Автор: Шаптала Татьяна Петровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ ТЗР
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие креативного мышления в коллективе восточного танца «Жемчужины Востока»"
Раздел: дополнительное образование
Развитие креативного мышления в коллективе
восточного танца «Жемчужины Востока»
Креативное мышление – компонент функциональной грамотности, под
которым понимают умение человека использовать своё воображение для
выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения
задач, с которыми он не сталкивался ранее.
Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:
-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в
определенный отрезок времени),
-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),
-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать
завершенный вид своим мыслям).
С трех до пяти лет все дети креативны — они еще не усвоили общепринятые
правила, часто удивляют своими словами и поступками.
Дальнейшее развитие навыка во многом зависит от родителей и педагогов.
Дети могут привыкнуть мыслить стандартно, существовать в определенных
рамках, следовать четкому плану, а при отклонении от него — теряться.
Важно научить их думать самостоятельно и вариативно, быть
изобретательными. Ребенок с развитым креативным мышлением уверен
в себе, не оглядывается на других, не боится принимать решения.
Хорошие новости: креативное мышление — навык, который можно
тренировать, особенно в школьном возрасте и на танцевальных занятиях.
Развитие креативного мышления на прямую связана с хореографией, так как
является неотъемлемой частью творческого процесса, которая позволяет
решать нестандартные задачи, находить оригинальные подходы в творческой
деятельности. Мне как хореографу данная компетенция необходима в
организации интересного и плодотворного обучающего процесса, а так же в
работе над постановками. Детям она помогает воплотить художественные
образы с помощью выразительных движений, развить гибкость, мобильность
и скорость принятия решений в различных ситуациях, например: во время
выступлений и выполнения творческих, нестандартных заданий.
Как именно развивается креативное мышление в нашем коллективе я вам и
расскажу.
Методы обучения для развития креативности:
1. Основным и наиболее эффективным решением данной задачи
– развитие
креативности -
являются
задания
по
танцевальной
импровизации.
Благодаря
танцевальной
импровизации
дети
учатся
находить
креативный подход к движению, лучше понимать механику движения
тела.
Приветствуется любое не стандартное и уникальное решение, а
также изобретательность и вариативность. Тем более импровизация входит
в конкурсную программу при выступлениях воспитанниц в дебютах.
Развитие
креативности,
на
занятиях
по
восточному
танцу,
достигается: развитием способности «слёту» составлять собственную
хореографическую лексику; выявлять, в незнакомой прежде музыке,
эмоциональный окрас и передавать его. Развитие креативности происходит
в процессе исследования возможностей тела и поиска необходимых
движений
«здесь
и
сейчас»,
их
нестандартном
и
уникальном
представлении, что способствуют проявлению собственной инициативы
детей, их стремления сделать что-то свое, новое, лучшее.
Заданий и упражнений можно перечислять большое количество, перечислю
основные:
-Придумать интересный способ «как опуститься на пол» и «как подняться
обратно».
Каждый раз необходимо придумать интересный, новый, необычный,
безопасный, продуктивный, мобильный, действенный способ перемещения
тела в разные плоскости.
(Постепенно сходим с оси (стоим на двух ногах) и опускаемся в партер
(полностью ложимся в горизонтальную плоскость). Потом происходит
обратное движение - возвращаемся в исходное положение, стоя на двух
ногах.
Сначала делаем это в медленном темпе (на 8 счетов), далее постепенно
уменьшаем время выполнения задания (на 6 счетов, на 4, на 2) и увеличиваем
скорость движения, при этом: сохраняем качество движений; обращаем
внимание на собственную безопасность; внимательно относимся к партерам;
используем пространство).
- Работа со скоростью.
Необходимо придумать, как передвигаться в пространстве класса, при этом
использовать
возможности
своего
тела
и
задействовать
творческий
потенциал, для контроля скорости передвижения от min к max.
(Передвигаемся в пространстве класса, любыми движениями. Двигаемся,
начиная от очень медленной скорости - до очень быстрой скорости (от 1 до
10). А также работаем со скоростью 0, т.е. неподвижностью.
- Придумать интересный способ перемещения в пространстве класса.
Силовое упражнение для тренировки силы и выносливости. Передвигаемся
по пространству класса (от точки А до точки В), в процессе перемещения
переносим вес тела с 4 точек опоры на 3,2,1 точки. Используем паузы в
процессе (скорость 0), т.е. фиксируем движение. Паузы могут происходить
по определенному сигналу, на музыкальный акцент, по собственному
желанию).
И так далее…
2. В коллективе часто применяется Мозговой штурм. Озвученные в
процессе идеи фиксируются, а затем совместно анализируются, чтобы
выбрать наилучшее решение. Особенно замечательно работает этот метод,
когда придумывается новый танец. Дети являются соавторами многих
постановок. От выбора музыки, идеи танца, развития и финала сюжета, от
разнообразия движений, рисунков танца, перестроений, до цвета и фасона
костюмов, украшений и причесок.
3. Ролевые игры
Придумывается игровая ситуация, сюжет и контролируется процесс
игры. Ролевая игра помогает в безопасном контексте отработать разные
сценарии поведения и взаимодействия, проявить навыки и умения.
В нашем коллективе восточного танца «Жемчужины Востока» с малых лет
развивается креативное мышление с помощью интересных заданий, которые
не имеют готовых решений и единственно верного ответа, дают простор для
творчества и воображения, позволяют порассуждать. Подобные упражнения
стимулируют работу правого полушария, которое отвечает за развитие
образного мышления. После занятий даются домашние задание на
творческое воображение и видение своего танца или выполнения
упражнений, присылаются видео и фото, обсуждаются с детьми, иногда и
совместно с родителями сам процесс создания творческого шедевра.
В коллективе создаётся среда для развития детской продуктивной
деятельности. Учащиеся могут выразить себя и свои идеи с помощью
рисования, лепки, аппликации, любых других творческих придумок, что
развивает воображение ребенка и способствует развитию его собственной
инициативы.
В коллективе много разговариваем с детьми на разные темы, задаются
вопросы, которые побуждают к размышлению и поиску ответа.
Часто на занятиях рассказываем и протанцовываем сказки, придумываем
сюжет, историю, сценарий и т.д., предлагаю придумать дальнейшее развитие
событий. Дети подробно описывают, как выглядят герои, во что они одеты,
что их окружает, рисуют эскиз костюма, персонажа из танца.
Создание мира с нуля прекрасно развивает креативность.
- Самостоятельная работа. Придумать собственную танцевальную
комбинацию. Собрать в единую композицию различные движения.
Можно использовать уже знакомые движения или придумать новые.
После представление собственной работы.
- Нестандартное применение. Например: работа с предметом.
Поиск нестандартного применения стандартной вещей, например: мяч,
палка, скакалка, платок, веел и т.д.
- Амплитуда движений. Выполнение предложенных движений
(хореографической комбинации) в другом качестве - шире, больше,
значительнее.
(Модернизация заданной комбинации, путем дополнения другими
движениями и выполнения движений в новом качестве. Максимально
возможное использование пространства.)
- Создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений.
Придумать способ передвижения, в пространстве класса, как у
несуществующего и волшебного существа.
В процессе необходимо координировать работу всех конечностей, принимать
во внимание и пользоваться доступной гибкостью и растяжкой,
задействовать все возможности тела.
- Метод ассоциаций. Отражение музыки в танце. Какие ассоциации
возникают при прослушивании музыки? Как можно станцевать этот образ?
Слушаем, воспринимаем, изображаем средствами двигательной
импровизации музыки.
(Во время выполнения задания необходимо обратить внимание на:
1. Темп музыки (быстрый, средний, медленный);
2. Характер музыки (грустный, радостный, мужественный, шутливо,
празднично, нежно, ласково, лирично, трепетно, хмуро, сумрачно, тревожно,
напряженно, сурово, злобно и т.д.);
3. Музыкальные акценты;
4. Ритм музыки (2\4, 4\4, 3\4);
5. Начало и конец музыкально фразы.)
И Упражнение «Ассоциации». Цель игры — назвать любой предмет и
подбирать к нему самые неожиданные метафоры, сравнения, которые
приходят в голову. Играем в «Крокодил», когда жестами без слов учащиеся
протанцовывают остальным загаданное слово.
Читаем книги, стихи, рассказы дома и обсуждаем на занятии прочитанное.
Чтение расширяет кругозор, а анализ событий — основа формирования
креативности. Это научит ребенка иметь свою точку зрения, последовательно
излагать мысли.
Придумываем вместе с детьми рифмы и стихи к танцевальным связкам для
лучшего запоминания. Это очень увлекательно и удивительно слушать их
фантазийные фразы и строчки.
Протанцовываем какой-нибудь простой предмет и предлагаю детям назвать
десять новых способов применения. Например, скрепку можно использовать
как крючок, разогнуть и сделать кольцо или заколку. Дети способны увидеть
неочевидное в привычных вещах.
Еще одно упражнение — составить предложение, где все слова будут
начинаться на одну букву. Неважно, какой при этом получится смысл. И
после придумывается необычный танцевальный этюд.
- Игротанцы – включают в себя: движения под стихи, игры с ускорением,
которые развивают ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают
снять нервное напряжение. Их можно использовать как упражнения, дающие
отдых после или во время игр и занятий, требующих физической нагрузки.
Игротанцы. Танцевальный дартс.
(Оборудование: Экран, ноутбук, колонка для воспроизведения ауди файлов.
Музыкальный материал: музыка для детей, специально подобранная для
каждого задания.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Описание: На экране таблица чисел от 1 до 9, нажимая любую цифру,
высвечивается задание танцевальной игры. Выполняют задание, пока играет
музыка.)
1. Танцуй как герой. Вам предстоит почувствовать себя каким-нибудь
интересным сказочным героем. «Как бы ты танцевал, если бы был …?» (Змей
Горыныч, Фея, Баба-яга, Кощей Бесмертный, Золушка).
2. Танец на определении эмоций. Вам нужно передать своим танцем какие-
то конкретные эмоции (радость, гнев, нежность, злость, любовь).
3. Танец с содержанием. По ходу танца раскрывать содержание того, о чем
вы слышите в песне, передавая настроение каждого слова, фразы, общий
смысл. (В траве сидел кузнечик).
4. Танец без музыки. Предлагается станцевать заданное настроение без
музыки. На пример: (Океан, радуга, огонь, пустыня, тишина).
5.Станцевать себя.
6. Танец расцветающего Цветка. Предложите всем почувствовать себя
почкой Цветка, готовой распуститься. У каждого может возникнуть свой
собственный образ. Затем - Цветы начинают распускаться. Почувствуйте,
какие движения дают реальные ощущение раскрытия, очищения, расцвета,
какие движения раскрывают пространства внизу, вверху, в середине тела.
7. Образы. Любой воображаемый образ. (птица, ручей).
8. Танец-разминка для различных частей тела. (голова, пальцы, плечи,
руки, ноги, бедра)
9. Чертишто. Как вы представляете себе этот образ и как его можно
станцевать. (Брюжга, Абадох, Стенга, Лунце, Дюйдамочка, Дромогал).
Любые игры — хороший способ не только потренировать креативность,
но и провести время с семьей. Главное — положительные эмоции и интерес.
А еще, важно давать детям свободу самовыражения. Особенно, если ребенок
занимается чем-то увлеченно, забыв о времени. Иногда главный секрет
развития детской креативности — не мешать ей проявляться.
В развитии креативного мышления всего коллектива очень помогают и
большое участие принимают родители и близкие детей. В праздничных,
новогодних, отчетных концертах совместно обдумываются сценарии,
костюмы, необычные подарки, посещаем интересные места: экскурсии на
природу, тренинг с лошадьми, делаем интересные фотосессии и видео
проекты, праздники для детей. Традиционно после конкурса чаепитие, игры,
анализ выступлений, все вместе: дети, родители и педагог.
Резюме:В нашем коллективе воспитанницы развивают креативное
мышление, учатся выходить за рамки привычного и генерировать
нестандартные идеи, смотреть на мир иначе.
Дети способны увидеть неочевидное в привычных вещах
Помните: чем чаще вы говорите возможностям «да», тем больше этих
возможностей становится.