Напоминание

"Стандартизация" специальность 43.02.06 Заочное обучение


Автор: Ирина Сергеевна Довголевская
Должность: преподаватель
Учебное заведение: преподаватель
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическое руководство для практических работ
Тема: "Стандартизация" специальность 43.02.06 Заочное обучение
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

имени Главного маршала авиации А. А. Новикова»

Стандартизация, метрология,

подтверждение соответствия

Методические указания

по выполнению практических(ой)ой работ(ы)ы № 1(одна?)одна

Для курсантов, обучающихся по (направлению подготовки ?)

специальности(?)

43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)» согл

Заочная форма обучения

Санкт-Петербург

2024

1

2

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК экономических дисциплин

Авиационно-транспортного колледжа

Стандартизация,

метрология,

подтверждение

соответствия:

методические

указания по выполнению практических(ой) работ(ы) №1согл / Сост. Довголевская И.С./

СПбГУ ГА. СПб, 2024. 12 с. согл

Методические

указания

составлены

согласно

программе

дисциплины

«Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия» с учетом требований

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

для

среднего

профессионального образования.

Дана информация, необходимая для выполнения практической работы № 1 по

темам «Стандартизация» (ч. 1) и

«Техническое регулирование» (ч. 2); приведен список

обязательных нормативных документов.

Методические

указания

предназначены

для

курсантов,

обучающихся

по

направлению подготовки (специальности) специальности «Сервис на транспорте» (по

видам транспорта) заочной согл формы обучения.

Могут быть использованы для самостоятельной работы.

Составитель Довголевская И.С., регалии преподаватель ЦК № 2

©

3

Введение

Практические работы проводятся после изучения соответствующих

разделов

и

тем

учебной

дисциплины

«Стандартизация,

метрология,

подтверждение соответствия».

Целью практических работ является закрепление теоретических знаний

и

приобретение

практических

умений

и

навыков

в

оформлении

технологической

и

технической

документации

в

соответствии

с

действующей нормативной базой

В результате выполнения практических работ, предусмотренных

программой по дисциплине «Стандартизация, сертификация и метрология»,

обучающийся должен:

уметь:

- использовать

в

п

рофесс

ион

а

льной

деяте

льн

ос

ти

документацию в

области технического регулирования, подтверждения соответствия, систем

качества;

- проверять правильность заполнения сертификатов и деклараций

соответствия;

- идентифицировать продукцию и услуги, оказываемые транспортными

организациями, распознавать их фальсификацию, осуществлять меры по

предотвращению фальсификации;

знать:

- цели, задачи, объекты, субъекты, средства, принципы и методы,

нормативно-правовую

базу

технического

регулирования,

стандартизации, метрологии, оценки и подтверждения соответствия;

- основные понятия в области контроля качества продукции и услуг,

назначение, виды, подвиды, средства, методы, нормативно-правовую базу

проведения

контроля

качества

продукции

и

услуг

транспортных

организаций,

понятие,

виды,

критерии,

показатели

и

методы

идентификации;

4

- способы обнаружения фальсификации, ее последствия и меры

предупреждения.

Оценка

за

практическое

занятие

выставляется

по

следующим

критериям:

- готовность обучающегося к выполнению работы;

- самостоятельность выполнения работы;

- качество предоставленного отчета по выполненной работе;

- грамотность сделанного вывода по практической работе;

- ответы на контрольные вопросы к практическому занятию.

Ответы на контрольные вопросы записываются обучающимся в

тетради.

1.

Перечень практических работ (это зачем? Какой перечень? всего одна работа)

согл

№ п/п

Наименование работы

Количество

часов

(согласно

КТП)

Практическая

работа №1

Работа со стандартами Государственной системы

стандартизации. Презентация Технических

регламентов по выбору обучающегося.

2

ИТОГО

2

5

Практическая работа № 1 (1 часть)

Первая

часть

практической

работы

№ 1

выполняется

по

теме

«Стандартизация»; ее продолжительность составляет 1 час. (это аудиторное

занятие? Как это соотносится с заочниками?) занятие в аудитории, согласно

учебного плана.

Для

выполнения

работы

предлагается

выбрать

Профессиональный

стандарт «Бортовой проводник», утв. Приказом Министерства труда РФ от

13.04.2021 № 231н «Об утверждении профессионального стандарта “Бортовой

проводник”», который

содержит описание и характеристики трудовых функций

бортпроводника.

В настоящее время стандарты на предоставление услуг разрабатываются

все чаще, так как значение этой сферы деятельности в экономике страны

возрастает. Конечными пользователями многих услуг являются потребители, и

учет их потребностей ведет к уменьшению жалоб клиентов и снижению

коммерческих

издержек,

понесенных

из-за

плохого

обслуживания.

Удовлетворенность клиента

это восприятие потребителем степени, в

которой поставщик услуг выполнил его требования и ожидания.

Разобраться в определениях и характеристиках, имеющих отношение к

оказанию услуг, поможет изучение стандартов:

«ГОСТ P 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки.

Номенклатура показателей качества»;

ГОСТ Р 50691-2013 «Услуги населению. Модель обеспечения качества

услуг».

Потребители

это люди с различными потребностями и ожиданиями.

Стандарты учитывают потребности всех потребителей, включая тех, кто имеет

разные потребности (например, дети, пожилые люди, люди с ограниченными

возможностями, представители разных этнических и культурных групп), и

делают использование продукта, услуги или окружающей среды приемлемым

6

для людей с самыми разными желаниями. Примером таких стандартов

являются отраслевые стандарты:

- по продаже, организации и обслуживанию перевозок на земле:

ОСТ 54-1-283.03-94 «Услуги, предоставляемые пассажирам при продаже

авиаперевозок. Общие требования»;

ОСТ 54-1-283.02-94 «Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах.

Общие требования»;

- по обслуживанию пассажиров на борту ВС:

ОСТ 54-3-63-93 «Обеспечение среды пребывания пассажиров на борту

гражданских воздушных судов. Общие технические требования».

ОСТ 54-3-283.64-94 «Нормы выдачи мягкого инвентаря и средств

обслуживания пассажиров в полете. Основные требования».

ОСТ 54-1-283.01-94 «Услуги для пассажиров на борту воздушного судна

воздушных внутренних линий РФ».

В практической работе следует указать:

1.

Наименование

работы:

Нормативные

документы

в

области

стандартизации.

Работа

со

стандартами

Государственной

системы

стандартизации.

2. Продолжительность работы

1 час.

3.

Цели и задачи

практической работы: знакомство с нормативными

документами

в

области

стандартизации;

с

комплексами

стандартов;

определение вида ГОСТа, его назначение; требования, указанные в нем.

Цель: закрепление теоретических знаний по данной теме и приобретение

практических навыков изучения технологической и технической документации

в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования

основных положений стандартизации.

Задачи практической работы:

-

изучить принципы построения международных и отечественных

стандартов, основные положения национальной системы стандартизации и

комплексы стандартизации;

7

- научиться обобщать, углублять уже известный материал; применять

знания в новых ситуациях.

4.

Материалы, оборудование: нормативные документы в области

стандартизации; стандарты государственной системы стандартизации (ГОСТы,

ГОСТ Р, стандарты а/к «Россия», стандарты предприятий, ТУ),

Интернет-ресурсы (сайт Росстандарта).

5. Краткие теоретические сведения: см конспект лекций

Порядок выполнения практической работы

1.

Внимательно

ознакомьтесь

с

полученным

документом

по

стандартизации.

2. Ответьте на контрольные вопросы, которые перед вами поставлены:

- определите категорию стандарта; вид, к которому комплексу стандартов

он относится;

- какие задачи в области стандартизации решаются с его помощью;

- является ли он обязательным для выполнения, в каком производстве

применяется;

- какие требования установлены в этом стандарте.

3. Изложите краткое содержание документа с указанием его особенностей:

- какие новые определения и понятия вы узнали;

- каковы требования к этой продукции и ее производству;

- каковы обязанности производителя этой продукции;

- какие стандарты соблюдаются при производстве этой продукции;

- как осуществляется государственный контроль и надзор за исполнением

технического регламента.

4. Составьте отчет о проделанной работе, указав ее название, а также то,

какая информация была получена в ходе ее выполнения. Результаты можно

оформить в виде таблицы. В конце сделайте вывод.

8

Практическая работа № 1. Часть 2

Вторая часть практической работы выполняется по теме «Техническое

регулирование» и содержит задание, которое дает возможность на практике

познакомиться с такими документами, как технические регламенты.

Технический регламент (ТР) имеет статус обязательного документа для

всех юридических и физических лиц на территории Российской Федерации

независимо от формы собственности (государственное предприятие или ИП),

места нахождения и производства продукции. Он должен содержать перечень и

(или) описание объектов технического регулирования; требования к ним и

правила их идентификации; обобщенные и (или) конкретные требования к

характеристикам и жизненным циклам продукции.

Для выполнения работы предлагается выбрать один из документов:

Технический

регламент

ТР

ТС

013/2011

«О

требованиях

к

автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому

топливу»;

Технический регламент ТС(ТС нет в законе?) / согл Федеральный закон

«Технический регламент “О безопасности зданий и сооружений”» от

30.12.2009 № 384-ФЗ;

Технический регламент ТС ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесно-

транспортных средств»;

Технический регламент ТР ТС 011/2011 «О безопасности лифтов»;

Технический регламент ТС(?) / согл Федеральный закон «Технический

регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-

ФЗ (ред. от 25.12.2023)

Названные технические регламенты имеют отношение к деятельности и

объектам гражданской авиации. Можно также выбрать технический регламент

по своему усмотрению.

9

В практической работе следует указать:

1.

Наименование

работы:

нормативные

документы

в

области

стандартизации.

Знакомство

с

техническими

регламентами

(по

выбору

обучающегося).

2. Продолжительность работы

1 час.

3.

Цели и задачи

практической работы: знакомство с нормативными

документами в области стандартизации и технического регулирования

техническими регламентами (ТР).

Работа с конкретными ТР, выбранными

курсантами по желанию.

Цель: закрепление теоретических знаний по теме и приобретение

практических навыков изучения технологической и технической документации

в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования

основных положений законодательства.

Задачи:

- изучить принципы построения международных и отечественных ТР,

цель их создания, основные положения, структуру и типовое содержание

каждого раздела этих документов;

- научиться обобщать, пополнять знания, применять их в рабочих и новых

ситуациях:

- узнать о технических регламентах Российской Федерации (ТР РФ) и

технических регламентах Таможенного союза (ТР ТС);

изучить принципы

построения и содержание каждой части документа; обратить внимание на

раздел «Требования» и приложения к нему, в которых прописаны конкретные,

точные и обязательные для исполнения требования к продукции.

4. Материалы, оборудование:

-

нормативные

документы

в

области

стандартизации;

стандарты

Государственной системы стандартизации (ГОСТы, ГОСТ Р, технические

регламенты РФ и технические регламенты ТС);

- Интернет-ресурсы: сайт Росстандарта;

10

- перечень действующих технических регламентов на сайте Агентства

технического регулирования и метрологии (Росстандарта).

5. Краткие теоретические сведения: см. конспект лекций

Порядок выполнения практической работы:

1.

Внимательно

ознакомьтесь

с

выбранным

вами

техническим

регламентом.

2. Ответьте на вопросы, которые перед вами поставлены:

- какие задачи в области технического регулирования решаются с помощью

этого документа;

- является ли он обязательным для выполнения; в каком производстве

применяется; для какой продукции разработан, каковы его особенности;

- каковы правила размещения продукции данного технического регламента

на рынке;

- какие требования к изделиям и этапам их жизненного цикла установлены в

этом документе;

- какие стандарты должны быть реализованы при выполнении данного

регламента;

3. Изложите краткое содержание документа с указанием его особенностей:

- какие новые определения и понятия вы узнали;

- каковы требования к этой продукции и ее производству;

- каковы обязанности производителя этой продукции;

- какие стандарты соблюдаются при производстве этой продукции;

- государственный контроль и надзор за исполнением технического

регламента.

4. Составьте отчет о проделанной работе, указав ее название, а также

какая информация была получена в ходе ее выполнения. Результаты можно

оформить в форме таблицы. В конце сделайте вывод.

11

Критерии оценки

Оценка

Критерии

«Отлично» («5»)

Программный

материал

усвоен

глубоко

и

прочно;

изложение исчерпывающее, последовательное, четкое,

продемонстрировано умение тесно увязывать теорию с

практикой,

нет

затруднений

с

ответом

при

видоизменении

заданий,

в

ответе

использованы

материалы литературы.

«Хорошо» («4»)

Продемонстрировано

твердое

знание

материала;

изложение грамотное и по существу, без существенных

неточностей в ответе на вопрос или выполнении заданий;

правильное

применение

теории

при

решении

практических вопросов и задач.

«Удовлетворительно» («3»)

Продемонстрировано

знание

только

основного

материала,

не

усвоены

его

детали,

допускаются

неточности; формулировки недостаточно корректные;

допущены нарушения логической последовательности

при

изложении

программного

материала;

очевидны

затруднения при приведении практических примеров.

«Неудовлетворительно» («2»)

Продемонстрировано

отсутствие

порогового

уровня

знаний, непонимание проблемы; значительная часть

программного

материала

не

усвоена;

допущены

существенные

ошибки;

практическое

задание

выполняется неуверенно, с большими затруднениями.

12



В раздел образования