Напоминание

Программа учебного предмета «ЖИВОПИСЬ», 4 года


Автор: Попова Анжелика Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "ДШИ с. Раздольное"
Населённый пункт: НСО с. Раздольное
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области «Изобразительное искусство»
Тема: Программа учебного предмета «ЖИВОПИСЬ», 4 года
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного

образования Новосибирского района Новосибирской области

«Детская школа искусств с. Раздольное»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЖИВОПИСЬ»

Срок реализации: 4 года

с.Раздольное

2022г.

Принято

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Директор МКУДО

«ДШИ с.Раздольное»

МКУДО «ДШИ

с.Раздольное»

__________ П.Г. Вакорин

« 01 » декабря 2022 г.

Разработчик:

Попова

Анжелика

Вячеславовна,

преподаватель

художественных дисциплин МКУДО «ДШИ с.Раздольное»

Содержание

I. Пояснительная записка

-

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе.

-

Срок реализации учебного предмета.

-

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

-

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной

аттестации.

-

Форма проведения учебных аудиторных занятий.

-

Цели и задачи учебного предмета.

-

Структура программы учебного предмета.

-

Методы обучения.

-

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета.

II.

Содержание учебного предмета

-

Учебно-тематический план.

-

Годовые требования.

III.

Ожидаемые результаты

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

-

Критерии оценки.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения

-

Методическая литература.

-

Учебная литература.

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

Одной из ведущих дисциплин в детской художественной школе

является рисунок.

Учебная программа предусматривает изучение основ реалистического

изображения.

Академический рисунок – основа всех видов изобразительного искусства,

знание необходимо каждому профессиональному художнику независимо от

того, какого направления в искусстве он придерживается.

Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств

определяет содержание и организацию образовательного процесса в

образовательном учреждении (далее – ОУ).

Программа составлена в соответствии с федеральными

государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и

условиям реализации дополнительных общеразвивающих программ в

области искусств в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года

№273, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( часть 21 статья 83),

приказом Минкультуры России от 19.11.2013года №191-01-39-106-ГИ.

Программа направлена на:

- выявление одарённых детей в области изобразительного искусства;

- создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно – нравственного и творческого развития детей;

- приобретение учащимися опыта художественной практики и опыта

творческой деятельности;

- приобретение учащимися навыков самостоятельной работы по изучению и

постижению изобразительного искусства;

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира.

Срок реализации учебного предмета.

При реализации программы учебного предмета « Живопись »

3-х-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого

по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

Общая трудоёмкость учебного предмета « живопись » при 3-х-летнем

сроке обучения составляет 252 часа.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

аттестации,

учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой

аттестации

Всего

часов

Год обучения

1

2

3

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные

занятия (в часах)

32

40

32

40

48

60

252

Вид

промежуточной

аттестации по

полугодиям и

итоговая

аттестация

К/Р

К/Р

К/Р

К/Р

К/Р

Итоговая

аттестация

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Живопись» рекомендуется проводить в

малочисленных группах (7 – 10 человек)

Малочисленная группа позволяет преподавателю построить

процесс обучения в соответствии с принципами

дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную

работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия: 3 часа

Самостоятельная работа: 3 часа

Рекомендуемая продолжительность уроков - 45 минут.

Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета:

Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-

эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в

процессе освоения программы учебного предмета художественно-

исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также

выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и

подготовка их к поступлению в образовательные учреждения,

реализующие основные профессиональные образовательные программы в

области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:

-

приобретение детьми знаний, умений и навыков по

выполнению живописных работ, в том числе:

знаний свойств живописных материалов, их возможностей и

эстетических качеств; знаний разнообразных техник живописи;

знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных

закономерностей создания цветового строя;

умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях

пространственно-воздушной среды;

умений изображать объекты предметного мира, пространство,

фигуру человека; навыков в использовании основных техник и

материалов; навыков последовательного ведения живописной

работы;

-

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений

и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные

образовательные программы в области изобразительного искусства.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени,

предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

ожидаемые результаты;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач

предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов,

художественные впечатления). Предложенные методы

работы в рамках предпрофессиональной образовательной

программы являются наиболее продуктивными при реализации

поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на

проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного

творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и

электронными изданиями основной и дополнительной учебной и

учебно-методической литературой по изобразительному искусству,

истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами,

мольбертами, предметами натурного фонда.

Средства обучения

-

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

-

наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия,

плакаты, наглядные пособия по различным графическим и

живописным техникам;

работы выпускников школы и учебные работы из методического

фонда ДШИ;

работы студентов архитектурного факультета Архитектурно-

художественной Академии;

репродукции произведений классиков русского мирового искусства;

-

Схемы и таблицы:

«Цветовой круг»

«Тепло – холодные цвета»

«Оттенки одного цвета»

«Тональные растяжки одного цвета»

-

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,

демонстрационные модели, натюрмортный фонд.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

1 КЛАСС

п/п

Наименование темы

Кол-во

аудиторных

часов

1 полугодие

1

Беседа о живописных материалах, о живописи. Знакомство с

акварелью. Акварельные краски и их свойства. Упражнения

4

2

Характеристики цвета. Основные и дополнительные. Теплые и

холодные цвета. Понятие о составе сложных цветов путем

смешивания. Ахроматические и хроматические цвета.

Упражнения.

4

3

Знакомство с приёмами работы акварелью. Тонально-цветовые

заливки плоскостей. Растяжки одной краски (от тёмного к

светлому, от насыщенного до малонасыщенного). влияние чёрного

и белого на насыщенность

4

4

Этюды осенних листьев. Отработка приёмов работы с акварелью.

заливка, лессировка, мазок. Закрепление понятий «основные»,

«составные цвета». Оттенки одного цвета.

4

Итого:

16

2 полугодие

5

Копирование лоскутка ткани. Закрепление основных приёмов

работы акварелью. Развитие понятий «цветовой фон»,

«насыщенность светлого цвета»

3

6

Этюд овощей и фруктов (яблоко, лимон, слива и т.д.) на

нейтральном цветном фоне, закрепление навыков практической

работы и понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение

собственной и падающей тени в живописи

4

7

Натюрморт с простым предметом быта. Монохром (гризайль).

Драпировка яркая по цвету, без складок. Понятие контраста,

пространства. Лепка формы. Чёткие светотеневые отношения.

Умение последовательно вести учебную работу.

5

8

Натюрморт с простым предметом быта и муляжом овощей или

фруктов. Драпировка яркая по цвету, без складок. Понятие

контраста и пространства

8

Итого:

20

Учебно-тематический план

2 КЛАСС

п/п

Наименование темы

Кол-во

аудиторных

часов

1 полугодие

1

Этюды с осенних листьев. Заливка, лессировка, мазок. отработка

приёмов работы с акварелью. Повторение и закрепление навыков

работы с акварелью (листья крупные, конкретные по форме и

цвету)

4

2

Этюды овощей и фруктов. Обобщённо вылепить форму (арбуз,

тыква, яблоки и т.д) на светлой драпировке. Тональные и цветовые

отношения

4

3

Натюрморт с белым бидоном и двумя драпировками на

нейтральном цветовом фоне и тёмной цветовой драпировкой

(бордовой, тёмно-зелёной или синей). Изменение локального цвета

предмета в зависимости от окружения

4

4

Натюрморт из простых предметов быта (кружка), фруктов на

контрастном фоне. Чёткие тональные отношения. Влияние среды

на предметы

4

Итого:

16

2 полугодие

5

Натюрморт из простых предметов быта с овощами в холодной

цветовой среде. Понятие колорита, цветового строя.

4

6

Натюрморт в тёплой цветовой гамме, при холодном свете.

Определение различий тональных и цветовых родственных цветов

в натюрморте. Предметы простые по форме и чёткие различия

фона. Фон нейтральный, светлый.

4

7

Изображение куба в конкретной цветовой среде. Цвето - тональное

решение в тёплой и холодной гамме окружающего цвета. Понятие

«рефлекс», «среда» в живописи. Изменение цвета в зависимости от

фона и освещения

6

8

Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на тёплом фоне. Влияние

6

окружения на предметы

Итого:

20

Учебно-тематический план

3 КЛАСС

п/п

Наименование темы

Кол-во

аудиторных

часов

1 полугодие

1

Осенний натюрморт (цветы, фрукты). Этюд акварелью

4

2

Натюрморт из двух предметов различия по форме и тону

(гризайль).Передача объёма и пространства тональными

средствами

4

3

Натюрморт из 3-х предметов (берестяная ваза, овощи или фрукты)

4

4

Кратковременное задание. Этюд с овощем (фруктом) и предметом

быта из стекла (гранит – кувшин, лимон - стакан)

4

Итого:

16

2 полугодие

5

Натюрморт из 2-3-х предметов из стекла (тёмный предмет на

светлом фоне). Восприятие рефлексов, передача фактуры

8

6

Натюрморт в тёплой цветовой гамме с чучелом птицы

6

7

Натюрморт, включающий простые предметы быта и фрукты (с

предварительным этюдом)

6

Итого:

20

Учебно-тематический план

4 КЛАСС

п/п

Наименование темы

Кол-во

аудиторных

часов

1 полугодие

1

Натюрморт «Дары леса» (корзина, грибы, ветки рябины и т. д.).

Контрастные цветовые отношения. Разнообразие фактуры,

технических приёмов.

10

2

Тематическая постановка с живой натурой и предварительным

этюдом. Фигура в движении (летние впечатления – «Чистим

грибы», «Сбор урожая» и т.д.)

10

3

Этюд с драпировкой, лежащей в трёх плоскостях и предметами

(стекло, металл) кофейник, стакан. Предметы и драпировка –

разной тональности, контрастные по цвету

12

Итого:

32

2 полугодие

4

Натюрморт в холодной цветовой гамме при тёплом освещении

10

5

Натюрморт из тёмных предметов в среде тёмных драпировок (с

предварительным этюдом). Разобраться в цветовых и тональных

отношениях

10

6

Натюрморт с гипсовым орнаментом в холодной гамме. Освещение

тёплое

10

7

Натюрморт из крупных бытовых предметов в интерьере

10

Итого:

40

Годовые требования

В первые годы обучения задания даются на построение простых

гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных

цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко

используется черный цвет.

В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они

построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура

человека, натюрморт связываются со станковой композицией.

Задания первого класса знакомят учащихся с основами

цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с

акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения

последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции,

конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений

между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки

построения цветовой гармонии.

Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой

гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче

фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные

по форме предметы. Задания даются на решения тонального и

колористического решения, передачу материальности и пространства,

построения более сложной цветовой гармонии.

В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным

тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии,

тональности и колористическом решении, решение пространства и

цельности.

К учащимся класса предъявляются следующие основные требования:

-

самостоятельно выполнять задание по созданию

художественного образа, натюрморта;

-

самостоятельно строить цветовую гармонию;

-

выражать индивидуальное отношение к изображаемому;

-

уметь технически реализовать замысел.

Первый год обучения

1-е полугодие (16 часов), 2-е полугодие (20 часов)

1.Тема

:

Беседа о живописных материалах, о живописи. Знакомство с

акварелью. Акварельные краски и их свойства.

Цель: Изучение возможностей техники акварели.

Задачи: Выполнить упражнение на отработку приёмов работы с акварелью

(заливка, мазок, лессировка).

Материалы: Акварель, бумага ¼ листа.

2. Тема: Характеристики цвета. Основные и дополнительные. Теплые и

холодные цвета. Понятие о составе сложных цветов путем смешивания.

Ахроматические и хроматические цвета.

Цель: Изучение возможностей цвета, его преобразования.

Задачи : Умение составлять сложные цвета путём смешивания, выполнение

упражнений, цветовые растяжки с переходом от тёплых до холодных

оттенков.

Материалы: Акварель, бумага ¼ листа.

3. Тема: Знакомство с приёмами работы акварелью. Тонально-цветовые

заливки плоскостей. Растяжки одной краски (от тёмного к светлому, от

насыщенного до малонасыщенного). влияние чёрного и белого на

насыщенность.

Цель: Изучение и закрепление навыков и умений, закрепление знания

возможностей и характеристик цвета.

Задачи: Растяжка одной краски – от тёмного к светлому, от насыщенного до

малонасыщенного цвета.

Материалы: Акварель, бумага ¼ листа.

4. Тема: Этюды осенних листьев. Отработка приёмов работы с акварелью.

заливка, лессировка, мазок. Закрепление понятий «основные», «составные

цвета». Оттенки одного цвета.

Цель: Использование приёмов работы акварелью, умение последовательно

вести работу.

Задачи: Отработка основных приёмов – заливка, лессировка, мазок.

Закрепление понятий «основной», «составной цвет».

Материалы: Акварель, бумага ¼ листа.

5. Тема:

Копирование лоскутка ткани. Закрепление основных приёмов

работы акварелью.

Цель: Развитие понятий «цветовой фон», «насыщенность светлого цвета».

Задачи: последовательное ведение работы, использование палитры, точное

решение и нахождение нужного цвета. Закрепление навыков и умений.

Материалы: Акварель, бумага ¼ листа.

6. Тема: Этюд овощей и фруктов (яблоко, лимон, слива и т.д.) на

нейтральном цветном фоне, закрепление навыков практической работы и

понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственной и падающей

тени в живописи.

Цель: Лепка формы с учётом светотеневых отношений.

Задачи: Передать характер цветового фона, локального цвета овощей или

фруктов. Решение собственной и падающей тени, рефлекса. Закрепление

навыков и умений работы с акварелью.

Материалы: Акварель, бумага ¼ листа.

7. Тема:

Натюрморт с простым предметом быта. Монохром (гризайль).

Драпировка яркая по цвету, без складок. Понятие контраста, пространства.

Лепка формы. Чёткие светотеневые отношения. Умение последовательно

вести учебную работу.

Цель: Изучить явление светового контраста. решение его с учётом

пространственной среды.

Задачи: выявление в процессе работы формы, объёма предмета, введение его

в среду, разбор тональных отношений.

Материалы: Бумага А3.

8. Тема: Натюрморт с простым предметом быта и муляжом овощей или

фруктов. Драпировка яркая по цвету, без складок. Понятие контраста и

пространства.

Цель: Изучить явление светового контраста. Решение его с учётом

пространственной среды. Понятие «цветовая гамма», использование понятия

«дополнительные цвета».

Задачи: Передать характер цветового тона, локального цвета фруктов,

предмета быта. Решение собственной и падающей тени, рефлекса.

Закрепление навыков и умений работы акварелью. Добиться в натюрморте

решения цельности пространственной среды и предмета, лепка формы

предметов.

Материалы: Акварель, Бумага А3.

Второй год обучения

1-е полугодие (16 часов), 2-е полугодие (20 часов).

1.Тема

:

Этюды с осенних листьев. Заливка, лессировка, мазок.

Отработка приёмов работы с акварелью. Повторение и закрепление навыков

работы с акварелью (листья крупные, конкретные по форме и цвету).

Цель: Использование приёмов работы с акварелью.

Задачи: Отработка основных приёмов – заливка, лессировка, мазок.

Материалы: Бумага ¼ листа.

2.Тема

:

Этюды овощей и фруктов. Обобщённо вылепить форму (арбуз,

тыква, яблоки и т.д) на светлой драпировке. Тональные и цветовые

отношения.

Цель: Восстановит навыки и умения работы с акварелью. Вспомнить

основные задачи живописи и основные понятия.

Задачи: Обобщённо вылепить форму предметов с учётом различных

цветовых и тональных отношений.

Материалы: Бумага ¼ листа.

3.Тема

:

Натюрморт с белым бидоном и двумя драпировками на

нейтральном цветовом фоне и тёмной цветовой драпировкой (бордовой,

тёмно-зелёной или синей). Изменение локального цвета предмета в

зависимости от окружения.

Цель: Понятие контраста, изучение локального цвета предмета в

зависимости от окружения.

Задачи: Найти связь между предметом и средой через рефлексы и полутона

цвета. Закрепление навыков работы акварелью.

Материалы: Бумага ¼ листа.

4.Тема

:

Натюрморт из простых предметов быта (кружка), фруктов на

контрастном фоне. Чёткие тональные отношения. Влияние среды на

предметы.

Цель: Использование в практической работе теоретические знания.

Задачи: Написать натюрморт с учётом цветовых и тональных отношений,

акварель.

Материалы: Бумага ¼ листа.

5.Тема

:

Натюрморт из простых предметов быта с овощами в холодной

цветовой среде. Понятие колорита, цветового строя.

Цель: Закрепление понятия «цветовая гамма».

Задачи: Проработать форму, объём предметов, решить пространство.

Материалы: Бумага ¼ листа.

6.Тема

:

Натюрморт в тёплой цветовой гамме, при холодном свете.

Определение различий тональных и цветовых родственных цветов в

натюрморте. Предметы простые по форме и чёткие различия фона. Фон

нейтральный, светлый.

Цель: Изучить влияние характера освещения в натюрморте.

Задачи: Определение различий тональных и цветовых родственных цветов в

натюрморте.

Материалы: Акварель, бумага А3.

7.Тема

:

Изображение куба в конкретной цветовой среде. Цвето -

тональное решение в тёплой и холодной гамме окружающего цвета. Понятие

«рефлекс», «среда» в живописи.

Цель: Изменение цвета в зависимости от фона и освещения. Изучить

влияние цветовой среды на предмет. Понятие рефлекса, цветовой среды,

«свет», «тень на предмете», «падающая тень».

Задачи: Выполнить два этюда – один в холодной. Другой в тёплой среде.

Изучить изменение цвета в зависимости от фона освещения: «холодный

натюрморт» - освещение тёплое; «теплый натюрморт» - освещение

холодное.

Материалы: Акварель, бумага А3.

8.Тема

:

Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на тёплом фоне.

Влияние окружения на предметы.

Цель: Тональная гармони, связь предметов со средой.

Задачи: Тональная гармони, связь предметов со средой.

Материалы: Бумага ¼ листа.

Третий год обучения

1-е полугодие (16 часов), 2-е полугодие (20 часов).

1.Тема

:

Осенний натюрморт (цветы, фрукты). Этюд акварелью.

Цель: Контрастные цветовые отличия. Сочетания цветовые и тональные.

Восстановление навыков работы акварелью.

Задачи: Контрастные цветовые отличия. Сочетания цветовые и тональные.

Восстановление навыков работы акварелью.

Материалы: Бумага ¼ листа.

2.Тема

:

Натюрморт из двух предметов различия по форме и тону

(гризайль).Передача объёма и пространства тональными средствами.

Цель: передача тональных отношений.

Задачи: Найти различия тона предметов и драпировки. Решение объёма

предметов тональными средствами.

Материалы: Бумага ¼ листа.

3.Тема

:

Натюрморт из 3-х предметов (берестяная ваза, овощи или

фрукты)

Цель: Выполнение подготовительного этюда. Цветовые отношения.

Выравнивание пространства и цветовой гармонии.

Задачи: Выполнение подготовительного этюда. Цветовые отношения.

Выравнивание пространства и цветовой гармонии.

Материалы: Акварель, ¼ листа.

4.Тема

:

Кратковременное задание. Этюд с овощем (фруктом) и

предметом быта из стекла (гранит – кувшин, лимон - стакан).

Цель: Умение использовать технические приёмы акварели. передача

материальности предмета.

Задачи: Использовать метод лессировок или работы акварелью по сырому.

Материалы: Акварель, ¼ листа.

5.Тема

:

Натюрморт из 2-3-х предметов из стекла (тёмный предмет на

светлом фоне). Восприятие рефлексов, передача фактуры.

Цель: Передача материальности предмета.

Задачи: Решить, используя возможности акварели различия фактур

предметов с учётом влияния среды на поверхности предметов.

Материалы: Акварель, ¼ листа.

6.Тема

:

Натюрморт в тёплой цветовой гамме с чучелом птицы.

Цель: Изучить понятие «силуэт». Знакомство с техникой гуаши.

Задачи: Вписать силуэт птицы в среду через рефлексы полутона.

Материалы: Бумага, гуашь, ¼ листа.

7.Тема

:

Натюрморт, включающий простые предметы быта и фрукты (с

предварительным этюдом).

Цель: Наработка навыков работы новым материалом.

Задачи: Светотеневой разбор, решение формы, объём предметов, выявление

пространства.

Материалы: Бумага, гуашь.

Четвёртый год обучения

1-е полугодие (32 часа), 2-е полугодие (40 часов).

1.Тема

:

Натюрморт «Дары леса» (корзина, грибы, ветки рябины и т. д.).

Контрастные цветовые отношения. Разнообразие фактуры, технических

приёмов.

Цель: Разнообразие технических приёмов.

Задачи: Композиционное решении, выделение центра композиции

натюрморта, лепка формы цветов.

Материалы: Масло или гуашь, ½ листа.

2.Тема

:

Тематическая постановка с живой натурой и предварительным

этюдом. Фигура в движении (летние впечатления – «Чистим грибы», «Сбор

урожая» и т.д.).

Цель: Решение силуэта в среде.

Задачи: Композиционные решения.

Материалы: Гуашь, акварель, ½ листа.

3.Тема

:

Этюд с драпировкой, лежащей в трёх плоскостях и предметами

(стекло, металл) кофейник, стакан. Предметы и драпировка – разной

тональности, контрастные по цвету.

Цель: Наработка более совершенных приёмов техники письма акварелью.

Передать материальность предметов.

Задачи: Выполнить задание с учётом передачи объёма предметов, выявление

пространства и цветовой гармонии, влияние рефлексов.

Материалы: Акварель, ½ листа.

4.Тема

:

Натюрморт в холодной цветовой гамме при тёплом освещении.

Цель: Влияние тёплого цвета на цветовые отношения в натюрморте.

Задачи: Решить форму, объём предметов и пространство. определить

различия тональных и цветовых отношений в натюрморте.

Материалы: Гуашь, ½ листа.

5.Тема

:

Натюрморт из тёмных предметов в среде тёмных драпировок (с

предварительным этюдом). Разобраться в цветовых и тональных

отношениях.

Цель: Передать глубину, форму и освещённость предметов.

Задачи: Решение формы, объёма предметов в пространственной среде.

Материалы: Гуашь, ½ листа.

6.Тема

:

Натюрморт с гипсовым орнаментом в холодной гамме.

Освещение тёплое.

Цель: Разобраться в цветовых отношениях. цветовая насыщенность и

пространство.

Задачи: Разобраться в цветовых отношениях. цветовая насыщенность и

пространство.

Материалы: Акварель, ½ листа.

7.Тема

:

Натюрморт из крупных бытовых предметов в интерьере.

Цель: Изучение явления рефлексов.

Задачи: Разобраться в цветовых и тональных отношениях. Передать глубину,

форму и освещённость предметов.

Материалы: Гуашь, ½ листа.

III.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом освоения программы «Живопись» является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-

знание свойств живописных материалов, их возможностей и

эстетических

качеств,

-

знание художественных и эстетических свойств цвета,

основных закономерностей, создания цветового строя;

-

умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях

пространственно воздушной среды;

-

умение изображать объекты предметного мира, пространство,

фигуру человека;

-

умение раскрывать образное и живописно-пластическое

решение в творческих

работах;

-

навыки в использовании основных техник и материалов;

-

навыки последовательного ведения живописной работы.

Требования к итоговой аттестации

Итоговую аттестацию рекомендуется проводить в виде

самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд

постановки акварелью на формате АЗ в течение 4 учебных часов. В

первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме

предметов (2-З предмета и однотоновая драпировка), в третьих-четвертых

классах - комбинированных по форме, различных по материалу предметов

(З-4 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).

Выполняется этюд постановки акварелью на формате АЗ в

течение 4 учебных часов. Натюрморт состоит из различных по форме

и цвету предметов (З-4 предмета и несложные по цвету драпировки).

Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки

учащийся

должен:

-

грамотно расположить предметы в листе;

-

точно передать пропорции предметов;

-

поставить предметы на плоскость;

-

правильно строить цветовые гармонии;

-

умело использовать приемы работы с акварелью;

-

передать с помощью цвета объем предметов, пространство и

материальность;

-

добиться цельности в изображении натюрморта.

IV.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,

проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде

проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов

работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет

возможность по своему усмотрению проводить промежуточные

просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации: творческий просмотр

(проводится в счет аудиторного времени).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в

счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде

творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки

ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель

имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные

просмотры по разделам программы (текущий контроль).

При оценивании работ учащихся учитывается уровень

следующих умений и навыков:

1

год обучения

-

грамотно компоновать изображение в листе;

-

грамотно передавать локальный цвет;

-

грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к

фону;

-

грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых

предметов;

-

грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых

поверхностей;

2

год обучения

-

грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;

-

грамотно передавать оттенки локального цвета;

-

грамотно передавать цветовые и тональные отношения между

предметами;

-

грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;

-

грамотно передавать материальность простых мягких и

зеркально-прозрачных поверхностей.

3

год обучения

-

грамотно компоновать сложные натюрморты;

-

грамотно строить цветовые гармонии;

-

грамотно передавать световоздушную среду и особенности

освещения;

-

грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве,

плановость;

-

грамотно передавать материальность различных фактур во

взаимосвязи;

4

год обучения

-

грамотно компоновать объекты в интерьере;

-

грамотно строить цветовые гармонии;

-

грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;

-

грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;

-

грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых

поверхностей;

С учетом данных критериев выставляются оценки:

5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;

4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных

критериев;

3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов

критериев.

V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи

следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в

основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо

ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания

предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого

иллюстративного материала.

Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий

по живописи:

1.

Анализ цветового строя натюрморта.

2.

Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-

классиков.

3.

Выбор техники исполнения.

4.

Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным

решением.

5.

Выполнение картона.

6.

Выполнение работы на формате в материале.

Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника

исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены

занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя

-

посещение выставок;

-

поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;

-

чтение дополнительной литературы;

-

выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;

-

посильное копирование шедевров мирового искусства;

-

выполнение аудиторных заданий по памяти.

VI.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

1.

Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974.

2.

Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др.

Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического

дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений

ДШИ. - М., 200З.

3.

Беда Г. В. Живопись. - М., 1986.

4.

Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное

пособие. М.: Владос, 2004.

5.

Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник,

2002.

6.

Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников.

- М.: Арт-Родник, 2004.

7.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из

опыта работы. - М.: Просвещение, 1992.

8.

Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977.

9.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.

10.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб:

СОЮЗ, 1997.

11.

Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных

отделений ДШИ . - М., 2008 .

12.

Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986.

13.

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992.

14.

Люшер М. Магияцвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996.

15.

Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников:

колористика. - Ростов н/д: Феникс, 2007.

16.

Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и

изобразительных отделений ДШИ. - М., 200З.

17.

Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996.

18.

Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975.

19.

Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках

изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. - М.:

Просвещение, 1974.

Учебная литература

1.

Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 1968.

2.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.

3.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы

живописи. - Обнинск: Титул, - 1996.

4.

Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 1997.

5.

Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение,

1980.

6.

Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005.

7.

Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз.

искусство, 1986: №1, 1988: №2 .

8.

Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985.

9.

Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 1999.



В раздел образования