Напоминание

Разноуровневые опорные таблицы как способ работы над сочинениями во втором классе


Автор: Устюгова Евгения Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей № 7
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разноуровневые опорные таблицы как способ работы над сочинениями во втором классе
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 7 г. Томска

«Разноуровневые опорные таблицы, как способ работы

над сочинениями по картинам во втором классе»

Методические рекомендации

Составитель:

Устюгова Евгения Дмитриевна,

учитель начальных классов.

г. Томск 2024

Пояснительная записка.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений,

учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения

сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего

члена общества, личности.

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во

внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам.

Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями

времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Систематическая работа по развитию речи позволит достичь следующих предметных

результатов:

обучающиеся научатся:

- понимать тему текста и определять её границы;

- отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;

- прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в

соответствии с содержанием;

- делить текст на логически законченные части;

- выделять главную мысль и составлять план текста;

- выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;

- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;

- распознавать значения незнакомых слов.

Цель рекомендаций: оказание методической помощи педагогам по формированию

грамотной, литературной, выразительной устной речи, ее нормированному, логически

последовательному оформлению на письме.

В методическом пособии представлены опорные таблицы как способ работы над

сочинениями по картине, двух уровней. Работа педагога с обучающимися может

строиться фронтально, в группах, индивидуально. Можно комбинировать таблицы двух

уровней.

Данное пособие составлено по учебнику Русский язык, 2 класс ( 1 и 2 часть)

Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

1.

Илья Семенович Остроухов «Золотая осень»

1 уровень

Части текста (Каждую часть пишем с

красной строки)

Опорные слова

1.

Вступление. Художник и картина

Перед нами репродукция какой картины?

Илья Остроухов «Золотая осень»

Почему художник так назвал эту картину?

изобразил,золотая осень

2. Основная часть.Осень в лесу.

Какое настроение царит в лесу?

необычайная тишина, спокойствие

Что делают сороки?

белобокие, сидят на тропинке, трещат

Какими художник изобразил листья на

картине?

Желтые, красные, золотистые, легли пестрым ковром

Какие деревья мы видим на переднем

плане?

гибкие клены,золотой водопад

Какой лес мы видим на заднем плане?

Таинственный, причудливые стволы

Какой на картине свет от солнца?

не греет, но блестит, прозрачный воздух

Какие краски использовал художник?

теплые, яркие, очаровывающие.

3. Заключение. Моё настроение

Какое настроение вызывает картина?

праздничное, восторженное, радостное.

Что показал мастер своей картиной?

красота русского леса,очарование русской природы

2 уровень

Используя опорные слова, составьте по картине текст. Начните его так:

Художник Илья Остроухов на картине изобразил золотую осень.

предметы

признаки

действия

тишина

лесная,неподвижная

правит

две сороки

белобокие

болтают, трещат,

клюют,радуются

клен

раскидистый

склонил

листья

Ярко-жёлтые, золотые,

оранжевые

опадают,шуршат,

кружатся,лежат пестрым

ковром

тропинка

лесная

вьётся меж деревьев

солнце

осеннее

не греет,блестит

настроение

праздничное,радостное

восторженное

поднимается

2.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова «За обедом»

1 уровень

Части текста (Каждую часть пишем с

красной строки)

Опорные слова

1.

Вступление. Художник и картина

Перед нами репродукция какой картины?

Зинаида Серебрякова «За обедом»

Что мы видим на картине?

детей, трое, накрытый стол, дети художницы

2. Основная часть. Дети за столом.

Какими мы увидели детей?

Нарядные, сидят за столом без взрослых

Как зовут детей?

Женя, Шура, Тата

Что делает Женя?

из стакана, воду, пьет

Что делает Шура?

ложку, взял, суп

Что делает маленькая Тата?

руку, положила, тарелку

Чем накрыт стол?

Белой, накрыт, скатертью

Что мы видим на столе?

супницу, булочки, хрустальный, румяные, графин

Какие краски использовал художник?

Контраст синего и белого,оттенки коричневого

спокойные тона

3. Заключение. Моё настроение

Какое настроение вызывает картина?

Что показал мастер своей картиной?

беззаботное детство, домашний уют

2 уровень

1.

Вступление. Художник и картина

Перед нами репродукция какой картины?

Зинаида Серебрякова «За обедом»

Что мы видим на картине?

детей, трое, накрытый стол, дети художницы

2. Основная часть. Дети за столом.

Используя опорные слова, составьте по картине текст.

предметы

признаки

действия

Дети

нарядные

сидят

Женя

мечтательный, задумчивый

пьет из стакана

Саша

общительный,

разговорчивый

Ест суп, повернулся

Тата

непоседливая,

любозательная

с удивлением наблюдает,

положила руку

скатерть

белоснежная

накрыт стол

краски

контрастные белый и

синий, оттенки

коричневого, спокойные

тона

Создают, переданы

3.Заключение. Какие чувства вызывает картина?

3. Сергей Андреевич Тутунов «Зима пришла. Детство».

1 уровень

Части текста (Каждую часть пишем с

красной строки)

Опорные слова

1.

Вступление. Художник и картина

Перед нами репродукция какой картины?

художника С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Что изобразил художник?

свои детские воспоминания о первом снеге

2. Основная часть. Мальчик у окна . Зима.

Что изображено на переднем плане

маленький мальчик у окна

Во что одет? Почему?

ночная рубашка, малыш, только что проснулся

Что он делает?

удивленно

Чему удивлён? Что мальчик видел вчера

во дворе?

не может оторваться от прекрасного вида, который

открывается перед ним;

двор темный, уныло,пасмурно

Что происходит за окном?

кружатся легкие снежинки;

медленно падают крупные хлопья снега;

летит пушистый снег

Как изменил снег вид из окна?

белоснежный ковер

О чем подумал мальчик?

долгожданная зима

3. Заключение. Моё настроение

Моё отношение к картине

Что показал мастер своей картиной?

самое красивое и загадочное время года

2 уровень

1.

Вступление. Художник и картина

Перед нами репродукция какой картины?

художника С.А. Тутунова

Что изобразил художник?

детские воспоминания

2. Основная часть. Мальчик у окна . Зима.

предметы

признаки

действия

мальчик

маленький

стоит, замер, удивленно

одежда

ночная,длинная

одет

вчерашний двор

темный, уныло, пасмурно

было,стоял

вид из окна утром

прекрасный,легкие,

крупные

Открывается,кружат,

медленно падают

Мысли мальчика

долгожданная

наступила

3. Заключение. Какие чувства вызывает картина? Что хотел сказать художник?

4. Алексей Степанович Степанов «Лоси».

1 уровень

Части текста (Каждую часть пишем с

красной строки)

Опорные слова

1.

Вступление. Художник и картина

Перед нами репродукция какой картины?

А.С. Степанов «Лоси»

Что изобразил художник?

семью лосей

2. Основная часть. Природа. Лоси.

Что изображено в центре картины?

стог сена, занесённый снегом

большой стог душистого сена

Кого мы видим рядом со стогом сена?

семья лосей

семья сохатых

Откуда она вышла?

из зимнего леса

из дальнего леса

Что делает мама-лосиха?

протянула голову к сену

ест сено и посматривает по сторонам

Чем занялись лосята?

спокойно едят душистое сено

Как выглядит папа-лось?

большой, с красивыми рогами

сильный, с ветвистыми рогами

Что он делает ?

охраняет свою семью

прислушивается к каждому шороху

В каких тонах написана картина?

в серых и коричневых

темные серые краски

контрасты черных и коричневых оттенков

3. Заключение. Моё настроение

Какое настроение вызвала эта картина?

печальное настроение, потому что…

чувство восхищения, потому что… (забота, семья)

Что показал мастер своей картиной?

величие и неповторимость русской природы

любовь и бережное отношение ко всему живому

2 уровень

1.

Вступление. Художник и картина

Перед нами репродукция какой картины?

Что изобразил художник?

2. Основная часть. Природа. Лоси.

предметы

признаки

действия

Небо

зимнее, серое, холодное

изображено

Лес

зимний, дальний,

темный,густой

стоит

Стог сена

желтоватый, пожухлый

Припорошенный (снегом)

Мама-лосиха

тревожная

протянула голову

ест сено

Лосята

голодные

спокойно едят

Папа-лось

сильный, красивый,

ветвистые рога

охраняет, прислушивается

краски

унылые, серые, темные,

мрачные

3.Заключение. Какие чувства вызывает картина? Что хотел нам сказать художник?

5. Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри».

1 уровень

Части текста

Вопросы

Опорные слова

Вступление

Что за картина перед нами? Кто

её автор?

«Богатыри»

В.М. Васнецов

Кто изображён на картине?

Кто они?

три богатыря – Илья Муромец, Добрыня

Никитич и Алеша Попович,

защитники земли русской

Основная часть

Кто изображён в центре картины?

Что он делает?

Что богатырь держит в руках?

на вороном коне Илья Муромец

смотрит вдаль, из-под узорной рукавицы

палицу и копье

Кто изображен слева от Ильи

Муромца?

Что он держит в руках?

на белом коне Добрыня Никитич.

меч

Кто изображен справа от Ильи

Муромца?

Что он держит в руках?

Алеша Попович

лук со стрелами

Где стоят богатыри?

Какое небо?

Что оно предвещает?

Что готовы сделать богатыри в

любой момент?

посреди поля, на возвышенности

пасмурное (низкое небо, покрытое свинцовыми

тучами)

опасность

броситься на защиту родной земли.

Заключение

Что хотел сказать нам художник

своей картиной?

Мои впечатления от картины

2 уровень

Обучающиеся получают листы с изображением богатырей. В ходе беседы вклеивают

слова.

Вклейки

(разрезают сами обучающиеся)

на белом коне

на коне бурой масти

на вороном коне

палица

меч

лук

копьё

стрелы

щит

В ходе беседы, фронтальной, групповой, индивидуальной работы, заполняется таблица.

Образец для учителя:

Добрыня Никитич

Илья Муромец

Алеша Попович

на белом коне

на вороном коне

на коне бурой масти

меч

палица

лук

щит

копьё

стрелы

План написания сочинения:

1.

Автор, название картины

2.

Описание богатырей (внешний вид, оружие, конь)

3.

Пейзаж на картине.

4.

Каким главным переживанием делится с нами художник?

6.

Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели».

1 уровень

Части текста (Каждую часть пишем с

красной строки)

Опорные слова

1.

Вступление. Художник и картина

Перед нами репродукция какой картины?

А.К. Саврасов «Грачи прилетели».

Что изобразил художник?

2. Основная часть. Природа. Грачи.

Какое время года изобразил художник?

Раннюю весну

Как неживая природа «говорит» о

приближении весны?

Грязно-синее небо с проблесками солнца;

Талый снег

Какие деревья на переднем плане?

Берёзы кривые, старые

Какие птицы прилетели?

грачи

Что делают вестники весны?

Кружатся,

строят новые гнезда

обновляют старые гнезда

Что изображено на заднем плане за

березками?

Ветхая церковь

Что изображено на заднем плане за

церковью?

бескрайние поля,

только начинают просыпаться после зимы

Какие краски использовал художник?

теплые тона;

серо-голубые, тусклые краски

3. Заключение. Моё настроение

Какое настроение вызвала эта картина?

Что показал мастер своей картиной?

любовь к родной земле

2 уровень

1 часть

Какая картина перед тобой?

2 часть

Какое время года изобразил художник? Какое небо? Снег? Какие деревья на

переднем плане? Какие вестники весны прилетели? Что они делают?

Что изображено на заднем плане за березками? Какая она? Что изображено

на заднем плане за церковью? Какие краски использовал художник?

3 часть

Какое настроение у тебя вызвала эта картина?

ОПОРНЫЕ СЛОВА

Из слов для справок подбери опорные слова

небо

снег

деревья

грачи

церковь

поля

Слова для справок:

талый, грязный, серый;

суетливые, неугомонные, драчливые, шумные, крикливые;

Бескрайни; видны проблески солнца; ветхая;

корявые, с черными прошлогодними гнездами, голые тонкие ветки

Образец для учителя:

небо

Грязно-синее, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака

снег

Талый, грязный, серый

деревья

Берёзы кривые, старые, корявые, с черными прошлогодними

гнездами, голые тонкие ветки

грачи

вестники весны, суетливые, неугомонные, драчливые, шумные,

крикливые

церковь

Старая, ветхая

поля

дальние, бескрайние

7.

Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу».

1 уровень

Части текста (Каждую часть пишем с

красной строки)

Опорные слова

1.

Вступление. Художник и картина

Перед нами репродукция какой картины?

И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Что изобразил художник?

раннее,свежее, туманное утро

2. Основная часть. Природа. Семейство медведей.

Какой лес открывается перед нами?

величественный;

царственный; могучий;

дремучий;

Какие деревья мы видим на переднем

плане?

могучие сосны;

старая поваленная сосна

Кого мы видим в центре картины?

Семейство медведей

Что делают медвежата?

резвятся на поваленной сосне;

смотрит вглубь леса, задумался, разглядывает

Что делает мама-медведица?

внимательно следит;

пытается стащить

Какие краски использует художник?

Темные, тяжелые оттенки

3. Заключение. Моё настроение

Какое настроение вызвала эта картина?

Что показал мастер своей картиной?

Красоту природного утреннего пробуждения

2 уровень

1.

Вступление

Какая картина находится перед нами?

Какое утро изображено на картине?

2.Основная часть

Какой мы видим лес?

Какими изобразил художник деревья?

Кого вы видите в центре картины?

Что они делают?

Что делает мама-медведица?

Какие краски использует художник?

3. Заключение

Какое настроение вызвала эта картина?

Что показал мастер своей картиной?

Из слов для справок подбери опорные слова

Утро

Лес

Деревья

Медвежата

Мама-медведица

Слова для справок:

столетние сосны; старая поваленная сосна;

величественный, могучий, дремучий;

раннее,свежее, туманное;

внимательно следит; пытается стащить;

резвятся на поваленной сосне, смотрит вглубь леса, задумался, разглядывает.

Образец для учителя:

Утро

раннее,свежее, туманное;

Лес

величественный, могучий, дремучий;

Деревья

столетние сосны; старая поваленная сосна;

Медвежата

резвятся на поваленной сосне;

смотрит вглубь леса, задумался, разглядывает.

Мама-медведица

внимательно следит; пытается стащить;



В раздел образования