Автор: Петухова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №76 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: Выступление на КМО воспитателей коррекционных групп
Тема: «Создание комфортной среды для детей с ЗПР»
Раздел: дошкольное образование
Выступление на КМО воспитателей коррекционных групп 24.04.2024г.
Воспитатель Петухова Е.А.
«Создание комфортной среды
для детей с ЗПР»
Слайд 2
Дошкольный период наиболее значим для вхождения ребенка в мир
социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям
Л.С. Выготского рассматривается как «…врастание в человеческую культуру».
Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом
социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему
общественных отношений.
Детский сад является одним из основных институтов социализации, охватывая
развитие поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной,
морально-нравственной, межличностной сторон жизни ребенка. Особенно сложно
происходит социализация детей с ЗПР.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с
задержкой
психического
развития
уделяется
значительное
внимание.
Это
обусловлено тенденцией к увеличению количества таких детей. Педагоги обращают
внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими
детьми — их социальное развитие. Психологи и медики отмечают, что у них
значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в
общении. В связи с этим необходимо помочь детям с ЗПР обрести опыт в
реальном социокультурном
пространстве,
направленном
на
формирование
духовности и нравственности личности, семьи, общества.
Одним из
средств
социализации
дошкольников является грамотно
организованная развивающая предметно-пространственная среда группы.
При организации предметно-пространственной среды для дошкольников с
ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая
познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия,
внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому она должна создавать условия для
качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
в
нашей
группе
организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность реализовать
собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.
Проектируя среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с
ЗПР, мы основывались на принципах построения предметно-развивающей среды в
соответствии ФГОС ДО:
– вариативность;
– насыщенность;
– доступность;
– безопасность;
– трансформируемость;
- полифункциональность.
Предметно-развивающая
среда
группы
имеет
характер
открытой,
незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (c помощью мягких
модулей, ширм), постоянно пополняется и обновляется. Размещение оборудования
по центрам развития
позволяет детям объединиться подгруппами по общим
интересам. При организации зон учитываются гендерные особенности детей.
Слайд 3
Познавательная зона (центр науки и экологии).
В
центре
расположена
лаборатория
для
детского
экспериментирования,
оборудованная
инструментарием
и
коллекциями
природных
материалов,
вызывающее у детей особый интерес. Имеются картотеки опытов и наблюдений за
природой, дидактические игры по экологии, альбомы по ознакомлению детей с
животным и растительным миром, а так же природными явлениями,
схемы,
символы, мнемотаблицы, для того, чтобы дети не испытывали затруднения при
выполнении тех или иных действий
.
Оформлены макеты «Лес», «Пустыня»,
«Северный полюс».
Для формирования у детей интереса к опытнической и
исследовательской
деятельности
по
выращиванию
культурных
растений
в
комнатных условиях, мы создали «огород на подоконнике», где в течение всего года
выращиваем с детьми лук, укроп.
Ведется дневник наблюдений, в котором
воспитатель, вместе с детьми, фиксируют результаты ежедневных наблюдений. В
группе, в соответствии с возрастом детей, посажены комнатные растения. Дети с
желанием ухаживают за ними. Для этого имеется необходимый инвентарь: лейки,
палочки для рыхления почвы, тряпочки, клеёнки, пульверизатор.
Для развития элементарных математических представлений обогащена зона
настольно-печатных
игр,
демонстрационных
и
индивидуальных
пособий
на
ориентировку в пространстве и во времени, счет, сенсорные эталоны, совместно с
родителями, изготовлен
математический бизиборд, что вызывает у детей
положительные эмоции и желание заниматься, играть, оперировать с ними, а значит
познавать.
Деятельность
в
познавательной
зоне
позволяет
детям
осваивать
внеситуативно- познавательную форму общения со взрослыми и сверстниками, а
так же нормы поведения в коллективе
Слайд 4
Зона речевого развития.
Содержание
центра
зависит
от
лексической
темы
недели.
Весь
дидактический материал по теме располагается в доступном для детей месте (на
открытых стеллажах и мольберте). Дидактические игры имеют несколько вариантов
использования, учитывают возраст и особенности речевого развития детей. Центр
обогащен
наборами предметных и сюжетных картинок, мнемотаблицами для
пересказа и составления рассказов, альбомами, иллюстрациями, открытками,
фотографиями по разным темам, наличием картотеки речевых игр. В кабинете
учителя-логопеда собран богатый материал необходимый для автоматизации и
дифференциации поставленных звуков, пособия по развитию речи для групповой и
индивидуальной работы с детьми.
Детям доступна библиотека, где
представлена
литература по разным
жанрам.
Кроме
художественной
литературы
можно
воспользоваться
энциклопедиями,
папками
и
альбомами
с
разнообразным
иллюстративным
материалом. К юбилейным датам детских писателей и поэтов в нашей библиотеке
организуются выставки их книг.
Родители совместно с детьми участвуют в
конкурсах
«Книжки-малышки»
своими
руками»,
«Нарисуй
иллюстрацию
к
любимой сказке». Наши дети принимают активное участие в конкурсах чтецов
среди детей детского сада и городских конкурсах среди детей с ОВЗ.
Слайд 5
Физкультурно-оздоровительная зона.
В свободное время наши дети имеют возможность совершенствовать все
виды движений в физкультурно-оздоровительном центре группы. Для этого есть все
необходимое:
«Дорожка
здоровья»,
массажные
коврики
для
профилактики
плоскостопия,
гимнастические
палки,
обручи,
атрибуты
для
подвижных
и
спортивных игр, нестандартное спортивное оборудование, изготовленное своими
руками. Большой выбор нетрадиционного оборудования: «Бабочки и цветочки» для
дыхательной
гимнастики;
«эспандеры»,
«штанга»,
«Воздушный
футбол»,
«Минибоулинг», кольцеброс, игра «Джунгли зовут», «кочки», разные виды дорожек
для профилактики плоскостопия.
Особое внимание уделено оборудованию для
развития мелкой моторики: массажные мячи, «массажные варежки», «моталочки» и
др.
Спортивная
зона
оснащена
дидактическим
материалом:
картотеками
подвижных игр, дыхательной, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз;
альбомами о зимних и летних видах спорта. Для развития самостоятельности
представлены алгоритмы, схемы выполнения упражнений. Во время занятий в
физкультурно-оздоровительном центре у детей формируются социальные ценности,
устанавливаются определенные правила поведения, которые служат основой для
повышения
уверенности
дошкольника,
его
самооценки
в
целом,
а
также
формируется положительная мотивация стать лучше.
Слайд 6
Зона конструктивно-модельной деятельности.
В этом центре реализуется самостоятельная творческая конструктивно –
модельная
деятельность
детей
с
различными
видами
конструкторов,
строительными материалами. Каждый вид конструктора снабжен схемами поделок,
фотографиями и рисунками архитектурных сооружений.
Чаще всего этим видом
деятельности занимаются мальчики, поэтому рядом с центром расположен «гараж»
для машин и игрушки для обыгрывания построек. Данный вид
деятельности
оказывает
положительное
влияние
не
только
на
формирование
у
детей
конструктивных
и творческих способностей, но и на формирование
детской
инициативы, самостоятельности в игре,
готовности ребенка к общению со
сверстниками.
Слайд 7
Музыкально-театральная зона.
В этом центре реализуется самостоятельная творческая и театрализованная
деятельность детей с различными видами театра и музыкальных инструментов.
В музыкальной зоне расположены инструменты и игрушки для музицирования,
музыкально-дидактические игры и пособия, портреты композиторов, самодельные
инструменты для шумового оркестра. В театрализованной зоне представлены
разнообразные виды театра: пальчиковый, настольный, театр масок, теневой театр,
бибабо, штоковый, театр на тарелочках, театр игрушек, театр на фланелеграфе и др.
Для
успешного
формирования
творческой
активности
детей
в
театрализованной деятельности, в «Уголок ряженья»
подобраны необходимые
атрибуты, которые помогают детям взять на себя какую-либо роль и погрузиться в
выбранный образ.
В содержание праздничных утренников мы включаем мини-постановки с участием
детей, хоровые и сольные песни, игру на музыкальных инструментах, танцевальные
номера, что позволяет
детям преодолеть свою неуверенность, скованность,
проявить творческую активность.
Слайд 8
Центр социально – коммуникативного развития.
Центр представлен разнообразным оборудованием для сюжетно – ролевых
игр в соответствии с возрастом и особенностями развития детей. Сюжетно-
ролевые игры расположены в отдельных контейнерах на стеллажах и отмечены
специальными
маркерами.
Дети имеют возможность самостоятельно выбрать
нужные им атрибуты в соответствии с игровым замыслом и переносят игровой
материал в удобное для них место, для самостоятельного построения игрового
пространства. Для разграничения игровой зоны используются мягкие модули и
ширмы, которые превращаются в «прилавок магазина», детали мебели, стену
медицинского кабинета и др.
Для развития
игровых сюжетов мы проводим
большую предварительную работу: организуем целевые прогулки, читаем рассказы
о
профессиях
с
показом
иллюстраций,
используем
тематические
беседы,
дидактические и театрализованные игры, обыгрываем ситуации.
В процессе
сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные роли, овладевают необходимыми
навыками общения, у
них развивается познавательная, эмоциональная и личностная
сфера,
формируются
способности
выражать
отношение
к
окружающей
действительности.
Слайд 9
Центр художественного творчества.
Продуктивная деятельность – одна из самых любимых у детей. В центре
творчества собраны
изделия
народных
художественных промыслов.
Центр
оснащен разнообразным изобразительным материалом, оборудованием для лепки и
аппликации. В свободном доступе имеются наглядный дидактический материал,
альбомы для рассматривания, дидактические игры. В самостоятельной деятельности
дети используют технологические карты по рисованию, лепке, аппликации, что
позволяет
возможность овладения умением работать по образцу.
Работы детей
выставляются на выставке, расположенной рядом с уголком.
Занимаясь в
коллективе, у ребенка формируются качества, необходимые для успешной
социализации - взаимопомощь, терпимость, позитивное отношение к чужим
мыслям, идеям, результатам творческой деятельности.
Слайд 10
Зона психологической разгрузки.
У детей с задержкой психического развития
наблюдается отставание в
развитии эмоций. Наиболее выраженными проявлениями являются эмоциональная
неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, отмечается состояние
беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений
и контрастных проявлений эмоций.
С этой целью в группе создана зона
психологической разгрузки, где
дети уединяются
для отдыха,
успокоения,
релаксации.
Для коррекции эмоциональной сферы нами изготовлены игры на
развитие эмоций: «Эмоциональный портрет», «Куб эмоций» и др. Отследить
эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря уголку
«Мое настроение», который повесили при входе в группу.
Центр оснащен
предметами для выражения негативных эмоций: подушками для битья, подушками-
поплакушками,
«Баночкой
гнева».
Для
расслабления
дошкольников
могут
использоваться
массажёры, небольшие мячики-ёжики, корзинка с клубочками
разного цвета и фактуры
.
Одним из условий психологической комфортности является сохранение связи
с домом, поэтому мы создали фотоальбом «Моя семья» с фотографиями членов
семьи. Работа в центре психологической разгрузки помогает детям снять
психологическое напряжение, учиться соотносить не только свое настроение, но и
настроение своих друзей, проявлять способность к волевым усилиям.
Модель
развивающей предметно – пространственной среды, созданная в
группе, способствует созданию комфортных условий для детей, их социализации,
возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, развитию
двигательной активности, условий для реализации образовательной программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей с ЗПР.