Автор: Куликова Лидия Георгиевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ школа 482
Населённый пункт: г.Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Сознательное творчество – залог познавательной активности".
Раздел: полное образование
Сознательное творчество – залог познавательной активности.
«Именно образованные, творческие, физически и духовно
здоровые люди…будут главной силой России этого и
последующих веков». В.В.Путин
Во
ФГОС
основной
школы развитие
познавательной
активности
учащихся обозначена
как
одна
из
центральных
педагогических
проблем,
основной вектор взросления.
Самостоятельность,
это
ответственное,
инициативное
поведение,
независимое
от
посторонних
влияний,
совершаемое
без
посторонней
помощи,
собственными
силами.
Особенно
она
необходима
при учебной
самостоятельности,
которая
является
ключевой
педагогической
задачей
и
рассматривается, как умение расширять свои знания, умения и способности
по собственной инициативе.
Усиление процесса познания, стимуляцию, можно осуществить за счёт
активизация
познавательной
деятельности
на
основе
привлечения
самих
учащихся
к
подготовке
наглядных
пособий
к
темам
уроков.
Для
этого
необходимо
иметь
хорошо
расположенные
для
удобного
извлечения
и
быстрого
возвращения
на
прежнее
место
(если
наглядность
не
нужна)
различные демонстративные объекты и соответствующую для них картотеку.
Учащиеся из класса, в качестве консультантов по уроку, к будущей теме
урока подбирают наглядный материал из того, что есть в классе и предлагают
его для использования. В ходе урока учитель использует ( или не использует)
те или иные выбранные учащимся (учащимися) наглядности и, в конце урока,
даёт
возможность
самому
учащемуся
или
классу
проанализировать
правильность
выбранных
к
уроку
объектов.
За
такую
работу
учащийся
получает
оценку
и
те
учащиеся,
которые
анализируют
отобранный
им
материал, с учетом материала темы, так же оцениваются или учителем, или
самим учащимся, или классом. Такую активизацию творческой деятельности
желательно использовать часто, так как она позволяет включаться учащимся
в процесс познания и делать это сознательно (так как постоянно приходиться
соотносить подготовленные наглядности с тем теоретическим материалом,
который
изучается),
что
повышает
внимание
к
теме
и,
на
основе
целенаправленного внимания, позволяет лучше усваивать материал. Данный
метод
можно
применять
как
ко
всему
материалу,
так
и
к
его
части,
и
использовать при этом деятельность по подготовке наглядности как одного
учащегося, так и нескольких. Самое главное при таком способе организации
познавательной активности – идеальная спланированная картотека и сами
объекты. В самом начале такого метода активизации учащихся необходимо
показать им, как это делается, потренировать учащихся
и, самое главное,
обратить внимание на чёткость в расположении объектов, их целостность,
красоту представления. Это будет залогом того, что ваши «помощники» не
нарушат ни порядка, ни качества подготавливаемых объектов. Одним из
условий удачи в деятельности учащихся для подготовки материала, является
необходимость всю наглядность, с находящимся рядом перечнем пособий,
держать в классе (а не в лаборантской).
Данный метод даёт возможность усилить развивающее обучение, что будет
стимулировать процесс самообучения и саморазвития и даст возможность
сделать
более
устойчивой
его
субъектную
позицию.
К
показателям
сформированности
субъектной
позиции
школьников
относят:
устойчивое
положительное
отношение
к
учению;
высокую
активно сть
и
самостоятельность;
использование
результатов
учения
в
социальной
практике; высокую самооценку и саморегуляцию. Это помогает педагогу
включить
в
процесс
пропедевтической
мыслительной
деятельности
по
предстоящей теме и пассивных, и активно откликающихся учащихся. Данный
вид
творчества
помогает
учащимся
снять
зажатость
и
развить
и
эмоциональные, и интеллектуальные, и поведенческие навыки для обучения
во взаимодействии. Конечно, активность нарастает постепенно, но и так же
постепенно нарастает и осознанное внимание к изучению вопросов темы.
Личность
учащегося
становиться
способной
перейти
от
парадигмы
потребления – к парадигме творческого созидания.
Данная творческая активность, устраняющая внутренние препятствия
творческими проявлениям, будет поддерживаться проблемными, частично-
поисковыми и эвристическими ситуациями, которые создаются на уроках.
Такая
сложная
творческая
деятельность
поможет
личности
учащегося
быстрее выйти на высокий уровень стандартов.