Автор: Ренжин Виктор Сергеевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Современные концепции использования информационных технологий в учебном процессе
Тема: Информационные технологии в учебном процессе
Раздел: высшее образование
Современные концепции использования информационных
технологий в учебном процессе
Вопрос об использовании информационных технологий в учебном
процессе в целом зависит от глобальной информатизации, которая является
одной из ключевых проблем всего мира. Дело в том, что информация имеет
огромное значение в современном мире, так она является одной из движущих
сил во всех сферах человеческой жизни. В связи с этим внедрение
информационных технологий в учебный процесс – это необходимое явление
в развитии современного информационного мира.
На протяжении долгого времени современные информационные
технологии входили в нашу жизнь, в том числе в сферу образования. Сегодня
мы не сможем представить себе систему образования без информатизации. В
первую
очередь
Национальный
проект
«Образование»
Российской
Федерации, также ставит предопределяющей задачей компьютеризировать
все
сферы
образования
и
приоритетным
направлением
является
информатизация образования в целом.
В
своем
труде
А.В.
Польщиков
отмечал:
«Информационные
технологии – это технологии, использующие вычислительную технику и
телекоммуникационные средства для сбора, хранения, обработки и передачи
информации с целью оперативной и эффективной работы с информацией» .
В современном мире существует ряд концепций по использованию
информационных
технологий
в
учебном
процессе.
Так,
многие
исследователи отмечают, что компьютер необходимо рассматривать как
средство обучения, как один из важнейших факторов учебного процесса.
Так, В.А. Садовничий в своих трудах отмечает: «Принципиально новые
возможности получения информации и ее постоянно растущий объем, новые
способы коммуникации не могут не оказывать значительного влияния на
образование. Сам процесс обучения, роль преподавателя и роль студента
начинают существенно меняться. Если раньше преподаватель делился со
студентами своими знаниями и помогал им черпать знания из книг, то
сегодня … роль преподавателя становится иной и акцент в преподавании все
больше переносится на самостоятельную работу студента. Это ставит перед
преподавателем новые, более сложные задачи. Он должен сориентироваться
в безбрежном море информации, научить своих студентов превращать
информацию в знания и привить им вкус к этой работе» .
Стоит отметить, что в современных концепциях определяется тот факт,
что информационные технологии созданы для облегчения и улучшения
учебного процесса, а также повышают уровень подготовки обучающихся, а
значит, влияют на их результативность . На сегодняшний день особое
значение приобретают цифровые образовательные ресурсы, внедрение
интерактивных моделей и электронных техник.
В учебном пособии И.Г. Захарова автор пишет: «Появление различных
компьютерных технологий в школах и вузах внесло значительные изменения
в
педагогический
процесс.
Интеллектуальная
подготовка
учителей
впоследствии будет заменена компьютерными программами, и, таким
образом, учитель, который обучал науке и знаниям, предстанет в качестве
руководителя и консультанта»
Анализируя труды Е.С. Полат и И.Г. Захарова можно сделать вывод о
том, что информационным технологиям образования присущи несколько
функций:
1.
Обучающая функция. Данная функция заключается в изучение и
закрепление нового материала, через проведение практикумов, практических,
лабораторных, а также через иллюстрирование материала и самоконтроль
обучающегося человека.
2.
Развивающая функция. В представленную функцию входит
развитие умственных способностей, таких как синтез, абстрагирование и
анализ,
а
также
развивающая
деятельность
приемов
умственного
и
поискового характера, при этом информационные технологии оказывают
большое влияние на развитие творческих способностей.
3.
Мотивирующая
функция.
Данная
функция
заключается
в
мотивации,
то
есть
занимательности
и
увлекательности,
а
также
обоснованности полезности изучаемого материала.
4.
Воспитывающая
функция.
В
этой
функции
собраны
воспитательные
качества
личности,
а
также
моральные
качества
и
воспитание чувства прекрасного.
5.
Познавательная
функция,
содержится
в
ознакомление
с
различными точками зрения, а также поиск решения, поставленной
проблемы, для получения достоверной информации.
Для оптимизации интеграции учебной и вне учебной деятельности, а
также самостоятельной работы студентов информационные технологии
являются самой важной составляющей в учебном процессе. Согласно
информационным технологиям возможно решить ряд вопросов, которые
касаются коммуникативной компетенции, а значит и успешной социализации
выпускника. Но для того, чтобы у студента данная компетенция была
сформирована, преподаватель сам должен обладать данной компетенцией,
понимать роль и значение информационных технологий в образовательном
процессе, а также он должен не просто ориентировать в цифровых
образовательных ресурсах, а использовать их для решения педагогических
задач.
Е.А. Гнатышина и С.А. Богатенкова выдвинули концепцию о том, что
информационная компетентность педагога высших учебных заведений
представляет собой «мотивированное желание, готовность и способность
эффективно
использовать
возможности
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
условиях
многопредметной
и
полифункциональной
педагогической
деятельности
при
обучении,
воспитании и развитии обучаемых в соответствии с направлением и
профилем подготовки»
Исходя из современных концепций, можно сделать вывод о том, что
использование
информационных
технологий
повышает
эффективность
обучения и совершенствует формы и методы обучения, которые повышают
заинтересованность студентов в более глубоком изучении программного
материала.
Но
на
сегодняшний
день
проблема
использования
информационных технологий является одной из актуальных в рамках
методики преподавания. Однако уйти от традиционной формы обучения и
внедрить
альтернативные
формы
фактически
невозможно,
но
информационные
технологии
способствуют
усовершенствованию
и
разнообразию для передачи и усвоения учебного материала.
Информационные технологии и информатизация в период XXI века
получили особое развитие, данный феномен связан с изменениями сущности
образования и его форм. В обществе возрастают новые потребности, которые
находят свое отражение в применении информационных технологий в
образовательной сфере. В период пандемии образовательные учреждения
перешли на дистанционную форму обучения, в ходе использования
информационных технологий были обнаружены преимущества и недостатки
перед традиционной формой обучения. Необходимо отметить, что такая
ситуация
подтолкнула
на
необходимость
развития
дистанционного
образования
в
России
и
продумывания
новых
методик
применения
дистанционных технологий совместно с традиционной формой обучения.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с
современными
информационными
технологиями
могут
существенно
повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед
образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой,
творчески свободной личности.