Напоминание

Дидактический материал по теме "Причастие"


Автор: Фонарева Татьяна Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Дидактический материал по теме "Причастие"
Раздел: среднее образование





Назад




Дидактический материал

по русскому языку в 7 классе

( по программе Т.А. Ладыженской)

по теме:

« Причастие»

Пояснительная записка

Предлагаемые

тестовые

задания

(№1-6)

предназначены

для

промежуточного контроля знаний учащихся по темам раздела «Причастие»,

а также для итогового контроля по теме «Причастие». Каждый из тестов

может быть использован как итоговый по конкретной теме. Тестовые

задания могут использоваться и выборочно. Например, тест № 1«Причастие

как часть речи». Задания с 1-7 можно использовать для подготовки к

изучению темы «Причастие»; для текущего контроля рекомендованы

задания с 8-10; для итогового контроля задания с 1-10. Или, например, тест

№ 2 «Причастный оборот». Задания с 1-3 можно использовать для контроля

по теме «Склонение причастий и правописание гласных в падежных

окончаниях причастий», а с 4-6 –по теме «Причастный оборот». Задания с 1-

6 для итогового контроля и т.д.

Данные тестовые задания обеспечивают простоту проверки ответов

учащихся и позволяют быстро выявить пробелы в их знаниях.

Предлагается два варианта заданий среднего уровня.

Работа рассчитана на 15-20 минут (в зависимости от объема теста и

подготовленности учащихся).

Проверочные работы на усвоение нового материала

помогают

установить обратную связь на уроке с учащимися всего класса, быстро

оценить знания каждого из них: насколько учащийся понял и научился

применять

новые

знания.

Результаты

работы

определят

дальнейшее

построение уроков. Данный вид работы рассчитан минут на 5-7.

Перфокарты, карточки многоразового использования ( с текстами)

дают быструю информацию о результатах обучения. Их можно использовать

как для индивидуальной проверки знаний, так и для коллективной.

Карточки по теме «Причастный оборот» можно использовать не

только на уроках по этой теме, но и на уроках повторения темы

«Причастие».

ТЕСТ № 1.

Причастие как часть речи.

Вариант 1

1.Отметь тот ряд, в котором все глаголы относятся к 1 спряжению:

А) доверять, гнать , чертить, пилить;

Б) поднять, воскликнуть, замять, полоть;

В) бросить, опровергнуть, посетить, думать;

Г) дышать, читать, видеть, молоть.

2. Найди и отметь глагол, относящийся ко 2 спряжению:

А) махать; г) бить;

Б) стелить; д) шить;

В) строить; е) писать.

3. Определи, спряжение какого глагола устанавливается по

неопределенной форме:

А) упростить г) говорить;

Б) ездить; д) подшить;

В) углубить; е) налить.

4. Укажи ряд глаголов совершенного вида:

А) читать, просматривать, занимать;

Б) разыграть, прочитать, присмотреть;

В) поймать, выучить, ловить.

5. В каждом столбике найди и отметь непереходный глагол:

А) смотреть; г) петь; ж) вертеть;

Б) зависеть; д) веселить; з) руководить;

В) читать; е) спать; и) исправлять.

Придумай словосочетания с этими глаголами и запиши их.

6. Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов. В каждой строке

найди « четвертый лишний».

А) (он) пряч_т, (он) брод_т, (он) стро_т, (он) слыш_т;

Б) возвраща_шь, реша_шь, таска_шь, тащ_шь;

В) (они) терп_т, (они) кол_т, (они) трепещ_т, (они) та_т;

Г) исцеляя_те, выраста_те, реша_те, завис_те;

Д) терп_м, бре_м, стел_м, пол_м.

7. Найди и отметь глаголы с суффиксом –е-:

А) высто_л; д) намет_л;

Б) завис_л; е) поран_л,

В) ненавид_л; ж) раста_л;

Г) постро_л; з) обид_л.

8. Выдели причастие в каждом столбике:

А) читающий; д) писать; и) решая;

Б) читая; е) письменный; к) решить;

В) читай; ж) написанный; л) решение;

Г) читать; з) пиши; м) решавший.

9. Укажи характеристики, относящиеся к причастию:

А) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по

действию;

Б) причастия не изменяются по падежам, числам и родам;

В) причастия отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?

Г) причастия имеют вид, время;

Д) причастия бывают совершенного и несовершенного вида;

Е) в предложении причастие обычно является определением;

Ж) причастия не имеют вида, времени.

10. Выбери предложение с причастием.

А) Наступил решающий день.

Б) Его ждет блестящее будущее.

В) Решив задачу, он проверил ответ.

Г) Блестевший на солнце снег слепил глаза.

Д) за партой сидел мальчик, решающий задачу.

ТЕСТ № 1.

Причастие как часть речи.

Вариант 2.

1. Отметь тот ряд, в котором все глаголы относятся ко 2 спряжению:

А) держать, видеть, колоть, думать;

Б) толкнуть, умолять, терпеть, ненавидеть;

В) брить, стелить, растаять, посетить;

Г) вертеть, гнать, кипятить, обидеть.

2. Найди и отметь глагол, относящийся к 1 спряжению:

А) видеть; г) зависеть;

Б) брить; д) вылететь;

В) хотеть; е) гнать.

3. Определи, спряжение какого глагола устанавливается по

неопределенной форме:

А) жить; г) думать;

Б) повторить; д) бить;

В) лететь; е) полить.

4. Укажи ряд глаголов несовершенного вида:

А) написать, бросить, петь;

Б) смеяться, ждать, думать;

В) ранить, ловить, исключить.

5. В каждом столбике найди и отметь переходный глагол:

А) переходить; г) рукоплескать; ж) лечить;

Б) умываться; д) хотеть; з) ходить;

В) спать; е) строить; и) стоять.

Придумай словосочетания с этими глаголами и запиши их.

6. Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов. В каждой строке

найди и отметь « четвертый лишний»:

А) (они) исцеляя_т, (они) обид_т, (они) верт_т, (они) смотр_т;

Б) крут_шь, гон_шь, румян_шь, стел_шь;

В) разнос_те, кол_те, пиш_те, колыш_те;

Г) (он) та_т, (он) слыш_т, (он) выраста_т, (он) бре_т;

Д) суш_м, барабан_м, стрекоч_м, разнос_м.

7. Найди и отметь глаголы с суффиксом –я-:

А) почу_л; д) клее_л;

Б) вид_л; е) подта_л;

В) примет_л; ж) занавес_л;

Г) завис_л; з) ве_л.

8. Выдели причастие в каждом столбике:

А) краснея; д) строить; и) распиленный;

Б) краснеющий; е) строящий; к) распилить;

В) краснеть; ж) построив; л) распилив;

Г) красный; з) стройка; м) распилка.

9. Укажи характеристики, относящиеся к причастию:

А) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по

действию;

Б) причастия изменяются по падежам, числам и родам4

В) причастия отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

Г) причастия имеют вид, время;

Д) причастия бывают совершенного и несовершенного вида;

Е) в предложении причастие обычно является определением;

Ж) причастия не склоняются.

10. Выбери предложение с причастием.

А) Испуганный громким стуком малыш заплакал.

Б) Он очень сильно испугался.

В) Рисование- увлекательное занятие.

Г) Увлекаемый сильным течением плот пронесся мимо туристов.

Д) Очень сильно испугавшись, он не сразу пришел в себя.

ТЕСТ № 2.

Причастный оборот.

Вариант 1.

1. Вставь пропущенные буквы. Укажи строку, в которой все причастия

имеют в окончании «и»:

А) по заросш_му лугу; по звеневш_м на ветру; горевш_е на солнце крыши;

Б) притомивш_еся, загоревш_е на юге, занимавш_х место;

В) уцелевш_й в бою солдат, отпылавш_й закат, обедневш_е дворянство;

Г) колеблющ_йся на ветру, охрипш_м голосом, на одичавш_м поле.

2. Определи причастие в форме твор. пад. ед. ч.:

А) льющийся; г) сохранившем;

Б) нависшим; д) нависшего;

В) согнувшему; е) льющуюся.

3. Найди соответствия.

А) Надвигающейся бурей _ ср.р., предл. пад.

Б) Согнувшийся над землей _ жен. р., твор. пад.

В) В освещенном небе _ муж.р., им.(вин.) пад.

Г) К надвигающемуся урагану _ муж. р., дат. пад.

Д) В мечущейся толпе _ жен. р., предл. пад.

4. Выдели предложения с причастными оборотами. Подчеркни

причастные обороты.

А) После ужина Николка выбрался из палатки и, пораженный, остано-

вился.

Б) Небольшой домик, выкрашенный розовой краской, стоял посреди сада.

В) Из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью.

Г) Он выглядел испуганным.

Д) Очень молчаливый, он производил странное впечатление.

Е) Вскочив от неожиданности, мы долго не могли прийти в себя.

Ж) Покрытая первыми весенними цветами лужайка произвела на нас

особое впечатление.

5. Выбери предложения, в которых на месте пропусков ставится

запятая.

А) На рассвете _ над леденящей от инея _ тундрой до восхода солнца стоя-

ли голубые туманы.

Б) Я люблю _ переливающуюся всеми оттенками красок – весну.

В) Мы увидели льдины _ ослепительно сверкавшие на солнце.

Г) Я вижу, как улыбается мать и подает дяде _ наполненный чаем стакан.

Д) Привычки _ воспитанные в молодости _ сохраняются всю жизнь.

Е) Мы услышали журчание воды _ протекающей в заросших осокою бере-

гах.

6. Укажи предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.

Исправь ее.

А) Мы любовались, плывущими по небу, облаками.

Б) Куст сирени, растущий в саду, расцвел.

В) Солнце показавшееся из-за гор, ослепило нас.

Г) Он не замечал ни лесов ни озер, заросших лилиями.

Д) На дорожках парка , устланных желтыми листьями, играли тени.

ТЕСТ № 2.

Причастный оборот.

Вариант 2.

1. Вставь пропущенные буквы. Укажи строку, в которой все причастия

имеют в окончании « е»:

а) в строящ_мся доме, в расположенн_ м вблизи, с неутихающ_ми крика-

ми;

б) бьющ_го по земле, сбросивш_му листву, за синеющ_м вдали;

в) по свисающ_му канату, в сияющ_м блеске, у возвративш_гося из похо-

да;

г) по заросш_й тропе, с загорающ_ми на солнце, с уцелевш_м двигателем.

2. Определи причастие в форме дат. пад., ед. ч.:

а) вьющимся; г) наполненном;

б) по изборожденному; д) зарождающегося;

в) к сверкающим; е) привинтивший.

3. Найди соответствия.

а) Волнующийся понапрасну __ ср.р., род. пад.

б) К смеющемуся ребенку __ ср.р., вин.пад.

в) В остановленной машине __ муж.р., дат.пад.

г) У бушующего моря __ жен.р., предл.пад.

д) На светящееся окно __ муж.р., им.пад.

4. Выдели предложения с причастными оборотами. Подчеркни

причастные обороты.

а) В полумраке она увидела желтую и сморщенную голову старушки.

б) Над заледеневшей от сильного мороза рекой мы летели в течение полу-

часа.

в) Разные состояния воды, принимавшей на себя окраску неба и берегов,

привлекли внимание туристов.

г) Почувствовав свое превосходство, он очень скоро заставил относиться к

себе с уважением.

д) Прибежавшие мальчишки с интересом рассматривали диковинное

сооружение.

е) Из расположенного неподалеку поселка в это время выезжали первые

комбайны.

ж) Покрытая первыми весенними цветами лужайка произвела на нас осо-

бое впечатление.

5. Выбери предложения, в которых на месте пропусков ставится

запятая.

а) Стремящийся обмануть других _ человек _ прежде всего обманывает

себя.

б) Наука _ занимающаяся охраной природы _ называется экологией.

в) Кружащаяся под потолком сказочная птица _ напоминает о солнце.

г) Впереди уже видны были красные огоньки _ причудливо разбросанные

на темных холмах.

д) Эти звучащие негромко _ голоса _ привлекли наше внимание.

е) В жухлой траве _ пожелтевшей от дождя и ветра _ осторожно подкрады-

ваясь, к перелеску пробиралась лиса.

6. Укажи предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.

Исправь ее.

а) Ярко блеснувшая молния, режет синюю гущу облаков.

б) На солнце ярко сверкнули, занесенные снегом избушки.

в) Это была старая, давно заброшенная усадьба.

г) Дети, утомленные утренней прогулкой, медленно брели по тропинке.

д) Листья кленов, похожие на лапы выделялись на желтом песке.

ТЕСТ № 3.

Действительные и страдательные причастия.

Вариант 1.

1. Определи ряд, в котором перечислены только страдательные

причастия:

а) завоеванный, воевавший, воюющий;

б) пугающий, испуганный, испугавшийся;

в) гонимый, сломанный, читаемый;

г) спросивший, опрошенный, опрашиваемый;

д) навеваемый, навеянный, навевающий.

2. Найди глаголы, не образующие причастия настоящего времени:

а) обижать; г) писать;

б) строить; д) нарисовать;

в) увидеть; е) шептать.

3. Укажи глаголы, от которых нельзя образовать действительные

причастия настоящего времени:

а) нести; г) строить;

б) сесть; д) мыть;

в) читать; е) спеть.

4. Отметь глаголы, образующие и действительные и страдательные

причастия:

а) рычать; г) журчать;

б) стучать; д) скучать;

в) вручать; е) рисовать.

5. Выдели глаголы, образующие все возможные причастия:

а) принимать; д) обещать;

б) развесить; е) придумать;

в) прискакать; ж) иллюстрировать.

г) подписать;

Запиши эти причастия.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни « четвертый лишний».

а) высуш_вший, намет_вший, выкач_вший, подстрел_вший;

б) клее_щий, пил_щий, гон_щий, бре_щий;

в) применя_мый, слыш_мый, колебл_мый, защища_мый;

г) постро_вший, накле_вший, слыш_вший, выкат_вший;

д) стел_щий, та_щий, дыш_щий, ро_щий.

7. Определи, в каком ряду буква «и» пишется в каждом слове:

а) замасл_л, замасл_вший;

б) застреливш_й, стреля_т;

в) обид_т, слыш_мый;

г) стел_т, постел_вший;

д) накле_л, накле_вший.

8. Выбери предложения с краткими причастиями.

а) Книга уже прочитана.

б) Комната, оклеенная новыми обоями, привлекла наше внимание.

в) Все места были уже заняты.

г) Желуди для посадок были присланы из соседнего района.

д) Он был не на шутку взбешен.

е) Мы шли по улице, застраиваемой новыми домами.

9. Найди соответствия.

а) Расколотый __ действ.прич. прош.вр.

б) Продуманный __ страд.прич. прош.вр.

в) Уяснивший __ действ.прич. наст.вр.

г) Пишущий __ страд.прич. наст.вр.

д) Гонимый __ страд.прич. прош.вр.

ТЕСТ № 3.

Действительные и страдательные причастия.

Вариант 2.

1. Определи ряд, в котором перечислены только действительные

причастия:

а) приехавший, приезжающий, гонимый;

б) радовавшийся, задумавшийся, колотый;

в) рассмотренный, видимый, насмотревшийся;

г) думающий, занимавшийся, привлекший;

д) закрытый, закрывающий, испугавший.

2. Найди глаголы, образующие причастия настоящего времени:

а) подготовить; г) награждать;

б) победить; д) волновать;

в) залететь; е) проследить.

3. Укажи глаголы, от которых можно образовать страдательное

причастие настоящего времени:

а) решать; г) срисовать;

б) сообщать; д) завернуть;

в) дочитать; е) бросить.

4. Отметь глаголы, образующие и действительные и страдательные

причастия:

а) рычать; г) стучать;

б) вручать; д) задуматься;

в) рисовать; е) привскочить.

5. Выдели глаголы, образующие все возможные причастия:

а) окутать; д) атаковать;

б) бросить; е) вылечить;

в) читать; ж) избаловать.

г) переложить;

Запиши эти причастия.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни «четвертый лишний»:

а) дыш_щий, дремл_щий, курлыч_щие, щекоч_щий;

б) вид_щий, стро_щий, брызж_щий, пил_щий;

в) наблюда_мый, вид_мый, завис_мый, ненавид_мый;

г) отта_вший, клее_вший, Наде_вшийся, се_вший;

д) вывес_вший, выраст_вший, услыш_вший, занавес_вший.

7. Определи, в каком ряду буква «е» пишется в каждом слове:

а) стро_мый, постро_вший;

б) чита_т, чита_мый;

в) завис_вший, завис_л;

г) увид_вший, увид_т;

д) вылет_вший, высто_вший.

8. Найди и отметь предложения с краткими причастиями.

а) Эта тема хорошо изучена.

б) Изучаемая тема не вызывала затруднений у учеников.

в) Все окна в классе были настежь открыты.

г) Проект был удачно выполнен.

д) Лодка привязана к пристани.

е) Мы увидели привязанного к забору козленка.

9. Найди соответствия.

а) Скошенный __ страд.прич. наст.вр.

б) Разложенный __ страд.прич. прош.вр.

в) Зависимый __ действ.прич. наст.вр.

г) Думающий __ действ.прич. прош.вр.

д) Построивший __ страд.прич. прош.вр.

ТЕСТ № 4.

НЕ с причастиями.

Вариант 1.

1. Допиши фразы.

«НЕ» пишется раздельно с полными причастиями, при которых есть

______________________; при которых есть____________________

_____________________и с ______________________________________

2. Отметь предложения, в которых «НЕ» с причастиями пишется

раздельно:

а) На давно (не)ухоженных клумбах пробились нарциссы.

б) Он выглядел (не)доумевающим и растерянным.

в) Уроки еще (не)выучены.

г) (Не)отшлифованный алмаз резко отличается от самого лучшего гране-

ного стекла.

д) Однажды из гнезда выпал оперившийся, но (не)умевший летать птенец.

е) В тазу лежало (не)выстиранное, а только что замоченное белье.

3. Выдели строки, в которых «НЕ» пишется слитно со всеми словами:

а) (не)зябнувшие ноги; (не)разбросанные вещи; (не)вымыты;

б) (не)годующий; (не)решенная задача; (не)навидевший;

в) (не)проверенная учителем; (не)занята; (не)продуманный;

г) (не)закрытое; (не)просушенные; (не)разбросанные, а сложенные;

д) (не)взлюбивший; (не)понятый; (не)понимающий.

4. Найди и отметь раздельное написание «НЕ»:

а) (не)навидел;

б) (не)выдуманы;

в) (не)захотевшие узнать;

г) никем (не)изученный;

д) (не)выучил;

е) (не)оцененный другом;

ж) (не)привлекательный вид;

з) (не)удобство;

и) (не)доучившийся актер;

к) (не)доумение.

5. Выбери строку, в которой одно из слов пишется с «НЕ» раздельно:

а) (не)нависть; (не)разгаданный;

б) (не)правда, а ложь; (не)замеченные;

в) (не)лепый; (не)включенный в список;

г) (не)разгаданы; (не)законченная вовремя;

д) (не)красив, а страшен; (не)прожаренный;

е) (не)зависящий от него; (не)нарисованный до сих пор;

ж) (не)далекий; (не)занята.

6. Допиши морфологическую характеристику каждого причастия.

а) На высохшем асфальте- действ., ________________, сов.в.; в предл.пад.,

ед.ч., ____________________

б) Разбросаны на столе- страд., прош.вр. , __________________;

во мн.ч.,_________________

в) За бегущим впереди- _________________, наст.вр., _____________;

в __________________, ед.ч., _____________________

7. Укажи словосочетания, в которых допущены ошибки. Исправь их.

а) далеко не изученная тема;

б) обстоятельства не выяснены;

в) невыясненные до сих пор обстоятельства;

г) незаконченная к сроку работа;

д) непроверенные факты;

е) ничем неинтересующийся ребенок.

ТЕСТ № 4.

НЕ с причастиями.

Вариант 2.

1. Допиши фразы.

«НЕ» пишется слитно с полными причастиями, если они _____________

_________________, если при них нет _____________________________

и нет________________________________

2. Отметь предложения, в которых «НЕ» с причастиями пишется

слитно:

а) Мастерская освещалась большим окном, свет от которого падал прямо

на (не)оконченную картину.

б) Я наблюдал за игроками, (не)обращавшими на меня никакого

внимания.

в) Во сне он часто видел перед собой (не)исхоженные горы, грозящие

обвалами.

г) Любуясь (не)виданной картиной, долго следили мы, как на наших гла-

зах исчезает остров.

д) Еще (не)скрепленная корнями растений болотная топь может рассту-

питься.

е) Лежащие на столе книги все еще (не)прочитаны.

3. Выдели строки, в которых «НЕ» пишется раздельно со всеми

словами:

а) (не)законченная вовремя; (не)просверлено; (не)продумано;

б) (не)доумевающий; (не)проросшая; (не)востребованный;

в) (не)понимающий смысла; (не)прекращены; (не)уважаемый нами;

г) (не)принятая большинством; (не)выучены; (не)открытые, а плотно при-

крытые;

д) (не)вспаханные; (не)выясненные; (не)оцененная специалистами.

4. Найди и отметь раздельное написание «НЕ»:

а) (не)лепость;

б) вовсе (не)прожаренный;

в) (не)уклюжий;

г) (не)спроектированный, а только задуманный;

д) (не)защищены;

е) (не)взлюбивший меня;

ж) ниперед кем (не)виноватые;

з) (не)зарубцевавшиеся раны;

и) (не)задумывающийся о будущем;

к) (не)привлекательный человек.

5. Выбери строку, в которой одно из слов пишется с «НЕ» слитно:

а) (не)намечены; (не)правильное, а ошибочное;

б) (не)учтено; (не)заштопанные;

в) (не)мощный; (не)видимый мир;

г) (не)далекий человек; (не)могут;

д) давно (не)крашенная; (не)говорить;

е) (не)верное решение; еще (не)заасфальтированная дорога;

ж) (не)выдуманная история; (не)правда.

6. Допиши морфологическую характеристику каждого причастия:

а) Читаемая вслух книга – страд., наст.вр., ________________; в им. пад.,

ед.ч., ______________________

б) Увлекающийся музыкой – действ., __________________, несов.в.;

в _____________, ед.ч., __________________________

в) К построенному недавно зданию - _____________________, прош.вр.,

сов.в.; в ______________, ед.ч., _______________, полн.ф.

7. Укажи словосочетания, в которых допущены ошибки. Исправь их:

а) передача не закончена;

б) незакрытые двери;

в) афиши нерасклеены;

г) непрояснившийся к вечеру небосклон;

д) не присутствующие на концерте;

е) ни в чем незамешанный человек.

ТЕСТ № 5

Н и НН в страдательных причастиях

Вариант 1

1. Найди словосочетания со страдательными причастиями прошедшего

времени:

а) сидящая девочка;

б) засыпанные аллеи;

в) у потревоженных птиц;

г) рассказывающие о путешествии;

д) борющийся за правду;

е) зависимый от других.

2. Укажи правильное объяснение написания выделенного слова в

предложении:

Дорога скверная, каменистая, сани некова__ые.

а) Пишется НН, т.к. есть зависимое слово;

б) пишется Н, т.к. образовано от бесприставочного глагола совершенного

вида;

в) пишется Н, т.к. образовано от глагола несовершенного вида.

3. НН пишется в словах:

а) суше__ый лещ;

б) выровне__ый;

в) кова__ая лошадь;

г) лома__ая линия;

д) дрессирова__ая собака.

4. Н пишется во всех словах ряда:

а) жева__ая ткань, предусмотре__ый;

б) смышле__ый малыш, купле__ый мной;

в) продума__ы до мелочей, пря__ый запах;

г) реше__ая задача, запута__ые веревки.

5. Сколько Н пишется в предложениях?

1) На поле боя лежал ране__ый боец.

2) Ране__ая в крыло птица продолжала лететь.

Выбери правильный ответ:

а) в обоих случаях нужно вставить НН;

б) в обоих случаях нужно вставить Н;

в) в 1-м предложении нужно вставить Н, во 2-м—НН;

г) в 1-м предложении нужно вставить НН, во 2-м—Н.

6. Найди предложение с орфографической ошибкой, исправь ее,

объяснив написание:

а) Мы продолжали терпеливо распутывать эту умышленно запутанную

нить.

б) Лица у всех радостные, восторженные.

в) Мы невольно отшатываемся назад перед увешаной блестящими

украшениями елкой.

г) На стол ставится большая суповая миска с сочивом—пшеницей,

сваренной с медом.

7. Закончи предложение:

Н пишется в ____________________, образованных от

глаголов__________вида, у которых нет_____________________________

Привести примеры.

ТЕСТ № 5

Н и НН в страдательных причастиях

Вариант 2

1.Найди словосочетания со страдательными причастиями настоящего

времени:

а) пилящий дрова;

б) расколотая чашка;

в) гонимый ветром;

г) испеченный пирог;

д) внушаемый кому-то.

2.Укажи правильное объяснение написания выделенного слова в

предложении:

На лакирова__ой поверхности отчетливо были видны мелкие трещины.

а) пишется Н, т.к. образовано от глагола несовершенного вида;

б) пишется НН, т.к. это отглагольное прилагательное на –ованный;

в) пишется НН, т.к. это прилагательное с суффиксом –ан-.

3. Н пишется в словах:

а) кваше__ая капуста;

б) потревоже__ые птицы;

в) незва__ый гость;

г) шлифова__ая поверхность;

д) хорошо отлакирова__ы.

4. НН пишется во всех словах ряда:

а) нечая__ый, незва__ый гость;

б) изране__ы в бою, броше__ый камень;

в) нежда__ый; выровне__ый пол;

г) слое__ый пирог, мороже__ое мясо.

5. Сколько Н пишется в предложениях?

1) Девочка воспита__а в хорошей семье.

2) Дети воспита__ы и вежливы.

Выберите правильный ответ:

а) в обоих случаях нужно вставить НН;

б) в обоих случаях нужно вставить Н;

в) в 1-м предложении нужно вставить Н, во 2-м—НН;

г) в 1-м предложении нужно вставить НН, во 2-м—Н.

6. Найди предложение с орфографической ошибкой, исправь ее,

объяснив написание:

а) Свежемороженные фрукты сохраняют витамины.

б) Местность была пустынна.

в) Неожиданно подул бешеный ветер.

г) Дочь избалована матерью.

7. Закончи предложение:

НН пишется в ___________, образованных от глаголов________вида,

имеющих:______________________________________________________

Привести примеры.

ТЕСТ № 6

Причастие (обобщение материала)

Вариант 1

1. Укажи действительные причастия настоящего времени:

а) брошенный; д) перевернутый4

б) пилящий; е) движимый;

в) думающий; ж) расколотый.

г) гонимый;

2. Определи страдательные причастия прошедшего времени:

а) молотый; д) пишущий;

б) зависимый; е) внушаемый;

в) просивший; ж) услышанный.

г) испеченный;

3. Выпиши из предложений причастия прошедшего времени.

Мощенная булыжником дорога прорезала встретившуюся на нашем пути

деревню Мы увидели дымящиеся над крышами трубы, услышали крики

пастуха, погонявшего возвращающееся стадо, почувствовали запах только

что испеченного хлеба. Мечтающие об отдыхе и ночлеге, мы постучались

в ближайшую избу, окна которой были открыты настежь.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Выдели ряд, в котором «е» пишется в одном из слов:

а) он дыш_т, разруш_нный;

б) перекош_нный, выкач_нный из гаража;

в) подстро_л, высто_вший в бою;

г) смеш_нный с сахаром, занавеш_нные окна;

д) леле_ть, ве_л в лицо;

е) он ненавид_т, ненавид_вший.

5. В каждом столбике найди слово, которое пишется с «н»:

а) заслуже__ый; д) просвеще__ый; и) проигнорирова__ый;

б) туше__ый; е) исти__ый; к) суше__ый в печке;

в) писа__ая маслом; ж) неслыха__ый; л) жева__ый;

г) стекля__ый; з) ветре__ый; м) жела__ый.

6. Отметь те словосочетания, в которых «НЕ» пишется раздельно с

разными частями речи:

а) (не)стерпимый зной; ж) (не)известные люди;

б) (не)выразительное лицо; з) (не)лепый поступок;

в) никем (не)опознанная вещь; и) (не)стандартность поведения;

г) (не)чувствовать опасность; к) жизнь (не)легка;

д) книга (не)прочитана; л) (не)замеченная зверем;

е) (не)грустные, а веселые; м) (не)выполненная к сроку.

7. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни «четвертый лишний»:

а) пересеч_нный, береж_т, печ_ный, нож_м;

б) сожж_нный, сбереж_нный, высуш_нный, увлеч_нный;

в) лиш_н, прокипяч_н, парч_вый, выкорч_вывать.

8. На месте каких пропусков в предложениях необходимо поставить

запятые? Выпиши цифры, обозначающие их.

1 2 3

а) Мы шли по траве _ еще не стряхнувшей капель росы _ и _ не примятой

ногами

___________________________________________

1 2 3 4

б) Высоко над не оттаявшей еще _ землей _ звенел_ заливался _ жаворо-

нок.

___________________________________________

1 2 3

в) Я сидел на изъезженном временем _ камне _ и смотрел в даль моря _

окутанную легкой дымкой.

___________________________________________

ТЕСТ № 6

Причастие (обобщение материала)

Вариант 2

1. Укажи страдательные причастия настоящего времени:

а) пишущий; д) внушаемый;

б) молотый; е) думающий;

в) гонимый; ж) расколотый.

2. Определи действительные причастия прошедшего времени:

а) брошенный; д) просивший;

б) зависимый; е) перевернутый;

в) пишущий; ж) услышанный.

г) говоривший;

3. Выпиши из предложений причастия настоящего времени:

Мы шли по улице, застраиваемой новыми домами.

Блестевший на солнце снег слепил глаза.

Стремящийся обмануть других человек прежде всего обманывает себя.

Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков.

Я наблюдал за игроками, не обращавшими на меня никакого внимания.

Наука, занимающаяся охраной природы, называется экологией.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Выдели ряд, в котором «и» пишется в одном из слов:

а) высуш_вший, та__вший;

б) подстро__л, стел__т;

в) ненавид__вший, защища__мый;

г) разруш__нный дом, слыш__мый;

д) обид__ть, колебл__мый;

е) замасл__вший, перекош__нный.

5. В каждом столбике найди слово, которое пишется с «НН»:

а) пересече__ый; д) пече__ый; и)варе__ый в кастрюле;

б) ветре__ый; е) прочита__ый; к) туше__ый;

в) суше__ый; ж) краше__ый; л) невяза__ый;

г) песча__ый; з) жева__ый; м) гаше__ая.

6. Отметь те словосочетания, в которых «НЕ» пишется слитно с

разными частями речи:

а) (не)оконченная картина; ж) (не)виданная красота;

б) книги (не)прочитаны; з) (не)законченная вовремя;

в) (не)уклюжий; и) (не)верное решение;

г) (не)правильное, а ошибочное; к) жизнь (не)легка;

д) (не)взлюбивший меня; л) (не)стандартность поведения;

е) вовсе (не)прожаренный; м) ни в чем (не)замешанный человек.

7. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни «четвертый лишний»:

а) прокипяч__н, покраш__нный, сожж__нный, превращ__нный;

б) гараж__м, печ__т, пересеч__нный, лиш__н;

в) стереж__т, кумач__вый, увлеч__нный, сбереж__нный.

8. На месте каких пропусков в предложениях необходимо поставить

запятые? Выпиши цифры, обозначающие их.

1 2

а) Разные состояния воды __ принимавшей на себя окраску неба __ и

3

берегов __ привлекли внимание туристов.

________________________________________

1 2 3

б) На рассвете __ над леденящей от инея __ тундрой __ до восхода солнца

стояли голубые туманы.

_________________________________________

1 2

в) Мы услышали журчание воды __ протекающей в заросших осокою __

берегах.

__________________________________________

Проверочные работы на усвоение нового материала

по теме « Причастный оборот»

ВАРИАНТ 1

х

1. Найти словосочетания « причастие + существительное»

а) решенная мальчиком задача;

б) скошенная колхозниками;

в) протоптанная туристами;

г) растущая земляника;

д) расстилающийся туман.

х

2. Найти словосочетание « причастие + существительное»

а) нарисованная художником;

б) невидимая глазом;

в) опавшие листья;

г) висевшая в воздухе;

д) ведущая в парк.

х

3. Найти словосочетания « причастие + существительное»

а) опавшие листья;

б) показавшийся из-за туч;

в) разлившаяся по небу;

г) усыпанные дорожки;

д) усыпанные листьями.

х

4. Найти словосочетания « причастие + существительное»

а) сбежавшие с гор;

б) сбежавшие ручьи;

в) сидящая под елкой;

г) сидящая смирно;

д) появившийся самолет.

х

5. Найти словосочетания « причастие + существительное»

а) ожидающий посадки;

б) ожидающие с вечера;

в) ожидающие пассажиры;

г) тающие в руках;

д) рокочущий в небе.

ВАРИАНТ 2

Найти словосочетания с причастием в роли главного слова.

1. а) за чернеющим лесом;

б) чернеющему вдали;

в) летающий шар;

г) написанная маслом;

д) из изготовленных деталей.

2. а) у плескавшегося моря;

б) плескавшегося тихо;

в) плескавшегося вдали;

г) за посаженными деревьями;

д) бегущий конь.

3. а) нарисованная картина;

б) колющийся предмет;

в) овеянного славой;

г) едва различимый;

д) доносящийся из леса.

4. а) дремлющая птица;

б) дремлющая на ветке;

в) населяющих пустыни;

г) о движущемся циклоне;

д) пестреющие зонтики.

5. а) сорванные цветы;

б) испуганные глаза;

в) торчавшая из воды;

г) с написанного листа;

д) увешанный пучками.

ВАРИАНТ 3

х

1. Найти словосочетания « причастие + существительное»

а) читающая девочка;

б) читавшая девочка;

в) читавшая книгу;

г) засеянное поле;

д) засеянное горохом.

х

2. Найти словосочетания « причастие + существительное»

а) нарисованная картина;

б) нарисованная красками;

в) освещенный зал;

г) освещенный лампочкой;

д) лепечущий малыш.

х

3. Найти словосочетания « причастие + существительное»

а) задержанный пограничниками;

б) задержанный враг;

в) задержавший нарушителя;

г) выращенный урожай;

д) выращенный колхозниками.

х

4. Найти словосочетания « причастия + существительное»

а) стелющийся туман;

б) стелющийся над рекой;

в) скачущий всадник;

г) скачущий впереди;

д) сеющий хлеб.

ВАРИАНТ 4

х

Найти словосочетания « причастие + существительное»

1. а)

служащие родине;

б) растаявшие льдины;

в) построенные в городе;

г) с обрадованными ребятишками;

д) разбросанные ребенком.

2. а) рассказанного стариком;

б) скошенные косой;

в) исследованной местностью;

г) прочитавшего книгу;

д) светящиеся окна.

х

Найти словосочетания «причастие + существительное»

3. а) разведанная геологами;

б) освещенная луной;

в) обнаруженного противника;

г) расчищенная школьниками;

д) в написанных словах.

4. а) дремлющего старика;

б) замешанные в преступлении;

в) пенящиеся струи;

г) колеблющиеся от ветра;

д) развевающиеся гирлянды.

5. а) напуганная стуком;

б) сеявшая зерно;

в) освещавшая комнату;

г) привезенный из города;

д) горящего костра.

Контрольный листок учителя

Вариант 1.

1. г), д)

2. в)

3. б), в), д)

4. а), в), г)

5. а), б), г), д)

Вариант 2.

1.

б), г)

2.

б), в)

3.

в), г), д)

4.

б), в)

5.

в), д)

Вариант 3.

1.

а), б), г)

2.

б), г)

3.

а), в), д)

4.

б), г), д)

Вариант 4.

1.

б), г)

2.

в), д)

3.

а), б), г)

4.

б), г)

5.

а), б), в), г)

Проверочная работа по теме

«Действительные и страдательные причастия»

1. Найти словосочетание со страдательным причастием

а) на пестреющем лугу; г) отнятая игрушка;

б) о движущемся предмете; д) разлившаяся по небу.

в) опавшие с тополя;

2. Найти словосочетание с действительным причастием

а) написанная учеником; г) посаженный весной;

б) распиленная плотником; д) опрокинутый котенком.

в) ведущая в парк;

3. Найти словосочетания с действительными причастиями

а) проверенная учителем; г) покрашенный краской;

б) плескавшиеся волны; д)летящим самолетом.

в) построенный дом;

4. Найти словосочетания со страдательными причастиями

а) сидящая девочка; г) рассказывающие о путешествии;

б) засыпанные аллеи; д) борющийся за свободу.

в) у потревоженных птиц;

Контрольный листок учителя:

1. г; 2. в; 3. б; д; 4. б; в.

Проверочная работа по теме

«Н - НН причастиях и прилагательных»

Найти словосочетания, в которых

1. пишутся НН:

а) свежемороже__ые овощи; в) фарширова__ый перец;

б) груже__ая баржа; г) смышле__ый малыш.

2. пишется Н:

а) варе__ый картофель; в) убра__ые вещи;

б) организова__ая шефами; г) потуше__ые огни.

3. пишется Н:

а) нечая__ый поступок; в) потуше__ая ветром;

б) обветре__ые руки; г) недоваре__ый картофель.

4. пишется Н:

а) слома__а ребенком; в) броше__ый камень;

б) искуса__ый комарами; г) вытка__ый ковер.

5. пишутся НН:

а) рва__ая куртка; в) огни потуше__ы;

б) организова__а спонсорами; г) купле__ый товар.

6. пишутся НН:

а) дитя испуга__о; в) давно потуше__ы;

б) реше__ая задача; г) суше__ые ягоды.

Перфокарты по теме « Н-НН в прилагательных и причастиях»

В-1 В-2

Обдума__ый поступок Реше__ый вопрос

газирова__ая вода подмече__ые недостатки

исти__ый патриот лата__ый костюм

стриже__ый коротко писа__ый заново

смышле__ый малыш масле__ый блин

незва__ый гость рискова__ый шаг

невида__ый героизм нехоже__ые тропы

овся__ая каша неухоже__ые волосы

оловя__ый прутик гладкокраше __ый пол

свежемороже__ая рыба качестве__ые товары

В-3 В-4

Безболезне__ые перемены Экскурсио__ый автобус

раскале__ый воздух осе__яя погода

строе__ый рабочими песча__ый берег

свежемороже__ая клубника писа__ый маслом

пчели__ый мед вырва__ый лист

организова__ый класс нечая__ая оплошность

серебря__ая нить непрожаре__ое мясо

непрочита__ая книга сгуще__ое молоко

нечита__ый рассказ оловя__ый солдатик

стра__ый старик малоезже__ ая дорога

В-5 В-6

Необыкнове__ая красота Взволнова__ый голос

румя__ое яблоко соловьи__ое пение

стари__ая картина моще__ая камнем

варе__ое в кастрюле кова__ое железо

поставле___ый вопрос подкова__ая лошадь

рисова__ый фильм малоноше__ая обувь

свежескоше__ый луг проветре___ое помещение

гуси__ое перо необдума__ое решение

нежда__ое счастье негаше__ая известь

масля__ая краска пусты__ый пляж

В-7 В-8

Рассказа__ые истории Выполне__ая работа

рва__ая рубашка лома__ая линия

тяжелоране__ый боец спиле__ый дуб

ветря__ая мельница зеле__ые яблоки

стекля__ый графин чита__ая мною

неноше__ое платье утрамбова__ая площадка

балова__ый ребенок неслыха__ая дерзость

нескоше__ая трава безветре__ый день

подли__ые документы златокова__ый сундук

вяза__ый кем-то чистошерстя__ой костюм

В-9 В-10

Рассея__ый мальчик Исправле__ая работа

посея __ая трава кожа__ый портфель

размеша__ые краски разброса__ые вещи

некраше__ый пол тка__ый золотом

ране__ый пулей построе__ое здание

варе__ый суп слома__ый стул

бесце__ая вещь груже__ый вагон

груже__ый кирпичом замеше__ое тесто

плете__ая корзина заплете__ая коса

выполне__ое поручение ране__ый боец

ПЕРФОКАРТЫ по теме «НЕ с причастиями»

В-1 В-2

В каких случаях НЕ пишется В каких случаях НЕ пишется

СЛИТНО? СЛИТНО?

_________________________ _________________________

_________________________ _________________________

1. ничему (не)удивляющийся 1.(не)дюжинные способности

2. (не)раскаявшийся преступник 2. (не)понимающий учителя

3. помещение (не)проветрено 3. (не)принимающий подарков

4. никогда (не)отчаивающийся 4. (не)принужденный разговор

5. отнюдь (не)примирившийся 5. тесто (не)замешено

6. (не)решенная проблема 6. еще (не)завершенный

7. еще (не)присоединившийся 7. (не)стелющийся по земле

8. (не)крашеный дом 8. дорога (не)заасфальтирована

9. (не)продающийся в магазине 9. (не)гашеная известь

10. класс (не)расформирован 10. вовсе (не)повседневный

11. очень (не)популярный 11. (не)значащий ничего

12. окна (не)застеклены 12. ни с кем (не)уживающийся

13. (не)соблюдающий правил 13. (не)преодолимые преграды

14. далеко (не)знатный 14. никогда (не)унывающий

15. (не)просеянная мука 15. далеко (не)процветающий

16. ни о чем (не)просящий 16. очень (не)объективный

17. (не)дождавшийся ответа 17. отнюдь (не)энергичный

18. (не)глаженый пиджак 18. дверь (не)навешена

19. расписание (не)составлено 19. (не)успевающий ученик

20. (не)растаявший снег 20. оценки (не)выставлены

В-3 В-4

В каких случаях НЕ пишется В каких случаях НЕ пишется

СЛИТНО? СЛИТНО?

_________________________ __________________________

_________________________ __________________________

1.далеко (не)гордый 1. вовсе (не)избалованный ребенок

2.(не)задающий вопросов 2. окно (не)завешено шторой

3. улица (не)забаррикадирована 3. (не)достоверная информация

4. (не)званый гость 4. (не)помогающий никому

5. (не)льстящийся понапрасну 5. (не)лишенный юмора

6. бочонок (не)выкачен 6. (не)зависимый кандидат

7. вовсе (не)миниатюрный 7. (не)устрашимый боец

8. (не)желающий конфликтов 8. отнюдь (не)праздничный

9. очень (не)удачный 9. (не)удачная шутка

10. (не)искоренимый недостаток 10. никогда (не)хвастающийся

11. ни с кем (не)общающийся 11. еще (не)появившийся

12. (не)покорившийся никому 12.далеко (не) лукавый

13.работа (не)опубликована 13. (не)ограниченные

возможности

14. (не)продуманные действия 14. свобода (не)провозглашена

15. отнюдь (не)сосредоточенный 15. ничем (не)обладающий

16. (не)забывший обо мне 16. (не)слушающий никого

17. никогда (не)отдыхающий 17. (не)мечтающий о богатстве

18. (не)замешан в преступлении 18. средства (не)изысканы

19. (не)видимые звезды 19. гармония (не)достигнута

20. конверт (не)заклеен 20. очень (не)учтивый

В-5 В-6

В каких случаях НЕ пишется В каких случаях НЕ пишется

СЛИТНО? СЛИТНО?

________________________ ________________________

________________________ ________________________

1. (не)заботящийся ни о ком 1. проценты (не)выплачены

2. (не)обозримые просторы 2. (не)начавшийся еще

3. (не)умеющий возражать 3. (не)опаздывающий на работу

4. (не)стиранные вещи 4. никогда (не)жалующийся

5. претензии (не)обоснованы 5. (не)пришитый карман

6. (не)отступающий от закона 6. (не)уставший после бега

7. ходы (не)продуманы до конца 7. (не)гасимый свет

8. (не)волнующийся по пустякам 8. отнюдь (не)убежденный

9. полы (не)покрашены 9. (не)прочитанная книга

10. (не)боящийся трудностей 10.(не)думающий о последствии

11. никому (не)ведомый 11. тетради (не)проверены

12. (не)слыханный грохот 12. ничего (не)забывший

13. (не)освещенная улица 13. вовсе (не)презирающий

14. письмо (не)доставлено 14. (не)заселенные дома

15. вовсе (не)воинствующий 15. далеко (не)фантастический

16. (не)писаный закон 16. обои (не)поклеены

17. далеко (не)беспристрастный 17. (не)навидящий людей

18. очень (не)зависимый 18. (не)слышащий вопросов

19. ни у кого (не)спрашивающий 19. возражения (не)приняты

20. отнюдь (не)заносчивый 20. (не)затихающий шум

В-7 В-8

В каких случаях НЕ пишется В каких случаях НЕ пишется

СЛИТНО? СЛИТНО?

_________________________ _________________________

_________________________ _________________________

1. (не)участвующий в выборах 1. (не)сыгранная пьеса

2. (не)знающий истории 2. никогда (не)выигрывающий

3. (не)сорванные цветы 3. еще (не)вспаханное поле

4. (не)надеявшийся на победу 4. стены (не)завешаны картинами

5. на крыльце (не)натоптано 5. пудинг (не)съеден

6. (не)мешающий другим 6. ни на что (не)претендующая

7. далеко (не)идеальный 7. пудреница (не)куплена

8. еще (не)прощающийся 8. (не)виданные размеры

9. (не)лишенный остроты 9. отнюдь (не)безобидный

10. (не)чищенные ботинки 10. вовсе (не)престижный

11. очень (не)завидный 11. очень (не)любезный

12. принципы (не)сформулированы 12. (не)утвержденный комиссией

13. (не)доумевающий взгляд 13. профилактика (не)произведена

14. ничем (не)занятый 14. (не)крашенная мною

15. (не)оштукатуренный дом 15. (не)зыблемые границы

16. (не)вымытая посуда 16. далеко (не)откровенный

17. (не)вымощенная камнем 17. (не)кошеные травы

18. (не)освещенная улица 18. никого (не)вдохновляющий

19. отнюдь (не)перспективный 19. ни с кем (не)советующийся

20. (не)выступивший до сих пор 20. (не)овладевший профессией

КАРТОЧКИ многоразового использования по теме

« Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных»

ВАРИАНТ 1

Вставьте, где нужно , Н

1) Я никогда не видал таких ужасных порывов душевного страдания, такой

бешен__ой, палящей тоски. 2) Признаюсь, мне всегда был страшен этот

таинствен__ый зов. 3) Вверху только, в небесной глубине, дрожит

жаворонок,и серебрян__ые песни летят по воздушным ступеням на

влюблен__ую землю. 4) Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся

отдален__ый водопад, когда встревожен__ая окрестность полна гула. 5) Ей

бы хотелось туда, где под полотнян__ыми платками нарядно развешан__ы

красные

ленты,

серьги,

оловян__ые,

медные

кресты

и

дукаты.

6)

Ослепительно блистали верхи белых шатров, осенен__ые каким-то едва

приметным, огнен__о-розовым светом. 7) Горами белеет всякое дерево-

шитое, точен__ое и плетен__ое: бочки, пересеки, ушаты… 8) Кладовые,

амбары и сушилы загроможден__ы были таким множеством холстов, сукон,

овчин выделан__ых и сыромятных, высушен__ыми рыбами и всякой

овощью, или губиной.

( Н.В.Гоголь)

ВАРИАНТ 2

Вставьте, где нужно, Н

1) Это открытие корен__м образом изменило ее жизнь. 2) По вечерам

устраивались зван__ые обеды, после которых приглашен__ые слушали

орган__ую музыку.3) Создание художествен__х миниатюр было традицией

в семье прславлен__ого писателя.4) Его дочь постепенно научилась

пользоваться маслян__ми красками.5) Неслыхан__ая щедрость этого

стран__ого господина покорила сердце юн__ой красавицы. 6) Темные

волосы гладко расчесан__ы на прямой пробор и уложен__ы на затылке в

аккуратный узел.7) На голове соломен__ая шляпка, украшен__ая желтым

цветочком и золочен__ыми колечками. 8) Реставрацион__ые работы

доверяли

только

искусным

мастерам,

обучен__ым

всем

тонкостям

старин__ых рукописей.

ВАРИАНТ 3

Вставьте, где нужно, Н

1) Марья Кирилловна отвечала заготовлен__ою фразой. 2) Любопытство ее

было сильно возбужден__о. 3) Землянка устлан__а и обвешан__а была

богатыми коврами, в углу находился женский серебрян__ый туалет и трюмо.

4) В шалаше, из которого вышла старуха, за перегородкою ранен__ый

Дубровский лежал на походной кровати. 5) Он казался русским, а носил

иностран__ое имя. 6) С своей стороны Троекуров столь же мало заботился о

выигрыше им затеян__ого дела. 7) Березки, которые при нем только были

посажен__ы около забора, выросли. 8) Искры полетели огнен__ой метелью.

9) Несколько троек, наполнен__ых разбойниками, разъезжали днем по всей

губернии. 10) Француз в одной руке держал карман__ый пистолет.

11) Весен__ее солнце взошло, и жар уже наспевал.

( А.С.Пушкин)

ВАРИАНТ 4

Вставьте, где нужно Н

1) Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старин__ый

русский барин Кирилла Петрович Троекуров. 2) Окна во флигеле были

загорожен__ы деревян__ою решеткою. 3) Будучи ровесниками, рожден__ые

в одном сословии, воспитан__ые одинаково, они сходствовали отчасти и в

характерах, и в наклон__остях. 4) Все завидовали согласию, царствующему

между надмен__ым Троекуровым и бедным его соседом. 5) Нечаян__ый

случай все расстроил и переменил. 6) Палатка и кухня отправлен__ы были

вперед. 7) Лошади, прислан__ые из Кистеневки, ожидали его уже четвертые

сутки. 8) Сторож начал бить в чугун__ую доску, собаки залаяли. 9) Каждый

день ожидали, чтоб незван__ые гости посетили Покровское. 10)

Опомнившись, учитель увидел привязан__ого медведя.

( А.С.Пушкин)

ВАРИАНТ 5

Вставьте, где нужно Н

1) Сорок лет назад пароходы плавали медлен__о. 2) Установилась хорошая

погода; с утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между

позолочен__ых осенью, шелками шитых берегов Волги. 3) Сказки она

сказывает тихо, таинствен__о, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза

мне расширен__ыми зрачками. 4) Дядья считали, что это придан__ое

должно быть поделен__о между ними. 5) Неожидан__ое возвращение

матери еще более обострило и усилило их желание выделиться. 6) Дядья и

мастер сшивали куски окрашен__ой материи в одну «штуку» и пристегивали

к ней картон__ые ярлыки. 7) Жарко горел огонь, отражаясь на подоле

кожан__ого передника. 8) Ухо и щека его были измазан__ы сажей, рубаха на

боку изорван__а. 9) В окнах домов маслян__о растекаются желтые пятна

огней. 10) Невидимо течет по улице сон__ая усталость.

( М.Горький)

ВАРИАНТ 6

Вставьте, где нужно Н

1) Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, он взглянул

нечаян__о в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку; маленький

человек в кожан__м картузе и фризовой шинели вышел из телеги.

2) Француз стоял как вкопан__ый. 3) Андрей Гаврилович, изумлен__ый

неожидан__ым запросом, в тот же день написал в ответ довольно грубое

отношение. 4) Старин__ый сад с его стрижен__ыми липами,

четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился.

5) Сын его, сидевший тут же за хозяйствен__ыми книгами, поднял голову и

поражен_ был его состоянием. 6) Простран__ый парк окружал дом со всех

сторон. 7) Потом они занялись рассмотрением галереи картин, куплен__ых

князем в чужих краях. 8) Они пили кофей в беседке на берегу широкого

озера, усеян__ого островами. 9) Но вы замучен__ы с дороги; пойдемте

вместе отдохнуть… 10) Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем

упоен__ый, Москвы коленопреклонен__ой с ключами старого Кремля…

( А.С.Пушкин)

ВАРИАНТ 7

Вставьте, где нужно,Н

1) Поднимаясь по мраморным лестницам с золочен__ыми перилами, он с

любопытством

рассматривал

прекрасные

старин__ые

гобелены

и

великолепные

портреты,

писан__ые

маслян__ыми

красками.

2)

В

библиотеке ждал его златокован__ый сундук, наполен__ый трачен__ыми

молью вещами и потерявшими блеск драгоцен__остями. 3) Крашен__ая

деревян__ая этажерка была завален__а книгами в кожан__ых переплетах.

4) Комната была ярко освещен__а теплым светом многочислен__ых свечей.

5) Все было выдержан__о в деликатных бледных тонах. Просто, сдержан__о,

без излишней вычурности. 6) Видно было, что хозяйка этого роскошного в

своей заброшен__ости особняка когда-то умела вести хозяйство. Но с

течением времени ее утончен__ые манеры исчезли, рассыпались, словно

лепестки засушен__ой в прошлом веке розы.

ВАРИАНТ 8

Вставьте, где нужно, Н

1) Когда пароход остановился против красивого города, среди реки, тесно

загроможден__ой судами, ощетинившейся сотнями острых мачт, к борту его

подплыла большая лодка со множеством людей, подцепилась багром к

спущен__ому трапу. 2) Съехали на берег и толпой пошли в гору, по съезду,

мощен__ому крупным булыжником. 3) На самом верху его, прислоняясь к

правому откосу и начиная собой улицу, стоял приземистый одноэтажный

дом, окрашен__ый грязно-розовой краской, с нахлобучен__ой низкой

крышей и выпучен__ыми окнами. 4) Два квадрата маленьких окон

устремлен__ы во тьму осен__ей ночи. 5) Бешен__о звенела гитара, дробно

стучали каблуки. 6) Лишь очень высоко над ними колебалось темноватое

облако, не мешая видеть серебрян__ый поток Млечного Пути. 7) Все

неверно и забавно спутан__о. 8) Окно занавешен__о темной шалью. 9) Под

ногами

синевато-серый,

свинцовый

лед,

изъеден__ый

водою,

его

рассеян__ый блеск ослепляет глаза.

( М.Горький)

ВАРИАНТ 9

Вставьте, где нужно, Н

1) Длин__ый, по обычаю, стол, уставлен__ый яствами в серебрян__ых

сундуках под крышками, возвещал о наступлении ужина. 2) Гости,

проголодавшиеся от воздуха и верховой езды, собрались в гостин__ой.

3) Маленькая часовня, расположен__ая против мраморного стола, была

избран__а сценой для показа гримас. 4) Казалось, это был разбитый и

неудачно спаян__ый великан. 5) Всякое сообщение между завязкой и

развязкой пьесы было прерван__о. 6) Он прошел вдоль высоких стен

королевских садов по песчан__ому, невымощен__ому берегу. 7) Он принял

отчаян__ое решение. 8) Современ__ые постройки обращен__ы к улицам и

площадям фасадами, тогда как прежде они стояли к ним боком. 9) Мэтр

Оливье вышел и минуту спустя возвратился в сопровождении двух

плен__иков, окружен__ых стрелками королевской гвардии. 10) Лодка

медленно плыла в темноту осен__ей ночи.

( В.Гюго)

ВАРИАНТ 10

Вставьте, где нужно, Н

1) Недвижны сосны в своей нахмурен__ой красе; отягчен__ы их ветви все

клоками снега. 2) Кусты, стремнины метелью все занесен__ы, глубоко в снег

погружен__ы. 3) Картина была прострелян__а двумя пулями, всажен__ыми

одна в другую. 4) Живописец представил ее облокочен__ую на перила, в

белом утрен__ем платье с алой розой в волосах. 5) « И портрет этот

достанется врагу моего семейства,- подумал Владимир,- он заброшен__

будет в кладовую вместе с изломан__ыми стульями или повешен__ в

передней.» 6) Маша не обратила никакого внимания на молодого француза,

воспитан__ая в аристократических предрассудках. 7) Красная шкатулка

точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли в кожан__ую

суму. 8) Неожидан__ым образом получила она о нем совершенно новое

понятие. 9) Стены его комнаты были все источен__ы пулями, все в

скважинах, как соты пчелин__ые. 10) И разбойники заняли каждый

определен__ое место. 11) Победа была решен__а.

( А.С.Пушкин)

ВАРИАНТ 11

Вставьте, где нужно, Н

1) Все было свежим и хорошо приготовлен__м.Копчен__ая ветчмна с

пряностями, индейка, фарширован__ая малиной, жарен__ый палтус и

запечен__ое мясо всех сортов. 2) Каждый обед непременно начинался с

отмен__ого тыквен__ого супа, его подавали в половинке настоящей тыквы,

из которой была удален__а мякоть. Далее следовали жарен__ые на углях

трюфели или суфле. На десерт предлагался слоен__ый пирожок с нежным

молочным кремом и толчен__ыми орехами, марципановые пирожки,

искусно вылеплен__ые в виде сердечек, и изумительное мороженое с

крыжовен__ым кремом. 3) После обеда ей предстояло разобраться в

многочислен__ых папках и деловых бумагах, где все было путан__о и

непонятно. Но целеустремлен__ая наследница многомилион__ого состояния

была

умна

и

образован__а,

поэтому

верила

в

успех

затеян__ого

предприятия.

ВАРИАНТ 12

Вставьте, где нужно, Н

1) Вся комната его была заставлен__а и завален__а какими-то ящиками.

2) С утра до вечера он, в рыжей кожан__ой куртке, в серых клетчатых

штанах,

весь

измазан__ый

какими-то

красками,

неприятно

пахучий,

встрепан__ый и неловкий, плавил свинец. 3) Мне казалось, что в этом сером

доме течет особен__ая, таинствен__ая жизнь сказок. 4) Три его окна, узкие и

прорезан__ые арками, были высоко над землей, и стекла в них- мутные,

окрашен__ы солнцем в радугу. 5) Он имел запах жжен__ых луковых перьев.

6) На столе, убран__ом к обеду, тускло блестела оловян__ая посуда. 7) На

серую стену набиты наличники, и в них белой краской нарисован__ы

переплеты рам. 8) Что-то тихое и обижен__ое было во всей усадьбе. 9) Дом

наполняла скучная тишина, какой-то шерстян__ой шорох. 10) Закован__ые в

гранит волны моря подавлен__ы громадными тяжестями, скользящими по

их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспенен__ые,

загрязнен__ые разным хламом.

( М. Горький)

Повторим тему « Причастный оборот»

Карточка 1

Расставь знаки препинания. Подчеркни причастный оборот

как член предложения . Вставь пропущенные буквы.

1. Офицер купивший ш__лк удивил кавалерийский полк.

2. Ш__фер уволившийся с поч__тной работы прибавил ч__порной жене

заботы.

3. Сынок решивший стать врач__м расстался с кожаным плащ__м.

4. Друж__к приехавший с багаж__м угостил нас калач__м.

5. Спрятавшийся за стеллаж__м лягуш__нок мечтал запрыгнуть в дере-

вянный боч__нок.

6. Ш__рты сшитые из ш__тландской ткани щ__голь подарил любимой

маме.

7. Учебник предложенный программой заверш__н, по просьбе уч__ных он

сокращен.

Попутно повторяем тему « О-Е после шипящих».

Карточка 2

Расставьте знаки препинания. Подчеркните причастный оборот.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Пытающийся сбросить вес обж__ра в улей пч__л залез.

2. Ж__нглер забывший про долж__к книгу учета быстро сж__г.

3. Крыж__вник поспевший за гараж__м непременно будет склеван грач__м.

4. Освещ__нная свеч__й комната была чуж__й.

5. Рассуждающий общо стаж__р свалился в чан с борщ__м.

6. Кош__лку наполненную грибами девч__нка подарила маме.

7. Прож__рливые рыбы поймавшие крюч__к еще гулять могли бы, теперь

зубами щ__лк.

8. Копч__ности поданные к столу купил ухаж__р в торговом ряду.

Попутно повторяем тему « О-Е после шипящих».

Карточка 3

Расставь знаки препинания, подчеркни причастный оборот, вставь

пропущенные буквы.

1. Люди произносящие жалобы ежечас__ные такие несчас__ные, грус__ные,

ужас__ные.

2. Художнику ненавис__но смотрящему вокруг не покажется красивым жи-

вопис__ный луг.

3. Ровес__ник исполняющий танец испан__ский пьет в перерывах кофе

ислан__ский.

4. Аген__ство оказывающее опас__ные услуги не выберут мои прекрас__-

ные подруги.

5. Редкос__ный экспонат хранящийся в захолус__ном музее выставлен в

чудес__ной галерее.

Попутно повторяем тему « Непроизносимые согласные».

Карточка 4

Расставь знаки препинания, подчеркни причастные обороты, вставь

пропущенные буквы.

1. Страс__ный рыболов поймавший омара наготовил дров для гиган__ского

пожара.

2. Доблес__ный рыцарь одетый в доспехи ярос__но ненавидел орехи.

3. Сверс__ник наез__ника свис__нувший громко ше__ствовал важно хотя и

с

котомкой.

4. Неизвес__ная дама бегущая по лес__нице, конечно, является чьей-то

ровес__ницей.

5. Словес__ный портрет злого дяди укравшего шубу нарисовали бродяги.

6. Предприятие ше__ствующее над школой делает ужас__ные дыроколы.

7. Двухос__ная карета летящая по склону достанется час__ному лицу по

закону.

Попутно повторяем тему « Непроизносимые согласные».

Карточка 5

Расставь знаки препинания, подчеркни причастные обороты, вставь

пропущенные буквы.

1. Вдумч__вый исследователь вкрадч__вым голосом объясняющий содер-

жание своей работы говорил доходч__во.

2. Застенч__вый мальчик не выуч__вший урока оказался очень

забывч__вым.

3. Опрометч__вое решение принятое отзывч__выми родственниками не

понравилось талантл__вому художнику.

4. Выносл__вый спортсмен любящий причудл__вые украшения принял

задумч__вый вид.

5. Заманч__вое предложение сделанное жителям засушл__вого района стало

навязч__вой идеей.

6. Неповоротл__вый ребенок решивший обезвредить назойл__вую муху

поступает опрометч__во.

Попутно повторяем тему « Суффиксы прилагательных».

Карточка 6

Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты,

вставьте пропущенные буквы.

1. Пр__зидент пр__остановивший указ пр__думал пр__забавный рассказ.

2. Солдат пр__командированный к штабу готовится пр__нять пр__сягу.

3. Школа пр__образованная в лицей убрана к пр__ему гостей.

4. Пр__школьный двор метенный нами вы пр__украсите цветами.

5. Лягушка пр__вращенная в пр__нцессу пр__сутствовала на пр__мьере

пьесы.

6. Пр__ехавший в пр__озерный край пр__мьер пр__дпринял целый список

мер.

7. Пр__чал окрашенный вчера сегодня пр__кратил работу из-за того, что там

с утра решили праздновать День флота.

Попутно повторяем тему « Правописание приставок пре-, при-».

Карточка 7

Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты,

вставьте пропущенные буквы.

1. Овсян__ая каша приготовлен__ая опытной хозяйкой вкуснее пшен__ой.

2. Блин__ая мука использован__ая при выпечке куплена на макарон__ой

фабрике.

3. Орган__ый концерт прослушан__ый учениками фортепиан__ого класса

был великолепен.

4. Туман__ые фразы произнесен__ые ведущим информацион__ой

программы касались конституцион__ых решений.

5. Оловян__ая пуговица потерян__ая на серебрян__ой свадьбе нашлась.

6. Ветрян__ая мельница запущен__ая в прошлом веке особенно хорошо

работает при ураган__ом ветре.

7. Жизнен__ые правила прочитан__ые в книгах не всегда соблюдаются

образован__ыми людьми.

Попутно повторяем тему « Н,НН в прилагательных и причастиях».

Карточка 8

Выделите запятыми причастные обороты. Раскройте скобки.

1. Ветви (не)пропускающие солнечных лучей закрывали стену из (не)

обожженных кирпичей.

2. Небо (не)затянутое облаками простиралось над нами.

3. (Не)смолкающий ни на минуту звон нарушал послеобеденный сон.

4. (Не)замедлительные меры будут приняты (не)пременно.

5. Никого (не)боящийся великан допустил (не)простительный обман.

6. Вовсе (не)одинаковые квартиры получили недавно назначенные

командиры.

7. Крайне (не)разумный поступок совершать глупо.

8. (Не)теряющий надежды ученик никогда (не)забывает (не)заполненный

дневник.

Попутно повторяем тему «Слитное и раздельное написание НЕ с

прилагательными и причастиями».



В раздел образования