Напоминание

Обучение подготовке высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение


Автор: Скачков Никита Александрович
Должность: учитель
Учебное заведение: КОГОБУ ЦДОД
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: статья
Тема: Обучение подготовке высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовка высказываний разных типов речи: описание,

повествование, рассуждение.

Работа над устной речью является метапредметным универсальным учебным

действием. Как построить высказывания разных типов речи? Тип речи — это

способ изложения, который выбирает автор текста. В русском языке

выделяют всего 3 таких типа: повествование, описание и рассуждение.

Повествование

Рассмотрим, из каких элементов должен строиться повествовательный текст.

1.

завязка (начало действия);

2.

развитие действия;

3.

кульминация (самый острый, интересный момент);

4.

развязка (конец действия)

Это было в семидесятые годы. Булату Окуджаве исполнилось 50

лет. Он пребывал в немилости. «Литературная газета» его не

поздравила.

Я решил отправить незнакомому поэту телеграмму. Придумал

нестандартный текст, а именно: «Будь здоров, школяр!» Так

называлась одна его ранняя повесть.

Через год мне удалось познакомиться с Окуджавой. И я напомнил

ему о телеграмме. Я был уверен, что ее нестандартная форма

запомнилась поэту.

Выяснилось, что Окуджава получил в юбилейные дни более ста

телеграмм. Восемьдесят пять из них гласили: «Будь здоров, школяр!»

(Сергей Довлатов, «Соло на ундервуде»)

Проанализируем этот текст.

Завязка – Сергей Довлатов решил поздравить Булата Окуджаву с юбилеем.

Развитие действия – Довлатов придумал, как ему казалось, нестандартный

текст и отправил телеграмму.

Кульминация – Довлатов напомнил Окуджаве о телеграмме.

Развязка – Писатель узнал, что Окуджава получил в 85 таких телеграмм.

Описание

Ещё один тип речи – это описание. Это тип речи, при котором автор

рассказывает о признаках и качествах предмета, места или человека. В

В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков

предмет? каков человек? Какова обстановка?

Строить описание можно по следующему алгоритму:

1.

вступление. Общее впечатление от предмета речи;

2.

признаки предмета речи: описание черт, деталей, частей.

3.

авторская оценка описываемого.

Эти трое мальчишек вместе учились. <…> В той иерархии, которая

выстраивается самопроизвольно в каждой стае, все трое занимали самые

низкие позиции — благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к

жестокости. Илья был длинным и тощим, руки и ноги торчали из коротких

рукавов и штанин. К тому же не было гвоздя и железяки, которые не

вырвали бы клок из его одежды. Его мать, одинокая и унылая Мария

Федоровна, из сил выбивалась, чтобы наставить кривые заплаты

совершенно кривыми руками. Искусство шитья ей не давалось. Илья, всегда

одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, постоянно паясничал и

насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий

способ ее преодоления.

(Людмила Улицкая, «Зелёный шатёр»)

Вступление. Общее впечатление от предмета речи - Илья, Саня и Миха

занимали самые низкие позиции

Признаки предмета речи – Илья был длинный, тощий, одежда его была ему

мала. Кроме того, одежда была рваной.

Авторская оценка описываемого – «паясничанье Ильи – высокий способ

преодоления бедности». В этом фрагменте авторская оценка больше

словесно не выражена, но мы можем понять, что автор сопереживает своим

героям.

Рассуждение

Рассуждением является тип речи, при котором автор текста логически

размышляет о причинах действий, свойств или явлений. В таком тексте автор

выдвигает какой-либо тезис и подробно разбирает его, выражает свои мысли

на конкретную тему.

Построить текст этого типа можно по следующему плану.

1.

тезис – мысль, которую нужно доказать;

2.

обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами,

доказательства;

3.

резюме – итоги, выводы.

Рассуждения бывают следующими:

1.

рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого

следует?);

2.

рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему

предмет именно такой?);

3.

рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила

учительницу. Мое отношение к этому делу можно было бы назвать

чувством обреченности. Так было нужно – заниматься музыкой, как мыть

руки перед едой, а ноги перед сном. Уж очень мама хотела этого. К тому

же мы успели купить инструмент, а бросить занятия при стоящем в доме

инструменте было кощунством. Мне передавался мамин священный ужас

перед торчащим без дела инструментом, словно он мог служить укором не

только маме, но и мне, и даже когда-нибудь моим детям. Таким образом,

моя музыка убивала двух зайцев – оправдывала покупку пианино и, по

выражению папы, сокращала моё «арычное» время.

(Дина Рубина, «Дом за зелёной калиткой»)

Занятия музыкой навязаны героине, это не её самостоятельное решение. В

данном тексте героиня передаёт логику родителей.

1.

Тезис родителей – героиня должна заниматься музыкой.

2.

Аргументация родителей - уже куплен инструмент.

3.

Аргументация родителей – бросить занятие музыкой при стоящем

инструменте – кощунство.

4.

Вывод – по мнению родителей, музыка убивает двух зайцев – дочь

занята и пианино не стоит без дела.

Итак, мы рассмотрели три типа речи. Границы между описанием,

повествованием и рассуждением достаточно условны. Значительно чаще

встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и

повествование; описание и рассуждение; описание с элементами

рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.



В раздел образования