Автор: Улакаева Атикат Абдурахмановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нижнеказанищенская гимназия имени А.Акаева"
Населённый пункт: РД Буйнакский район с. Нижнее Казанище
Наименование материала: Открытый урок по математике
Тема: Единица массы: "Килограмм"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по математике в 1 классе.
Тема: «Единица массы: килограмм.»
Автор: Улакаева Атикат Абдурахмановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ№5 сел.Нижнее Казанище».
Педагогическая
цель
Помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы –
килограмме; умение решать задачи по данной теме; умение сравнивать, анализировать и делать выводы освоение
данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях; воспитывать познавательный интерес к изучаемой
теме.
Тип урока
Изучение нового
Планируемые
результаты
(предметные)
Знать единицу измерения массы – килограмм ; сравнивать предметы по массе; решать задачи на определение массы
предметов на основе задач изученных видов; грамотно использовать в речи математические термины и понятия.
Личностные
результаты
Использовать полученные знания в учении и в повседневной жизни; формировать вопросы, устанавливать, какие из
предложенных задач могут быть успешно решены; развивать познавательные интерес к математике.
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность;
постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся;
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Познавательные:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
применять полученные знания при решении задач
Коммуникативные:
формулировать свое мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
I. Организац
ионный
момент.
- Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем: и считать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные
хозяева,
вначале окажем им внимание.
Повернитесь к гостям, поприветствуйте их, улыбнитесь.
Личностные:
настраиваются
на урок; воспринимают речь
учителя.
Коммуникативные: оформля
ют диалогическое
высказывание
И вам, ребята, я желаю доброго дня и хорошего
настроения
А теперь можно тихо сесть.
Вхождение
в урок.
Мотиваци
я.
Какой день недели? ( среда)
Какое сегодня число? (3).
Что вы знаете о числе 3? однозначное число, соседи
чисел 2 и 4, состав чисел 1 и 2 )
- Ребята, нам почтальон Печкин прислал две посылки:
одну вам, а другую мне(учитель показывает посылки) и
письмо по электронной почте. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишет вам
почтальон Печкин. Я работаю на почте в деревне
Простоквашино. Сейчас я нахожусь у родственников в
гостях. Ребята, помогите, пожалуйста, мне добраться
домой в деревню Простоквашино, где меня ждут мои
друзья дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик и галчонок.
Карту маршрута высылаю. А в конце нашего
путешествия вас ждёт сюрприз.» (слайд 2)
- Поможем?
- Для этого нам нужно проехать через несколько
населённых пунктов. А поедем мы с вами на
велосипедах.( слайд 3)
- И так, отправляемся в путь! (дети делают движения
ногами, как крутят педали на велосипеде)
Каллиграфическая минутка.
-Да.
Личностные:
Формирование интереса
(мотивации к учению),
оценивание жизненных
ситуаций.
Коммуникативные: офо
рмляют диалогическое
высказывание.
II.
Актуализа
ция
знаний.
Устная работа
- Первая остановка «ВЫЧИСЛЯЙКИНО» (слайд 4)
-Посчитаем по цепочке. (слайд 5)
- Решите задачу. (слайд 6)
-Молодцы, справились со всеми заданиями – едем
дальше.
- Остановка «ИЗМЕРЯЙКИНО»
-Ребята, вспомните правила измерения по линейке.
- У вас на столе две полоски. (слайд 7)
10-3+2-4+5=10
5-2 =3
Регулятивные: планиру
ют решение учебной
задачи
Коммуникативные: офо
рмляют диалогическое
высказывание.
Формулир
овка темы
урока.
Постановк
а цели
урока.
-Возьмите полоску красного цвета и с помощью линейки
узнайте её длину.
-Теперь возьмите полоску зелёного цвета и измерьте её
длину.
- На сколько сантиметров длина красной полоски
больше длины зеленой полоски?
- Как вы узнали? Что нужно было сделать?
- На сколько сантиметров длина зелёной полоски меньше
длины красной полоски?
- Как вы узнали? Что нужно было сделать?
- Ребята, а что это у почтальона Печкина в сумке?
-Какие слова из сумки почтальона Печкина вам
пригодились?
-Какой измерительный прибор вам пригодился?
- Какие слова оказались лишними? Что интересного в
написании этих слов?
- Для чего же взял их с собой наш герой? Это нам
и предстоит выяснить.
-Кто догадался какова тема урока?
- Молодцы! Справились с заданием, едем дальше.
-10 см
-7см
-На 3 см больше
-Нужно из10 см вычесть 7 см
-На 3 см меньше
-Нужно из10 см вычесть 7 см
-Сантиметр, килограмм,
длина, масса.
-Длина, сантиметр.
-Линейка
- Масса, килограмм.
Масса. Килограмм.
Познавательные:
высказ
ывают предположения
III.
Изучение
нового.
Постановк
а
проблемы.
- Остановка «УЗНАВАЙКИНО» (слайд 8)
_ У меня в руках две посылки. Сравните их. Что вы
можете сказать про них?
-Вы, совершенно правы. Но я вас уверяю, что эти
посылки разные. В чём же их отличия?
Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть.
Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предмет
в руки. (один ученик выходит к доске и проводит
эксперимент).
-Что теперь можете сказать про эти посылки?
- Когда мы говорим легче или тяжелее предмет, то имеем
в виду вес, МАССУ предмета.
- Сравните массу вашего учебника и массу тетради. Что
- Одинаковые по цвету, по
форме, по размеру.
- Одна посылка легче другой
- Масса учебника больше
Коммуникативные: стро
ят высказывания
.
Познавательные:
запом
инают полученную
информацию
Физкультм
инутка
можете сказать о их массе?
-Что же поможет нам точно сравнивать предмет по
массе?
(демонстрация весов)
- Весы бывают разные: электронные, напольные,
медицинские, аптечные… (слайды 9 – 11)
- Ребята, а вы в жизни где встречали весы?
- Как же с помощью данных весов определить какой
предмет тяжелее, а какой легче? (проблемный вопрос)
-Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 12)
массы тетради (и наоборот).
-Весы
- В магазине, в медпункте …
Регулятивные:
учатся контролировать и
оценивать свою
деятельность по ходу или
результатам выполнения
заданий.
(на всех этапах)
IV.
Построени
е проекта
выхода из
затруднени
я.
Практичес
кая работа.
Исследова
ние
Знакомств
о с
единицей
массы
КИЛОГРА
ММ.
- Сейчас мы все вместе проведём небольшое
исследование.
Вам предстоит сравнить массу предметов с помощью
весов и сделать определённые выводы. (Работа в
группах) (слайд 13)
- А если чаши весов находятся на одном уровне, что
можно сказать о массе предметов?
- Какие вы молодцы, ребята! Научились сами сравнивать
предметы по массе.
-Ребята, кому работа показалась трудной?
- Ребята, а если нам предстоит измерить массу
предметов, что нам нужно для этого сделать?
-Оказывается, массу как и длину можно измерить.
-Кто знает как это сделать?
-Чему ещё нам предстоит научиться?
Остановка «ГИРИНО» (слайд14)
-Более 200 лет назад люди придумали мерку и назвали её
КИЛОГРАММ. (на доску вывешивается слово)
-В математике слово килограмм принято писать
-Если предмет тяжелее, то
одна чаша весов находится
ниже другой. Где тяжелее, там
масса больше.
- Масса предметов
одинаковая.
-Будем учиться измерять
массу предметов.
Коммуникативные: учат
ся выполнять различные
роли в группах
Познавательные:
учатс
я перерабатывать
информацию: делать
выводы в результате
совместной работы в
группах. Учатся решать
проблему путём
исследования.
Коммуникативные: учат
ся выполнять различные
роли в группах (лидер,
исполнитель). Слушать и
понимать речь других.
Коммуникативные: стро
ят речевые
высказывания.
Знакомств
о с гирями.
сокращённо кг. Например: 1кг, 2 кг, 7кг и т.д.
Для измерения массы используют гири. Гири по массе
бывают разные. (слайд 15)
- Для удобства, некоторые продукты в магазинах,
расфасовывают в пакеты массой 1кг. (показ)
Познавательные:
запом
инают полученную
информацию
V.
Первичное
закреплен
ие.
-Ну, а теперь поехали дальше!
-И вот остановка «ОПРЕДЕЛЯЙКИНО» (слайд 17)
-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 36 №1.
- Давайте определим по весам, что легче арбуз или гиря?
(работа по рисунку)
-Почему вы так решили?
-Как узнать массу пакета с мукой?
Делают движения ногами.
- Арбуз.
-Чаша весов с арбузом выше
чаши весов с гирей.
-Масса пакета с мукой и гиря в
2 кг равны массе гири в 5кг,
5= 2+3, значит масса пакета
муки 3 кг.
Коммуникативные: раб
отают с учебником, с
учетом поставленной
задачи.
Познавательные:
учатся ориентироваться в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с помощью
учителя
VI.
Самостоят
ельная
работа в
тетради и
самопрове
рка по
эталону.
Работа в
парах.
- А сейчас, ребята, объединитесь в пары и выполните
задание тетради на стр.21 №2. (слайд 18)
- Определите массу тыквы.
- Какова масса тыквы? Какое решение запишем.
- Как узнать массу дыни? Запишите.
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.
- А теперь сравните ваш ответ с ответом на доске. (слайд
19)
- Поднимите руку у кого без ошибок.
-Молодцы!
-Едем дальше!
Регулятивные: участвую
т в паре.
Познавательные:
опери
руют полученными
знаниями.
Регулятивные:
анализируют работу,
оценивают меру
освоения материала.
VII.
Рефлексия
деятельнос
- Остановка «ПРОСТОКВАШИНО». (слайд 20)
-Вот мы и добрались с вами, ребята, до деревни
почтальона Печкина. Путешествие наше было нелёгким,
ти. Итог
урока.
но не смотря на все трудности, мы справились со всеми
заданиями.
- Давайте расскажем друзьям почтальона Печкина:
- С каким новым свойством предметов вы
познакомились?
Какое новое свойство предметов мы узнали на уроке?
В чем измеряется масса?
Мы узнали на уроке,
Что такое «килограмм».
Килограммы помогают,
Что угодно взвесить нам.
- Теперь, ребята, оцените свою работу: (слайд 21)
- Если «Я молодец, справился сам.», то поднимите гирю
красного цвета.
- Если «Я молодец. Мне сегодня было трудно, но я
справился», то поднимите гирю зелёного цвета.
- Если «Я вообще-то молодец. Но сегодня у меня плохое
настроение, я растерялся», то поднимите гирю синего
цвета.
- Наш урок окончен. Ребята, спасибо вам за
старание. (слайд 22)