Напоминание

Туристский поход как инструмент успешной организации туристской деятельности


Автор: Охмат Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДЮТ и Э
Населённый пункт: с.Арзгир
Наименование материала: статья
Тема: Туристский поход как инструмент успешной организации туристской деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Туристский поход

как инструмент успешной организации туристской деятельности.

Сегодня запросы и интересы молодых людей постоянно изменяются. В выборе

тех или иных видов деятельности особенно ярко отражается уровень развития

личности, её направленность, сформированность жизненной позиции.

Существует

множество направлений различной досуговой деятельности:

патриотическое; профилактическое; трудовое; социокультурное; информационное

и др. Одним из реальных потенциалов воспитательной работы, реализующим

данные направления в стремлении к указанному идеалу, является организованная

туристская деятельность, являющаяся комплексным направлением в воспитании

современной молодёжи. Именно, во время экскурсий, походов, экспедиций группа

участников попадает в определенную среду — природную ситуацию, деятельность

в которой помогает развитию активной жизненной позиции, выработке навыков и

привычек

общественного

поведения,

формированию

коллективистских

взаимоотношений.

Туристская деятельность, как средство оздоровления и физического

развития школьников.

Туристская деятельность, прежде всего

является действенным средством

оздоровления и физического развития школьников. В условиях плохой экологии в

больших городах (загазованность, шум и др.), значительного времени пребывания

подростков в закрытых помещениях туристский поход является важным средством

оздоровления и профилактики заболеваний.

Субботний и воскресный походы снимают напряжение от учебы. Дни,

проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии,

позволяют активно, с творческим подъемом и хорошим настроением учиться.

После педагогически правильно организованного похода подросток в течение

нескольких

дней

ощущает

себя

физически

здоровым,

спокойным.

Поход

выходного дня снимает нагрузку учебной недели, а каникулярный поход –

нагрузку учебной четверти.

Важным фактором сохранения и укрепления здоровья в туристском походе

является - движение. «Ходьба доступна по своей физиологической нагрузке почти

всем людям, за исключением тяжёлобольных, – писал доктор медицинских наук

Б.Н. Никитин. — Если пройтись ровным спокойным шагом, то улучшается

кровообращение, вентилируются легкие, а кровь и ткани насыщаются кислородом.

При этом, нервная система успокаивается благодаря некоторой равномерности и

монотонности импульсов, идущих от мышц ног к мозгу. Движение, прежде всего,

растормаживает клетки больших полушарий; кроме того, движение усиливает

циркуляцию воздуха, заставляет сердце работать интенсивнее, а это ускоряет ток

крови и лимфы по сосудам, что в свою очередь улучшает питание мышц,

внутренних органов и головного мозга»'. Вероятно, поэтому медики называют

мышцы «профилактическим сердцем».

Туристская деятельность не только оздоравливает, но и совершенствует

подростка

физически,

вырабатывая

у

него

такие

важные

качества,

как

выносливость, сила, ловкость.

Туристская

деятельность,

как

средство

познания

окружающей

действительности.

Большое

преимущество

туризма

перед

другими

видами

деятельности,

доступными учащимся, – это возможность активного эмоционального познания

окружающей действительности.

Еще с древних времен путешествия были

признаны результативной формой познания подростком окружающего мира и

самого себя, своих возможностей.

Практика советской школы выработала систему познавательной деятельности

ребят в туристских походах. Для учащихся первых - третьих классов это –

знакомство со своим микрорайоном, районом, с ближайшей зоной отдыха, с

окружающей природой; для учащихся четвёртых-шестых классов – знакомство с

культурой и хозяйством родного края, с богатством родной природы; для старших

подростков и юношей – выход за пределы своего края, изучение родины,

знакомство с традициями, культурой

других народов, историческими и

культурными памятниками, с жизнью страны.

В познании родного края воспитываются идейно-политическая зрелость,

убежденность, формируется мировоззрение. У ребят становится шире кругозор,

они учатся находить новое, прогрессивное, видеть отмирающее, уходящее.

В походе по местам боевой и трудовой славы особенно ярко раскрывается

основной нравственный аспект нового человека — сочетание личного и

коллективного. Здесь проходят проверку и закалку такие важные морально-

волевые качества, как честность, скромность, организованность, дисциплина,

смелость,

решительность,

отзывчивость,

доброта,

принципиальность,

товарищество, аккуратность, трудолюбие.

Туризм в большой степени способствует познавательному и исследовательскому

краеведению, усиливает восприятие учащимися краеведческого материала. В

походе происходит конкретизация теоретических знаний, усвоенных в школе, идет

обогащение новыми знаниями и их закрепление в практической деятельности.

Исследования в походе приучают ребят не только смотреть, но и видеть, не только

знать, но и понимать, т.к. активизация восприятия достигается за счёт зримости,

жизненности объектов.

Познавательный интерес меняет существенным образом отношение

подростков к окружающей действительности, изучаемым в школе предметам,

способствует укреплению связи школы с жизнью, стимулирует самостоятельность

и активность в развитии внутриколлективных связей, реализации межпредметных

связей в туристско -краеведческой деятельности.

Походные должности (обязанности) в туристской деятельности,

как

средство самореализации.

Дисциплинированное

поведение

школьника

в

походе

это

не

слепое

послушание, а сознательное и активное стремление каждого к выполнению своего

долга перед туристским коллективом. На этой основе возникают товарищеское

сотрудничество, отношения взаимопомощи, умение и желание подчиняться,

руководить, осуществлять контроль. Цементируют эти отношения единые цели и

задачи туристского коллектива, их высокая общественная значимость. Если в

школе

общественная

деятельность

в

основном

формирует

у

учащегося

нравственные представления, понятия, убеждения, то туристская деятельность

служит основой для закрепления их в поступках, поведении. В связи с этим,

огромное

значение

в

организации

педагогически

целесообразной

жизни

туристского

отряда

имеют

походные

должности,

распределение

которых

приучает подростков к выполнению полезной для всех работы.

Серьёзная подготовка к походу, проведение и подведение итогов требуют

активного

участия

всей

туристской

группы.

Отсутствие

распределения

обязанностей неизбежно ведёт к их дублированию, не стимулирует интерес

учащихся к общественно полезной деятельности, освоению туристской техники,

повышению мастерства, овладению краеведческими знаниями.

Исторически сложилось, что в туристских группах (взрослых и детско-

юношеских) почти каждому участнику предстоящего похода даются конкретные

должности и тем самым закрепляются определённые обязанности.

Опыт передовых туристских коллективов показывает, что при умелом

распределении

походных

должностей

снижаются

перегрузки

учащихся,

значительно повышаются их туристское мастерство и уровень краеведческих

знаний.

Распределение походных должностей целесообразно проводить в начале

туристского цикла, чтобы за 2-4 месяца учащийся освоил их достаточно хорошо.

Таким

образом,

в

течение

3-4

лет

занятий

в

туристско-краеведческом

объединении учащийся сможет освоить все походные должности, что поможет ему

овладеть важными жизненными и ценнейшими коллективистскими навыками,

значительно расширит кругозор.

Походные туристские должности способствуют сплочению коллектива, создают

условия для делового, организованного контакта, дисциплинируют, позволяют

ребятам реализовывать свои способности в общественно-полезной деятельности,

являются основой самоуправления в походной туристской группе, помогают

руководителю похода управлять коллективом.

Туристская деятельность, как средство эстетического воспитания.

Неотъемлемой

частью

туристско-краеведческой

деятельности

является

эстетическое воспитание, которое начинается с общения с родной природой.

Туризм учит видеть, «пробовать на вкус» природу, наблюдать и описывать её.

На природе рождаются глубокие мысли, философские обобщения, восхищение.

Общение с природой оттачивает, утончает эстетическое чувство, воспитывает

любовь к ней, её понимание. Это обусловливается возможностью наблюдать

природу, делать сравнения с произведениями искусства – в живописи, поэзии,

музыке.

Воспитывать ребёнка эстетически, вводить в мир прекрасного – значит учить его

видеть и понимать красоту всюду: в природе, искусстве, в трудовой деятельности

людей и их взаимоотношениях. Итогом такого воспитания является развитие

художественного вкуса и нравственно-эстетических идеалов. В туристской

деятельности ребята учатся находить в окружающей жизни прекрасное, стремиться

к нему и передавать своё понимание о прекрасном в художественной форме – в

рисунке, описании, стихотворении, декоративной поделке. Наблюдения природы

во время похода или прогулки обогащают содержание литературных сочинений

ребят; в их восприятии мир природы сливается с миром поэзии, что благотворно

действует на чувства, мысли, воображение, речь. Красота окружающей природы

зримо

входит

в

жизнь

школьников.

Однако

мало

воспитывать

только

созерцательное отношение к природе, важно формировать в подрастающем

поколении созидательное отношение к ней.

Экологическое воспитание подростков – одна из важнейших задач. Большую

работу проводят школьные туристские отряды во время природоохранных походов

и экспедиций. Во время экскурсий, походов, экспедиций ребята знакомятся с

памятниками культуры и истории, изучают предметы быта, фольклор, народное

творчество.

Духовное богатство народа положительно воздействует на формирование

патриотизма,

чувства

гражданственности,

высоких

моральных

качеств,

нравственности, гордости за свою историю и культуру. Поэтому в педагогически

правильно

организованном

походе

зачастую

ставятся

задачи

охраны,

благоустройстве и реставрации памятников истории и культуры.

Туристская деятельности, как средство воздействия

на «трудных»

подростков.

Педагог, впервые совершающий поход с классом, нередко с удивлением

замечает, что его воспитанники в новой для них обстановке становятся иными, чем

виделись ему в школе. Следовательно, изучение поведения подростка в походе

позволяет выбрать оптимальные средства педагогического воздействия на ребенка,

сделать процесс воспитания управляемым, включить в него весь коллектив.

Велико положительное воздействие туристско-краеведческой деятельности на

педагогически

запущенных

ребят.

Трудность

большинства

подростков

формируется постепенно, но ярко, открыто выступает в подростковом возрасте. В

этот период личные притязания трудновоспитуемых ребят остро сталкиваются с

отрицательной

оценкой

их

поведения

классом,

с

неудовлетворительными

социальными

ожиданиями

коллектива.

Возникает

конфликт,

первоначально

внутренний, в сознании.

Утверждение в коллективе сверстников через учебный процесс – путь тяжёлый

и для подростка, и для педагога. Становление через более доступные для подростка

виды деятельности, в том числе туристскую, идёт значительно легче и быстрее.

Туризм успешно связывает подростка с учебной деятельностью. Педагогу это

даёт возможность использовать туризм как средство расширения кругозора

подростка, накопления им знаний, формирования интереса к учёбе.

Предоставляя подростку более лёгкий для него, чем учёба, вид деятельности,

школа даёт ему возможность показать себя в этой работе. Через туристскую

деятельность подросток может восстановить потерянные позиции. Отношение к

нему одноклассников и педагогов меняется в походе и позже переносится на

школьную обстановку. Трудновоспитуемый подросток возвращается к нормальной

школьной жизни: прекращает прогуливать, становится дисциплинированным,

активно участвует в общественно полезной деятельности, проявляет интерес к

отдельным предметам и как конечный результат меняет отношение к учёбе.

Практика показывает, что туристско-краеведческая деятельность «вырывает»

педагогически запущенных подростков из отрицательной микросреды. Особенно

положительное

воздействие

оказывает

сам

поход,

который,

как

правило,

организуется в выходные, праздничные и каникулярные дни, т.е. на время, когда

общение в неформальных группах во дворе, на улице и в домашней обстановке

особенно интенсивно.

Таким образом, педагогически правильно построенная туристская работа с

трудновоспитуемыми подростками увлекает их, помогает понять, что окружающий

мир бесконечно интересен, вызывает стремление найти своё место в жизни. А

вовлечение детей в туристские походы предотвращает риск правонарушений и

преступлений.

Туристская

деятельность,

как

средство

активного

взаимодействия

родителей и детей.

В последние годы в туристско-краеведческую и экскурсионную работу активно

включаются родители.

Они становятся участниками однодневных походов,

экскурсионных поездок, экспедиций и т. д., так как туризм является доступным

людям любого возраста.

Длительное

общение

с

природой,

активное

передвижение,

радость

неформального дружеского общения, дают возможность прекрасно отдохнуть от

повседневных забот, от «шума городского», получить отличный заряд бодрости и

закалки делают туристские походы лучшим видом отдыха выходного дня.

Благодаря таким походам,

путешествиям, экскурсиям

возникает тесная связь

между родителями, детьми, педагогом.

Участие родителей в туристической деятельности детей помогает им узнать

своего ребёнка с совершенно неожиданной стороны, и, главное - духовно сближает

родителей и детей.

И

нтересно наблюдать, как

дети обучают элементарным

туристским навыкам своих родителей: ставить палатку, преодолевать переправу

,

разжигать костёр, обустраивать бивуак, ориентироваться по карте и на местности,

выполняя простейшие туристско – краеведческие задания, при этом родители

в

свою

очередь

выполняют

все

указания

своих

детей

.

Все

сплачиваются,

поднимается настроение.

В связи с этим можно составлять интересные в познавательном, воспитательном

и оздоровительном отношении маршруты для

детей и родителей. В такие

маршруты целесообразно включать посещение объектов природы, культуры,

истории,

народного

хозяйства,

что

позволяет

комплексно

осваивать

достопримечательности родного края.

Туристская деятельность, как средство

определения профориентации и

организаторской активности.

В туристской деятельности трудовое воспитание сливается с политехническим

образованием, которое получают подростки, осваивая навыки походной жизни

(строительство плота, ремонт велосипеда, усовершенствование спортивного

инвентаря и др.) При посещении объектов народного хозяйства учащиеся

знакомятся с технологическими процессами производства, работой специалистов.

Туризм учит подростков общению с рабочими, фермерами, интеллигенцией. В

результате у подростка формируется правильное отношение к труду, что

положительно влияет на выбор профессии. Этому способствуют ролевые позиции,

устанавливающиеся при получении ребятами походных должностей в туристском

отряде. Не случайно многие участники похода, выполняя должности штурмана,

механика, фотографа и т.д., связывают свою жизнь с соответствующими

профессиями.

В совместной трудовой деятельности закаляется характер, формируется

психологическая готовность ребят к труду, накапливается опыт взаимоотношений

друг с другом, со взрослыми. Для подростка, связавшего свой досуг с туризмом,

общественно полезный труд становится потребностью, так как в труде он

испытывает удовлетворение, труд превращается для него в источник радости.

Осознание значимости собственной деятельности усиливает мотивы, которые ее

побуждают и направляют.

В процессе коллективной деятельности формируются организаторские качества

ребят. Этому способствуют такие особенности туристской деятельности, как

четкая организация работы, её коллективный характер, наглядность результатов.

Организаторская активность зависит от общественной ценности коллективного

труда. Важно, чтобы общественная значимость трудовой задачи приобрела для

школьника личностный смысл. Тогда поиск путей наиболее эффективного решения

будет стимулироваться чувством личной ответственности.

Туристская деятельность объединяет в себе целый комплекс разнообразных

видов

деятельности

в

различных

формах:

коммуникативную,

спортивную,

исследовательскую,

познавательную,

трудовую,

игровую.

Именно

поэтому

туристская деятельность представляет собой эффективный инструмент воспитания

личности, способствующий формированию социально-ценностной направленности

мышления

и

поведения

участников,

способствует

развитию

патриотизма,

укреплению культурных связей с родным краем и формированию гражданского

самосознания.



В раздел образования