Автор: Пучкова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Детский сад «Тополек» р.п. Новая Майна»
Населённый пункт: Ульяновская область, Мелекесский район
Наименование материала: Педагогический проект в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) 5-7 лет
Тема: Мой край родной!
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад «Тополек» р.п. Новая Майна»
Педагогический проект
в группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР (ОНР) 5-7 лет
на тему: «Мой край родной»
Авторы проекта
Воспитатели: Пучкова С.Н.
2022 год
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно–творческий.
По характеру координации: открытый
По количеству участников: групповой
Срок реализации: сентябрь 2022 года – апрель 2023 года
Участники
-
дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей
направленности
-
воспитатели группы
-
родители воспитанников
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект:
занятия по ознакомлению с окружающим миром.
развитие речи,
изобразительная деятельность,
игровая деятельность,
музыкальная деятельность
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Материал разбит на 4 блока
1 блок: Прошлое, настоящее и будущее родного края. (История родного поселка,
памятные и исторические места, мемориалы памяти и символика поселка)
2 блок: «Никто не забыт! Ничто не забыто!»
3 блок: Народные традиции нашего края
4 блок: Флора и фауна родного края.
Актуальность проекта
Знакомство
детей
с
родным
краем:
с
историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями - формирует у
них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином
своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного
края, полученные в детстве, часто остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое
чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос; с улицей, по
которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную
землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своего
города и Родного края, относится к числу приоритетных направлений работы.
Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет к
ребенку только тогда, когда он поймет, что его край родной – это частица
большой Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине
следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и
крае.
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный
материал через совместный поиск решения проблем, тем самым делая
познавательный
процесс
интересным
и
мотивационным.
Проектная
деятельность развивает творческие способности дошкольников, позволяет
значительно повысить познавательную активность детей.
Цель проекта:
воспитание гражданско - патриотических чувств у детей на
основе культурно-исторических традиций родного края.
Задачи: 1.Расширять и углублять знания детей о поселке, в котором мы
живем,
о
его
истории,
обычаях,
традициях,
достопримечательностях.
Сформировать
представления
о
природных
богатствах
нашего
края:
растительном и животном мире. Расширять и активизировать словарный запас
детей дошкольного возраста
по теме: «Мой край родной».
Формировать
бережное отношение к природе, традициям, культуре и быту родного края
2. Развивать познавательный интерес дошкольников к истории и культуре
своего
края;
обеспечить
благоприятный,
эмоционально-насыщенный
положительный климат в группе и во взаимоотношениях между педагогами и
семьями воспитанников.
3. Воспитывать чувство любви к родному краю; чувство гордости за
принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой
национальности.
Предполагаемый результат:
1.
У детей будут сформированы знания о родном поселке, крае.
2.
Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах,
дискуссиях, других видах деятельности.
3.
Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
4.
Дети проявят внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, будут
способны оказать им посильную помощь.
5.
Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как
культурных и просвещённых людей в развитии края.
Содержание проекта:
Проект
реализуется
поэтапно.
Каждый
этап
включает
совместные
мероприятия с детьми, с родителями воспитанников. Это позволяет помочь
осуществлению поставленной цели и задач проекта, и тем самым достижению
оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к
школьному
обучению
путем
внедрения
в
образовательный
процесс
эффективных инновационных технологий.
Первый этап – организационно-подготовительный (сентябрь 2022г)
-
организация
деятельности
участников
проекта
для
определения
его
содержания и реализации.
- создание развивающей предметно-пространственной среды
Второй этап, практический (октябрь 2022г. – апрель 2023г.) Практический
этап заключается в построении образовательной деятельности на основе
предлагаемого проекта:
- циклы тематических занятий;
- встреча с интересными людьми
- досуговая деятельность;
- продуктивная деятельность.
- Третий этап, обобщающе-аналитический (апрель 2019г.)
Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей.
Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со
взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать
его
и
преобразовывать.
Организация
проектной
деятельности
позволяет
педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры.
Оформление
дидактических
игр
по
краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Мой
край родной», «Я – фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»,
«Собери герб», «Собери матрешку»
Познавательное развитие
Экскурсии по поселку.
Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего
поселка.
Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы:
“Новая Майна
– прошлое и настоящее», «Моя Родина –Поволжье!»,
«Животные и растения Ульяновской области», «Новомайнцы – участники
ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии»,
«Семья. Родословное древо моей семьи»
Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия»
Посещение музея.
Продуктивная деятельность
Народное творчество Поволжья
Лепка «Животные и птицы Поволжья»
Создание папки рисунков «Новая Майна – глазами детей и родителей»
Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад».
Оформление фотоальбома «Любимые места родного поселка» (глазами
детей и родителей)
Развитие речи
составление творческих рассказов «Мой любимый уголок поселка»
беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая»,
«Мы – дружная семья»
Ознакомление с художественной литературой
Разучивание стихов, песен о родном крае.
Чтение рассказов о Родине
Музыка
Разучивание песни «Во поле березка стояла»
«Мы играем в оркестр народных инструментов»
Формы и методы работы с родителями
1.
Беседы с родителями о важности данной проблемы
2.
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
3.
Изготовление семейных альбомов
4.
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами
русского быта
5.
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
6.
Оформление альбомов “Достопримечательности моего поселка”, «Птицы
родного края», «Природа нашего края»
7.
Информация для родителей «История родного поселка».