Напоминание

"Род имён существительных"


Автор: Акаева Лайла Гаджиевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нижнеказанищенская гимназия имени А.Акаева"
Населённый пункт: Республика Дагестан,Буйнакский район, с.Нижнее Казанище
Наименование материала: Разработка урока по русскому языку
Тема: "Род имён существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Род имён

существительных»

Учитель начальных классов : Акаева Л.Г.

:

Девиз

,

«Мы сможем

,

Мы сумеем

У нас всё

!

получиться »

,

,

Терпение эгоизм

,

,

аккуратность лень

,

,

трудолюбие оптимизм

.

взаимовыручка

Имя существительное – это часть речи?

Имена существительные отвечают на вопросы: какой,

какая, какое, какие?

Имена существительные в начальной форме отвечают на

вопросы Кто? Что?

Имена существительные обозначают действие предмета?

Имена существительные обозначают предмет?

Имя существительное «стол» в форме единственного числа?

Имя существительное «Москва» пишется со строчной буквы?

(Да!)

(Нет!)

(Да!)

(Да!)

(Да!)

(Нет)

(Нет)

Минута чистописания

О Р Д

Однокоренные слова

Род

,

,

,

,

родня родственный родина родители

,

,

,

.

родной родство родственник родословная

Орфографическая минутка

,

,

,

,

… …

,

, …

,

,

,

… …

,

Т релка п нал ябл ко яг

да к р даш м локо

вёс р машка тра вай в р бей

.

кр вать

Проверка

Та

,

релка пе

,

нал ябло

,

ко яго

,

да

кара

,

даш мо

,

локо о

,

вёс ро

,

машка

трам

,

вай воро

,

бей кро

.

вать

Грамматическая сказка.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи,

что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

«Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет

награжден».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про

королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за

работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много,

а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до

конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

«Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.

Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.

А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода»

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала

путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода

имен существительных.

:

Задачи урока

узнать

...

(

какого рода бывают имена

)

существительные

научиться

(

определять род имён

)

существительных

применить

(

новое знание при

)

выполнении заданий

,

,

,

,

,

Малина окно машина лист сирень

,

дерево

,

,

,

,

,

компьютер полка чайник облако гроза

,

,

,

,

,

автомобиль вьюга плащ шкаф метель

,

цвет

.

дерево

Девочки

Мальчики

,

,

Малина машина

,

,

Лист компьютер

,

,

,

сирень полка

чайник

,

автомобиль

,

,

гроза вьюга

,

,

плащ шкаф цвет

метель

Памятка

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу: “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Алгоритм

1)

Ставлю имя существительное в начальную форму

(

.

,

ед число вопросы

?

?)

КТО ЧТО

2)

:

Заменяю имя существительное одним из местоимений

,

,

.

он она оно

3)

:

Определю род

Если

.

.

ОН м р

Если

.

.

ОНА ж р

Если

.

.

ОНО ср р

Работа в парах

:

.39,

.25

упр

с

,

,

,

Весна солнце облако

,

,

,

природа воздух травка

,

,

,

берёза ласточка ручей

.

ледоход

Определите род имён

существительных

«Весна»

Наступила долгожданная ……. . По голубому небу

плывут пуш..стые ….. .

Яркие лучи солнечного света заливают ….. .

Воздух ….. и ….. .

Проснулась ж..вая …. . На пр..талинах ….. синие

подснежники. На б..рёзе появились клейкие ….. .

Выпишите имена существительные и определите род имён

существительных

:

Проверка

.

Наступила долгожданная весна

По голубому небу

.

плывут

пушистые облака

Яркие лучи солнечного

.

.

света

заливают

полянку

Воздух

чист и

свеж

.

Проснулась

живая

природа

На

проталинах

.

зацвели синие подснежники

На берёзе появились

.

клейкие листочки

Синквейн

.

Род

,

.

Женский мужской

,

,

.

Проходят изучают объясняют

.

Такая тема есть по русскому языку

.

Учеба

Тест по теме «Род имён существительных»

Работу выполнил:___________________________

1 вариант

1). Какого рода имена существительные, к которым

можно подставить слова: он, мой.

1).мужского рода 2).среднего рода 3).женского

рода

2).Какие слова можно поставить к именам

существительным женского рода? 1). он, мой

2).она, моя 3).оно, мое

3).У имен существительных какого рода окончание

-о (- е)?

1). женского рода 2).мужского рода 3).среднего

рода

4). Укажите имена существительные женского рода:

1). картофель 2). тюль 3). рояль

5). Укажите имена существительные мужского рода:

1). шофёр 2).метро 3) карусель

6).Укажи все существительные среднего рода

единственного числа:

1).уголь 2).облака 3). уравнение

Тест по теме «Род имён существительных»

Работу выполнил:___________________________

2 вариант

1). Какого рода имена существительные, к которым

можно подставить слова: она, моя.

1).среднего рода 2).женского рода

3).мужского рода

2).Какие слова можно поставить к именам

существительным мужского рода?

1). он, мой 2).она, моя

3).оно, мое

3).У имен существительных какого рода окончание

-о (- е)?

1). мужского рода 2).среднего рода 3).женского

рода

4). Укажите имена существительные мужского

рода:

1). шампунь 2). кровать 3).пузырь

5). Укажите имена существительные женского рода:

1).вермишель 2). капель 3) тюль

6).Укажи все существительные среднего рода

множественного числа:

1).моря 2). стёкла 3).листопад

:

Домашнее задание дифференцированное

1 уровень: составить мини рассказ по картине И. И. Шишкина « Утро в сосновом лесу». Определить род у

имён существительных.

2 уровень: Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Весь день дул мокрый вет__р. Но вот хлынул дож__ь. Он сильно стуч__л по стёклам. К утру дождь

п__р__стал. Небо было в серых туч__х. Мы п__см__трели в __кно. От снега не осталось и сл__да.

Н__ступила в__сна.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте род имён существительных.

3 уровень:

Определить род имён существительных в косвенной форме.

По образцу:

по стёклам - стекло- ср.р.

к утру - ____________ - ___.р.

в тучах - ___________ - ___.р.

в окно - ___________ - ___.р.

от снега - __________ - ___.р.

нет следа - __________ - ___.р.



В раздел образования