Напоминание

Основные аспекты формирования функциональной грамотности педагога дополнительного образования


Автор: Гулай Галина Григорьевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Основные аспекты формирования функциональной грамотности педагога дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные аспекты формирования функциональной грамотности

педагога дополнительного образования.

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и

больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным

информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. 65% детей,

которые завтра пойдут в школу, будут работать по специальностям, о

которых мы еще не знаем.

Изменение требований к уровню образования человека отражается в

изменении

содержания

понятия

«грамотность».

До

конца

XIX

века

грамотным называли человека, умеющего читать и писать. («Толковый

словарь живого великорусского языка» В.И. Даля). В 50-е годы XX века

грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей

уровня

социального

развития

государства

и

общества.

Понятие

«грамотность» (умение читать и писать) было включено Всемирной

Организацией

Здравоохранения

в

12

показателей,

характеризующих

здоровую нацию. Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в

1957 году.

Что

же

такое

функциональная

грамотность

обучающихся?

Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень

образованности обучающихся, выражающий степень овладения ключевыми

компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым

предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и

за

пределами,

в

обществе,

способность

к

самоопределению,

и

самореализации.

Сегодня функционально грамотный ученик – индикатор качества

образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно.

Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и

навыки в конкретных ситуациях. Сегодня на рынке труда каждый должен

демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся

требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные

профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы,

социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для

успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь

использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач,

самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и

включается в понятие функциональной грамотности.

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно

представить

в

виде

плодового

дерева.

«Поливая»

это

дерево,

спланированной,

чётко

продуманной,

слаженной

работой,

используя

современные педагогические технологии, оно незамедлительно даст плоды.

Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции) –

это образованные, успешные, сильные, способные к саморазвитию люди.

Что развивает функциональная грамотность?

1

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент

функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный

процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать

выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях.

Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности

являются инициативность, способность творчески мыслить и находить

нестандартные

решения,

умение

выбирать

профессиональный

путь,

готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные

навыки формируются в условиях школы и в творческих объединениях.

Какие виды функциональной грамотности считаются основными?

В качестве основных составляющих функциональной грамотности

выделены:

читательская грамотность,

математическая грамотность,

естественнонаучная грамотность,

финансовая грамотность,

глобальные компетенции

креативное мышление.

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые

знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

Ее смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы

конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний

для решения конкретной задачи.

Что подразумевает читательская грамотность?

Назовем компоненты читательской компетентности, которые были

выделены в результате сравнения исследований разных авторов:

1. Владение техникой чтения (когнитивный аспект);

2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного

произведения (когнитивный аспект);

3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и

мотивационный аспект);

4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в

художественной литературе (ценностно-смысловой аспект);

5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса,

понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект).

Федеральный государственный образовательный стандарт включает

задачу

по

формированию

функциональной

грамотности

младших

школьников

и

школьников

среднего

звена.

Например,

читательская

грамотность – важнейший метапредметный результат обучения. На уроке

обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а

нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять

накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их

2

на практике. Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему

автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы

главный герой поступил иначе? Важно научиться читать между строк, уметь

находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать

различные взаимосвязи и параллели.

Как формировать математическую грамотность?

Математическая грамотность – это способность человека мыслить

математически, формулировать, применять и интерпретировать математику

для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает

в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания,

объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль

математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать

конструктивные решения.

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный

вопрос, связанный с практической жизнью……

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива,

которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии

для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного

литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в

затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет

стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в

различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать

явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные

решения.

Что входит в понятие естественнонаучной грамотности?

Важной составной частью функциональной грамотности является

естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и

использовать

естественно-научные

знания

для

постановки

вопросов,

освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений,

основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность

включает

понимание

основных

закономерностей

и

особенностей

естествознания,

осведомлённости

в

том,

что

естественные

науки

и

технологии

оказывают

влияние

на

материальную,

интеллектуальную,

культурную

сферы

общества.

Она

также

проявляется

в

активной

гражданской

позиции

при

рассмотрении

проблем,

связанных

с

естествознанием.

Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности -

использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций,

задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на

применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и

интерпретацию данных.

Здесь

помогут

задания

на

анализ

и

сравнение

явлений

природы,

географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать

3

компетенции

в

области

естественных

наук,

важно

грамотно

интерпретировать научные данные, проводить практические исследования,

объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на

вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно

предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий,

которые

допустимо

возводить

в

определенных

сейсмических

и

геологических условиях.

Ученик с естественнонаучной грамотностью способен формировать мнение о

явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.

Что понимается под финансовой грамотностью?

Финансовая

грамотность

представляет

собой

знание

и

понимание

финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и

уверенность,

необходимые

для

принятия

эффективных

решений

в

разнообразных

финансовых

ситуациях,

способствующих

улучшению

финансового благополучия личности и общества, а также возможности

участия в экономической жизни.

Принятие разумных финансовых решений, среди которых значительное

множество связано с выбором варианта поведения при решении типичных

проблем в повседневных жизненных ситуациях, – именно это составляет суть

финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его

функциональной грамотности.

Что означают глобальные компетенции?

Еще

один

компонент

функциональной

грамотности

глобальные

компетенции. Это способность человека самостоятельно или в группе

использовать

знания

для

решения

глобальных

задач.

Ее

развитию

способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между

явлениями,

событиями

и

закономерными

последствиями.

Ученикам

предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области

демографии, экономики, экологии и других мировых проблем. Ребенок

должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую

информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот

компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию,

способность

к

сотрудничеству.

Совместные

исследования

помогают

формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре.

Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития

личности, способной понимать и принимать убеждения других людей. Как

это

реализуется

в

дополнительном

образовании?

Через

что?

Через

взаимодействие.

Что подразумевается под креативным мышлением?

Креативное

мышление

это

компонент

функциональной

грамотности.

4

Оно подразумевает умение человека использовать своё воображение для

выработки и совершенствования идей, формирования новых знаний и

решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.

Основные качества креативного мышления:

быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в

определённый отрезок времени),

гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

точность (законченность, способность совершенствовать или придавать

завершённый вид своим мыслям).

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении:

способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать

эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом

становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их

сильные и слабые стороны. Развивать креативное мышление помогает

совместная работа над творческим проектом, составление расписания уроков

и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения

фантастического животного. Креативное мышление связано не только с

творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий

потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые

при определенных условиях можно быстрее и проще.

Другими словами, «Функциональная грамотность сегодня — это

базовое образование личности.

Ребенку важно обладать:

готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим

миром;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и

жизненные задачи;

способностью строить социальные отношения;

совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей

грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

5



В раздел образования