Напоминание

«Детский совет» как эффективная платформа для реализации детских идей


Автор: Борисова Ирина Станиславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11 общеразвивающего вида" г. Печора
Населённый пункт: г. Печора, Республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: «Детский совет» как эффективная платформа для реализации детских идей
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Детский совет» как эффективная

платформа для реализации детских

идей

Автор: Борисова Ирина Станиславовна,

МАДОУ «Детский сад №11

общеразвивающего вида»

г. Печора

Фундаментальным принципом современного дошкольного образования,

который способствует реализации личностно – ориентированной модели

взаимодействия детей и взрослых, основанного на принципах социального

конструктивизма является принцип участия (соучастия).

Это сквозной принцип организации образовательной деятельности по

программе «Вдохновение».

Детский совет рассматривается в программе как главная форма для

развития принцип участия (соучастия).

Свою работу по применению Детского совета выстраивали с помощью

учебно – методического пособия Л.В. Михайловой - Свирской «Детский

совет. Методические рекомендации»

Сразу хотелось бы уточнить следующее:

Детский совет - это форма организации образовательной деятельности.

Иногда Детский совет называют Групповой сбор, утренний круг,

утренний сбор.

Как говорит сам автор Л.В. Свирская: «Вне зависимости от названия это

место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающий

смысл и стиль всей жизни группы - маленького уникального сообщества со

своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями».

И все-таки у них есть отличия.

Так, например: когда мы говорим о групповом сборе, утреннем сборе,

утренний круг, мы подразумеваем, что создается такая эмоциональная

общность, возможность для детей увидеть друг друга, пообщаться.

В программе указаны типичные элементы утреннего круга:

определение полного состава группы или отсутствия отдельных детей;

встреча новых лиц;

оглашение дня недели и даты;

празднование дней рождения;

описание погоды;

рассказ детей об особых происшествиях;

описание детьми своих чувств;

обсуждение мероприятий дня или недели;

обсуждение актуальных тем;

хоровое пение;

игры с песней и в кругу;

Если мы говорим о Детском совете, он имеет другую направленность,

другие смысловые акценты.

Во время Детского совета между детьми, детьми и взрослыми идет

построение какого - то плана, обсуждение каких - то норм и правил.

Детский совет в группе проходит ежедневно, в утренний и в вечерний

период времени. Отсюда и названия – утренний сбор или круг и вечерний

сбор, вечерний итоговый круг.

Л.В. Свирская говорит следующее: «Одна форма не исключает другую

поэтому можно принципиально не формулировать в своем сознании, не

1

прописывать в каких-то документах что есть и Детский совет и групповой

сбор, и утренний круг. Просто надо помнить, что в разный момент это могут

быть разные доминанты".

Педагог как модератор должен видеть, слышать и понимать что в

данный момент необходимо детям.

Так, например, с малышами возможно чаще будет проходить утренний

круг, на котором дети просто приятно проводить время вместе с другими

детьми и взрослыми. После чего возможно педагог просто предложить

интересное дело и кто заинтересуется, тот пойдет с педагогом в центр

активности, остальные дети пойдут свободно играть. Вариантов на самом

деле много. Повторюсь, что все зависит от педагога, насколько он понимает

своих воспитанников, насколько он педагогически гибок.

Возможно поэтому и нет четкой структуры Детского совета.

Каждый педагог, который является модератором Детского совета, исходя из

ситуации в группе, учитывая настрой детей и их желания структурирует

Детский совет.

Вопрос - с чего начинать?

Мы начинали с того, что ежедневно перед завтраком собирали малышей

по сигналу позывного как ковре, чтобы поприветствовать друг друга

интересным способом, поиграть в малоподвижную игру, рассмотреть кто что

интересное принес, т.е. весело, непринужденно провести вместе время. Для

удобного размещения детей на ковре пошили разноцветные, разной

геометрической формы подушки, которые сразу полюбились ребятам.

Когда дети уже с удовольствием собирались и не хотели расходиться,

стали дополнять структурные компоненты, проводить обмен новостями.

Затем уже с помощью различных приёмов подводили детей к выбору темы и

выбору

деятельности

в

центрах

активности.

Попутно

занимались

и

перестроением развивающей предметно – пространственной среды группы,

определили удобное расположение центров активности.

Благодаря тому, что дети еще в группе опробовали и приняли групповой

сбор, в старшей группе чаще возникали именно Детские советы, на которых

дети планировали совместную и самостоятельную деятельность.

Остановимся на организации Детского совета более подробно.

Для проведения Детского совета в группе было определено место, где

все дети могли бы собираться, и разместили возле этого места большую

рабочую магнитную доску, для размещения различной информации, в том

числе по теме проекта.

Первый сбор мы проводим утром после завтрака, до активных игр и

занятий со специалистами.

Надо отметить, начало Детского совета может быть перенесено, если

дети успели развернуть свою игровую деятельность. Все согласно ситуации в

группе.

В нашей группе Детский совет — это уже своего рода ритуал, который

ждут дети и с удовольствием в нем участвуют.

2

Как прописывает программа «Вдохновение»- «...дети и взрослые одной

группы собираются вместе, чтобы почувствовать себя общностью и отметить

общее начало дня. При этом важным повторяющимся ритуалом является не

только сам утренний круг, но и его структура».

Мы чаще включаем такие структурные компоненты как: интересное

приветствие или комплемент, работа с календарем, игра малой подвижности,

обмен новостями, совместное планирование деятельности детей и взрослых.

Для сбора детей используем различные позывные, которые дети сами

предлагают и выбирают: звук колокольчика, хлопки, стих – закличка, и т.п.

Однако в большинстве случаев дети выбирали колокольчик.

На Детском совете в зависимости от ситуации, планирование может

проходить в следующих направлениях:

1.

Выбор темы проекта, события, дня.

Планируя предстоящую деятельность по проекту, в ходе Детского

совета

дети

высказывают

свои

мысли,

идеи,

наблюдения,

желания,

увлечения. Из этих высказываний и зарождается тема.

По мнению Свирской Л.В., все что происходит в ДОУ и за его

пределами может дать толчок для выбора темы.

Если детьми прилагается сразу несколько тем, педагог помогает детям

сделать согласованный выбор прибегнув к голосованию.

Взрослый также может и должен предложить тему проекта, который

сообразно традициям и образовательной программе. В этом случае задача

педагога

заключается

в

правильном

мотивировании

детей

в

форме

«культурного продавливания», т.е. подведение к теме.

Третий способ выбора темы – это формирование зрительного образа

предстоящей темы. Это может быть использование наглядной информации,

чтение, экскурсии, или использование специальной методики Модели 3-х

вопросов.

В случае использования Модели 3-х вопросов, на этапе мотивации и

выбора новой темы, автор предлагает инициировать разговор с желающими

детьми о том, что они знают по предлагаемой теме (содержание (что они уже

знают по теме). Что хотят узнать? (План (тема проекта)). Что нужно сделать

для того чтобы узнать? (источник новых знаний, т.е. средства).

Все идеи высказывания детей записываются печатными буквами на

специально

приготовленном

листе.

Возле

каждой

высказанной

идеи

ставиться имя автора. Можно вывесить эту модель для ознакомления

родителям.

Таким простым и естественным способом родители включаются в

образовательную работу группы, а воспитатели получают подкрепление в

ресурсном обеспечении проекта.

Далее

в

ходе

совместного

обсуждения,

на

основе

ситуативных

высказываний

детей,

записей

сделанных

в

Модели

3-х

вопросов,

вырабатывается план действий по реализации дела, проекта, темы.

2.

Разработка плана деятельности.

3

Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых.

Созданный совместными усилиями план находится в доступе для детей на

рабочей доске.

План может быть представлен по – разному: в форме журнала, страницы

которого будут расположены на рабочей доске, или как в нашем случае в

виде «Паутинки». Смысл остается тот же, это фиксирование предложений

детей и взрослых и планирование деятельности по центрам активности.

Первоначально происходит общее планирование.

Планирование вывешивается

в вечернее время для ознакомления

родителей, которые могут дополнить план своими предложениями.

Выбор темы проекта и планирование должно исходить от детей.

Первоначальная форма плана имеет всего несколько детских идей.

После первоначального планирования к обсуждению выбранной темы

подключаются взрослые.

Основными вопросами для обсуждений взрослых будут: какие виды

деятельности можно предложить дополнительно, какие ресурсы необходимы

для обеспечения и развертывания темы, как и в чем будет реализована

активность родителей.

В

результате

первоначальная

форма

плана

дополняется

и

инициативами взрослых. Ежедневно вновь и вновь вносятся в план новые

идеи детей и взрослых после обсуждения на утреннем сборе и итоговом

сборе.

Исходя из намеченных планов детей, исходя из своих ежедневных

педагогических

задач,

воспитатель

наполняет

центры

активности:

материалами, играми, пособиями, схемами, моделями и т.п.

На Детском совете воспитатель презентует центры активности, тем самым

помогает сделать каждому выбор своей деятельности. Такую презентацию

могут сделать и сами дети, если несколько человек попросить вместе с

воспитателем расположить материалы заранее. И затем дети расскажут, что

нового появилось в центрах активности.

Затем каждому предоставляется сделать свой выбор, что он хотел бы

сделать, с кем, где.

Право выбора — это естественное ежедневное состояние ребенка в

процессе образовательной деятельности.

Чтобы обозначить свой выбор деятельности, в группе можно оформить

различные панели выбора. В нашем случае это Цветок выбора.

С детьми обговариваются правила работы в центрах: сколько детей

может находиться в определенном центре, о том, что можно переходить из

одного центра в другой, в случае если они все что хотели сделали, т.е. по

завершению.

Принятие самостоятельных решений имеет первостепенную значимость.

Возможность выбирать занятия, материалы, партнеров помогает детям

приобретать навыки принятия решений организованным и безопасным

путем, учиться принимать на себя ответственность за решения и принимать

4

последствия своих действий. Чтобы научиться из нескольких вариантов

выбирать оптимальный для себя, ребенку требуется практика.

Далее после сделанного выбора, дети расходятся по центрам активности.

Признается право выбора работать в центре или свободно играть. Ребенок

может с равным правом делать что-либо в рамках общей темы или отказаться

от участия в ней.

Как уже говорилось, есть еще одна форма Детского совета – итоговый

сбор. Он проводится после того как дети выполнят задуманное - реализуют

свой план в центрах активности. Его главная задача – анализ деятельности

детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует

задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели.

Как правило на итоговый сбор также собираются на ковре по сигналу

позывного. Дети приносят свои работы и представляют, что они сделали.

Таким образом, проведение Детского совета с детьми дошкольного

возраста имеет огромное значение для их социального, эмоционального и

когнитивного развития.

5



В раздел образования