возрасте / Д. А. Гамзатова // Вестник

университета. – 2019. – № 11. – С. 316–321.

7. Данилюк

А.Я.

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:

проект. М.: Просвещение, 2019. – 329 с.

8. Девяткова, И. С.

Соотношение

категорий

«ценность»

и

«отношение» / И.С. Девяткова // Сборник Педагогическое образование:

традиции, инновации, поиски, перспективы. Материалы VII Международной

очно-заочной научно-практической конференции. 2017. – С. 133–139.

9. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей детей

старшего

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста

/

О. В. Дыбина. – Москва: Изд-во Мозаика-Синтез, 2013. – 64 с.

10. Ефименко, А. А.

Особенности

взаимоотношений

младших

школьников со сверстниками / А. А. Ефименко, В. В. Ерохин // Сборник

научных

трудов

Всероссийской

научно-практической

конференции

с

международным участием. 2019. – С. 18–22.

11. Зайцева, К. П.

Формирование

коммуникативных

способностей

младших

школьников

в

учебно-воспитательной

деятельности

/

К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. – 2019. – № 9. – С. 65–69.

12. Зотова,

И.Н.

Коммуникативная

компетентность

как

аспект

социализации подростков в условиях информатизации общества / И.Н.

Зотова

//

Актуальные

социально-психологические

проблемы

развития

личности в образовательном пространстве ХХІ века». – Кисловодск, 2016. –

109 с.

13. Иванов, Д. А. Коммуникативная компетентность. Оценка ключевых

компетенций

в

учебном

процессе

/

Д. А. Иванов

//

Школьное

планирование. – 2018. – № 5. – С. 75–76.

14. Игнатьева, С. А. Коммуникативная компетентность как компонент

коммуникативной культуры личности / С. А. Игнатьева. – М.: Просвещение,

2020. – 385 с.

15. Ильенко,

Н.М.

Проблемы

формирования

коммуникативной

компетентности школьника педагогом начального общего образования / Н.М.

Ильенко // Гуманитарные науки. – 2016. – № 21. – С. 174-179.

16. Иматова, Л. М. Формирования коммуникативной компетентности

детей младшего школьного возраста / Л. М. Иматова // Педагогическое

мастерство. – 2020. – № 11. – С. 84–89.

17. Козак, С. Понятие коммуникативной компетентности / С.Козак //

Научные ведомости. – 2011. – № 2. – С. 46-49.

18. Колмогорова, Л. С.

Диагностика

психологической

культуры

и

психологического

здоровья

школьников:

учебное

пособие

/

Л. С. Колмогорова. – Барнаул, Изд-во АлтГПА, 2014. – 343 с.

19. Кумова, И. А. Воспитание основ коммуникативной компетентности

детей младшего школьного возраста / И. А. Кумова. – Ростов-на-Дону,

2013. – С. 132–135.

20. Межличностные отношения младших школьников: диагностика,

проблемы,

коррекция

/

Под

ред.

Е. О. Смирновой,

В. М. Холмогоровой. – Москва:

Гуманитарный

изд.

центр

Владос,

2015. – 158 с.



В раздел образования