Автор: Никифорова Елизавета Кирилловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР "Умка"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Мой дом - моя крепость"
Раздел: дошкольное образование
Мой дом – моя крепость
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка «Умка» г. Новый Уренгой
Воспитатель: Никифорова Е.К.
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой так и тянет меня.
Актуальность
Актуальность обусловлена интересом детей к строительству, не знанием
полноты знаний об архитектуре домов. Раскрыть любопытные вопросы: как
появляются
дома?
Почему
деревянные
дома
быстрее
стареют
чем
кирпичные и каменные? Зачем нужны разные квартиры в доме или в
квартире? Можно ли жизнь людей представить без жилище. Расширить
представление детей о необходимости знания: домашнего адреса, дом, где
живёт ребёнок, количества этажей в доме, на котором находится квартира
ребёнка, знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира). Чтобы
поддержать этот интерес, помочь
детям узнать больше о домах во всем мире, помочь усвоить, что каждому
человеку нужен крепкий, надежный дом, в котором чувствуешь себя уютно,
спокойно и защищено, как в крепости, и был разработан данный проект.
введения методов и приёмов ТРИЗ в проектную деятельность с
детьми дошкольного возраста.
Формировать представление детей об архитектуре домов, расширить
знания об отличительных признаках деревянных, кирпичных и каменных
домов, о необходимости дома или квартиры для людей.
Развивать память, мышление, творческое воображение, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к своему дому.
Цель
Задача
Методы ТРИЗ
сбор и анализ
информации
по данной теме;
социологический опрос;
практическая работа;
эксперимент;
наблюдение
метод мозгового штурма
метод фокальных объектов (МФО).
метод морфологического анализа.
метод системного оператора
метод выявления противоречий
Методы исследования
Методы
Тип проекта
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Вид проекта: краткосрочный.
Сроки проведения: 5 дней
Участники проекта: воспитатель, дети 6 - 7 лет, родители,
библиотекари
Что мы знаем?
Что мы хотим
узнать?
Что нужно делать,
чтобы узнать?
Дом- это жилище
для проживания.
Дом – защищает от
холода, от жары.
Дом – это, где вся
семья за одним
столом.
Дом – это со
стенами, окнами, с
крышей.
Дома бывают на
даче, в деревне.
Дома бывают
деревянные,
кирпичные и т.д.
Почему кирпичные
дома стоят долго?
Почему деревянные
дома гниют?
Почему в некоторых
домах холодно?
Как строят деревянные
и кирпичные дома?
В каких домах лучше
жить: в деревянных
или в кирпичных?
Почитать
энциклопедию.
Спросить у родителей.
По телевизору
посмотреть
специальную
программу.
Узнать из журналов и
газет.
Узнать ответ в
интернете.
Модель трех вопросов
Опрос общественного мнения
Ольга Анатольевна, мама Полины – хорошо иметь дом, можно всей
семьей проводить праздники.
Гульнара Ядкаровна, мама Володи-за домом надо ухаживать, за землей
надо ухаживать. Территория постоянно требует к себе внимания.
Юлия Рафаильевна, мама Руслана – дом или квартиру иметь – это
большое счастье.
Анна Леонидовна, мама Демьяна –в деревянном доме
продолжительность жизни дольше, качество лучше, а смыслы ярче.
Регина Иршатовна – в деревянном доме воздух свежий. Деревянные
стены лучше сохраняют тепло зимой и комфортную прохладную
температуру летом
Алена Александровна – в кирпичном доме летом жарко.
Обсуждение, анализ, обобщение полученной информации
В ходе обсуждения были сформулированы
следующие версии, требующих к проверке:
Почему кирпичный дом стоит дольше, чем
деревянный?
В каком доме лучше жить: в деревянном или в
кирпичном?
Формирование команд
1 команда – сбор материала о доме
(картинки, иллюстрации, календари);
2 команда – работа в лаборатории;
3 команда – пословицы, загадки о доме.
Ожидаемый результат
Дети узнали:
дети усвоили знания о домах, как об основополагающем содержании
уюта и тепла;
в каком доме лучше жить: в деревянном или в кирпичном?
какой дом стоит дольше: деревянный или кирпичный?
как строят дома?
кирпичный дом устойчивее, чем деревянный.
Особенности проекта
Объект исследования: дом.
Предмет исследования: свойства кирпичного и деревянного домов
Этапы реализации проекта
1 этап - Подготовительный
тема;
цели и задачи;
оснащение центров материалами и оборудованиями;
разработка перспективного планирования;
информирование родителей.
2 этап - Основной
Реализация проекта
3 этап – Заключительный
Презентация проекта
Примерное перспективное
планирование по проекту:
«Мой дом – моя крепость»
РР
ФР
ХЭР
СКР
ПР
Беседа: «Любимый уголок в доме»
Чтение сказки: «Золушка»
Рассматривание книг,
журналов, альбомов о домах
СРИ: «Новоселье»
«Азбука безопасности
дома»
«Дом, в котором я живу»
п\и: «Найди свой дом»
п\и: «Дом»
д\и: «Пара к паре»
д\и: «Хорошо – плохо»
рисование
изобретатели
дом без кисточки и карандаша
Опыт: «Что тяжелее и легче»
д\и: «Противоположности
д\и: «Где спряталась цифра 5?»
Д/и: «Дни недели»
КМД
дом моей мечты
д\и: «Волшебный экран»
Салат из сказок
д\и: «Полезное и вредное»
Планирование по центрам активности
Центр архитектуры:
-
конструирование домов из
разного вида конструкторов;
-
-конструирование домов из
разного природного материала
Центр книги:
- организация выставки;
- подбор детской художественной
литературы по теме;
- придумывание сказок по теме
проекта;
- создание объяснялок.
Центр искусства:
- рисование по теме проекта;
- иллюстрирование сказок и
рассказов;
-
изготовление муляжей фруктов
для СРИ «Новоселье»;
- ведение зарисовок по ходу
проекта
- лепка из пластилина.
Центр математики:
Счет;
классификация : по размеру и по
цвету;
Центр кулинарии:
- Плюшки для новоселья.
Центр искусства:
- рисование по теме проекта;
- иллюстрирование сказок и
рассказов; - ведение
зарисовок по ходу проекта
- аппликации домов из
природного материала.
Центр естествознания:
- опыты, эксперименты в мини –
лаборатории;
- просмотр фильма по данной
теме;
- изучение: какой дом прочнее
(деревянный или кирпичный);
- ведение фото и видеосъемок,
видеороликов
Центр музыки:
- прослушивание песни: «Этот
домик для ребят» ;
- разучивание песни сл. Л.
Дымовой,
муз. Е. Туманян «Волшебный дом».
Центр песка и воды:
-рисование на мокром песке
(пальцем, малярными
кисточками)
- лепка из влажного песка
Работа с родителями
привлечение детей к проектированию модели домов;
консультации для родителей: «Дом, в котором я живу»;
моделирование домов из разного материала;
награждение благодарственными письмами.
Работа с библиотекой
(выставка книг)
Спасибо за внимание!