Напоминание

"Использование ИКТ на музыкальных занятиях в детском саду"


Автор: Динеева Анастасия Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Лесновский детский сад
Населённый пункт: р.п. Лесной Шиловского района Рязанской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на музыкальных занятиях в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ

на музыкальных занятиях в детском саду.

Динеева А.А.

Музыкальный руководитель

МБДОУ Лесновский детский сад

р.п. Лесной Шиловского районо

Рязанской области

2024 год

Использование ИКТ на музыкальных занятиях в ДОУ.

Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно.

Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно

владеют компьютером, для них это еще один источник информации и

развития.

Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично

развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и

искусством, представляющим человеку постоянно совершенствующиеся

инструменты для творчества, обучения и научных исследований.

С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:

развитие музыкальных способностей дошкольников;

дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

формирование

познавательной

мотивации

у

дошкольников

к

музыкальной деятельности.

Каковы же функции информационно-коммуникационных технологий в

работе музыкального руководителя? В первую очередь это источник учебной

и музыкальной информации, средство подготовки текстов, оформления

наглядных

пособий,

выступлений.

Одним

из

основных

достоинств

образовательной деятельности с использованием ИКТ является усиление

наглядности. Не всегда у музыкальных руководителей есть необходимый

наглядный

демонстрационный

материал:

репродукции,

иллюстрации,

картинки или же они не очень высокого художественного качества.

Благодаря огромным возможностям Интернета можно найти и использовать

разнообразный иллюстрационный и музыкальный материал.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие

преимущества:

-улучшается запоминание пройденного материала;

-усиливается познавательный интерес воспитанников;

-развивается

интерес

ребенка

к

самостоятельному

выполнению

заданий.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к

занятиям

можно

назвать

создание

мультимедийных

презентаций.

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней

развивать зрительное и слуховое восприятие, ассоциативное мышление и

творческое воображение детей. На развлечениях и праздниках также можно

использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон, в качестве

декораций.

Рассмотрим возможности использования презентаций по видам музыкальной

деятельности.

1.

Восприятие

музыки:

Это

может

быть

демонстрация

портретов

композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка

слайдов или видео.

2.

В музыкально – ритмических движениях, имеют место видео – клипы

для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же

видео – игры на перестроения, ориентировку в пространстве.

3.

Следующий вид деятельности – пение. Иллюстрации с элементами

анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона,

понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки» и

др.)

4.

Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде

презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать

тембровый,

динамический

слух,

чувство

ритма,

характера

музыкального произведения. («Кто в тереме живет?», «Угадай на чем

играю»)

5.

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются

презентации для знакомства с музыкальными инструментами и

спецификой их звучания.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного

интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит

задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным.

Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного,

неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и

способствующий

созданию

положительной

эмоциональной

обстановки

обучения, а так же музыкальных и творческих способностей.

Мультимедийные пособия разрабатываются с помощью программ

Microsoft Office, Power Point, Windows Media.

Использование ИКТ способствует развитию личности не только

обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта,

совершенствование

своего

профессионального

мастерства.

Все

это

способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

Применение и использование компьютерных технологий возможны и

необходимы на музыкальных занятиях. Они требуют глубокого изучения,

освоения, максимального и умелого их применения.

Для того чтобы использовать ИКТ на практике, необходимо изучать

много литературы, пользоваться ресурсами Интернет. Данная технология

сложна в силу больших временных затрат, но учитывая потребности

современного информационного общества владение ею необходимо.

Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу

необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что

ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому

занятия должны быть яркими, эмоциональными, проходить с привлечением

большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это

может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными

возможностями.

Применение

ИКТ

позволяет

сделать

занятие

привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и

творческие задачи с опорой на наглядность.

Однако существуют некоторые ограничения, о которых надо помнить всем

педагогам, работающим в детских садах.

Во-первых, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом

занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, да

и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий,

чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у

детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Во-вторых,

общая

продолжительность

занятий

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

должна

составлять

25-30

минут,

а

продукты

ИКТ (презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) дети могут воспринимать не

более 5-7 минут. Поэтому отбор материала, его дозировка должны быть

тщательно продуманы педагогом.

Итак, можно сделать вывод:

Педагог-музыкант

дошкольного

образования,

применяющий

информационно-коммуникативные технологии в своей работе с детьми,

всегда должен помнить о чувстве меры. Ведь использование современных

компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это

только

дополнительное

средство

для

реализации

целей

и

задач,

поставленных перед музыкальным руководителем детского сада.



В раздел образования