Автор: Шабурова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Сысерть
Наименование материала: статья
Тема: Речевая подготовка будущих первоклассников
Раздел: начальное образование
Речевая подготовка будущих первокласснков.
Поступление в школу – это важный этап как для родителей, так и для самого будущего
первоклассника.
Из опыта логопедической работы можно сказать, что не все будущие первоклассники
готовы к обучению в начальной школе. Проблемы в устной речи отражаются на
освоении программного материала первого класса. При отметочной системе во втором
классе это приводит к неуспешности в обучении, к неудовлетворительным отметкам по
русскому языку и литературному чтению.
Правильная речь является главным условием для успешного обучения ребенка в школе.
Чем лучше развита устная речь, тем легче ребенку овладеть чтением и письмом. Но, не
все родители понимают, на сколько важно, чтобы речь ребенка была достаточно развита к
поступлению в школу.
Очень важно своевременно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом
развитии ребенка и исправить их до начала обучения в первом классе, так как
недостаточное
внимание
к
этой
проблеме
приводит
к
появлению
у
ребенка
специфических ошибок, как в устной, так и в письменной речи.
Основные маркеры речевой готовности будущего первоклассника:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным,
четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2.
Сформированность
фонематических
процессов,
умение
слышать
и
различать,
дифференцировать фонемы (звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые
и мягкие согласные, гласные и согласные звуки.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение
выделять гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний
согласный звук в слове и т.д. Дети должны владеть терминами и уметь их применять:
«звук», «слог», «слово», «предложение», различать звуки по характеристике. Уметь
работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки слогового чтения.
4. Владеть словообразованием и словоизменением - уметь правильно употреблять слова с
уменьшительно-ласкательным
значением,
образовывать
прилагательные
от
существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой
фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые
предложения,
видеть
связь
слов
в
предложениях,
распространять
предложения
второстепенными и однородными членами; составлять предложения по опорным словам и
картинкам. Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание. Составлять
самостоятельно рассказ-описание.
Наличие у первоклассников даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-
грамматическом развитии ведет к проблемам в усвоении программы начального общего
образования.
Дети,
осознавая
дефекты
своей
речи,
становятся
молчаливыми,
застенчивыми и раздражительными. Они чувствуют свою неуспешность в сравнении с
другими обучающимися.
Основная задача родителей будущего первоклассника— вовремя обратить внимание на
различные нарушения устной речи своего ребенка. Предпринять действия по организации
логопедической работы до обучения в школе. Необходимо знать, что чем раньше будет
начата коррекционная работа, тем лучше будет её результат.