Напоминание

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ «ТОЧКА РОСТА» «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ, ТЕМПЕРЕТУРЫ И ОСВЕЩЕННОСТИ В ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ИХ СРАВНЕНИЕ С НОРМАМИ СанПиНа»


Автор: Ковтун Елена Александровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 1
Населённый пункт: пгт Лучегорск, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ «ТОЧКА РОСТА» «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ, ТЕМПЕРЕТУРЫ И ОСВЕЩЕННОСТИ В ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ИХ СРАВНЕНИЕ С НОРМАМИ СанПиНа»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Пожарского муниципального округа

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ «ТОЧКА РОСТА»

«

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ, ТЕМПЕРЕТУРЫ И ОСВЕЩЕННОСТИ В

ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ИХ СРАВНЕНИЕ С НОРМАМИ

СанПиНа»

Автор разработки

Ковтун Елена Александровна

учитель биологии и химии

пгт Лучегорск

Пояснительная записка

В рамках национального проекта «Образование» образовательные

организации Приморского края были оснащены современным оборудованием

центра «Точка роста». Прежде всего, это цифровые лаборатории с наборами

датчиков, позволяющие проводить измерения физических, химических,

физиологических параметров окружающей среды и организмов. На основе

полученных экспериментальных данных обучающиеся могут самостоятельно

делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что способствует

повышению мотивации к изучению биологии. Использование цифровых

лабораторий центра «Точка роста» дает возможность обучающимся работать

самостоятельно и при этом получать не только предметные знания в области

биологии, но и опыт работы с современной техникой, компьютерными

программами, опыт информационного поиска и презентации результатов

исследования.

Цифровые лаборатории обеспечивают автоматизированный сбор и обработку

данных, прямо во время проведения эксперимента. Это позволяет оценить ход

эксперимента и вовремя скорректировать при необходимости. Результаты

отображаются в виде графиков, таблиц и могут быть сохранены.

Данная методическая разработка, дает возможность ученикам найти

информацию по данным параметрам согласно СанПиН, в сети Интернет,

изначально данные СанПиНа, можно не сообщать, чтобы проверить на сколько

точно и самостоятельно учащиеся поработали с теоретическим материалом по

данной теме. Работа поможет провести экспериментальное исследование,

закрепить навык работы с датчиком, сравнить данные и сделать вывод

относительно всех параметров по школьным помещениям. В ходе завершения

измерений можно выявить негативные последствия на организм школьника как

высоких, так и низких показателей параметров исследований, разработать

рекомендации по их устранению, сообщить директору ОУ для принятия

необходимых мер.

Данные исследования могут проводиться последовательно, можно добавить

помещения для исследований, работу можно организовать индивидуально,

работая в парах или группами. Если детей на мероприятии много, то можно

разделить на три группы и каждая измеряет свой параметр, если мало, то можно

проводить исследование на нескольких занятиях.

Исследовательская работа

Тема

:

«

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ, ТЕМПЕРЕТУРЫ И ОСВЕЩЕННОСТИ В

ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ИХ СРАВНЕНИЕ С НОРМАМИ

СанПиНа»

Цель: определить температуру, освещённость и влажность воздуха в

школьных помещениях: библиотеке, спортзале, рекреации, кабинете биологии с

использованием мультидатчиков цифровой лаборатории Releon Lite. Сравнить

полученные данные с санитарно-гигиеническими нормами. Отработать и

закрепить навыки работы с оборудованием.

Оборудование: программное обеспечение

Releon Lite, ноутбук, набор

необходимых мультидатчиков для измерения показателей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Освещенность – это световая велицина, равная отношению светового потока,

падающего на малый участок поверхности, к его площади. Единицей тзмерения

освещенности в международной системе единиц (СИ) служит люкс (1 лк=1 люм

на м

2

). Нормы освещённости в школах согласно СанПиН 2.4.2.2821-10:

в учебных помещениях — 300–500 люкс на рабочих столах;

в кабинетах технического черчения и рисования — 500 люкс;

в кабинетах информатики на столах — 300–500 люкс, на классной доске —

300–500 люкс;

в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 люкс;

в рекреациях (на полу) — 150 люкс.

Влажность – показатель содержания воды в физических телах или средах,

выражается в процентах от общей массы влажного состава.

В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность

воздуха должна составлять 40 - 60%. Учебные помещения проветриваются во

время перемен, а рекреационные - во время уроков.

Температура – один из параметров состояния атмосферы.

Следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в

образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры

воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С.

Согласно новым единым санитарным правилам СП 2.4.3648-20, температура в уче

бных помещениях должна быть от 18 до 24 градусов

ТАБЛИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАРАМЕТРОВ И ИХ РОЛЬ

Параметр

Норма, согласно

СанПиН

Влияние параметра на учащегося

Если высокие

Если низкие

Освещенност

ь

300-500 лк

Избыточная

освещённость может

вызвать сухость глаз,

дискомфорт, нервное

перевозбуждение и

ухудшение здоровья.

Недостаточная

освещённость

может привести к

нарушению

зрения, усталости,

головным болям,

проблемам с

концентрацией

внимания и

общему

ухудшению

самочувствия.

Влажность

От 40 до 60%

Высокая влажность

может вызвать нарушение

теплообмена организма с

окружающей средой, что

приведет к перегреву

организма. Это может

способствовать развитию

простудных заболеваний

и других проблем со

здоровьем.

Низкая влажность

вызывает быстрое

испарение и

высыхание

слизистых

оболочек носа,

гортани и легких,

так же повышает

риск заболеваний.

Температура

От +18 до +24

о

С

Повышенная температура

может затруднить

процесс сосредоточения

на обучении, что

приведёт к снижению

успеваемости и

ухудшению здоровья

школьников.

Пониженная

температура так

же вредна, может

привести к

переохлаждению,

вызвать

простудные

заболевания и

снизить

иммунитет.

Инструкция к лабораторной работе

Ноутбук с установленной

программой Releon.

Мультидатчик и щуп высокой

температуры от -100 до

+1300

0

С

Мультидатчик температуры,

влажности, освещенности.

ИСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ДАТЧИКОМ

1.

Открывает программное обеспечение «Relеon lite», на рабочем столе.

2.

Далее сразу, включаем датчик измерения температуры, влажности и

освещенности, длительным нажатием кнопки «Пуск» и ждем звуковой

сигнал.

3.

Подсоединение датчика осуществляется через «Блютуз», нажимаем

соответствующую кнопку и запускаем «Поиск».

4.

Подключаем необходимые датчики и нажимаем «Пуск».

5.

Датчик, настраивается несколько секунд и начинает собирать данные.

6.

Нажатием кнопки «Таблица», можно посмотреть, как идет сбор данных(10

раз в сек).

7.

Нажатием кнопки «Пауза», активируется окно «Excel», это значит, что

таблицу можно сохранить в виде файла и проводить различные расчёты.

8.

При нажатии «Обновить» и «Пуск», эксперимент начнется заново.

9.

Если, необходимо провести сбор данных в других местах, необходимо два

или три раза нажать на кнопку датчика «Пуск», при этом датчик начнет

мигать более медленно и будет собирать информацию в той точке, где вы

находитесь. Двойным нажатием отключаем датчик и переводим в режим

«Ожидания» таких измерений можно сделать до 20.

10. Для нахождения этих измерений необходимо в настройках найти режим

«Логирования» и подключить его.

11. Появляются данные измерений, которые необходимо «Загрузить»

нажатием соответствующей кнопки и при необходимости «Сохранить» в

виде файла «Excel».

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ (1 группа)

Объект

исследовани

я

Нормы по СанПину для школьных помещений

Температура

18-24

о

С

Влажность

40-60 %

Естественная

освещенность

Искусственная

освещенность

300-500 ЛК

1 парта 1 ряд

у окна

Доска

классная

1 парта 3 ряд

у стены

3 парта 3 ряд

5 парта 1 ряд

у окна

5 парта 3 ряд

у стены

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ (2 группа)

Объект

исследовани

я

Нормы по СанПину для школьных помещений

Температура

17-23

о

С

Влажность

40-60 %

Естественная

освещенность

Искусственная

освещенность

300-500 ЛК

Спортзал

Рекреация

150 ЛК

Библиотека

Кабинет

биологии

Столовая

Сделайте вывод: о соответствии исследуемых параметров показателям СанПиНа.

Выявите, могут ли показатели влиять на процесс обучения? Влажность и

температура воздуха зависит друг от друга? Как влажность зависит от

температуры и от проветривания кабинета?

Литература:

1.

Методические рекомендации для проведения лабораторных работ по

биологии.

2.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН

1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"



В раздел образования