Напоминание

Информационные технологии в учебном процессе


Автор: Ренжин Виктор Сергеевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Современные концепции использования информационных технологий в учебном процессе
Тема: Информационные технологии в учебном процессе
Раздел: высшее образование





Назад




Современные концепции использования информационных

технологий в учебном процессе

Вопрос об использовании информационных технологий в учебном

процессе в целом зависит от глобальной информатизации, которая является

одной из ключевых проблем всего мира. Дело в том, что информация имеет

огромное значение в современном мире, так она является одной из движущих

сил во всех сферах человеческой жизни. В связи с этим внедрение

информационных технологий в учебный процесс – это необходимое явление

в развитии современного информационного мира.

На протяжении долгого времени современные информационные

технологии входили в нашу жизнь, в том числе в сферу образования. Сегодня

мы не сможем представить себе систему образования без информатизации. В

первую

очередь

Национальный

проект

«Образование»

Российской

Федерации, также ставит предопределяющей задачей компьютеризировать

все

сферы

образования

и

приоритетным

направлением

является

информатизация образования в целом.

В

своем

труде

А.В.

Польщиков

отмечал:

«Информационные

технологии – это технологии, использующие вычислительную технику и

телекоммуникационные средства для сбора, хранения, обработки и передачи

информации с целью оперативной и эффективной работы с информацией» .

В современном мире существует ряд концепций по использованию

информационных

технологий

в

учебном

процессе.

Так,

многие

исследователи отмечают, что компьютер необходимо рассматривать как

средство обучения, как один из важнейших факторов учебного процесса.

Так, В.А. Садовничий в своих трудах отмечает: «Принципиально новые

возможности получения информации и ее постоянно растущий объем, новые

способы коммуникации не могут не оказывать значительного влияния на

образование. Сам процесс обучения, роль преподавателя и роль студента

начинают существенно меняться. Если раньше преподаватель делился со

студентами своими знаниями и помогал им черпать знания из книг, то

сегодня … роль преподавателя становится иной и акцент в преподавании все

больше переносится на самостоятельную работу студента. Это ставит перед

преподавателем новые, более сложные задачи. Он должен сориентироваться

в безбрежном море информации, научить своих студентов превращать

информацию в знания и привить им вкус к этой работе» .

Стоит отметить, что в современных концепциях определяется тот факт,

что информационные технологии созданы для облегчения и улучшения

учебного процесса, а также повышают уровень подготовки обучающихся, а

значит, влияют на их результативность . На сегодняшний день особое

значение приобретают цифровые образовательные ресурсы, внедрение

интерактивных моделей и электронных техник.

В учебном пособии И.Г. Захарова автор пишет: «Появление различных

компьютерных технологий в школах и вузах внесло значительные изменения

в

педагогический

процесс.

Интеллектуальная

подготовка

учителей

впоследствии будет заменена компьютерными программами, и, таким

образом, учитель, который обучал науке и знаниям, предстанет в качестве

руководителя и консультанта»

Анализируя труды Е.С. Полат и И.Г. Захарова можно сделать вывод о

том, что информационным технологиям образования присущи несколько

функций:

1.

Обучающая функция. Данная функция заключается в изучение и

закрепление нового материала, через проведение практикумов, практических,

лабораторных, а также через иллюстрирование материала и самоконтроль

обучающегося человека.

2.

Развивающая функция. В представленную функцию входит

развитие умственных способностей, таких как синтез, абстрагирование и

анализ,

а

также

развивающая

деятельность

приемов

умственного

и

поискового характера, при этом информационные технологии оказывают

большое влияние на развитие творческих способностей.

3.

Мотивирующая

функция.

Данная

функция

заключается

в

мотивации,

то

есть

занимательности

и

увлекательности,

а

также

обоснованности полезности изучаемого материала.

4.

Воспитывающая

функция.

В

этой

функции

собраны

воспитательные

качества

личности,

а

также

моральные

качества

и

воспитание чувства прекрасного.

5.

Познавательная

функция,

содержится

в

ознакомление

с

различными точками зрения, а также поиск решения, поставленной

проблемы, для получения достоверной информации.

Для оптимизации интеграции учебной и вне учебной деятельности, а

также самостоятельной работы студентов информационные технологии

являются самой важной составляющей в учебном процессе. Согласно

информационным технологиям возможно решить ряд вопросов, которые

касаются коммуникативной компетенции, а значит и успешной социализации

выпускника. Но для того, чтобы у студента данная компетенция была

сформирована, преподаватель сам должен обладать данной компетенцией,

понимать роль и значение информационных технологий в образовательном

процессе, а также он должен не просто ориентировать в цифровых

образовательных ресурсах, а использовать их для решения педагогических

задач.

Е.А. Гнатышина и С.А. Богатенкова выдвинули концепцию о том, что

информационная компетентность педагога высших учебных заведений

представляет собой «мотивированное желание, готовность и способность

эффективно

использовать

возможности

информационных

и

коммуникационных

технологий

в

условиях

многопредметной

и

полифункциональной

педагогической

деятельности

при

обучении,

воспитании и развитии обучаемых в соответствии с направлением и

профилем подготовки»

Исходя из современных концепций, можно сделать вывод о том, что

использование

информационных

технологий

повышает

эффективность

обучения и совершенствует формы и методы обучения, которые повышают

заинтересованность студентов в более глубоком изучении программного

материала.

Но

на

сегодняшний

день

проблема

использования

информационных технологий является одной из актуальных в рамках

методики преподавания. Однако уйти от традиционной формы обучения и

внедрить

альтернативные

формы

фактически

невозможно,

но

информационные

технологии

способствуют

усовершенствованию

и

разнообразию для передачи и усвоения учебного материала.

Информационные технологии и информатизация в период XXI века

получили особое развитие, данный феномен связан с изменениями сущности

образования и его форм. В обществе возрастают новые потребности, которые

находят свое отражение в применении информационных технологий в

образовательной сфере. В период пандемии образовательные учреждения

перешли на дистанционную форму обучения, в ходе использования

информационных технологий были обнаружены преимущества и недостатки

перед традиционной формой обучения. Необходимо отметить, что такая

ситуация

подтолкнула

на

необходимость

развития

дистанционного

образования

в

России

и

продумывания

новых

методик

применения

дистанционных технологий совместно с традиционной формой обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с

современными

информационными

технологиями

могут

существенно

повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед

образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой,

творчески свободной личности.



В раздел образования