Напоминание

Речевая подготовка будущих первоклассников


Автор: Шабурова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Сысерть
Наименование материала: статья
Тема: Речевая подготовка будущих первоклассников
Раздел: начальное образование





Назад




Речевая подготовка будущих первокласснков.

Поступление в школу – это важный этап как для родителей, так и для самого будущего

первоклассника.

Из опыта логопедической работы можно сказать, что не все будущие первоклассники

готовы к обучению в начальной школе. Проблемы в устной речи отражаются на

освоении программного материала первого класса. При отметочной системе во втором

классе это приводит к неуспешности в обучении, к неудовлетворительным отметкам по

русскому языку и литературному чтению.

Правильная речь является главным условием для успешного обучения ребенка в школе.

Чем лучше развита устная речь, тем легче ребенку овладеть чтением и письмом. Но, не

все родители понимают, на сколько важно, чтобы речь ребенка была достаточно развита к

поступлению в школу.

Очень важно своевременно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом

развитии ребенка и исправить их до начала обучения в первом классе, так как

недостаточное

внимание

к

этой

проблеме

приводит

к

появлению

у

ребенка

специфических ошибок, как в устной, так и в письменной речи.

Основные маркеры речевой готовности будущего первоклассника:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным,

четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.

Сформированность

фонематических

процессов,

умение

слышать

и

различать,

дифференцировать фонемы (звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые

и мягкие согласные, гласные и согласные звуки.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение

выделять гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний

согласный звук в слове и т.д. Дети должны владеть терминами и уметь их применять:

«звук», «слог», «слово», «предложение», различать звуки по характеристике. Уметь

работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки слогового чтения.

4. Владеть словообразованием и словоизменением - уметь правильно употреблять слова с

уменьшительно-ласкательным

значением,

образовывать

прилагательные

от

существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой

фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые

предложения,

видеть

связь

слов

в

предложениях,

распространять

предложения

второстепенными и однородными членами; составлять предложения по опорным словам и

картинкам. Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание. Составлять

самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-

грамматическом развитии ведет к проблемам в усвоении программы начального общего

образования.

Дети,

осознавая

дефекты

своей

речи,

становятся

молчаливыми,

застенчивыми и раздражительными. Они чувствуют свою неуспешность в сравнении с

другими обучающимися.

Основная задача родителей будущего первоклассника— вовремя обратить внимание на

различные нарушения устной речи своего ребенка. Предпринять действия по организации

логопедической работы до обучения в школе. Необходимо знать, что чем раньше будет

начата коррекционная работа, тем лучше будет её результат.



В раздел образования