Автор: Татьяна Владимировна Феофилактова
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: ЗАТО г.Североморск
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Национальные культурные традиции в современной интерпретации
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока
Учитель
Феофилактова Татьяна Владимировна
Предмет, класс
История/Обществознание
Тема урока
Национальные и культурные традиции в современной ин-
тепретации.
Цель урока
Расширить представления о народных промыслах и воз-
можностях коллабораций на стыке традиций и модного ди-
зайна в современной России.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
- раскрытие
многообразия на-
родных промыс-
лов, как уникаль-
ного явления
культуры и их
возможности
сохранения в Рос-
сии сегодня
- развитие мышле-
ния, творческих
способностей, со-
вершенствовать
умение анализиро-
вать, комментиро-
вать и системати-
зировать материал
- воспитание в де-
тях гордости за
многообразие
культурных и на-
циональных тра-
диций, за возмож-
ность сохранения
и распростране-
ния их последую-
щими поколения-
ми
Тип урока
Комбинированный
Основные термины и понятия
Народные промыслы, культурные традиции
Межпредметные связи
Обществознание, технология, внеклассное мероприятие
Оборудование
Интерактивная доска, рабочие листы
Характеристика этапов урока
Этап урока
Цель
Содержание учеб-
ного материала
Методы
и прие-
мы
ФОУД
Деятель-
ность учи-
теля
Деятель-
ность уча-
щихся
Планируемые ре-
зультаты
Пред-
метные
УУД
Организа-
ционный
Создать
мотивцию
к действи-
ям на уро-
ке
Россия богата исто-
рией,
культурой,
искусством
-
ли-
тературой, архитек-
турой,
музыкой,
традициями и обы-
чаями.
? классу: Как вы
думаете, когда мы
говорим, о том, что
в
каждой
стране
есть свои традиции
и обычаи, о чем
идет речь?
Метод
поня-
тийно-
словес-
ный, на-
глядный,
визуали-
зация,
проблем-
ный
во-
прос.
Фронталь-
ная
Вступи-
тельное
слово учи-
теля:
Во-
прос
уча-
щимся.
Внима-
тельно
слушают,
отвечают
на вопрос,
просмат-
ривают ил-
люстра-
цию
(слайд
№1)
Психо-
логиче-
ская го-
товность
обучаю-
щихся к
уроку
Регулятив-
ные (целе-
полагание)
Коммуни-
кативные
(обменива-
ются
мне-
ниями
Коммуни-
кативные
(участвуют
в диалоге)
Познава-
тельные
(определя-
ют
назна-
чение
ил-
люстраций)
Постанов-
ка цели и
темы урока
Актуали-
зировать
знания
учащих-
ся,
необ-
Во Всероссийском
музее декоративно-
го искусства про-
ходила
выставка.
Давайте посмотрим
Логиче-
ский
ме-
тод,
си-
стемати-
зация, вы-
Фронталь-
ная
Создает
условия
для вклю-
чения уча-
щихся
в
Просмат-
ривают ви-
деоряд, от-
вечают на
вопрос,
Четкое
понима-
ние уча-
щимися
задач
Регулятив-
ные (целе-
полагание)
Коммуни-
кативные
Этап урока
Цель
Содержание учеб-
ного материала
Методы
и прие-
мы
ФОУД
Деятель-
ность учи-
теля
Деятель-
ность уча-
щихся
Планируемые ре-
зультаты
Пред-
метные
УУД
ходимые
для пони-
мания
нового ма-
териа-
ла
на иллюстрацию и
попробуем понять,
какой тематике она
была
посвящена?
Каким
обобщаю-
щим
термином
можно назвать дан-
ную иллюстрацию?
Давайте попробуем
сформулировать
тему и цели урока.
После обсуждения
озвучивается тема
и цели урока
деление
главного.
учебную
деятель-
ность, по-
казывает
видеоряд,
ставит
цель
сов-
местно
с
обучаю-
щимися.
Формули-
рует тему
урока
по-
сле
обсу-
ждения
с
ученика-
ми.
пытаются
воссоздать
формули-
ровку
по-
нятий: на-
родные
промыслы,
культур-
ные тради-
ции
(слайд№2)
и сформу-
лировать
цель
уро-
ка, опреде-
лить тему.
(слайд№3)
предсто-
ящей де-
ятельно-
сти
(обменива-
ются
мне-
ниями)
Личност-
ные (само-
определе-
ние к по-
знаватель-
ной
дея-
тельности)
Познава-
тельные
(формулру-
ют ответы
на вопросы
учителя)
Изучение
нового ма-
териала
Формули-
рование
проблемы
Выполне-
ние
зада-
ний.
? классу: С какой
целью мастера со-
здавали
данные
предметы?
? классу: Почему
сегодня
народные
промыслы не утра-
тили
своей
акту-
альности?
Метод
практиче-
ский,
классифи-
кация,
анализ,
составле-
ние
кла-
стера.
Групповая
Задает во-
просы уча-
щимся.
Подводит
к восприя-
тию новой
темы уро-
ка.
Организу-
Делятся на
рабочие
группы.
Работают в
группе.
Готовят
отчет
о
проделан-
ной
рабо-
Умение
плани-
ровать
соб-
ствен-
ную дея-
тель-
ность
в
соответ-
Регулятив-
ные
(фор-
мулируют
учебную
проблему;
самостоя-
тельно
определя-
ют
проме-
Этап урока
Цель
Содержание учеб-
ного материала
Методы
и прие-
мы
ФОУД
Деятель-
ность учи-
теля
Деятель-
ность уча-
щихся
Планируемые ре-
зультаты
Пред-
метные
УУД
Народные промыс-
лы – особые худо-
жественные тради-
ции, которые сто-
летиями складыва-
лись в различных
регионах.
В
их
основе лежит ис-
кусство обработки
камня, дерева, гли-
ны и других при-
родных
материа-
лов. Из сырья, ко-
торым
богаты
отдельные
земли,
местные
мастера
создавали
по-осо-
бенному украшен-
ные изделия руч-
ной работы.
Давайте разделим-
ся на группы и оку-
немся в историю
народных промыс-
лов.
выполнив
практические зада-
ет практи-
ческую ра-
боту. Ребя-
та делятся
на группы
(5-6).Рабо-
тают с мо-
дулем
(см.Рабо-
чий
лист
1,2,3)
В
конце
выполне-
ния
зада-
ния произ-
водится
отчет каж-
дой
груп-
пой – учи-
тель
оце-
нивает ра-
боту
те.
ствии
с
постав-
ленной
задачей
и
усло-
виями её
реализа-
ции
жуточные
цели урока)
Коммуни-
кативные
(аргумен-
тируют
свою пози-
цию)
Познава-
тельные
(осуще-
ствляют
поиск и вы-
деление
информа-
ции)
Этап урока
Цель
Содержание учеб-
ного материала
Методы
и прие-
мы
ФОУД
Деятель-
ность учи-
теля
Деятель-
ность уча-
щихся
Планируемые ре-
зультаты
Пред-
метные
УУД
ния, вспомнив или
узнав информацию,
связанную с осо-
бенностями народ-
ных промыслов.
- практическая ра-
бота
по
группам
(Рабочий
лист
1,2.3)
Закрепле-
ние нового
материала
Беседа по
проблем-
ным
вопросам
В народных про-
мыслах
бережно
хранятся традиции,
обычаи и история
государства.
Уни-
кальные
техники
производства и ху-
дожественное
ма-
стерство, формиро-
вавшееся столетия-
ми,
продолжают
передавать от поко-
ления к поколению
вместе с теплом и
частичкой
души
тех, кто чтит, раз-
Метод на-
глядный,
логиче-
ский,
проблемн
о-поис-
ковый,
проблем-
ные
во-
просы.
Индиви-
дуальная.
фронталь-
ная
Организу-
ет работу с
учащими-
ся для за-
крепления,
используя
интерак-
тивную
доску.
(Слайд
презента-
ции 5-14)
Отвечают
на
проблем-
ные вопро-
сы.
Умение
сотруд-
ничать с
педаго-
гом
и
сверст-
никами
при
ре-
шении
мини-
теста
и
проблем
ного во-
проса
Регулятив-
ные
(соот-
носят свои
действия с
планируе-
мыми
ре-
зультата-
ми, осуще-
ствляют
контроль
своей дея-
тельности)
Коммуни-
кативные
(проявляют
активность
Этап урока
Цель
Содержание учеб-
ного материала
Методы
и прие-
мы
ФОУД
Деятель-
ность учи-
теля
Деятель-
ность уча-
щихся
Планируемые ре-
зультаты
Пред-
метные
УУД
вивает и популяри-
зирует
народное
ремесло.
? классу: Где сего-
дня мы можем по-
знакомиться с об-
разцами
традици-
онного российско-
го искусства?
(варианты
ответа:
Семейные
релик-
вии, передаваемые
по
наследству
и
хранящиеся
дома,
выставки, ярмарки,
местные
музеи,
арт-пространства и
даже
социальные
сети, через кото-
рые умельцы мо-
гут
продвигать
свою продукцию)
? классу: Как пре-
творяются в сего-
дняшнюю
жизнь
традиции мастеров
во взаимо-
действии
для
реше-
ния
проблем-
ного
во-
проса)
Личност-
ные:
(оце-
нивают
собствен-
ную
учеб-
ную
дея-
тельность)
Этап урока
Цель
Содержание учеб-
ного материала
Методы
и прие-
мы
ФОУД
Деятель-
ность учи-
теля
Деятель-
ность уча-
щихся
Планируемые ре-
зультаты
Пред-
метные
УУД
народных промыс-
лов?
(варианты
ответа:
Элементы
народ-
ных
художествен-
ных промыслов ис-
пользуются
сего-
дня в производстве
текстиля,
посуды,
украшений,
мебе-
ли. Производители
сегодня стараются
производить прак-
тичные и нужные в
быту вещи)
? классу? На ваш
взгляд
можно
ли
сегодня
увидеть,
встретить
изделия
народных промыс-
лов в современном
исполнении?
(вариант
ответа:
цветы на салфет-
ках, термокружках,
тарелках, вазах; де-
Этап урока
Цель
Содержание учеб-
ного материала
Методы
и прие-
мы
ФОУД
Деятель-
ность учи-
теля
Деятель-
ность уча-
щихся
Планируемые ре-
зультаты
Пред-
метные
УУД
кор на новогодних
игрушках, предме-
тах мебели и быто-
вой техники
? классу:
Как вы
думаете, использу-
ют
ли
элементы
народных промыс-
лов в своих твор-
ческих
поисках
современные
ди-
зайнеры?
(вариант
ответа:
если дизайнеры хо-
тят придать инте-
рьеру
глубину,
многослойность,
неповторимость
в
интерьере, они мо-
гут смешивать фак-
туры и сочетать не-
сочетаемое, в том
числе и элементы
народных промыс-
лов)
? классу: Как сего-
Этап урока
Цель
Содержание учеб-
ного материала
Методы
и прие-
мы
ФОУД
Деятель-
ность учи-
теля
Деятель-
ность уча-
щихся
Планируемые ре-
зультаты
Пред-
метные
УУД
дня
современные
молодые люди мо-
гут создавать свои
семейные
тради-
ции, используя на-
родные промыслы?
(вариант
ответа:
если дарить своим
близким подарки в
виде изделий на-
родного промысла,
например шкатул-
ки,
салфетки
на
каждое
семейное
торжество,
то
со
временем
можно
стать
обладателем
уникального собра-
ния
произведений
искусства, которые
будут передаваться
в семье, из поколе-
ния в поколение,
становясь
с
каж-
дым
годом
лишь
дороже и ценнее)
Этап урока
Цель
Содержание учеб-
ного материала
Методы
и прие-
мы
ФОУД
Деятель-
ность учи-
теля
Деятель-
ность уча-
щихся
Планируемые ре-
зультаты
Пред-
метные
УУД
Рефлексия
Подведе-
ние итогов
урока.
Народные промыс-
лы России — на-
родное творчество,
которое делает на-
шу культуру непо-
вторимой. В совре-
менной России есть
узнаваемые
брен-
ды, которые знают
во всем мире и с
чем ассоциируется
Россия у иностран-
цев.
Расписные
предметы, игрушки
и изделия увозят с
собой иностранные
туристы в память о
нашей стране, а мы
испытываем
чув-
ство гордости, за
наших
мастеров
прошлого и масте-
ров
производи-
телей
настоящего.
Это то, что помога-
Метод
словес-
ный.
Фронталь-
ная
Вопросы
учащимся:
-Достигли
ли
целей,
которые
поставили
перед
собой?
-Что пока-
залось
трудным
на уроке?
- Что для
вас
было
интерес-
ным?
Участвуют
в
подведе-
ние
итогов
урока.
Способ-
ность
к
осуще-
ствле-
нию ло-
гиче-
ских
опера-
ций
сравне-
ния, ана-
лиза,
обобще-
ния
Регулятив-
ные
(оценивают
правиль-
ность
вы-
полнения
действий)
Коммуни-
кативные
(адекватно
использу-
ют речевые
средства
для эффек-
тивного ре-
шения раз-
нооб-
разных
коммуни-
кативных
задач)
Познава-
тельные
(сознанно и
произволь-
Этап урока
Цель
Содержание учеб-
ного материала
Методы
и прие-
мы
ФОУД
Деятель-
ность учи-
теля
Деятель-
ность уча-
щихся
Планируемые ре-
зультаты
Пред-
метные
УУД
ет нам сохранить
национальную
идентичность и от-
ражает
традиции
нашей
большой
страны сегодня.
но
строят
сообщения
в устной и
письмен-
ной форме)
Домашнее
задание
Как производители
и бизнес взаимо-
действуют сегодня
и
вписывают
на-
родные промыслы
в
современную
жизнь?
Метод
проблемн
о-поис-
ковый.
Индиви-
дуальная
Конкрети-
зирует до-
машнее за-
дание
Записыва-
ют домаш-
нее
зада-
ние