Автор: Бортник Виктория Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Вдохновение"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: конспект урока
Тема: Работа в ансамбле гитаристов (Вивальди Анданте)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Центр детского творчества «Вдохновение»
г.о. Самара
Открытый урок на тему:
«Работа над дуэтом в выпускном классе гитары»
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Бортник Виктория Владимировна
Самара
2024
Открытый урок на тему: «Работа над дуэтом в выпускном классе гитары»
Цель урока: формирование, развитие навыков совместного исполнительства. Развитие
художественного вкуса учащегося, воспитание музыкально-эстетического чувства, умение
грамотного исполнения музыкального произведения в ансамбле.
Задачи:
• образовательная: развивать ритмическую точность. Играть синхронно, в едином темпе.
Работать над художественным исполнением: тембральным единством, точным соблюдение
динамики, авторских указаний.
• воспитательная: формировать интерес к данному виду работы, умение слушать и
контролировать себя во время исполнения. Научить слушать и слышать друг друга.
• развивающая: формировать и развивать исполнительские навыки игры на гитаре, понимать
исполнительские задачи и способы их решения.
Тип урока: комбинированный урок
Форма проведения: смешанная
Методы обучения: словесный, практический, метод показа.
Оборудование: класс для занятий, инструменты (гитары), пюпитры, метроном, компьютер
(колонки).
Характеристика урока: открытый.
План урока:
1. Введение
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Основная часть.
Показ видео-ролика о композиторе.
Работа над музыкальным произведением. Развитие ансамблевой игры.
(Дуэт Антонио Вивальди Анданте).
5. Домашнее задание.
6. Итог урока.
Ход урока
1.
Введение
Ансамбль – это французское слово, и переводится оно как «вместе».
А
вместе
– это
согласованное
звучание нескольких инструментов.
Под
этим
подразумеваются одинаковые: трактовка, приёмы игры, музыкальные возможности исполнителей,
примерно равные по качеству инструменты.
Практика
показывает,
что занятия
ансамблем
способствуют
развитию всего
комплекса профессиональных музыкально- исполнительских способностей.
Развивается
музыкальный слух:
мелодический,
гармонический
и
полифонический;
тембровый,
динамический; чувство ритма, музыкальная память,
музыкальное
мышление, творческое воображение.
Укрепляются двигательно-моторные навыки.
Развиваются те качества, без
которых
невозможна успешная
исполнительская деятельность: внимание, собранность, быстрота реакции, воля.
В условиях совместной игры развитие способностей идёт более интенсивно.
Работа в коллективе
дисциплинирует в отношении
ритма, даёт ощущение нужного темпа, вырабатывается уверенность, помогает
добиться стабильности в исполнении.
Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает:
- синхронность при взятии и снятии звука;
- согласование приемов звукоизвлечения;
- передача голоса от партнера к партнеру;
- соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;
- соблюдение общности ритмического пульса; единство динамики, фразировки.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Основная часть.
Введение в контекст эпохи. Показ видео-ролика о композиторе.
Работа над музыкальными произведением. Игра в ансамбле дисциплинирует его участников
в ритмическом отношении, активно совершенствует их метроритмические навыки, а также
полифонический, гармонический и тембровый слух.
Кроме того, игра в ансамбле развивает в каждом из исполнителей чувство уверенности в
своих силах, позволяет укрепить творческие позиции. Интерпретация в ансамбле, как и в любом
виде коллективного музицирования – это результат творческих усилий участников, разных по
особенностям творческого мышления, темпераменту, складу характера. Следовательно, возникают
закономерности, не свойственные индивидуальному творчеству. Здесь субъективное начало –
мысли, представления, эмоциональное переживание музыки каждым из исполнителей становятся
объективными, так как все, что думает каждый из ансамблистов высказывается вслух. В результате
возникает своего рода озвученный творческий процесс.
На практике участники дуэта добиваются слаженности и синхронности при вступлении.
Также отрабатывают ритмические моменты (например, игра триолями и двуолями). Используется
метроном.
Происходит работа над динамическими оттенками, общим звуковым балансом, совпадению
тембрального звучания.
Также исполнители определяют темп на данном этапе репетиции и исполняют пьесу целиком
(также возможно использование метронома).
5. Домашнее задание. Отработка ритмических моментов под метроном, динамики и
тембрального звучания произведения.
6. Итог урока
В заключении хотелось бы отметить, что игра в ансамбле является эффективным способом
музыкального
развития
учеников.
Ансамблевое
музицирование
доставляет
участникам
удовольствие и позволяет им в полной мере почувствовать себя музыкантами. А позитивные
эмоции всегда являются серьезным стимулом в дальнейших занятиях музыкой.