Автор: Динеева Анастасия Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Лесновский детский сад
Населённый пункт: р.п. Лесной Шиловского района Рязанской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на музыкальных занятиях в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ
на музыкальных занятиях в детском саду.
Динеева А.А.
Музыкальный руководитель
МБДОУ Лесновский детский сад
р.п. Лесной Шиловского районо
Рязанской области
2024 год
Использование ИКТ на музыкальных занятиях в ДОУ.
Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно.
Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно
владеют компьютером, для них это еще один источник информации и
развития.
Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично
развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и
искусством, представляющим человеку постоянно совершенствующиеся
инструменты для творчества, обучения и научных исследований.
С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:
развитие музыкальных способностей дошкольников;
дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;
активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;
формирование
познавательной
мотивации
у
дошкольников
к
музыкальной деятельности.
Каковы же функции информационно-коммуникационных технологий в
работе музыкального руководителя? В первую очередь это источник учебной
и музыкальной информации, средство подготовки текстов, оформления
наглядных
пособий,
выступлений.
Одним
из
основных
достоинств
образовательной деятельности с использованием ИКТ является усиление
наглядности. Не всегда у музыкальных руководителей есть необходимый
наглядный
демонстрационный
материал:
репродукции,
иллюстрации,
картинки или же они не очень высокого художественного качества.
Благодаря огромным возможностям Интернета можно найти и использовать
разнообразный иллюстрационный и музыкальный материал.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие
преимущества:
-улучшается запоминание пройденного материала;
-усиливается познавательный интерес воспитанников;
-развивается
интерес
ребенка
к
самостоятельному
выполнению
заданий.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к
занятиям
можно
назвать
создание
мультимедийных
презентаций.
Использование такой информационной технологии позволяет эффективней
развивать зрительное и слуховое восприятие, ассоциативное мышление и
творческое воображение детей. На развлечениях и праздниках также можно
использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон, в качестве
декораций.
Рассмотрим возможности использования презентаций по видам музыкальной
деятельности.
1.
Восприятие
музыки:
Это
может
быть
демонстрация
портретов
композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка
слайдов или видео.
2.
В музыкально – ритмических движениях, имеют место видео – клипы
для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же
видео – игры на перестроения, ориентировку в пространстве.
3.
Следующий вид деятельности – пение. Иллюстрации с элементами
анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона,
понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки» и
др.)
4.
Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде
презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать
тембровый,
динамический
слух,
чувство
ритма,
характера
музыкального произведения. («Кто в тереме живет?», «Угадай на чем
играю»)
5.
В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются
презентации для знакомства с музыкальными инструментами и
спецификой их звучания.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного
интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит
задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным.
Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного,
неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и
способствующий
созданию
положительной
эмоциональной
обстановки
обучения, а так же музыкальных и творческих способностей.
Мультимедийные пособия разрабатываются с помощью программ
Microsoft Office, Power Point, Windows Media.
Использование ИКТ способствует развитию личности не только
обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта,
совершенствование
своего
профессионального
мастерства.
Все
это
способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Применение и использование компьютерных технологий возможны и
необходимы на музыкальных занятиях. Они требуют глубокого изучения,
освоения, максимального и умелого их применения.
Для того чтобы использовать ИКТ на практике, необходимо изучать
много литературы, пользоваться ресурсами Интернет. Данная технология
сложна в силу больших временных затрат, но учитывая потребности
современного информационного общества владение ею необходимо.
Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу
необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что
ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому
занятия должны быть яркими, эмоциональными, проходить с привлечением
большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это
может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными
возможностями.
Применение
ИКТ
позволяет
сделать
занятие
привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и
творческие задачи с опорой на наглядность.
Однако существуют некоторые ограничения, о которых надо помнить всем
педагогам, работающим в детских садах.
Во-первых, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом
занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, да
и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий,
чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у
детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Во-вторых,
общая
продолжительность
занятий
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
должна
составлять
25-30
минут,
а
продукты
ИКТ (презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) дети могут воспринимать не
более 5-7 минут. Поэтому отбор материала, его дозировка должны быть
тщательно продуманы педагогом.
Итак, можно сделать вывод:
Педагог-музыкант
дошкольного
образования,
применяющий
информационно-коммуникативные технологии в своей работе с детьми,
всегда должен помнить о чувстве меры. Ведь использование современных
компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это
только
дополнительное
средство
для
реализации
целей
и
задач,
поставленных перед музыкальным руководителем детского сада.