Напоминание

Работа в ансамбле гитаристов (Вивальди Анданте)


Автор: Бортник Виктория Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Вдохновение"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: конспект урока
Тема: Работа в ансамбле гитаристов (Вивальди Анданте)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Центр детского творчества «Вдохновение»

г.о. Самара

Открытый урок на тему:

«Работа над дуэтом в выпускном классе гитары»

Выполнила:

педагог дополнительного образования

Бортник Виктория Владимировна

Самара

2024

Открытый урок на тему: «Работа над дуэтом в выпускном классе гитары»

Цель урока: формирование, развитие навыков совместного исполнительства. Развитие

художественного вкуса учащегося, воспитание музыкально-эстетического чувства, умение

грамотного исполнения музыкального произведения в ансамбле.

Задачи:

• образовательная: развивать ритмическую точность. Играть синхронно, в едином темпе.

Работать над художественным исполнением: тембральным единством, точным соблюдение

динамики, авторских указаний.

• воспитательная: формировать интерес к данному виду работы, умение слушать и

контролировать себя во время исполнения. Научить слушать и слышать друг друга.

• развивающая: формировать и развивать исполнительские навыки игры на гитаре, понимать

исполнительские задачи и способы их решения.

Тип урока: комбинированный урок

Форма проведения: смешанная

Методы обучения: словесный, практический, метод показа.

Оборудование: класс для занятий, инструменты (гитары), пюпитры, метроном, компьютер

(колонки).

Характеристика урока: открытый.

План урока:

1. Введение

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Основная часть.

Показ видео-ролика о композиторе.

Работа над музыкальным произведением. Развитие ансамблевой игры.

(Дуэт Антонио Вивальди Анданте).

5. Домашнее задание.

6. Итог урока.

Ход урока

1.

Введение

Ансамбль – это французское слово, и переводится оно как «вместе».

А

вместе

– это

согласованное

звучание нескольких инструментов.

Под

этим

подразумеваются одинаковые: трактовка, приёмы игры, музыкальные возможности исполнителей,

примерно равные по качеству инструменты.

Практика

показывает,

что занятия

ансамблем

способствуют

развитию всего

комплекса профессиональных музыкально- исполнительских способностей.

Развивается

музыкальный слух:

мелодический,

гармонический

и

полифонический;

тембровый,

динамический; чувство ритма, музыкальная память,

музыкальное

мышление, творческое воображение.

Укрепляются двигательно-моторные навыки.

Развиваются те качества, без

которых

невозможна успешная

исполнительская деятельность: внимание, собранность, быстрота реакции, воля.

В условиях совместной игры развитие способностей идёт более интенсивно.

Работа в коллективе

дисциплинирует в отношении

ритма, даёт ощущение нужного темпа, вырабатывается уверенность, помогает

добиться стабильности в исполнении.

Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает:

- синхронность при взятии и снятии звука;

- согласование приемов звукоизвлечения;

- передача голоса от партнера к партнеру;

- соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;

- соблюдение общности ритмического пульса; единство динамики, фразировки.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Основная часть.

Введение в контекст эпохи. Показ видео-ролика о композиторе.

Работа над музыкальными произведением. Игра в ансамбле дисциплинирует его участников

в ритмическом отношении, активно совершенствует их метроритмические навыки, а также

полифонический, гармонический и тембровый слух.

Кроме того, игра в ансамбле развивает в каждом из исполнителей чувство уверенности в

своих силах, позволяет укрепить творческие позиции. Интерпретация в ансамбле, как и в любом

виде коллективного музицирования – это результат творческих усилий участников, разных по

особенностям творческого мышления, темпераменту, складу характера. Следовательно, возникают

закономерности, не свойственные индивидуальному творчеству. Здесь субъективное начало –

мысли, представления, эмоциональное переживание музыки каждым из исполнителей становятся

объективными, так как все, что думает каждый из ансамблистов высказывается вслух. В результате

возникает своего рода озвученный творческий процесс.

На практике участники дуэта добиваются слаженности и синхронности при вступлении.

Также отрабатывают ритмические моменты (например, игра триолями и двуолями). Используется

метроном.

Происходит работа над динамическими оттенками, общим звуковым балансом, совпадению

тембрального звучания.

Также исполнители определяют темп на данном этапе репетиции и исполняют пьесу целиком

(также возможно использование метронома).

5. Домашнее задание. Отработка ритмических моментов под метроном, динамики и

тембрального звучания произведения.

6. Итог урока

В заключении хотелось бы отметить, что игра в ансамбле является эффективным способом

музыкального

развития

учеников.

Ансамблевое

музицирование

доставляет

участникам

удовольствие и позволяет им в полной мере почувствовать себя музыкантами. А позитивные

эмоции всегда являются серьезным стимулом в дальнейших занятиях музыкой.



В раздел образования