Автор: Мотина Мария Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: Краснодарский край Кавказский район Посёлок Мирской
Наименование материала: Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема «Моя семья».
Цели: Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о
людях, которые помогают и заботятся друг о друге.
Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе;
воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
Образовательные :
-Активизировать словарь
детей «родственники», «семья», «уважение», «забота», «защита», «любов
ь»;
-Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить
простые и распространённые конструкции;
Развивающие:
-Продолжать развивать связную, диалогическую речь, память, внимание,
познавательный интерес, логическое мышление;
-Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям,
родословной.
Воспитывающие:
-Воспитывать чувство гордости за свою семью и желание заботиться о них.
Интегрируемые образовательные области:
-речевое развитие (загадка, пальчиковая гимнастика, стихотворение,
пословицы)
-физическое развитие (физ. минутка)
Предварительная работа:
- Рассматривание семейных фотографий детей группы с целью побуждения к
рассказу о людях, с которыми они живут.
Материал и оборудование: картинки: мама, папа, дедушка, бабушка,
дети.семейные фотографии, генеалогическое древо,
Ход занятия
Здравствуйте мои хорошие ребята! Мне приятно, что у вас хорошее
настроение.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
Воспитатель: А теперь присаживайтесь на стульчики. Мы сегодня с вами
поговорим, а сейчас отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Воспитатель: Конечно, сегодня мы поговорим с вами о семье.
Воспитатель: Что же такое семья? (ответы детей) .
Дети: это когда есть рядом мама, папа и другие любящие люди и т. д.
Беседа о семье.
Воспитатель: Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского
сада?
Дети: домой!
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что нас дома ждут.
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые
счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят вас, весело и
дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба,
уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например,
мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья.
Хорошо, если семья большая.
Воспитатель: Кто является членами семьи?
Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка.
Воспитатель: а еще всех членов семьи называют родственниками-это люди,
родные друг другу: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы.
Воспитатель: А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы)
- С кем ты живёшь?
-Кто у вас в семье старший (младший?
- Для мамы с папой ты кто?
- А у тебя есть сестрёнка или братик?
- А для бабушки с дедушкой ты кто?
- У кого есть братья (сёстры?
- Они старше или младше вас?
- Чем занимаются твои мама и папа?
- Как ты помогаешь взрослым?
- С кем из членов семьи ты любишь играть?
Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать
о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это
ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья. А теперь
давайте поиграем в игру кто из этих людей не является родственником?
Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в
семье?
Дети: уважать, защищать, ухаживать, любить.
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и
родственников! Давайте с вами поиграем?
Проводится дидактическая игра «Подбери признаки»
Воспитатель: Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме,
папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная
Папа - строгий, умный, сильный
Бабушка - старенькая, седая, отзывчивая
Дедушка - старый, мудрый, седой
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая,
большая
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший,
подвижный:
Воспитатель: Молодцы! Много вы подобрали слов.
Воспитатель: Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с
любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло
много пословиц. Какие вы знаете пословицы?
Дети:
«Лучший клад - когда в доме лад»
«В гостях хорошо, а дома лучше»
«Мой дом - моя крепость»
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц.
Физминутка «Семейная зарядка». (Движения выполняются в соответствии
с текстом)
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим- дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку- каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево- делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
Воспитатель: Все члены семьи связаны друг с другом как-
будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы
проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. (Вставайте в
кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и
отвечаете на вопрос.)
Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).
Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
Я тебе жена – ты мне (муж).
Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).
Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).
Воспитатель: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных
отношениях.
Воспитатель: Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для
будущих поколений память о своих родственниках. Как память о семье,
родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?
Дети: Фотографиями, видеозаписями.
Воспитатель: Каким образом память о родных сохраняли в давние времена,
когда не было фотоаппаратов, видеокамер?
Дети: Семью рисовали.
Воспитатель: Как назывались такие зарисовки?
Дети: Родословные.
Воспитатель: Родословную обычно изображают в виде дерева. А ещё оно
называется генеалогическое древо.
Толстые ветки – поколение бабушек и дедушек, мам и пап ваших родителей.
Ветки потоньше – поколение мам и пап.
Тонкие веточки – поколение детей, то есть вас.
Воспитатель: мы сейчас с вами составим родословную или генеалогическое
древо.
Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо» (дети на
силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по
«ярусам»)
Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка
Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.
Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.
Воспитатель: А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых
близких и дорогих нам людях.
Отгадывание загадок
Излучает она свет,
От улыбки – ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная …(мамочка)
Всё хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит … (бабушка)
Надарила безделушек-
Семь матрёшек и бобрёнка…
Но дороже всех игрушек
Для меня моя … (сестрёнка)
Угадай-ка, кто же это?
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья от вас ответа.
Молодцы! Конечно …(папа)
Воспитатель: Молодцы ребята ! А я пожелаю, чтобы у вас была крепкая,
дружная, любящая семья.