Напоминание

«Создание комфортной среды для детей с ЗПР»


Автор: Петухова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №76 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: Выступление на КМО воспитателей коррекционных групп
Тема: «Создание комфортной среды для детей с ЗПР»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление на КМО воспитателей коррекционных групп 24.04.2024г.

Воспитатель Петухова Е.А.

«Создание комфортной среды

для детей с ЗПР»

Слайд 2

Дошкольный период наиболее значим для вхождения ребенка в мир

социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям

Л.С. Выготского рассматривается как «…врастание в человеческую культуру».

Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом

социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему

общественных отношений.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, охватывая

развитие поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной,

морально-нравственной, межличностной сторон жизни ребенка. Особенно сложно

происходит социализация детей с ЗПР.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с

задержкой

психического

развития

уделяется

значительное

внимание.

Это

обусловлено тенденцией к увеличению количества таких детей. Педагоги обращают

внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими

детьми — их социальное развитие. Психологи и медики отмечают, что у них

значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в

общении. В связи с этим необходимо помочь детям с ЗПР обрести опыт в

реальном социокультурном

пространстве,

направленном

на

формирование

духовности и нравственности личности, семьи, общества.

Одним из

средств

социализации

дошкольников является грамотно

организованная развивающая предметно-пространственная среда группы.

При организации предметно-пространственной среды для дошкольников с

ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая

познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия,

внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому она должна создавать условия для

качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

в

нашей

группе

организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность реализовать

собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.

Проектируя среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с

ЗПР, мы основывались на принципах построения предметно-развивающей среды в

соответствии ФГОС ДО:

– вариативность;

– насыщенность;

– доступность;

– безопасность;

– трансформируемость;

- полифункциональность.

Предметно-развивающая

среда

группы

имеет

характер

открытой,

незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (c помощью мягких

модулей, ширм), постоянно пополняется и обновляется. Размещение оборудования

по центрам развития

позволяет детям объединиться подгруппами по общим

интересам. При организации зон учитываются гендерные особенности детей.

Слайд 3

Познавательная зона (центр науки и экологии).

В

центре

расположена

лаборатория

для

детского

экспериментирования,

оборудованная

инструментарием

и

коллекциями

природных

материалов,

вызывающее у детей особый интерес. Имеются картотеки опытов и наблюдений за

природой, дидактические игры по экологии, альбомы по ознакомлению детей с

животным и растительным миром, а так же природными явлениями,

схемы,

символы, мнемотаблицы, для того, чтобы дети не испытывали затруднения при

выполнении тех или иных действий

.

Оформлены макеты «Лес», «Пустыня»,

«Северный полюс».

Для формирования у детей интереса к опытнической и

исследовательской

деятельности

по

выращиванию

культурных

растений

в

комнатных условиях, мы создали «огород на подоконнике», где в течение всего года

выращиваем с детьми лук, укроп.

Ведется дневник наблюдений, в котором

воспитатель, вместе с детьми, фиксируют результаты ежедневных наблюдений. В

группе, в соответствии с возрастом детей, посажены комнатные растения. Дети с

желанием ухаживают за ними. Для этого имеется необходимый инвентарь: лейки,

палочки для рыхления почвы, тряпочки, клеёнки, пульверизатор.

Для развития элементарных математических представлений обогащена зона

настольно-печатных

игр,

демонстрационных

и

индивидуальных

пособий

на

ориентировку в пространстве и во времени, счет, сенсорные эталоны, совместно с

родителями, изготовлен

математический бизиборд, что вызывает у детей

положительные эмоции и желание заниматься, играть, оперировать с ними, а значит

познавать.

Деятельность

в

познавательной

зоне

позволяет

детям

осваивать

внеситуативно- познавательную форму общения со взрослыми и сверстниками, а

так же нормы поведения в коллективе

Слайд 4

Зона речевого развития.

Содержание

центра

зависит

от

лексической

темы

недели.

Весь

дидактический материал по теме располагается в доступном для детей месте (на

открытых стеллажах и мольберте). Дидактические игры имеют несколько вариантов

использования, учитывают возраст и особенности речевого развития детей. Центр

обогащен

наборами предметных и сюжетных картинок, мнемотаблицами для

пересказа и составления рассказов, альбомами, иллюстрациями, открытками,

фотографиями по разным темам, наличием картотеки речевых игр. В кабинете

учителя-логопеда собран богатый материал необходимый для автоматизации и

дифференциации поставленных звуков, пособия по развитию речи для групповой и

индивидуальной работы с детьми.

Детям доступна библиотека, где

представлена

литература по разным

жанрам.

Кроме

художественной

литературы

можно

воспользоваться

энциклопедиями,

папками

и

альбомами

с

разнообразным

иллюстративным

материалом. К юбилейным датам детских писателей и поэтов в нашей библиотеке

организуются выставки их книг.

Родители совместно с детьми участвуют в

конкурсах

«Книжки-малышки»

своими

руками»,

«Нарисуй

иллюстрацию

к

любимой сказке». Наши дети принимают активное участие в конкурсах чтецов

среди детей детского сада и городских конкурсах среди детей с ОВЗ.

Слайд 5

Физкультурно-оздоровительная зона.

В свободное время наши дети имеют возможность совершенствовать все

виды движений в физкультурно-оздоровительном центре группы. Для этого есть все

необходимое:

«Дорожка

здоровья»,

массажные

коврики

для

профилактики

плоскостопия,

гимнастические

палки,

обручи,

атрибуты

для

подвижных

и

спортивных игр, нестандартное спортивное оборудование, изготовленное своими

руками. Большой выбор нетрадиционного оборудования: «Бабочки и цветочки» для

дыхательной

гимнастики;

«эспандеры»,

«штанга»,

«Воздушный

футбол»,

«Минибоулинг», кольцеброс, игра «Джунгли зовут», «кочки», разные виды дорожек

для профилактики плоскостопия.

Особое внимание уделено оборудованию для

развития мелкой моторики: массажные мячи, «массажные варежки», «моталочки» и

др.

Спортивная

зона

оснащена

дидактическим

материалом:

картотеками

подвижных игр, дыхательной, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз;

альбомами о зимних и летних видах спорта. Для развития самостоятельности

представлены алгоритмы, схемы выполнения упражнений. Во время занятий в

физкультурно-оздоровительном центре у детей формируются социальные ценности,

устанавливаются определенные правила поведения, которые служат основой для

повышения

уверенности

дошкольника,

его

самооценки

в

целом,

а

также

формируется положительная мотивация стать лучше.

Слайд 6

Зона конструктивно-модельной деятельности.

В этом центре реализуется самостоятельная творческая конструктивно –

модельная

деятельность

детей

с

различными

видами

конструкторов,

строительными материалами. Каждый вид конструктора снабжен схемами поделок,

фотографиями и рисунками архитектурных сооружений.

Чаще всего этим видом

деятельности занимаются мальчики, поэтому рядом с центром расположен «гараж»

для машин и игрушки для обыгрывания построек. Данный вид

деятельности

оказывает

положительное

влияние

не

только

на

формирование

у

детей

конструктивных

и творческих способностей, но и на формирование

детской

инициативы, самостоятельности в игре,

готовности ребенка к общению со

сверстниками.

Слайд 7

Музыкально-театральная зона.

В этом центре реализуется самостоятельная творческая и театрализованная

деятельность детей с различными видами театра и музыкальных инструментов.

В музыкальной зоне расположены инструменты и игрушки для музицирования,

музыкально-дидактические игры и пособия, портреты композиторов, самодельные

инструменты для шумового оркестра. В театрализованной зоне представлены

разнообразные виды театра: пальчиковый, настольный, театр масок, теневой театр,

бибабо, штоковый, театр на тарелочках, театр игрушек, театр на фланелеграфе и др.

Для

успешного

формирования

творческой

активности

детей

в

театрализованной деятельности, в «Уголок ряженья»

подобраны необходимые

атрибуты, которые помогают детям взять на себя какую-либо роль и погрузиться в

выбранный образ.

В содержание праздничных утренников мы включаем мини-постановки с участием

детей, хоровые и сольные песни, игру на музыкальных инструментах, танцевальные

номера, что позволяет

детям преодолеть свою неуверенность, скованность,

проявить творческую активность.

Слайд 8

Центр социально – коммуникативного развития.

Центр представлен разнообразным оборудованием для сюжетно – ролевых

игр в соответствии с возрастом и особенностями развития детей. Сюжетно-

ролевые игры расположены в отдельных контейнерах на стеллажах и отмечены

специальными

маркерами.

Дети имеют возможность самостоятельно выбрать

нужные им атрибуты в соответствии с игровым замыслом и переносят игровой

материал в удобное для них место, для самостоятельного построения игрового

пространства. Для разграничения игровой зоны используются мягкие модули и

ширмы, которые превращаются в «прилавок магазина», детали мебели, стену

медицинского кабинета и др.

Для развития

игровых сюжетов мы проводим

большую предварительную работу: организуем целевые прогулки, читаем рассказы

о

профессиях

с

показом

иллюстраций,

используем

тематические

беседы,

дидактические и театрализованные игры, обыгрываем ситуации.

В процессе

сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные роли, овладевают необходимыми

навыками общения, у

них развивается познавательная, эмоциональная и личностная

сфера,

формируются

способности

выражать

отношение

к

окружающей

действительности.

Слайд 9

Центр художественного творчества.

Продуктивная деятельность – одна из самых любимых у детей. В центре

творчества собраны

изделия

народных

художественных промыслов.

Центр

оснащен разнообразным изобразительным материалом, оборудованием для лепки и

аппликации. В свободном доступе имеются наглядный дидактический материал,

альбомы для рассматривания, дидактические игры. В самостоятельной деятельности

дети используют технологические карты по рисованию, лепке, аппликации, что

позволяет

возможность овладения умением работать по образцу.

Работы детей

выставляются на выставке, расположенной рядом с уголком.

Занимаясь в

коллективе, у ребенка формируются качества, необходимые для успешной

социализации - взаимопомощь, терпимость, позитивное отношение к чужим

мыслям, идеям, результатам творческой деятельности.

Слайд 10

Зона психологической разгрузки.

У детей с задержкой психического развития

наблюдается отставание в

развитии эмоций. Наиболее выраженными проявлениями являются эмоциональная

неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, отмечается состояние

беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений

и контрастных проявлений эмоций.

С этой целью в группе создана зона

психологической разгрузки, где

дети уединяются

для отдыха,

успокоения,

релаксации.

Для коррекции эмоциональной сферы нами изготовлены игры на

развитие эмоций: «Эмоциональный портрет», «Куб эмоций» и др. Отследить

эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря уголку

«Мое настроение», который повесили при входе в группу.

Центр оснащен

предметами для выражения негативных эмоций: подушками для битья, подушками-

поплакушками,

«Баночкой

гнева».

Для

расслабления

дошкольников

могут

использоваться

массажёры, небольшие мячики-ёжики, корзинка с клубочками

разного цвета и фактуры

.

Одним из условий психологической комфортности является сохранение связи

с домом, поэтому мы создали фотоальбом «Моя семья» с фотографиями членов

семьи. Работа в центре психологической разгрузки помогает детям снять

психологическое напряжение, учиться соотносить не только свое настроение, но и

настроение своих друзей, проявлять способность к волевым усилиям.

Модель

развивающей предметно – пространственной среды, созданная в

группе, способствует созданию комфортных условий для детей, их социализации,

возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, развитию

двигательной активности, условий для реализации образовательной программы с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей с ЗПР.



В раздел образования