Напоминание

"Воспитание нравственных качеств путем беседы у незрячих детей"


Автор: Лариса Александровна Андреева
Должность: учитель
Учебное заведение: КОГОБУ "Центр дистанционного образования детей"
Населённый пункт: город Киров Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание нравственных качеств путем беседы у незрячих детей"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание нравственных качеств путём беседы у

незрячих детей.

Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании.

Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.

Л.Н.Толстой.

Сегодня наше государство переживает период кардинальной перестройки

во всех областях жизни. Таким образом, воспитание является одной из

важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением.

Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному

развитию личности школьника.

Наивно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное,

внеурочное, что это забота классных руководителей, вожатых, организаторов,

завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок.

На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но

урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и

продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать

так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным

общением, продуманным взаимодействием.

Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования

его личности.Но не всякое содержание учебного занятия позволяет

воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных

переживаний затрагивает мотивационную сферу психики учащихся.

Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и

стандартизации. Примерами могут быть уроки русского языка и литературы.

Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем

использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная

необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих,

творческих, со всемерно развитым мышлением..

На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую

направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно

происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни». Это

развивает стремление к нравственному действию.

Обучение незрячих детей вызывает определённые трудности, а воспитание

нравственных качеств подавно. Незрячий ученик может осознать проблему

только через слух и тактильные ощущения.На уроке используется

преимущественно форма беседы, поэтому изучаемый материал закрепляется на

основе жизненного опыта учеников. Например, фрагменты беседы с урока

литературы в 6 классе при изучении биографии писателя (Жизнь и творчество

И.А. Крылова). Необходимо прочитать статью и выяснить роль мамы в жизни

писателя, а затем провести параллель с ролью мамы в жизни ученика.

Подчеркнуть и показать значимость заботы ученика о своей маме. С урока

русского языка в 8 классе при написании сочинения-описания внешности

человека. Ученик описывает портрет мамы по тактильной памяти. Говорит о

помощи маме и выражении любви к ней.

Таким образом, оба ученика определяют роль мамы в их жизни, но

осознают это только через прикосновения маминых рук, через её слова, а

большая часть заботы и любви остаётся для них невидимой, поэтому

необходимо обращать внимание на значение родителей в жизни учеников. В

беседе по работе с текстом при подготовке к итоговому устному собеседованию

9 класс (текст о Елизавете Глинке) ученица определяет роль нравственных

качеств при формировании личности человека, позволяя задуматься о своих

этических категориях.

Каждый урок нацелен на преодоление противоречий, трудностей,

возникающих у незрячих учащихся. Посильные трудности, преграды в

процессе обучения являются движущими силами, направляющими ученика на

достижение успешного результата. Преодоление противоречий должно

сопровождаться соблюдением нравственных норм поведения личности,

опираться на ее положительные качества.

Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его

самопознании, самовоспитании и саморазвитии.



В раздел образования