Автор: Ковтун Ольга Олеговна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: КГАНОУ Краевой Центр Образования
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ
ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность,
английский язык, начальная школа, программа plickers, wordwall
Аннотация: в статье представлены возможности формирования и развития
читательской грамотности у школьников на начальном этапе освоения
знаний по английскому языку
Слайд 1
Добрый день. Для начала, хочу представиться. Меня зовут Ольга Олеговна, я
учитель английского языка в Краевом Центре Образования.
Может быть, многие знают специфику нашего учреждения, которая
заключается в том, что, во-первых, у нас разделение на старшую и начальную
школу. То есть, есть учителя предметники для начальной школы и для
старшей. И во-вторых ,наше учреждение довольно часто становится
экспериментальной площадкой для многих новшеств в области образования.
Так, несколько лет назад, нам пришлось вводить в свою учебную
профессиональную жизнь термин “ функциональная грамотность”. На
вводных курсах, совещаниях нас уверяли, что это не совсем новшества и
такие грамотности всегда были. Однако, в специфике преподавания
начальной школы, а особенно, в обучении иностранному языку, нам с
коллегами пришлось значительно проработать подход к нашим старым УМК,
чтобы по-настоящему применять эти, казалось бы, уже всем давно известные
грамотности.
Слайд 2
Термин “функциональной грамотности” впервые был определен в 1965 году
в
Тегеране
на
Всемирном
конгрессе
министров
просвещения,
его
формулировку вы можете видеть на слайде.
Слайд 3
А в 1978 году Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО было переформулировано,
Формулировку вы вновь видите на слайде.
но
все
равно
понималось
как
очень
относительное
качество.
Его
относительность
объяснялась
тем,
что
разным
людям
при
разных
обстоятельствах и условиях жизни требуются разные уровни навыков
письма, счета и чтения.
К тому же с годами набор ключевых для жизни умений меняется. Когда-то
грамотность означала умение извлечения из текста знания, сейчас же, когда
источников информации вокруг слишком много, речь идет уже об умении
конструирования знания из нескольких источников, а также, об их
валидации, то есть проверки.
Слайд 4
Мне наиболее близка для понимания формулировка термина Леонтьева
Алексея Алексеевича
Он дал формулировку функционально грамотному человеку.
Алексе
T
й Алексе
T
евич Лео
T
нтьев — советский и российский лингвист,
психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук
Именно понимания, какие люди являются функционально грамотными, дало
мне
понимание
вектора
моей
работы
на
ранних
этапах
обучения
иностранному языку в рамках формирования функциональных грамотностей.
Сложно подумать каким будет наше информационное поле в будущем,
насколько оно разрастется и какие же навыки понадобятся людям для того,
чтобы работать с информацией. Но приятно осознавать, что сфера
образования с каждым годом все больше и больше расширяет возможности
работы над “грамотностями”. Ведь это не просто умение читать и писать, а
основа для решения очень широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой жизни.
Воспитывая и обучая подрастающее поколение, особенно в начальной школе
еще сложно сказать кем станут наши ученики в будущем – врачами,
поварами, бухгалтерами или будут иметь свой бизнес.
Совершенно ясно одно и именно это должны понять наши будущие
взрослые – неразрешимых задач нет, если задача (проблема) не решена,
значит, ее решение нужно посмотреть под другим углом.
Слайд 5
Под
углами
я
понимаю
компоненты
функциональной
грамотности
в PISA — читательская, математическая, естественно-научная грамотность.
Позже, PISA добавила финансовую грамотность, критическое и креативное
мышление, глобальные компетенции (это набор знаний и умений для
взаимодействия с представителями других культур).
Если говорить об обучении иностранному языку, то наша цель как учителей,
это
формирование
коммуникативной
компетенции,
а
именно
стимулирование учащихся к использованию спонтанной речи. Условия для
этой речемыслительной активности должны быть близки к реальным.
Практическая направленность уроков – один из ключевых моментов в
вопросе формирования, развития и совершенствования таких компонентов
функциональной грамотности, как: глобальные компетенции, читательскую
грамотность и креативное мышление.
Далее наше выступление продолжит моя коллега Мария Евгеньевна
Собчинская, учитель английского языка Краевого центра образования.
Слайд 6
Многие из нас определяют грамотность человека исходя из его знаний.
Знания же, в свою очередь, передают нам книги. Поэтому мы с коллегой
считаем, что читательская грамотность - один из важнейших компонентов
обучения. Важно не просто научить детей читать, а показать, как черпать
знания из текстов, как определить причинно-следственные связи, что важно,
а что второстепенно, что истина, а что вымысел.
Слайд 7
Говоря о читательской грамотности в рамках обучения английского языка в
начальной школе, хочу заметить, что есть определённые критерии при отборе
текстов на формирование навыка функционального чтения:
• текст должен быть ученику интересен (т.е. важна новизна информации),
актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и
может быть взят из «реальной жизни»
• объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста
учащихся).
• наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а
помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны
способствовать развитию познавательной активности)
• наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор
• текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок,
абзацы, прямая речь и т.д.
Слайд 8
После того, как текст выбран в соответствии с критериями, важно подобрать
правильные упражнения для развития читательской грамотности. Я выбрала
в пример некоторые группы упражнений, которые смогут помочь учителю в
формировании читательских компетенций:
1. Упражнения на соотнесение слова с темой.
- Заполнить пропуски в предложении одним из указанных слов.
- Найти и заменить слова в предложении, которые не подходят по смыслу.
- В каждой группе слов найти одно с наиболее общим значением.
- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой
группе.
- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического
ряда.
Слайд 9
2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.
- Прочитать и найти опорные слова и словосочетания текста и назвать его
тему.
- Записать ключевое слово заголовка и составить схему, заполняя её
ассоциациями.
- Посмотреть на фотографию и выбрать из списка слов те, которые подходят
для описания ситуации, изображённой на ней.
- Ознакомиться с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с
переводом) и, не читая текст, сказать, о чём может идти в нём речь.
- Расположить слова и фразы, определяющие содержание текста, в
последовательности происходящих событий.
Слайд 10
3. Упражнения в работе с заглавием текста.
- Прочитать заглавие и сказать, о чём (о ком), по мнению детей, будет идти
речь в тексте.
- Перевести заглавие и ответить на вопросы:
• По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?
• Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?
Слайд 11
В наше время дети активно пользуются средствами массовой информации.
Поэтому использование обучающих приложений способствует наилучшему
усвоению материала, а также поможет вызвать интерес обучающихся к
интерактивному виду чтения.
Хорошие приложения-помощники учителя, по нашему мнению, это pluckers
и word wall.
С их помощью можно встроить картинки, а также создать викторины,
карточки для изучения новых слов и выражений.
Соответственно, интерактивные виды обучения помогают не только привить
ученикам стремление к чтению и формированию читательской грамотности,
но и сделать урок интересным и увлекательным.
Слайд 12
Таким образом, мы раскрыли понятие функциональной грамотности, а также
разобрались с тем, как можно привнести читательскую грамотность в урок
английского языка. Мы считаем формирование читательской грамотности в
рамках обучения английского языка очень важной частью образования детей,
ведь она формирует не только языковую компетенцию, но и помогает
мышлению. Спасибо за внимание!