Напоминание

"Развитие креативного мышления в коллективе восточного танца «Жемчужины Востока»"


Автор: Шаптала Татьяна Петровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ ТЗР
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие креативного мышления в коллективе восточного танца «Жемчужины Востока»"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие креативного мышления в коллективе

восточного танца «Жемчужины Востока»

Креативное мышление – компонент функциональной грамотности, под

которым понимают умение человека использовать своё воображение для

выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения

задач, с которыми он не сталкивался ранее.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в

определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать

завершенный вид своим мыслям).

С трех до пяти лет все дети креативны — они еще не усвоили общепринятые

правила, часто удивляют своими словами и поступками.

Дальнейшее развитие навыка во многом зависит от родителей и педагогов.

Дети могут привыкнуть мыслить стандартно, существовать в определенных

рамках, следовать четкому плану, а при отклонении от него — теряться.

Важно научить их думать самостоятельно и вариативно, быть

изобретательными. Ребенок с развитым креативным мышлением уверен

в себе, не оглядывается на других, не боится принимать решения.

Хорошие новости: креативное мышление — навык, который можно

тренировать, особенно в школьном возрасте и на танцевальных занятиях.

Развитие креативного мышления на прямую связана с хореографией, так как

является неотъемлемой частью творческого процесса, которая позволяет

решать нестандартные задачи, находить оригинальные подходы в творческой

деятельности. Мне как хореографу данная компетенция необходима в

организации интересного и плодотворного обучающего процесса, а так же в

работе над постановками. Детям она помогает воплотить художественные

образы с помощью выразительных движений, развить гибкость, мобильность

и скорость принятия решений в различных ситуациях, например: во время

выступлений и выполнения творческих, нестандартных заданий.

Как именно развивается креативное мышление в нашем коллективе я вам и

расскажу.

Методы обучения для развития креативности:

1. Основным и наиболее эффективным решением данной задачи

развитие

креативности -

являются

задания

по

танцевальной

импровизации.

Благодаря

танцевальной

импровизации

дети

учатся

находить

креативный подход к движению, лучше понимать механику движения

тела.

Приветствуется любое не стандартное и уникальное решение, а

также изобретательность и вариативность. Тем более импровизация входит

в конкурсную программу при выступлениях воспитанниц в дебютах.

Развитие

креативности,

на

занятиях

по

восточному

танцу,

достигается: развитием способности «слёту» составлять собственную

хореографическую лексику; выявлять, в незнакомой прежде музыке,

эмоциональный окрас и передавать его. Развитие креативности происходит

в процессе исследования возможностей тела и поиска необходимых

движений

«здесь

и

сейчас»,

их

нестандартном

и

уникальном

представлении, что способствуют проявлению собственной инициативы

детей, их стремления сделать что-то свое, новое, лучшее.

Заданий и упражнений можно перечислять большое количество, перечислю

основные:

-Придумать интересный способ «как опуститься на пол» и «как подняться

обратно».

Каждый раз необходимо придумать интересный, новый, необычный,

безопасный, продуктивный, мобильный, действенный способ перемещения

тела в разные плоскости.

(Постепенно сходим с оси (стоим на двух ногах) и опускаемся в партер

(полностью ложимся в горизонтальную плоскость). Потом происходит

обратное движение - возвращаемся в исходное положение, стоя на двух

ногах.

Сначала делаем это в медленном темпе (на 8 счетов), далее постепенно

уменьшаем время выполнения задания (на 6 счетов, на 4, на 2) и увеличиваем

скорость движения, при этом: сохраняем качество движений; обращаем

внимание на собственную безопасность; внимательно относимся к партерам;

используем пространство).

- Работа со скоростью.

Необходимо придумать, как передвигаться в пространстве класса, при этом

использовать

возможности

своего

тела

и

задействовать

творческий

потенциал, для контроля скорости передвижения от min к max.

(Передвигаемся в пространстве класса, любыми движениями. Двигаемся,

начиная от очень медленной скорости - до очень быстрой скорости (от 1 до

10). А также работаем со скоростью 0, т.е. неподвижностью.

- Придумать интересный способ перемещения в пространстве класса.

Силовое упражнение для тренировки силы и выносливости. Передвигаемся

по пространству класса (от точки А до точки В), в процессе перемещения

переносим вес тела с 4 точек опоры на 3,2,1 точки. Используем паузы в

процессе (скорость 0), т.е. фиксируем движение. Паузы могут происходить

по определенному сигналу, на музыкальный акцент, по собственному

желанию).

И так далее…

2. В коллективе часто применяется Мозговой штурм. Озвученные в

процессе идеи фиксируются, а затем совместно анализируются, чтобы

выбрать наилучшее решение. Особенно замечательно работает этот метод,

когда придумывается новый танец. Дети являются соавторами многих

постановок. От выбора музыки, идеи танца, развития и финала сюжета, от

разнообразия движений, рисунков танца, перестроений, до цвета и фасона

костюмов, украшений и причесок.

3. Ролевые игры

Придумывается игровая ситуация, сюжет и контролируется процесс

игры. Ролевая игра помогает в безопасном контексте отработать разные

сценарии поведения и взаимодействия, проявить навыки и умения.

В нашем коллективе восточного танца «Жемчужины Востока» с малых лет

развивается креативное мышление с помощью интересных заданий, которые

не имеют готовых решений и единственно верного ответа, дают простор для

творчества и воображения, позволяют порассуждать. Подобные упражнения

стимулируют работу правого полушария, которое отвечает за развитие

образного мышления. После занятий даются домашние задание на

творческое воображение и видение своего танца или выполнения

упражнений, присылаются видео и фото, обсуждаются с детьми, иногда и

совместно с родителями сам процесс создания творческого шедевра.

В коллективе создаётся среда для развития детской продуктивной

деятельности. Учащиеся могут выразить себя и свои идеи с помощью

рисования, лепки, аппликации, любых других творческих придумок, что

развивает воображение ребенка и способствует развитию его собственной

инициативы.

В коллективе много разговариваем с детьми на разные темы, задаются

вопросы, которые побуждают к размышлению и поиску ответа.

Часто на занятиях рассказываем и протанцовываем сказки, придумываем

сюжет, историю, сценарий и т.д., предлагаю придумать дальнейшее развитие

событий. Дети подробно описывают, как выглядят герои, во что они одеты,

что их окружает, рисуют эскиз костюма, персонажа из танца.

Создание мира с нуля прекрасно развивает креативность.

- Самостоятельная работа. Придумать собственную танцевальную

комбинацию. Собрать в единую композицию различные движения.

Можно использовать уже знакомые движения или придумать новые.

После представление собственной работы.

- Нестандартное применение. Например: работа с предметом.

Поиск нестандартного применения стандартной вещей, например: мяч,

палка, скакалка, платок, веел и т.д.

- Амплитуда движений. Выполнение предложенных движений

(хореографической комбинации) в другом качестве - шире, больше,

значительнее.

(Модернизация заданной комбинации, путем дополнения другими

движениями и выполнения движений в новом качестве. Максимально

возможное использование пространства.)

- Создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений.

Придумать способ передвижения, в пространстве класса, как у

несуществующего и волшебного существа.

В процессе необходимо координировать работу всех конечностей, принимать

во внимание и пользоваться доступной гибкостью и растяжкой,

задействовать все возможности тела.

- Метод ассоциаций. Отражение музыки в танце. Какие ассоциации

возникают при прослушивании музыки? Как можно станцевать этот образ?

Слушаем, воспринимаем, изображаем средствами двигательной

импровизации музыки.

(Во время выполнения задания необходимо обратить внимание на:

1. Темп музыки (быстрый, средний, медленный);

2. Характер музыки (грустный, радостный, мужественный, шутливо,

празднично, нежно, ласково, лирично, трепетно, хмуро, сумрачно, тревожно,

напряженно, сурово, злобно и т.д.);

3. Музыкальные акценты;

4. Ритм музыки (2\4, 4\4, 3\4);

5. Начало и конец музыкально фразы.)

И Упражнение «Ассоциации». Цель игры — назвать любой предмет и

подбирать к нему самые неожиданные метафоры, сравнения, которые

приходят в голову. Играем в «Крокодил», когда жестами без слов учащиеся

протанцовывают остальным загаданное слово.

Читаем книги, стихи, рассказы дома и обсуждаем на занятии прочитанное.

Чтение расширяет кругозор, а анализ событий — основа формирования

креативности. Это научит ребенка иметь свою точку зрения, последовательно

излагать мысли.

Придумываем вместе с детьми рифмы и стихи к танцевальным связкам для

лучшего запоминания. Это очень увлекательно и удивительно слушать их

фантазийные фразы и строчки.

Протанцовываем какой-нибудь простой предмет и предлагаю детям назвать

десять новых способов применения. Например, скрепку можно использовать

как крючок, разогнуть и сделать кольцо или заколку. Дети способны увидеть

неочевидное в привычных вещах.

Еще одно упражнение — составить предложение, где все слова будут

начинаться на одну букву. Неважно, какой при этом получится смысл. И

после придумывается необычный танцевальный этюд.

- Игротанцы – включают в себя: движения под стихи, игры с ускорением,

которые развивают ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают

снять нервное напряжение. Их можно использовать как упражнения, дающие

отдых после или во время игр и занятий, требующих физической нагрузки.

Игротанцы. Танцевальный дартс.

(Оборудование: Экран, ноутбук, колонка для воспроизведения ауди файлов.

Музыкальный материал: музыка для детей, специально подобранная для

каждого задания.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Описание: На экране таблица чисел от 1 до 9, нажимая любую цифру,

высвечивается задание танцевальной игры. Выполняют задание, пока играет

музыка.)

1. Танцуй как герой. Вам предстоит почувствовать себя каким-нибудь

интересным сказочным героем. «Как бы ты танцевал, если бы был …?» (Змей

Горыныч, Фея, Баба-яга, Кощей Бесмертный, Золушка).

2. Танец на определении эмоций. Вам нужно передать своим танцем какие-

то конкретные эмоции (радость, гнев, нежность, злость, любовь).

3. Танец с содержанием. По ходу танца раскрывать содержание того, о чем

вы слышите в песне, передавая настроение каждого слова, фразы, общий

смысл. (В траве сидел кузнечик).

4. Танец без музыки. Предлагается станцевать заданное настроение без

музыки. На пример: (Океан, радуга, огонь, пустыня, тишина).

5.Станцевать себя.

6. Танец расцветающего Цветка. Предложите всем почувствовать себя

почкой Цветка, готовой распуститься. У каждого может возникнуть свой

собственный образ. Затем - Цветы начинают распускаться. Почувствуйте,

какие движения дают реальные ощущение раскрытия, очищения, расцвета,

какие движения раскрывают пространства внизу, вверху, в середине тела.

7. Образы. Любой воображаемый образ. (птица, ручей).

8. Танец-разминка для различных частей тела. (голова, пальцы, плечи,

руки, ноги, бедра)

9. Чертишто. Как вы представляете себе этот образ и как его можно

станцевать. (Брюжга, Абадох, Стенга, Лунце, Дюйдамочка, Дромогал).

Любые игры — хороший способ не только потренировать креативность,

но и провести время с семьей. Главное — положительные эмоции и интерес.

А еще, важно давать детям свободу самовыражения. Особенно, если ребенок

занимается чем-то увлеченно, забыв о времени. Иногда главный секрет

развития детской креативности — не мешать ей проявляться.

В развитии креативного мышления всего коллектива очень помогают и

большое участие принимают родители и близкие детей. В праздничных,

новогодних, отчетных концертах совместно обдумываются сценарии,

костюмы, необычные подарки, посещаем интересные места: экскурсии на

природу, тренинг с лошадьми, делаем интересные фотосессии и видео

проекты, праздники для детей. Традиционно после конкурса чаепитие, игры,

анализ выступлений, все вместе: дети, родители и педагог.

Резюме:В нашем коллективе воспитанницы развивают креативное

мышление, учатся выходить за рамки привычного и генерировать

нестандартные идеи, смотреть на мир иначе.

Дети способны увидеть неочевидное в привычных вещах

Помните: чем чаще вы говорите возможностям «да», тем больше этих

возможностей становится.



В раздел образования