Автор: Бакланова Оксана Александровна
Должность: доцент
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Статья
Тема: Современный танец. Партер и партерные техники.
Раздел: высшее образование
Партер и партерные техники.
Современный танец использует сценическое пространство не только
по вертикали, но и по горизонтали.
Партер — это танец в нижних уровнях, на полу. Переход в партер
осуществляется с помощью godown'a (переводится "идти вниз"). Существует
много разнообразных как godown, так и движений в партере. Аналогичный
вариант и с выходом из партера.
Первая причина того, почему нужно заняться партером — это
разнообразие своего танца. Плавные переходы, отточенные и красивые
движения внизу привлекают публику.
Благодаря партеру, вы укрепляете мышцы и становитесь более
выносливее. В партере нет правил и ограничений, только полная свобода
действий. Партер — это прекрасная возможность овладеть своим телом не
только сверху, но и снизу.
Движение исполнителя на полу - существенная часть хореографии. В
уроке этот раздел несёт очень важные функции:
- В партере может происходить разогрев.
- В партере могут быть упражнения на изоляцию.
- В партере могут исполняться упражнения - stretch характера.
- В партере очень эффективны упражнения для развития подвижности
позвоночника.
Переход из одной позиции в другую, создание цепочек на смену
уровня,
дополнительный
тренаж
на
координацию
и
ориентацию
в
пространстве.
Партерные техники (floorwork – работа в партере, flyinglow – низкий
полет над полом ) — это современные танцевальные практики, одни из
компонентов contemporarydance, содействующие налаживанию взаимосвязей
между центром тела и конечностями. Поток движений осуществляется в
разных уровнях пространства, где вход и выход из партера исполняется по
касательной .
Партерные
техники
символически
связаны
с
экологической
и
антропологической
проблематикой,
символическим
возвращением
в
материнское лоно, к земле, регресс в детское, невинное состояние. Снижение
пафоса «прямой, хрустальной, очищенной, выверенной» линии балета, его
жёсткого гештальта, приводит к «очеловечиванию», «отелесневанию» танца,
его кажущейся освобожденности от муштры, свободе выражения, воле,
неявной гендерной идентификации, большей чувственности танца.
Средства, с помощью которых изучаются и отрабатываются
основные принципы contemporarydance, это: contraction, curve, arch, release,
insulation, spiral, перетекание, swing, a falls, pulse , что увеличивает
пространство кинесферы (R. Laban) и осознавание (awareness) тела в рамках
движения. Внимание к физической и пространственной динамике движений
позволяет использовать их импульс в танце, находя покой и расслабление в
физически сложных элементах (к примеру, в исполнении contraction по II
позиции ног). В данной технике множество элементов и движений
исполняется на коленях, «корточках» , боковых поверхностях бёдер, спине и
на плечах с разными позициями рук. Все упражнения реализовываются с
концентрацией внимания. Тяжесть корпуса распределяется равномерно на
все соприкасающиеся с полом части тела. Занятия строятся на освобождении
зажимов тела, которое, урок за уроком, теряет свою закостенелость и
приобретает эластичность, улучшая пространственное восприятие танцора.
Тело, потерявшее пластичность в результате травмы, с помощью
flyinglow обретает навык функционирования без излишнего перенапряжения,
свободу выразительности, экспрессивность. Активное использование партера
– одно из главных отличий современного танца от предшествующих
танцевальных жанров. Так в процессе обучения contemporary выделяется
целый раздел урока, который, по усмотрению педагога, может служить, как
для разогрева тела танцовщика, так и для выстраивания динамических
стереотипов. В классическом же танце используют партерную гимнастику,
которая выступает средством введения в практику хореографии и развития
ведущих специфический физических кондиций: координации, подвижности,
эластичности и выносливости.
«Низкий» или партерный уровень (располагаясь всем телом на полу,
или оставляя три точки опоры) — один из трёх основных пространственных
уровней, которые танцоры могут занимать, наряду со средним или
«двуногим» (стоя на двух ногах) и высоким или воздушным (прыжки)
уровнями.
Работа в партере изменяет отношение тела к гравитации и требует
от танцоров перемещений между более высокими и низкими уровнями
(«входить в пол и выходить из него»). В этот момент партер выступает
партнёром, медиатором или же помощником танцора. Эти особенности
играют ключевую роль в использовании партерной техники в хореографии, а
также влияют на их функционал в ходе занятий по floorwork. Для плавного
выполнения движения на полу требуются гибкие суставы, расслабленное
тело и внимание к кинестетической обратной связи (чувственное ощущение,
передающееся от кожных, нервно-мышечных рецепторов кистей рук), что
реализуется в процессе систематического тренажа.