Автор: Акаева Лайла Гаджиевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нижнеказанищенская гимназия имени А.Акаева"
Населённый пункт: Республика Дагестан,Буйнакский район, с.Нижнее Казанище
Наименование материала: Разработка урока по русскому языку
Тема: "Род имён существительных"
Раздел: начальное образование
Тема: «Род имён
существительных»
Учитель начальных классов : Акаева Л.Г.
:
Девиз
,
«Мы сможем
,
Мы сумеем
У нас всё
!
получиться »
,
,
Терпение эгоизм
,
,
аккуратность лень
,
,
трудолюбие оптимизм
.
взаимовыручка
Имя существительное – это часть речи?
Имена существительные отвечают на вопросы: какой,
какая, какое, какие?
Имена существительные в начальной форме отвечают на
вопросы Кто? Что?
Имена существительные обозначают действие предмета?
Имена существительные обозначают предмет?
Имя существительное «стол» в форме единственного числа?
Имя существительное «Москва» пишется со строчной буквы?
(Да!)
(Нет!)
(Да!)
(Да!)
(Да!)
(Нет)
(Нет)
Минута чистописания
О Р Д
•
Однокоренные слова
•
Род
–
,
,
,
,
родня родственный родина родители
,
,
,
.
родной родство родственник родословная
Орфографическая минутка
…
,
…
,
…
,
…
,
… …
,
…
, …
,
…
,
…
,
… …
,
Т релка п нал ябл ко яг
да к р даш м локо
вёс р машка тра вай в р бей
…
.
кр вать
Проверка
Та
,
релка пе
,
нал ябло
,
ко яго
,
да
кара
,
даш мо
,
локо о
,
вёс ро
,
машка
трам
,
вай воро
,
бей кро
.
вать
Грамматическая сказка.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи,
что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
«Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет
награжден».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про
королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за
работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много,
а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до
конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
«Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.
Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.
А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода»
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала
путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода
имен существительных.
:
Задачи урока
узнать
...
(
какого рода бывают имена
)
существительные
…
научиться
(
определять род имён
)
существительных
…
применить
(
новое знание при
)
выполнении заданий
,
,
,
,
,
Малина окно машина лист сирень
,
дерево
,
,
,
,
,
компьютер полка чайник облако гроза
,
,
,
,
,
автомобиль вьюга плащ шкаф метель
,
цвет
.
дерево
Девочки
Мальчики
,
,
Малина машина
,
,
Лист компьютер
,
,
,
сирень полка
чайник
,
автомобиль
,
,
гроза вьюга
,
,
плащ шкаф цвет
метель
Памятка
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
Алгоритм
1)
Ставлю имя существительное в начальную форму
(
.
,
ед число вопросы
?
?)
КТО ЧТО
2)
:
Заменяю имя существительное одним из местоимений
,
,
.
он она оно
3)
:
Определю род
Если
–
.
.
ОН м р
Если
–
.
.
ОНА ж р
Если
–
.
.
ОНО ср р
Работа в парах
:
.39,
.25
упр
с
,
,
,
Весна солнце облако
,
,
,
природа воздух травка
,
,
,
берёза ласточка ручей
.
ледоход
Определите род имён
существительных
«Весна»
Наступила долгожданная ……. . По голубому небу
плывут пуш..стые ….. .
Яркие лучи солнечного света заливают ….. .
Воздух ….. и ….. .
Проснулась ж..вая …. . На пр..талинах ….. синие
подснежники. На б..рёзе появились клейкие ….. .
Выпишите имена существительные и определите род имён
существительных
:
Проверка
.
Наступила долгожданная весна
По голубому небу
.
плывут
пушистые облака
Яркие лучи солнечного
.
.
света
заливают
полянку
Воздух
чист и
свеж
.
Проснулась
живая
природа
На
проталинах
.
зацвели синие подснежники
На берёзе появились
.
клейкие листочки
Синквейн
.
Род
,
.
Женский мужской
,
,
.
Проходят изучают объясняют
.
Такая тема есть по русскому языку
.
Учеба
Тест по теме «Род имён существительных»
Работу выполнил:___________________________
1 вариант
1). Какого рода имена существительные, к которым
можно подставить слова: он, мой.
1).мужского рода 2).среднего рода 3).женского
рода
2).Какие слова можно поставить к именам
существительным женского рода? 1). он, мой
2).она, моя 3).оно, мое
3).У имен существительных какого рода окончание
-о (- е)?
1). женского рода 2).мужского рода 3).среднего
рода
4). Укажите имена существительные женского рода:
1). картофель 2). тюль 3). рояль
5). Укажите имена существительные мужского рода:
1). шофёр 2).метро 3) карусель
6).Укажи все существительные среднего рода
единственного числа:
1).уголь 2).облака 3). уравнение
Тест по теме «Род имён существительных»
Работу выполнил:___________________________
2 вариант
1). Какого рода имена существительные, к которым
можно подставить слова: она, моя.
1).среднего рода 2).женского рода
3).мужского рода
2).Какие слова можно поставить к именам
существительным мужского рода?
1). он, мой 2).она, моя
3).оно, мое
3).У имен существительных какого рода окончание
-о (- е)?
1). мужского рода 2).среднего рода 3).женского
рода
4). Укажите имена существительные мужского
рода:
1). шампунь 2). кровать 3).пузырь
5). Укажите имена существительные женского рода:
1).вермишель 2). капель 3) тюль
6).Укажи все существительные среднего рода
множественного числа:
1).моря 2). стёкла 3).листопад
:
Домашнее задание дифференцированное
1 уровень: составить мини рассказ по картине И. И. Шишкина « Утро в сосновом лесу». Определить род у
имён существительных.
2 уровень: Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Весь день дул мокрый вет__р. Но вот хлынул дож__ь. Он сильно стуч__л по стёклам. К утру дождь
п__р__стал. Небо было в серых туч__х. Мы п__см__трели в __кно. От снега не осталось и сл__да.
Н__ступила в__сна.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте род имён существительных.
3 уровень:
Определить род имён существительных в косвенной форме.
По образцу:
по стёклам - стекло- ср.р.
к утру - ____________ - ___.р.
в тучах - ___________ - ___.р.
в окно - ___________ - ___.р.
от снега - __________ - ___.р.
нет следа - __________ - ___.р.