Напоминание

1. Система работы учреждения дополнительного образования по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.


Автор: Рудь Анна Олеговна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "ЦДЮТ Петровского района города Донецка"
Населённый пункт: г. Донецк (ДНР)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: 1. Система работы учреждения дополнительного образования по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ТЕМА: «

Система работы учреждения дополнительного образования по формированию

у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.»

Выполнила:

Педагог дополнительного образования

Рудь Анна Олеговна

2023-2024гг

Деятельность кружковой работы в области здоровьесбережения особенно значима, так

как его посещают дети.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится

сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий,

соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье.

Именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания и дня,

по правилам гигиены. С детских лет мы все должны быть «привиты» от вредных привычек,

от которых страдает человечество. С самого начала нашей сознательной деятельности

должны быть заложены основы здорового образа жизни.

Главной целью всех воспитательных систем является, прежде всего, развитие, становление

здорового человека: и физически, и нравственно, и духовно. В каждом образовательном

учреждении складывается своя система по формированию здорового образа жизни:

праздники и спортивные соревнования, творческие конкурсы, исследовательские работы,

встречи со специалистами, работа секций и объединений - всё направлено на решение задач

сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения.

Цель данной методической разработки - пропаганда здорового образа жизни и формирование

нравственного поведения у детей 5-10лет.

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:

использовать здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного

образования;

способствовать формированию правильной системы ценностей, мотивов и установок;

способствовать развитию навыков здорового образа жизни.

Реализация задач формирования здоровой личности ребенка и всей системы учебно-

воспитательной работы в образовательном учреждении невозможна без тесного

сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

Формирование навыков здорового образа жизни учащихся 5-10 лет через социально-

досуговую деятельность происходит на занятиях в кружке. Педагоги прививают у детей

навыки и умения организовывать свой досуг, наполнять его творческими полезными делами.

Использование игровых технологий является базовым в реализации ЗОЖ.

В летний период образования на базе Дома творчества открываются творческие

объединения для детей. Залог успеха нашей работы летом – частая смена деятельности для

детей. За один день ребята могут посетить 3-4 занятия и массовое мероприятие. Таким

образом, всё лето дети вовлечены в атмосферу творчества, могут дать волю фантазии и

мечтам.

В повседневной жизни таится множество опасностей, и наши дети не всегда знают,

какие опасности их могут подстерегать на городских улицах и дорогах. Вот почему работа по

профилактике

детского

дорожно-транспортного

травматизма

является

одним

из

приоритетных направлений работы. На базе дома творчества учащиеся вовлечины в освоение

и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Здесь ребята получают знания о Правилах дорожного движения, о безопасном

поведении на улицах, дорогах, во дворах и транспорте.

На базе ЦДЮТ проводятся многочисленные мероприятия: игровые программы,

конкурсы, викторины, соревнования, олимпиады, акции и флешмобы, встречи и круглые

столы, в которых принимают участие ребята всех возрастов.

В нашей организации создана служба здоровья. Проводятся мониторинги комфортности

пребывания ребенка в образовательной организации, удовлетворенности образовательными

услугами, беседы с обучающимися и родителями на темы здоровьесбережения, обучающие

семинары для педагогов

Образовательный процесс, строящийся на началах гуманно- личностного подхода - в первую

очередь, процесс облагораживания души и сердца ребёнка, обогащения его духовного мира и

мотивационного обеспечения жизни в нем.

Забота о здоровье детей - это и контроль над нормами и требованиями гигиены, и

профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей, и выявление патогенных

факторов образовательного процесса, и выявление причин неуспешности и отклонений в

поведении. Если все педагоги будут об этом помнить, прилагать усилия для решения детских

проблем, то можно надеяться, что здоровье детей если не улучшится, то не будет падать.

Здоровье участников педагогического процесса рассматривается обществом как приоритетная

ценность, необходимое условие успешной деятельности каждого учебно-воспитательного

учреждения. Но в традиционной педагогической практике «здоровьесберегающим»

образовательным технологиям практически не уделяется необходимого внимания. Здоровье

является важным показателем социального благополучия и гармоничного развития личности

ребенка. Это залог возможности плодотворно трудиться, жить полноценной, счастливой и

долгой жизнью. Ребенок ценность здоровья не осознает и окружающим его взрослым нужно

не только научить его беречь свое здоровье, но и по возможности создать благоприятную

среду для здорового образа жизни.

Работа с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у детей.

В педагогическом процессе учреждений дополнительного образования детей важно

организовывать и использовать такую силу, как родители.

Главные основы здорового образа жизни закладываются в семье. Папа и мама, бабушки и

дедушки своими жизненными принципами и укладом, отношением ко всему миру

формируют позицию ребенка в вопросах здоровья, режима, питания, активного отдыха,

употребления психоактивных веществ, занятий физкультурой и спортом.

Главное, чтобы пример семьи был позитивным, а не наоборот. А позиция всех ее членов по

отношению к здоровью ребенка и своему тоже, соблюдению норм здорового образа жизни -

конструктивной.

Именно поэтому в работе по оздоровлению детей и подростков обязательно сотрудничество

педагогов с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную для воспитания

среду, улучшать межличностные отношения. Только совместными усилиями можно

сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения.

Родителям необходимо постоянно напоминать об основной роли семьи в закладывании основ

здорового образа жизни, о физическом и духовном становлении, об ответственности

родителей за формирование жизненной позиции детей. Призывать почаще быть рядом с

ребятами, разделять их интересы, поддерживать их стремления и хобби.

Самыми распространенными формами работы с родителями являются:

чтение лекций о гигиене, проведение бесед, родительских факультативов;

консультирование родителей, имеющих детей осложнённого поведения;

организация выступлений врачей на родительских собраниях;

рекомендации об организации режима дня;

университеты педагогических знаний для родителей;

дни открытых дверей;

посещение семьи педагогом.

Проводимая с родителями работа помогает воспитанию и развитию детей, особенно в тех

учреждениях, где сложилась оптимальная система оздоровительного воспитания личности,

где работа с родителями выступает в качестве весомого компонента.

Работа учреждений дополнительного образования с семьёй предполагает две основные

формы: коллективную и индивидуальную.

В основе этих форм должны лежать одобрительные отношения педагогов к инициативе

родителей, готовность оказать помощь семье, конкретные рекомендации и советы по

возникающим у родителей вопросам.

С этой же целью проводятся следующие профилактические беседы:

«Профилактика нарушений зрения»;

«Об отношениях с окружающими»;

«Движение для здоровья»;

«О правильном питании»;

«Ребенок и компьютер»;

«Физическое и психическое развитие младших подростков»;

«Гигиена подростка»;

«Влияние вредных привычек членов семьи на здоровье детей»;

«Красота и здоровье»;

«Влияние средств массовой информации на половое воспитание подростков»;

«Ранний алкоголизм и наркозависимость, их разрушительное влияние на личность»;

«Семейные традиции»;

«Значение режима дня в воспитании детей» и др.

Результатом подобного сотрудничества родителей и педагогов является повышение

ответственности семьи за здоровье и физическое развитие детей.

Формы и методы работы по формированию навыков здорового образа жизни.

Большое значение в оздоровительной работе имеет личность педагога. Он должен быть

интересен для учащихся как личность, нацелен на постоянное саморазвитие, личным

примером показывать образцы здорового образа жизни. Поэтому очень важно обучение

самого педагога методам и средствам сохранения и укрепления своего здоровья. Умение

регулировать нагрузки на речевой аппарат и снятие напряженности и эмоционального

возбуждения, самоконтроль и рациональная организация образовательного процесса помогут

педагогу сократить нагрузку на одни и те же центры коры больших полушарий, предупредить

резкое перераспределение мозгового кровотока.

Педагоги должны овладевать здоровьесберегающими технологиями - уметь диагностировать

основные параметры интеллектуальной и эмоциональной сфер воспитанников, владеть

навыками диалогичного общения, уметь находить индивидуальные подходы к различным

категориям детей, иметь высокую общую и речевую культуру.

Чтобы педагог был способен осуществлять все эти виды деятельности, необходимо

мотивировать его на систематическое пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения,

создать систему непрерывного образования педагогов и психологов, чтобы они могли активно

использовать в преподавании арсенал психолого-педагогических технологий. Пополнение

знаний должно проходить в рамках проведения лекториев, семинаров, рефлексивных кругов,

конференций и круглых столов.

Воспитанники должны осознавать положительное влияние правил личной и общественной

гигиены, значение телесной силы и красоты для творческих и жизненных успехов человека,

осознавать опасность для жизни и здоровья вредных привычек.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового

психологического климата на занятиях и повышение интереса к занятиям, так как раннее

повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в

функционировании ряда систем организма. Забота о здоровье детей неотделима от

образовательного процесса.

Рациональная организация образовательного процесса предполагает наличие следующих

взаимосвязанных элементов:

соблюдение гигиенических нормативов объёма внешкольной нагрузки;

рациональная организация учебной деятельности на занятиях;

соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям детей;

применение личностно- ориентированного, индивидуального подхода в

образовательном процессе, учитывающего психофизиологические особенности,

уровень развития и состояние здоровья каждого ребёнка;

использование технологий обучения на основе доступности содержания;

использование активно- деятельностных форм организации образовательного

процесса;

использование наглядности;

использование групповых, проблемных, игровых, диалоговых форм работы;

формирование положительной мотивации, обеспечивающей самореализацию

учащихся, рост их творческого потенциала;

творческий характер образовательного процесса;

построение образовательного процесса в соответствии с закономерностями

становления психических функций;

осознание ребенком успешности в любых видах деятельности;

обеспечение адекватного восстановления сил;

обеспечение прочного запоминания

Процесс формирования здорового образа жизни детей объединяет всё, что способствует

выполнению учебных, познавательных, общественных, бытовых и гигиенических функций

человека в оптимальных для здоровья условиях. В связи с этим, образовательно-

оздоровительные средства (методы, приёмы, педагогические условия, организационные

формы, технологии) используются для формирования, сохранения и укрепления как

индивидуального, так и общественного здоровья детей избирательно.

Все мероприятия по формированию здорового образа жизни должны быть подготовлены и

проведены качественно, с использованием средств мощного эмоционального воздействия,

которыми являются музыка, доходчивое и интересное слово ведущих, хорошо подобранный

фактический материал. Кроме того, формы мероприятий должны не только соответствовать

поставленным задачам, но и быть интересными для воспитанников, отвечать их запросам и

интересам.

Лучше всего дают разнообразные знания о здоровом образе жизни, формируют их в качество

личности воспитательные мероприятия в форме реалити. Те, которые разрабатываются и

проводятся с непосредственным участием детей.

Чем большее место в деятельности детей среднего школьного возраста занимает творческое

начало, ориентированное на личностных способностях, включены инициатива и

самостоятельность, тем большее удовлетворение приносят проведённая работа и

выступление, и, как следствие, повышается устойчивость к заболеваниям и вредным

привычкам. Развитие и обогащение духовного мира детей является основой сохранения их

здоровья, умения противостоять негативному воздействию социальной среды.

Итак, возможные формы проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни

в учреждениях дополнительного образования детей:

беседы: «Твой режим дня», «Закаливание», «Берегите зрение», «Поговорим о

правильном питании», «Красота- залог здоровья», Пагубное влияние ПАВ», «Наш

нравственный выбор- здоровье», «Правда о наркотиках», «Правильное питание или

модная диета» и др.;

акции: «Мир без наркотиков!», «Молодёжь за ЗОЖ!», «Бегом от болезней!», «Эстафета

здоровья» и др.;

конкурсы рисунков: «Если хочешь быть здоров!», «Я и спорт!», «Символы здоровья» и

др.;

конкурсы стенгазет: «Мы в походе за здоровьем!», «Мы в спорте», «Скажем «Нет»

нашим вредным привычкам» и др.;

спортивные игры и соревнования: «Самый спортивный!», «Чемпионы скакалки и

мяча», «Поиграй- ка», «Спортаукцион», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др.;

спортивно- развлекательные праздники и конкурсы: «Праздник здоровья», «Народные

игрища», «Богатырь года», «Друзья Мойдодыра» и др.;

дискуссии, «круглые столы»: «Проблема ВИЧ - поговорим откровенно», «Сумей

сказать «Нет!», «Здоровье - личное дело каждого или государственная проблема?»,

«Мода и здоровье», «Компьютерные игры: «за» или «против» здоровья», «Счастье и

здоровье человека» и др.;

лектории: «Секреты здоровья», «Советы доктора Пилюлькина», «Добрые советы» и

др.;

дни здоровья, в том числе 7 апреля - Всемирный день здоровья, 27 сентября -

Всемирный день туризма, 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом.

Работа по формированию у детей здорового образа жизни должна быть систематической и

исходить из творческого начала педагогов и воспитанников. И тогда мы сможем сказать:

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться

положительных изменений в состоянии здоровья детей. Поиск наиболее оптимальных путей

предъявления информации и её усвоения, становится весьма актуальной задачей.

Интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его

функциональным здоровьем.

Использование здоровьесберегающих технологий педагогом на занятии и при проведении

воспитательных мероприятий, то есть защита здоровья воспитанников от нанесения

потенциального вреда, является важнейшей задачей учреждений дополнительного

образования и каждого педагога по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Это

предполагает необходимость формирования у воспитанников культуры здоровья, воспитание

потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями,

формирование соответствующих навыков.

Применение в образовательном процессе индивидуально - дифференцированной технологии

дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим воспитанникам, не

забывая уделять внимание наиболее успешным. При таком подходе часто используются

карточки с индивидуальными заданиями. Используется работа по группам, командам, рядам.

При занятиях объединений часто используются игровые технологии. Включение элементов

игры в образовательный процесс дает возможность направить эмоциональную и умственную

активность детей на овладение материалом в новой ситуации, учитывая при этом тот фактор,

чтобы изучаемый материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них.

Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими методами организации

занятий укрепляет мотивацию, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть

индивидуальность детей.

Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен,

оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного

развития всех сфер его личности, всех его свойств и качеств.

Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время занятия и слабое

разнообразие видов деятельности. В противодействие этому нужно вводить в

образовательный процесс, особенно для младших школьников, «динамические

паузы», которые обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения с глаз и

профилактики ухудшения зрения.

Заключение.

Залог успеха в любом деле - глубоко продуманная организация и творческий подход

исполнителей.

Социальная защита детей, укрепление их здоровья и профилактическая оздоровительная

работа учебных заведений становится актуальными проблемами общества, государства,

семьи, школы и учреждений дополнительного образования детей.

Педагог в образовательном процессе должен выступать как руководитель межличностных

отношений, от его профессиональных качеств и коммуникативных воздействий зависит

эмоциональный фон. Психологический климат и комфортность в коллективе, которые

напрямую способствуют формированию здорового образа жизни воспитанников. Признаками

положительных коммуникативных воздействий в межсубъектных отношениях являются:

взаимная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопомощь; высокая активность ребенка

на основе внутренней мотивации.

В новых условиях жизни приоритетными направлениями в системе подготовки и организации

воспитательно-оздоровительной работы становятся: физическое развитие детей и укрепление

их здоровья; психологическая самозащита личности; правильное и здоровое питание;

привитие навыков личной гигиены; профилактика вредных привычек; обучение поведению в

экстремальных ситуациях; культура здоровья человека.

Готовность детей к организации и формированию здорового образа жизни - одно из

проявлений ключевых позиций здоровой личности. Такая готовность характеризуется:

положительным эмоциональным отношением к проводимым мероприятиям по

воспитательно-оздоровительной работе в образовательном учреждении, к учебным

занятиям

практической включенностью в совместную оздоровительную деятельность в системе

«педагог- воспитанник- родитель»;

осознанием специфики этой работы в учреждениях дополнительного образования

детей, самостоятельно в домашних условиях и вне дома, индивидуально и

коллективно, в общении с педагогами, родителями, сверстниками и прочими

участниками данного процесса, в рамках которого он протекает.

Реализация задач здорового образа жизни и всей системы учебно- воспитательной работы в

образовательном учреждении невозможна без тесного сотрудничества всех участников

педагогического процесса: детей, родителей, педагогов. Представления у детей и их

родителей о здоровом образе жизни должны формироваться с самого раннего возраста их

ребенка.

Воспитательно- оздоровительная работа по формированию духовно- физического здоровья

приобщает детей к организации индивидуальных, групповых и массовых оздоровительных

мероприятий, улучшает нравственно- психологический климат в коллективе, содействует

лучшему пониманию друг друга, установлению личных контактов и обмену мнениями,

создавая атмосферу дружелюбия. В процессе организации здорового образа жизни

формируются навыки управления своим состоянием здоровья, включая правильное

использование внутренних резервов организма.



В раздел образования