Автор: Гулай Галина Григорьевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Основные аспекты формирования функциональной грамотности педагога дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Основные аспекты формирования функциональной грамотности
педагога дополнительного образования.
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и
больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным
информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. 65% детей,
которые завтра пойдут в школу, будут работать по специальностям, о
которых мы еще не знаем.
Изменение требований к уровню образования человека отражается в
изменении
содержания
понятия
«грамотность».
До
конца
XIX
века
грамотным называли человека, умеющего читать и писать. («Толковый
словарь живого великорусского языка» В.И. Даля). В 50-е годы XX века
грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей
уровня
социального
развития
государства
и
общества.
Понятие
«грамотность» (умение читать и писать) было включено Всемирной
Организацией
Здравоохранения
в
12
показателей,
характеризующих
здоровую нацию. Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в
1957 году.
Что
же
такое
функциональная
грамотность
обучающихся?
Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень
образованности обучающихся, выражающий степень овладения ключевыми
компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым
предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и
за
пределами,
в
обществе,
способность
к
самоопределению,
и
самореализации.
Сегодня функционально грамотный ученик – индикатор качества
образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно.
Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и
навыки в конкретных ситуациях. Сегодня на рынке труда каждый должен
демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся
требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные
профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы,
социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для
успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь
использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач,
самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и
включается в понятие функциональной грамотности.
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно
представить
в
виде
плодового
дерева.
«Поливая»
это
дерево,
спланированной,
чётко
продуманной,
слаженной
работой,
используя
современные педагогические технологии, оно незамедлительно даст плоды.
Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции) –
это образованные, успешные, сильные, способные к саморазвитию люди.
Что развивает функциональная грамотность?
1
Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент
функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный
процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать
выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях.
Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности
являются инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные
решения,
умение
выбирать
профессиональный
путь,
готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные
навыки формируются в условиях школы и в творческих объединениях.
Какие виды функциональной грамотности считаются основными?
В качестве основных составляющих функциональной грамотности
выделены:
читательская грамотность,
математическая грамотность,
естественнонаучная грамотность,
финансовая грамотность,
глобальные компетенции
креативное мышление.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые
знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
Ее смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы
конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний
для решения конкретной задачи.
Что подразумевает читательская грамотность?
Назовем компоненты читательской компетентности, которые были
выделены в результате сравнения исследований разных авторов:
1. Владение техникой чтения (когнитивный аспект);
2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения (когнитивный аспект);
3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и
мотивационный аспект);
4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в
художественной литературе (ценностно-смысловой аспект);
5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса,
понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект).
Федеральный государственный образовательный стандарт включает
задачу
по
формированию
функциональной
грамотности
младших
школьников
и
школьников
среднего
звена.
Например,
читательская
грамотность – важнейший метапредметный результат обучения. На уроке
обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а
нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять
накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их
2
на практике. Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему
автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы
главный герой поступил иначе? Важно научиться читать между строк, уметь
находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать
различные взаимосвязи и параллели.
Как формировать математическую грамотность?
Математическая грамотность – это способность человека мыслить
математически, формулировать, применять и интерпретировать математику
для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает
в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания,
объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать
конструктивные решения.
Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный
вопрос, связанный с практической жизнью……
Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива,
которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии
для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного
литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в
затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет
стоимости последнего, то есть он полностью окупится.
Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в
различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать
явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные
решения.
Что входит в понятие естественнонаучной грамотности?
Важной составной частью функциональной грамотности является
естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и
использовать
естественно-научные
знания
для
постановки
вопросов,
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений,
основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность
включает
понимание
основных
закономерностей
и
особенностей
естествознания,
осведомлённости
в
том,
что
естественные
науки
и
технологии
оказывают
влияние
на
материальную,
интеллектуальную,
культурную
сферы
общества.
Она
также
проявляется
в
активной
гражданской
позиции
при
рассмотрении
проблем,
связанных
с
естествознанием.
Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности -
использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций,
задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на
применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и
интерпретацию данных.
Здесь
помогут
задания
на
анализ
и
сравнение
явлений
природы,
географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать
3
компетенции
в
области
естественных
наук,
важно
грамотно
интерпретировать научные данные, проводить практические исследования,
объяснять явления природы и находить существующие доказательства.
Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на
вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно
предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий,
которые
допустимо
возводить
в
определенных
сейсмических
и
геологических условиях.
Ученик с естественнонаучной грамотностью способен формировать мнение о
явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.
Что понимается под финансовой грамотностью?
Финансовая
грамотность
представляет
собой
знание
и
понимание
финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и
уверенность,
необходимые
для
принятия
эффективных
решений
в
разнообразных
финансовых
ситуациях,
способствующих
улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности
участия в экономической жизни.
Принятие разумных финансовых решений, среди которых значительное
множество связано с выбором варианта поведения при решении типичных
проблем в повседневных жизненных ситуациях, – именно это составляет суть
финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его
функциональной грамотности.
Что означают глобальные компетенции?
Еще
один
компонент
функциональной
грамотности
–
глобальные
компетенции. Это способность человека самостоятельно или в группе
использовать
знания
для
решения
глобальных
задач.
Ее
развитию
способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между
явлениями,
событиями
и
закономерными
последствиями.
Ученикам
предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области
демографии, экономики, экологии и других мировых проблем. Ребенок
должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую
информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот
компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию,
способность
к
сотрудничеству.
Совместные
исследования
помогают
формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре.
Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития
личности, способной понимать и принимать убеждения других людей. Как
это
реализуется
в
дополнительном
образовании?
Через
что?
Через
взаимодействие.
Что подразумевается под креативным мышлением?
Креативное
мышление
—
это
компонент
функциональной
грамотности.
4
Оно подразумевает умение человека использовать своё воображение для
выработки и совершенствования идей, формирования новых знаний и
решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.
Основные качества креативного мышления:
быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в
определённый отрезок времени),
гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),
оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
точность (законченность, способность совершенствовать или придавать
завершённый вид своим мыслям).
Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении:
способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать
эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом
становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их
сильные и слабые стороны. Развивать креативное мышление помогает
совместная работа над творческим проектом, составление расписания уроков
и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения
фантастического животного. Креативное мышление связано не только с
творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий
потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые
при определенных условиях можно быстрее и проще.
Другими словами, «Функциональная грамотность сегодня — это
базовое образование личности.
Ребенку важно обладать:
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим
миром;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и
жизненные задачи;
способностью строить социальные отношения;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей
грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
5