Автор: Галкина Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РМЭ "Детский дом-интернат "Солнышко"
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий познавательно-исследовательского мероприятия «Путешествие в мир опытов и экспериментов»
Раздел: дошкольное образование
ГБУ РМЭ «Детский дом-интернат «Солнышко»
Сценарий познавательно-исследовательского мероприятия
«Путешествие в мир
опытов и экспериментов»
Воспитатели:
Галкина С.В.
Йошкар-Ола, 2024 г.
Цель – привлечь внимание детей к такому виду деятельности,
как экспериментирование.
Задачи:
1.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить
проводить несложные опыты с использованием подручных средств и
предметов.
2.
Учить
рассуждать,
анализировать,
делать
выводы
и
объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
3.
Дать возможность детям почувствовать радость открытий, развивать
любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Оборудование: ноутбук; стол, накрытый клеенкой, емкости и сосуды
разной формы и размера, 3 бутылки с холодной водой, чайник с горячей
водой, бутылка, сода, лимонная кислота, 2 воздушный шарик, удочки, бумага
порванная на кусочки в тарелке, ватман на нём нарисовано шляпа, свечка.
Ход мероприятия
В гости к ребятам приходит Фокусник и Знайка.
Фокусник:
Привет, ребятишки! Девчонки и мальчишки.
Фокусника в гости ждали? А о чуде вы мечтали?
Вот сейчас вам без прикрас, покажу я высший класс.
Ребята, но как вы наверное все знаете, у каждого фокусника есть
помощник. Вот и я сегодня пришел со своим ассистентом. Затерялся он что
ли..
(Ф-П громко зовет знайку).
Знайка: Ой, ребята! Здравствуйте. Как у вас тут все красиво, словно в
нашей Волшебной комнате. Фокусник, а ты уже тут. Тогда самое время для
волшебства. Хотите немного поэкспериментировать и пофокусничить?
Фокусник: Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным
занятием. Только для начала запомним правила безопасности.
Знайка:
Без разрешения запрещается:
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
-
Скажите,
дети,
для
чего
ученые
проводят опыты
и
эксперименты? (Дети отвечают)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
Фокусник:
Молодцы! Я принесла для вас волшебный сундучок. В нем много разных
фокусов. Попробуем его открыть?
Скажем вместе: «Чок-чок-чок, открывайся, сундучок». (Не открывается.)
- Что-то не открывается… Ааа, я поняла! Слишком тихо вы говорите. А
погромче можете? «Чок-чок-чок, открывайся, сундучок».
- Тихо, тихо. (Подношу к уху.) Слышу, что-то говорит мне сундучок. Он
просит, чтобы вы станцевали для него любимый танец «Маленьких утят».
Танец «Маленьких утят»
- Ну теперь-то сундучок должен открыться!
Помогайте мне
: «Чок-чок-чок,
открывайся, сундучок» 1, 2, 3 – открылся! Ой, сколько здесь фокусов! Я буду
показывать их вам по одному, а вы внимательно смотрите и удивляйтесь.
Фокус 1. «Разноцветная вода»
На подносе в ряд стоят 3 пластиковые прозрачные бутылки, наполненные
водой.
Знайка: Что вы видите? А какая вода? У неё есть цвет? (Прозрачная)
Воспитатель
подзывает
к
себе
несколько
помощников
(с
эмблемами «капелька», которые после произнесения заклинания и взмаха
волшебной палочки, начинают активно взбалтывать воду в бутылках и
произносят волшебные слова, вода окрашивается в яркие цвета.
Знайка:
Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Непростой, а цветной!
(включается музыка; когда вода окрасится - выключить)
- Была водичка простой,
Стала водичка цветной!
Знайка: как вы думаете, в чём секрет этого фокуса? Почему вода
окрасилась в разные цвета?
Ответы детей.
Знайка: Действительно,
мы
положили
густую
гуашь
под
крышку
бутылки. Пока встряхивали её – краска попадала в воду - вода окрасилась.
- Значит, какое свойство есть у воды? (Вода не имеет цвета. Но если в ней
растворить краску или краситель – она приобретёт цвет).
Фокус 2. «Невидимка»
Фокусник: Внимание! Внимание! Посмотрите на этот лист… Вы что-
нибудь видите? А если я скажу, что на нём есть рисунок?
Фокусник: Чтобы доказать это, я попрошу посмотреть следующий фокус,
который называется «Появление невидимки».
Музыка
Фокусник наносит кистью акварельную краску на лист бумаги и
произносит заклинание:
Вы такого волшебства
Не видели никогда.
Посчитаем хором дружно:
Четыре, три, два, один!
Что случилось, поглядим!
Фокусник: Внимание!
Какой
же
рисунок
был
спрятан
на
листе? (шляпа) Итак, уважаемые гости, кто догадался, каков секрет этого
фокуса? Ответы
Знайка: Мы нарисовали шляпу восковой свечой (показать свечу). На
белой бумаге рисунка не был виден, а на цветном фоне рисунок проступил.
Итак, воск – необычный материал. Он отталкивает воду. Когда мы
тонировали лист, бумага впитала краску, а воск – оттолкнул её, поэтому
рисунок проявился. шляпа-невидимка стала видимой.
Предлагаем вам тоже нарисовать рисунок таким способом. Для этого
эксперимента мне нужно два человека.
Фокус 3 «Надуваем шарик»
Фокусник: А этот шарик может сам себя надуть. Помоги, пожалуйста,
Знайка!
Для проведения опыта понадобятся: сода, уксус, воздушный шарик,
стакан и бутылка.
1. Заранее наливаем в бутылку уксус.
2. В шарик насыпаем соду.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его.
Фокусник: Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и уксус вступают
в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление,
которое надувает шарик.
Физкультминутка «Воздух»
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
Фокус 4 «Статическое электричество»
Знайка: А сейчас мы посмотрим, что ещё может воздушный шарик.
Понадобится воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.
Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут
на шарик!.
Знайка: Опыт наглядно
демонстрирует
существование
статического
электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный
электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к
шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и
положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и
волосы, пылинки, прилипать к стене.
Фокус 5 «Опыт на плавучесть»
Фокусник: Ребята, я знаю еще очень интересный опыт на плавучесть..
Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки).
Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на
пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море
вода соленая, она лучше держит). Абсолютно верно, друзья мои, и мы
подтвердим это с вами следующим экспериментом. (В одной банке – простая
вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в
соленой – плавает. Для проведения этого опыта мне нужно два человека.
Дети активно помогают в проведении опыта).
Фокус 6 «Шагающая вода»
Знайка: для этого опыта нам понадобятся стаканчики с разноцветной
водой и бумажные полотенца(нарезанные на полоски). Поместим каждую из
них в стаканы — одним концом в один стакан с водой, другим в другой.
Знайка: На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не
заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим воспитателями
и родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и
задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и
мироздания!
До
новых
встреч,
друзья! (Звучит
музыка
из
передачи
«Очевидное-невероятное». ДП прощается с гостями)